Мастер - класс "Народная кукла "
план-конспект занятия по технологии (5 класс) по теме

Данное занятие знакомит с историей народной куклы, в частности с куклой Столбушкой. Также  знакомит  с традициями  и    обрядами  связанные  с  куклой  Столбушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное  казенное  образовательное  учреждение  для  детей  сирот

                 и детей, оставшихся  без  попечения  родителей  «Детский  дом « Берёзка»

                 

                                                            « Народная  кукла »

        Выполнила:

                                                                                                            Щеглова О.В

                                                                                                           инструктор  по труду.

        

                                                           Промышленная   2012г

        

            Цель  занятия:  Нравственное   воспитание  девочек  через  традиционные

                                        духовные  ценности  и  обучению  рукоделию.

                  Задачи:  1. Познакомить  с  историей  появления народной  куклы,

                                            её  назначение;

                                        2.  Научить изготавливать  простейшую  народную  куклу;

                                        3.  Дать  девочкам  представление  о  традиционной  роли  

                                              женщины  в  семье (жена,  мать)

          Оборудование:   - Элементы народных костюмов (платки, кепки)

                                         

                                         -  Лоскутки ткани  для  изготовления  кукол, суровая  нитка,

                                              пряжа ярких  цветов ля  поясов  - раздаточный  материал

                                              для  каждого  участника.

                                          - Ножницы.

                                          - Макет  куклы – Архангельской  столбушки  

                                               ( большого размера)

                                     

                                          - Музыкальный  центр

                                             

                                          - Угощение для  воспитанников.

        

                                               Ход  проведения  мастер – класса.

                          1.Приветствие  участников.

Тихо звучит русская – народная музыка.

1-я ведущая: Пожалуйте, гости  дорогие, пожалуйте!

2-я ведущая: Веселья  вам  да  радости!

1-я ведущая: Давно мы  вас ждём – поджидаем! Праздник  без вас не начинаем!

2-я ведущая: У нас для  каждого найдётся и  местечко, и  словечко!

1-я ведущая: Припасли  мы для  вас забавушек на  всякий  вкус: кому – сказку,

                       кому  - правду,  кому – песенку!

/ Выходят  все  участники  выступления, кланяются гостям , рассаживаются  по    

            местам,  музыка звучит громче./

2-я ведущая:   Удобно  ли  вам гости  дорогие? Всем ли  видно? Всем ли  слышно?

                         Всем  ли  место  хватило?

Один из  гостей: Гостям-то известное  дело, место  хватит, да  не тесновато – ли  

                              хозяевам?

                         

          2-я ведущая:      В тесноте – не  в  обиде!

           1-я ведущая:     А кто  такой  гость  на Руси?

           2-я ведущая:      Гость – человек, что весёлую беседу поддержит

                                         И  песню подпоёт, и в хоровод выйдет!

            1-я ведущая:     Приготовили мы для вашей утехи русские потехи:

                                        как  не  вспомнить народные пословицы о  русском

                                        гостеприимстве!  Я вам  начало – а вы мне – конец

                                        пословицы. Давайте попробуем!

                                        Рады  гостям – как добрым вестям!

                                        Гостя по  одежде встречают….. по  уму провожают!

                                        Гостю почёт, хозяину …… честь!

                                        Гостю  щей  не жалей, а погуще ….налей!

                                        Доброму  гостю  хозяин…..рад!

             

  2-я ведущая:   Спасибо вам, гости  дорогие, что  храните  пуще золота

                           мудрость    народную!

                                  2. Теоретическая  часть.

              Педагог: Я  сегодня  пригласила  вас  на  мастер – класс  по  теме  « Народная

                    кукла» Ведь  не  зря  говорят, что  всё  новое – хорошо забытое  старое.

                    Вспомним, что  раньше  процесс обучения  и  воспитания  сводился  к

                    совместной  деятельности  взрослого  и  ребёнка. Сейчас предлагаю

                    вам  послушать  историческую  справку  об  истоках трудового  

                    воспитания  в  крестьянской  семье. Что  умели  делать дети  в  вашем

                    возрасте.

           2-я ведущая:   С малого  возраста  крестьянские  дети сотрудничали  с взрослыми,

                                    а  с 7 – 8 лет труд становился их  основным  занятием. К 10 годам

                                    мальчик  должен был уметь  многое: топорище наладить, сети  

                                    вязать, лошадь  запрягать, рыбу удить, скот пасти. А девочки    с                                                

                                    10 – 11 лет уже пряли, с 12 вышивали, с 13 шили  рубахи  и

                                    вымачивали   холсты, с  14 ткали, а  в 15 -16 сами  устанавливали

                                    ткацкий  станок. Каждая  семья  была  заинтересована  в  подготовке

                                    девочек  к  женскому   ручному  труду.

                             

                Педагог:     Мы  же  предлагаем,  вам обратится  к  народной  кукле.                

