«Волшебный клубок»
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме
Данная программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках образовательной программы МБОУ ДОД ЦРТДЮ и имеет художественно-эстетическую направленность . Составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования.
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток, крючков, спиц и других инструментов создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_klubok.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Муниципального образования город КРАСНОДАР
Согласовано Зам. директора по НМР МБОУДОД ЦРТДЮ ________ _________________ « » 20 г. | Утверждаю Директор МБОУДОД ЦРТДЮ ___________ М. Д. Ибрагимова « » 20 г. |
Календарно-тематическое
планирование
«Искусство рукоделия»
(указать дисциплину, курс, предмет)
«Волшебный клубок»
(наименование объединения)
Год обучении Первый
Педагог дополнительного образования: Шишман Татьяна Александровна
Количество часов: всего 144; в неделю 4 часов
Из них:
групповых 4 часов;
звеньевых _____ часов;
индивидуальных _____ часов.
Планирование составлено на основе рабочей программы
авторской программы Шишман Татьяны Александровны
(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках образовательной программы МБОУ ДОД ЦРТДЮ и имеет художественно-эстетическую направленность . Составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования.
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток, крючков, спиц и других инструментов создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Новизна
Жизненные условия, в которые поставлены современные школьники, вступающие в жизнь,выдвигают новые требования: быть
- мыслящими:
- инициативными,
- самостоятельными,
- вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Новизна данной программы основана на использовании в образовательном процессе возможностей информационных технологий. Реализация этих требований предполагает развитие творческих способностями каждого ребёнка.
Актуальность.Актуальность программы «Волшебный клубок» обусловлена практической значимостью.Потребностью в общении, конструированию, продуктивной деятельности.Дети могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни. Отличительные особенностью программы от уже существующих является реализация права каждого воспитанника на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны обучающимся в их дальнейшей жизни.
Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации рождает в ребенке фантазию, воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать по-новому, по-своему, лучше.
Ребенок с творческими способностями – активный,пытливый, способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; может принимать свои ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связь и закономерность и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.Обучение по данной программе дает детям возможность реализовать свои способности.
Цель программы:Развитие способностей к творческому самовыражению и создание условий для формирования художественно- творческих способностей через приобщение школьников к декоративно - прикладному искусству.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить различным техническим приемам при вязании крючком и спицами;
- сформировать практические навыки работы с различными видами пряжи;
- освоить навыки организации и планирования работы;
- научить грамотно, строить цветовую композицию;
- научить читать схемы вязания и составлять их самостоятельно;
- сформировать практические навыки работы с инструментами и различными видами пряжи;
Развивающие:
- развить образное и пространственное мышление;
- развить художественный вкус гармонию между формой содержанием художественного образа;
- развить внимание, память, логическое мышление и самоанализ;
- расширить творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук;
- способствовать формированию основам знаний в области композиции, формообразования.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- воспитать усидчивость, внимание, трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать уважение к культурным традициям и наследию нашей Родины;
- воспитывать уважение к произведениям искусств и труду творческих людей.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
Данная программа ориентирована на кубанскую историю и культуру, быт и уклад исконно казачьих традиций, фольклора, позволяет привить гордость, любовь к родному краю, кубанский колорит. Занятия проводятся в игоревой форме с использованием кубанских закличек, колядок, потешек.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактического материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком и спицами – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа «Вязание» разработана для детей от 7 до 14лет.
В объединение принимаются все желающие. Предварительная подготовка не требуется. Состав групп разновозрастный, учитывается физическое здоровье и характерные особенности детей.
Сроки реализации образовательной программы.
Программа «Вязание» рассчитана на два года.
1 год обучения – 144часа.
2 год обучения –216 часов.
Формы и режимы занятий:
Форма организации детей на занятия - групповая
Режим занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Группа 12 человек.
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Группа 10 человек.
