Мастер - класс "Народная кукла "
план-конспект занятия по технологии (5 класс) по теме
Данное занятие знакомит с историей народной куклы, в частности с куклой Столбушкой. Также знакомит с традициями и обрядами связанные с куклой Столбушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом « Берёзка»
« Народная кукла »
Выполнила:
Щеглова О.В
инструктор по труду.
Промышленная 2012г
Цель занятия: Нравственное воспитание девочек через традиционные
духовные ценности и обучению рукоделию.
Задачи: 1. Познакомить с историей появления народной куклы,
её назначение;
2. Научить изготавливать простейшую народную куклу;
3. Дать девочкам представление о традиционной роли
женщины в семье (жена, мать)
Оборудование: - Элементы народных костюмов (платки, кепки)
- Лоскутки ткани для изготовления кукол, суровая нитка,
пряжа ярких цветов ля поясов - раздаточный материал
для каждого участника.
- Ножницы.
- Макет куклы – Архангельской столбушки
( большого размера)
- Музыкальный центр
- Угощение для воспитанников.
Ход проведения мастер – класса.
1.Приветствие участников.
Тихо звучит русская – народная музыка.
1-я ведущая: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
2-я ведущая: Веселья вам да радости!
1-я ведущая: Давно мы вас ждём – поджидаем! Праздник без вас не начинаем!
2-я ведущая: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
1-я ведущая: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку,
кому - правду, кому – песенку!
/ Выходят все участники выступления, кланяются гостям , рассаживаются по
местам, музыка звучит громче./
2-я ведущая: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли место хватило?
Один из гостей: Гостям-то известное дело, место хватит, да не тесновато – ли
хозяевам?
2-я ведущая: В тесноте – не в обиде!
1-я ведущая: А кто такой гость на Руси?
2-я ведущая: Гость – человек, что весёлую беседу поддержит
И песню подпоёт, и в хоровод выйдет!
1-я ведущая: Приготовили мы для вашей утехи русские потехи:
как не вспомнить народные пословицы о русском
гостеприимстве! Я вам начало – а вы мне – конец
пословицы. Давайте попробуем!
Рады гостям – как добрым вестям!
Гостя по одежде встречают….. по уму провожают!
Гостю почёт, хозяину …… честь!
Гостю щей не жалей, а погуще ….налей!
Доброму гостю хозяин…..рад!
2-я ведущая: Спасибо вам, гости дорогие, что храните пуще золота
мудрость народную!
2. Теоретическая часть.
Педагог: Я сегодня пригласила вас на мастер – класс по теме « Народная
кукла» Ведь не зря говорят, что всё новое – хорошо забытое старое.
Вспомним, что раньше процесс обучения и воспитания сводился к
совместной деятельности взрослого и ребёнка. Сейчас предлагаю
вам послушать историческую справку об истоках трудового
воспитания в крестьянской семье. Что умели делать дети в вашем
возрасте.
2-я ведущая: С малого возраста крестьянские дети сотрудничали с взрослыми,
а с 7 – 8 лет труд становился их основным занятием. К 10 годам
мальчик должен был уметь многое: топорище наладить, сети
вязать, лошадь запрягать, рыбу удить, скот пасти. А девочки с
10 – 11 лет уже пряли, с 12 вышивали, с 13 шили рубахи и
вымачивали холсты, с 14 ткали, а в 15 -16 сами устанавливали
ткацкий станок. Каждая семья была заинтересована в подготовке
девочек к женскому ручному труду.
Педагог: Мы же предлагаем, вам обратится к народной кукле.
1-я ведущая: Куклы иностранные –
На них цены странные,
И купить, возможности нет никакой,
Сядем рядом с бабушкой
И сошьём мне Ладушку – Куколку тряпичную
с русою косой………….
Педагог: Народная кукла вообще играла в жизни ребёнка и взрослого
важную роль. Для ребёнка – это игрушка для ролевых игр,
способ обучения ремеслу и возможность постичь традиционное
искусство одевания. В кукольных играх дети сами учились
кроить, шить, вышивать, прясть. На кукол вязали пояски, плели
лапти. Но были, девочки и такие кто не очень старался учиться
этому. Поэтому с ними могла произойти вот такая ситуация.
Мы расскажем вам поучительную историю.
Обыгрывается детьми сценка.
Автор: Жила – была в одной деревне девица - красавица. Красны щёчки,
алы губки, волос к волоску. Одним словом, не описанной красоты
девица. Но не было жениха у неё в этой деревне. Много ли
времени прошло, не знаю, а нашёлся ей жених из далёких краёв.
Как раз под стать ей: высокий, здоровый, красивый. Как увидели
они друг друга, так и сели – глаз не отведут – наглядеться не могут.
Сваты в это время сватаются, о свадьбе договариваются. А жених
Подхватил невесту на руку да к упряжке с лошадьми несёт.