        1-я ведущая:  Куклы  иностранные –

                                     На  них  цены  странные,

                                     И  купить, возможности  нет  никакой,

                                     Сядем    рядом  с  бабушкой

                                      И  сошьём  мне  Ладушку – Куколку тряпичную

                                      с  русою  косой…………. 

                  Педагог:    Народная  кукла  вообще  играла  в жизни  ребёнка  и  взрослого

                                     важную  роль. Для  ребёнка – это игрушка для  ролевых  игр,

                                     способ  обучения  ремеслу  и  возможность  постичь  традиционное

                                     искусство  одевания. В  кукольных  играх  дети  сами  учились

                                     кроить, шить, вышивать, прясть. На  кукол  вязали  пояски,  плели  

                                     лапти. Но  были, девочки  и  такие  кто  не  очень старался  учиться

                                     этому. Поэтому  с  ними  могла  произойти  вот  такая  ситуация.

                                      Мы  расскажем  вам  поучительную  историю.

        Обыгрывается  детьми  сценка.

        Автор:  Жила – была  в одной  деревне девица -  красавица. Красны  щёчки,

                               алы  губки, волос к  волоску. Одним  словом, не  описанной красоты

                               девица. Но  не  было  жениха  у неё  в  этой  деревне. Много ли  

                               времени  прошло, не  знаю,  а  нашёлся  ей  жених  из  далёких  краёв.

                               Как  раз под стать  ей:  высокий, здоровый,  красивый. Как увидели  

                     

                            они  друг  друга, так  и  сели – глаз не отведут – наглядеться  не  могут.

                            Сваты  в  это  время  сватаются,  о  свадьбе   договариваются.  А  жених

                            Подхватил  невесту  на  руку  да  к  упряжке  с  лошадьми  несёт.

                            Прогуляться  ему   с  ветерком  захотелось.  Посадил невесту, обнял

                            одной  рукой, вожжи  держит. Но! Поехали. Едут они, едут. Асами  глаз  

                            друг  с  друга  не  сводят.

 

              Жених:     - Да, красива  ты,  а  как  жена,  что  делать умеешь?  Рубашку  мне

                               сошьёшь?

              Невеста: - Я  всё  делать  умею,  только  рубашку  сшить  не  могу.

              Жених:     -  Ладно! А  блины, шаньги  испечёшь?

              Невеста: -  Я  всё  делать  умею! Только  блины  и  шаньги  испечь  не  могу!

              Жених:     -  Ладно! А  мешок  сошьёшь?

               Невеста:  -  Я  всё  делать  умею! Только  мешок сшить  не  могу!

              Жених:      -  Ну  а  плясать- то  ты  умеешь, да  песни  петь?

                 

             Невеста:    -  Умею, умею!

                Автор:    Остановил  тут  жених  лошадей  и  просит  её  спеть  и  сплясать.

                                Обрадовалась  невеста, спрыгнула  на  землю  и  пустилась  в  пляс:

                                Плечиком повела,  ручкой  взмахнула,  песню  затянула….

                                А  жених  в  это  время  стегнул  лошадей  и  умчался  в  свои  края…

                                Вот  так,  как говорится, красота – она  до  венца,  а  ум  да  

                                мастерство -  на  всю  жизнь!

   Педагог:    Ну  а  мы  продолжим  рассказ  о куклах.  Самые первые  куклы (наверное,

                      ещё  на  заре  человечества)  делались  из   золы.  Из  очагов  бралась  зола,

                      смешивалась  с  водой. Потом  скатывался шарик,  и  к  нему  прикреплялась  

                      юбка. Такая  кукла  называлась  Баба – женское  божество. «Баба»

                      передавалась   по  женской  линии  от  бабушки  внучке,  причём   дарилась

                     в  день  свадьбы. Эта  кукла явно не  носила  игровой  характер,  а  была  

                     оберегом  женщины, дома,  очага. При  переезде  на  новое  место  эту  куклу

                     из  золы  домашнего  очага  обязательно  брали с  собой, видимо  для  того,

                     чтобы  на  новом  месте  был  снова  очаг, уют, дом.  Предлагаю  ещё

                     познакомиться с  куклой  « Пеленашкой».  Во  время  свадьбы  после

                     переезда  невесты  в  дом жениха  на  колени ей  сажали  маленького  

                     ребёнка  или  клали  спеленатую  куклу -  считалось, что  после  этого  к

                     молодой  жене  приходит  материнская  сила.  Спеленатую  куклу  

                     подкладывали  и  к  младенцу  в  колыбель,  где   она  была  до  крещения,  

                     чтобы  сбить  злых духов с  толку и  принимать  на  себя все  напасти,

                     угрожающе незащищённому  крестом  малышу. После  крещения кукла  

                      убиралась из  колыбели  из  колыбели  и  хранили  её  наравне  с  

                     крестильной  рубахой. ( Показать  фото куклы)

                    А  вот  кукла  «День – ночь» обереги  жилища. Они – хранители  дня и  ночи,  

                     порядка  в  мире. Это две  совершенно  одинаковые  куклы, только  одна  

                     белая ( День), а  другая - синяя ( Ночь). Куколка День - молодая, весёлая,  

                     подвижная, работящая. Она  хозяйка  дня, и следит,  чтобы  люди  работали,

                     а в праздники  веселились, пели, плясали, чтобы  днём  светило  солнышко.