Допускается дополнительный набор обучающихся на второй год обучения на основании тестирования.
В процессе групповых занятий используются различные формы;
Традиционные, комбинированные и практические занятия, выставки творческих работ, посиделки. Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью игр, викторин, разгадывания кроссвордов.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение занятия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовления игрушек, цветов, деревьев, браслетов, колье и оформление поделок.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Способы определения результативности: для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля
- Начальный контроль (сентябрь);
- Текущий контроль (в течение всего учебного года);
- Промежуточный контроль (январь);
- Итоговый контроль (май).
Ожидаемые результаты:
к концу первого года обучения воспитанник
будет знать:
- простейшие техники вязания крючком;
- правила безопасного труда при работе с различными материалами;
- различные виды пряжи простейшие схемы вязания крючком
- научить читать простейшие схемы вязания крючком;
будет уметь:
- работать различными техническими вязания крючком ;
- работать с различными видами пряжи;
- планировать работы;
- строить цветовую композицию;
- читать простейшие схемы вязания и составлять их самостоятельно;
- работать с инструментами и различными видами пряжи;
У воспитанника будут
развиты:
- образное и пространственное мышление;
- внимание, память, логическое мышление;
- творческий потенциал;
- мелкая моторика рук;
воспитаны:
- усидчивость, внимание, трудолюбие, аккуратность;
- интерес к прикладному творчеству
- уважение к произведениям искусств и труду творческих людей.
К концу второго года обучения воспитанник
будет знать:
- приемы вязания спицами;
- приемы вязания спицами и составлять самостоятельно схемы;
- правила безопасности труда при работе с различными материалами, инструментами и электрооборудованием;
- критерии отбора изделий для выставки;
будет уметь:
- вязать спицами;
- вязать по схемам сложные изделия спицами ;
- работать с инструментами и различными видами пряжи;
- выполнять качественные работы для выставки.
будут развиты:
- образное и пространственное мышление;
- художественный вкус
- внимание, память, логическое мышление и самоанализ;
- творческий потенциал и познавательная активность;
- психометрические качества личности;
- способности к формированию знаний в области композиции,
будут воспитаны:
- коммуникативная культура, внимание и уважение к людям,
- терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- уважение к культурным традициям и наследию нашей Родины;
Увидеть результаты достижений каждого ребенка поможет анализ работ педагогического наблюдение, участие в выставках.
Содержание образовательной программы
1 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория.
Введение в образовательную программу, техника безопасности.
Практика.
Ролевая игра «Знакомство»
Тема № 2. Инструменты и материалы для вязанья. Виды пряжи.
Теория.
Ассортимент крючков пряжи.
Практика
Перемотка пряжи. Устранение узлов.
Тема №3 Основные приемы вязания крючком.
Теория.
Освоение приемов вязания. Правильное положение рук при работе.
Практика.
Вывязывание воздушных петель, столбиков с накидами и без накида в прямом и обратном направлении.
Тема № 4. Вязание узорного полотна.
Теория.
Знакомство со схемами, условными обозначениями. Правилами работы по кругу и вывязывание углов.
Практика.
Вывязывание полотен с использованием «Пышного столбика», «Фистонов», различных видов обработки краев, сочетание различных видов столбиков, полустолбиков и воздушных петель. Получение навыков исправления ошибок.
Тема № 5 Индивидуальные и групповые творческие работы.
Теория.
Выбор форм. Зарисовка схемы для «прихватки»,, подставки под стакан, ковриков, салфеток.
Практика.
Вывязывание изделий по схемам, из различных цветов и видов пряжи, накрахмалевание, оформление и презентация изделий.
Тема №6. Итоговое занятие.
Теория.
Подведение итогов. Обмен мнениями, дискуссии.
Практика.
Прощальные посиделки. Заклички.
Содержание образовательной программы
2 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория.
Введение в образовательную программу, техника безопасности.
Практика.