Прогуляться ему с ветерком захотелось. Посадил невесту, обнял
одной рукой, вожжи держит. Но! Поехали. Едут они, едут. Асами глаз
друг с друга не сводят.
Жених: - Да, красива ты, а как жена, что делать умеешь? Рубашку мне
сошьёшь?
Невеста: - Я всё делать умею, только рубашку сшить не могу.
Жених: - Ладно! А блины, шаньги испечёшь?
Невеста: - Я всё делать умею! Только блины и шаньги испечь не могу!
Жених: - Ладно! А мешок сошьёшь?
Невеста: - Я всё делать умею! Только мешок сшить не могу!
Жених: - Ну а плясать- то ты умеешь, да песни петь?
Невеста: - Умею, умею!
Автор: Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.
Обрадовалась невеста, спрыгнула на землю и пустилась в пляс:
Плечиком повела, ручкой взмахнула, песню затянула….
А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края…
Вот так, как говорится, красота – она до венца, а ум да
мастерство - на всю жизнь!
Педагог: Ну а мы продолжим рассказ о куклах. Самые первые куклы (наверное,
ещё на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола,
смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась
юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба»
передавалась по женской линии от бабушки внучке, причём дарилась
в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была
оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу
из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того,
чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Предлагаю ещё
познакомиться с куклой « Пеленашкой». Во время свадьбы после
переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького
ребёнка или клали спеленатую куклу - считалось, что после этого к
молодой жене приходит материнская сила. Спеленатую куклу
подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения,
чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти,
угрожающе незащищённому крестом малышу. После крещения кукла
убиралась из колыбели из колыбели и хранили её наравне с
крестильной рубахой. ( Показать фото куклы)
А вот кукла «День – ночь» обереги жилища. Они – хранители дня и ночи,
порядка в мире. Это две совершенно одинаковые куклы, только одна
белая ( День), а другая - синяя ( Ночь). Куколка День - молодая, весёлая,
подвижная, работящая. Она хозяйка дня, и следит, чтобы люди работали,
а в праздники веселились, пели, плясали, чтобы днём светило солнышко.
Куколка Ночь - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь –
волшебница, она меняет и вещи и людей, несёт другой мир. Ночью всё
таинственно, привычное, без солнечного света, становится неузнаваемым.
3. Практическая деятельность.
Педагог: Я предлагаю вам сегодня познакомиться с куклой, которую можно
изготовить без иголки, и без ножниц, дома, в школе, на отдыхе,
из цветных лоскутков и остатков ткани, и даже из старых, ветхих
простыней.
Кукла называется Архангельская столбушка.
О куклах - столбушках сейчас вам расскажу.
А если вам понравится, - как сделать подскажу
Известно всем, что в русской деревушке
Была столбушка – самая любимая игрушка!
Я знаю в юности прабабушка моя
В такие куклы с удовольствием играла.
И девушка, похожей на себя,
Обычно куколку такую создавала.
В столбушки – куклы до замужества играли;
Они и чуткий сон детей оберегали
И благосостоянье приносили для народа,
И символом считались продолженья рода
И пусть безликими столбушки – куклы были
Они оберегали всю семью, хранили.
И право стать невестой та имела,
Что сотню кукол сшить себе сумела
Но наша куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделаем подружек ей,
Кукле будет веселей
Кусочек ткани в столбик я сверну,
Получится для куколки хорошая основа,
А белой тряпочкой лицо ей обтяну,
И вот уж куколка практически готова!
С любовью лоскутки переберу,
Отсортирую и разрежу так, как нужно.
И гармонично цветовую гамму подберу,
И спорится работа очень дружно!
Вот лоскуток, к нему добавь ещё один –
И смотришь – получилось цветовая гамма.
Все лоскутки в прекрасные наряды превратим
Для куколок столбушек: дочки с мамой!
Такие куклы сделать предстоит и вам,
Они оригинальны будут, ярки и красивы.
За вдохновеньем обратимся к прожитым векам,
А значит, что традиции народа будут вечно живы!
Дети выполняют задание. Во время работы звучит музыка. Воспитанники работают по технологическим картам
Заключительная часть.
Педагог: - У каждой из вас получилась замечательная кукла!
Вот для куколки подружки,
Не похожи друг на дружку.
Как пуховые подушки, Мягкие игрушки!
Вот и куклы расписные
Всех на свете краше!
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, красавицы
Пришла пора прощаться!
Будьте умелые, прилежные, старательны,
И аккуратны, и очень внимательны
Нам не на долго придётся прощаться,
Будем ещё много раз мы встречаться!
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали.
( организация выставки кукол, угощение для детей)
Используемая литература:
- Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла.
СПб.: « Паритет», 2005 – 240с.
- Мазурик Т.А., Лоскутное шитьё: от ремесла к искусству, - СПб., « Патриот»,
2000.
- Максимова М., Кузьмина М., Лоскутки,- М., « ЭКСИМО –Пресс», 1998.
- Сысоева Т., Кукольный календарь: Каргополь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...