Рабочая программа по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по технологии для базового уровня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ОУ зам. директора по УВР
______________ _______________
«__»_______2013г. «__»_______2013г
«Рассмотрено»
на заседании М.О. протокол № ____
_______________
«__»_______2013г
Рабочая программа
по технологии
5 класс
Классы: 5А, 5Б.
Учитель: Антипина Валентина Михайловна
Количество часов:
Всего: 70 в неделю 2
Планирование составлено на основе
Программы:
Технология. Авторы программы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Учебник:
Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Дополнительная
литература:
Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: Методические рекомендации/ Под ред. Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по технологии для базового уровня.
Программа ориентирована на УМК «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом основного общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.
Для обучения используются учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология. Технология ведения дома: 5 класс»/ Н.В.Синица, Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 35 недель.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;
назначение, конструкция, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом;
способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли.
Учащиеся должны уметь:
Работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
рассчитывать передаточное число передач вращательного движения;
включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;
переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.
Содержание курса 5 класс.
Вводное занятие. (2 час)
Творческая проектная деятельность (2 час).
Основные теоретические сведения
Что такое творческий проект. Понятие проектирования. Этапы выполнения проекта. Пояснительная записка.
Практические работы
Соотнести этапы выполнения пректа и главы пояснительной записки.
Варианты объектов труда.
Виды творческих проектов.
Оформление интерьера (4 час).
Интерьер и планировка кухни-столовой.
Бытовые приборы на кухне.
Творческий проект «Планировка кухни-столовой.
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.
Практические работы:
Выполнение проекта «Планировка кухни-столовой»
Варианты объектов труда.
Выполнение эскиза интерьера кухни.
Кулинария (12 час).
Санитария и гигиена (2).
Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Варианты объектов труда.
Рабочее место бригады на кухне.
Технология приготовления пищи (8).
Бутерброды, горячие напитки
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Варианты объектов труда.
Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения
Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы
Технологическая карта блюда из круп, бобовых, макаронных изделий..
Варианты объектов труда.
Сообщение «Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий»
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Практические работы
Технологическая карта блюда из овощей
Варианты объектов труда.
Сообщение «Блюда из овощей»
Блюда из яиц
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
Технологическая карта блюда из яиц. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда.
Сообщение «Блюда из яиц». Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Творческий проект (2).
Основные теоретические сведения
Проблемная ситуация. Цель проекта. Исследование. Выбор лучшего варианта завтрака. Расчёт расхода продуктов. Самооценка. Защита проекта.
Практические работы
Приготовить воскресный завтрак для всей семьи.
Варианты объектов труда.
Творческий проект «Воскресный завтрак для всей семьи».
Создание изделий из текстильных материалов (32 час).
Производство текстильных материалов.
Текстильные материалы и их свойства. (4 час).
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.
Варианты объектов труда.
Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.
Конструирование и моделирование рабочей одежды (4 час).
Основные теоретические сведения
Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.
Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.
Элементы машиноведения (4 час).
Основные теоретические сведения
Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
Варианты объектов труда.
Швейная машина. Образцы машинных строчек.
Технология изготовления рабочей одежды (10час).
Основные теоретические сведения
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Практические работы
Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук.
Творческий проект (2).
Основные теоретические сведения
Проблемная ситуация. Цель проекта. Исследование. Выбор лучшей идеи. Расчёт материалов и денежных затрат. Технология изготовления фартука. Самооценка. Защита проекта.
Практические работы
Выполнить проект «Наряд для завтрака».
Варианты объектов труда.
Творческий проект «Наряд для завтрака».
Художественные ремесла (16час).
Лоскутная техника-8 часов
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме. Знакомство с видами изделий. Композиция, ритм, орнамент, раппорт. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Виды ткани. Технология сшивания лоскутков.
Практическая работа:
Организация рабочего места для ручного шитья. Подготовка ткани Выбор способа складывания ткани.
Варианты объектов труда.
Прихватка, салфетка.
Творческий проект
«Лоскутное изделие для кухни-столовой»-8 часов
Основные теоретические сведения
Применение лоскутной пластики в оформлении кухни-столовой. Знакомство с видами изделий. Композиция, ритм, орнамент, раппорт. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы
Организация рабочего места для ручного шитья. Подготовка ткани Выбор способа складывания ткани. Выполнить проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой»
Варианты объектов труда.
Прихватка, салфетка.
Итоговый урок. (2 час)
Календарно-тематический план по технологии
5 класс.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Кол -во ч. | Практич еская | 5А Дата | 5Б Дата | |||
По плану | По плану | |||||||
1-2 | Вводное занятие. | 2 | экскурсия | |||||
Творческая проектная деятельность 2 4 | ||||||||
3-4 | Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проекта. | 2 | §1,2 | |||||
Оформление интерьера 4 | ||||||||
5-6 | Интерьер и планировка кухни-столовой. Бытовые приборы на кухне. | 2 | §3,4 | |||||
7-8 | Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | 2 | Стр. 24-28 | проект | ||||
Кулинария 12 | ||||||||
9-10 | Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание. | 2 | §5,6 | |||||
11-12 | Технология приготовления бутербродов. Технология приготовления горячих напитков | 2 | §7,8 | |||||
13-14 | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий | 2 | §9 | |||||
15-16 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. | 2 | §10, 11 | |||||
17-18 | Технология приготовления блюд из яиц. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. | 2 | §12, 13 | |||||
19-20 | Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» | 2 | Стр.77-82 | проект | ||||
Создание изделий из текстильных материалов 32 | ||||||||
21-22 | Производство текстильных материалов. | 2 | §14 | |||||
23-24 | Текстильные материалы и их свойства | 2 | §15 | |||||
25-26 | Изготовление выкроек | 2 | §16 | Выкройка артука | ||||
27-28 | Раскрой швейного изделия работ. | 2 | §17 | Раскрой | ||||
29-30 31-32 | Швейные ручные работы. | 4 | §18 | Образц ы швов | ||||
33-34 35-36 | Швейная машина | 4 | §19 |
| ||||
37-38 39-40 | Основные операции при машинной обработке изделия. | 4 | §20 | Образц ы швов | ||||
41-42 | Влажно-тепловая обработка ткани | 2 | §21 | |||||
43-44 | Машинные швы | 2 | §22 | Образц ы швов | ||||
45-46 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | §23 | Фартук. | ||||
47-48 49-50 51-52 | Творческий проект «Наряд для завтрака». | 6 | Стр. 144-148 | Фартук. | ||||
Художественные ремёсла 16 | ||||||||
53-54 | Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 2 | §24, 25 | Экскурсия в музей | ||||
55-56 | Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. | 2 | §26, 27 | |||||
57-58 59-60 | Лоскутное шитьё. Технология изготовления лоскутного изделия. | 4 | ||||||
61-62 63-64 65-66 67-68 | Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» | 8 | Стр. 178-184 | |||||
69- 70 | Итоговый урок. | 2 | §30 | |||||
Всего: | 70 |
Ресурсное обеспечение программы:
- Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.- М: Вентана-Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...