                     Куколка Ночь -  мудрая,  задумчивая, спокойная, она  хозяйка  ночи. Ночь –

                     волшебница, она  меняет  и  вещи и  людей, несёт  другой  мир. Ночью  всё

                     таинственно, привычное,  без  солнечного  света,  становится  неузнаваемым.

                     

                                 3. Практическая   деятельность.

 Педагог:   Я  предлагаю  вам  сегодня   познакомиться  с куклой, которую  можно

                   изготовить  без  иголки,  и без  ножниц,  дома,  в  школе,  на  отдыхе,

                    из  цветных   лоскутков  и  остатков  ткани,  и  даже  из  старых, ветхих  

                    простыней.

                    Кукла  называется  Архангельская  столбушка.

                   

                    О  куклах -  столбушках  сейчас  вам  расскажу.

                    А если  вам  понравится, - как  сделать  подскажу

                    Известно  всем, что  в  русской  деревушке

                    Была столбушка – самая  любимая  игрушка!

        

                    Я  знаю  в юности  прабабушка  моя

                    В  такие  куклы  с  удовольствием  играла.

                    И девушка, похожей  на  себя,

                    Обычно  куколку  такую  создавала.

        

                    В  столбушки – куклы  до  замужества  играли;

                    Они  и  чуткий  сон  детей  оберегали

                    И  благосостоянье  приносили  для  народа,

                    И  символом  считались  продолженья  рода

                    И пусть  безликими столбушки – куклы  были

                    Они оберегали  всю  семью, хранили.

                    И  право стать невестой та  имела,

                    Что  сотню  кукол сшить  себе  сумела

                    Но  наша  куколка   грустит:

                    Не  с кем  хоровод  водить.

                    Сделаем  подружек  ей,

                    Кукле  будет  веселей

                   

                    Кусочек  ткани  в  столбик я сверну,

                    Получится  для  куколки  хорошая  основа,

                    А белой  тряпочкой  лицо  ей  обтяну,  

                    И  вот  уж  куколка  практически  готова!

                 

                    С любовью  лоскутки  переберу,

                    Отсортирую  и  разрежу  так,  как  нужно.

                    И  гармонично  цветовую  гамму  подберу,  

                    И  спорится  работа  очень  дружно!

 

                    Вот  лоскуток,  к  нему  добавь  ещё  один –

                    И смотришь – получилось  цветовая  гамма.

                    Все  лоскутки  в  прекрасные  наряды  превратим

                    Для  куколок  столбушек:  дочки  с  мамой!

           

                   Такие куклы  сделать  предстоит  и  вам,

                   Они оригинальны  будут, ярки и  красивы.

                   За  вдохновеньем  обратимся  к  прожитым  векам,

                   А  значит,  что  традиции  народа  будут  вечно  живы!

 Дети  выполняют задание.  Во  время работы  звучит  музыка. Воспитанники  работают  по технологическим  картам

                         

                     Заключительная  часть.

               

  Педагог:   - У каждой  из  вас  получилась  замечательная  кукла!

                      Вот для  куколки  подружки,

                      Не  похожи  друг  на дружку.

                      Как  пуховые  подушки, Мягкие  игрушки!

                      Вот  и  куклы  расписные

                      Всех  на  свете  краше!

                      В  сарафанах  распрекрасных  

                      Эти  куклы  наши!

                      Пришла  пора  всем  куколкам

                      В  дорогу  собираться.

                      А с  вами мне, красавицы

                      Пришла  пора  прощаться!

                     Будьте  умелые,  прилежные, старательны,

                     И аккуратны,  и  очень  внимательны

                     Нам  не  на  долго  придётся  прощаться,  

                     Будем  ещё  много  раз  мы  встречаться!

                     Мелькают  дни,  летят  года,

                     Века  сменяются  веками.

                    Но  люди  не  забудут  никогда,

                    Что   сами  рукотворно  создавали.

                    ( организация  выставки  кукол,  угощение  для  детей)

        

                       Используемая   литература:

    - Котова  И.Н., Котова А.С., Русские  обряды  и  традиции. Народная  кукла.

      СПб.: « Паритет», 2005 – 240с.

   

   - Мазурик Т.А., Лоскутное  шитьё: от  ремесла  к  искусству, - СПб., « Патриот»,

      2000.

   - Максимова М., Кузьмина М., Лоскутки,- М., « ЭКСИМО –Пресс», 1998.

   - Сысоева Т., Кукольный  календарь: Каргополь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...