Проекты в образовательной области "Технология"
статья по технологии по теме
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
(Из журнала «Школа и производство»)
Пояснительная записка
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.
Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
Тематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.
В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т. п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т. п.).
Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:
I. выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;
II. оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;
III. cбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;
IV. разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;
V. планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности;
VI.оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.
Критерии оценки проекта
1. Конструктивные критерии:
а) прочность, надежность;
б) тяжесть, распределение массы;
в) удобство использования;
г) соответствие конструкции назначению изделия.
2. Технологические критерии:
а) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;
б) оригинатьность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;
в) стандартность технологии, необходимое оборудование;
г) сложность и объем выполненных работ;
д) расход энергии при производстве.
3. Экологические критерии:
а) загрязнение окружающей среды при производстве;
б) возможность использования отходов производства;
в) возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.
4. Эстетические критерии:
а) оригинальность формы;
б) композиционная завершенность;
в) использование традиций национальной художественной культуры;
г) цветовое решение;
д) стиль.
5. Экономические и маркетинговые критерии:
а) потребность в данном изделии на рынке;
б) возможность массового производства;
в) себестоимость проекта;
г) уровень продажной цены;
д) целесообразный вид рекламы.
Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3—4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
Примерный перечень изделий.
декоратвно-прикладного характера из текстильных материалов и нитей — детская, спортивная, форменная, нарядная, деловая одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды плетения (кружево, макраме, фриволите и др.), разнообразные виды вышивки, росписи по ткани и т. д.
Учитель при проведении занятий по разделу «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» может предложить школьникам принять участие в разработке проектов: «День рождения», «Юбилей», «Новый год», «Масленица», «Национальные праздники», «Питание в походных и экстремальных условиях» и др.
Особенность системы выполнения проектов — совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у учащихся положительный эмоциональный фон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.
Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....
Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"
Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...
Проект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе
Проектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познание» в старшей группевоспитательГБОУ Школа №2115 дошкольное отделение СП-8Стычева Алсу ТагировнаТема НОД: Профессии –...
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Инновационный образовательный проект "Левобережный образовательный центр "Одаренные дети"
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети» представляет собой комплексную программу по созданию условий для выявления, поддержки ...
Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»
Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...