Ролевая игра «Мы с вами уже знакомы»
Тема № 2. Инструменты и материалы для вязанья. Виды пряжи для спиц.
Теория.
Ассортимент спиц, пряжи.
Практика
Тема №3 Основные приемы вязания спицами.
Теория.
Освоение приемов вязания. Практика.
Вывязывание лицевых и изнаночных петель, резинки одинарной и двойной. Особенности платочной вязки.
Тема № 4. Вязание меланжевых узоров.
Теория.
Схемы простые и сложные, условные обозначения. Правилами работы на круговых спицах.
Практика.
Вывязывание полотен с использованием 2, 3 и 5 спиц. Получение навыков исправления ошибок.
Тема № 5 Индивидуальные и групповые творческие работы.
Теория.
Изготовление пинеток, распашонки, чепчика из х/б нитей. Изготовление ажурного платка.
Практика.
Вывязывание изделий по рапортам, из различных цветов и видов пряжи, оформление и презентация изделий.
Тема №6. Итоговое занятие.
Теория.
Подведение итогов. Обмен мнениями, дискуссии.
Практика.
Прощальные посиделки.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Инструменты и материалы для вязанья. Виды пряжи. | 4 | 2 | 2 |
3 | Основные приемы вязания крючком | 58 | 6 | 52 |
4 | Вязание узорного полотна. | 40 | 4 | 36 |
5 | Индивидуальные и групповые творческие работы | 32 | 4 | 28 |
6 | Экскурсии | 6 | 6 | |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
8 | Итого часов | 144 | 26 | 118 |
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Инструменты и материалы для вязанья спицами. Виды пряжи. | 4 | 2 | 2 |
3 | Основные приемы вязания спицами. | 60 | 6 | 54 |
4 | Вязание узорного полотна по схемам. | 40 | 4 | 36 |
5 | Индивидуальные и групповые творческие работы | 32 | 4 | 28 |
6 | Экскурсии | 4 | 4 | |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
8 | Итого часов | 144 | 24 | 120 |
Список используемой литературы для педагога :
- Журналы вязание под ред. Анны Краузе. Ташкент 2002г.
- Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
- Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2009.
- Журнал «Валя – Валентина», 2008– 2012.
- Журнал «Вяжем сами», 2008-2012.
- Журнал «Вязание: модно и просто», 2000 – 2012.
- Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 2010.
- Рукоделие. Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».2004.
- http://krasnodar.v-i-r.ru/search
- http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya
Список используемой литературы для воспитанника:
- Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
- Журнал «Вяжем сами», 2008-2012.
- Журнал «Вязание: модно и просто», 2000 – 2012.
- Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 2010.
- http://www.proshkolu.ru/
- http://tehnologi.su/dir/130
- http://tam579836.narod2.ru/kafedra_uchitelei_tehnologii/
- http://krasnodar.v-i-r.ru/search
- http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya.
- Журналы «Креатив», ЗАО «Эпипресс- Конглига», 2009 -2012гг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушка – увлекательный объект труда в образовательном процессе по декоративно-прикладному искусству в т/о «Волшебный клубок».
Статья для сборника «Играя, развиваемся.»...
Рабочая программа кружка "Волшебный клубок"
Вязание – один из самых распространённых видов рукоделия. Искусство вязания восходит своими корнями к далёкому прошлому. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Вязаная ...
Образовательная программа "Волшебный клубок"
Программа «Волшебный клубок» имеет интегративную направленность. В ней соединяются такие виды искусства и образовательные предметы как изобразительное искусство, народно...
рабочая программа кружка "ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК" (для 10-15 лет)
рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Волшебный клубок", срок реализации 1 год, для обучающихся 10-15 лет...
Дидактический материал к дополнительной образовательной программе по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный клубок"
Данный материал может использоваться на занятиях по вязанию крючком....
Методическая разработка "Волшебный клубок"
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Ручное вязание – один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искус...
Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"
Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"...