Рабочая программа по технологии (5 класс)
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Технология» для средней ступени образования, 5 классов составлена на основе Примерной программы по учебным предметам: Технология 5-9 классы(-М.: Просвещение, 2011), разработанной по Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, Санитарных правил и норм (24.2.2821 от 03.03.2011), авторской программы «Технология 5-8 классы: алгоритм успеха» (авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, М.: Вентана-Граф,2012) с опорой на УМК: учебник «Технология. Технологии ведения дома», подготовленный авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданного Издательским центром «Вентана-Граф». При составлении рабочей программы учтены Положения о рабочей программе и Учебный план на 2013-2014 учебный год школы Тип программы – базовая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_5_kl_ot_vosstanovlen.doc | 389 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14
города Пугачева Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Обсуждено» Руководитель ШМО естественно-научного цикла ____________/ Н.П.Харченко/ Протокол № ___ от « 23_»_августа_ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 14 г.Пугачева им. П.А.Столыпина» _____________/Н.И. Пирогова/ « 26 » __августа__ 2013 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ №14 г.Пугачева им. П.А.Столыпина» _____________/И.В. Саленко/ Приказ № ___ от « 2 »_сентября__ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии (технологии ведения дома)
для обучающихся 5 – го класса,
адаптированная учителем технологии
первой квалификационной категории
Чугуновой Маргаритой Викторовной
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 11 от
« 26 » августа 2013 г.
2013 / 2014 учебный год
г. Пугачев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» для средней ступени образования, 5 классов составлена на основе Примерной программы по учебным предметам: Технология 5-9 классы(-М.: Просвещение, 2011), разработанной по Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, Санитарных правил и норм (24.2.2821 от 03.03.2011), авторской программы «Технология 5-8 классы: алгоритм успеха» (авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, М.: Вентана-Граф,2012) с опорой на УМК: учебник «Технология. Технологии ведения дома», подготовленный авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданного Издательским центром «Вентана-Граф». При составлении рабочей программы учтены Положения о рабочей программе и Учебный план на 2012-2013 учебный год МОУ «СОШ №14 г. Пугачева им. П.А. Столыпина». Тип программы – базовая.
Основной концепцией рабочей программы предмета «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность обучающихся. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. Содержание раздела «Электротехника» в 5 классе изучается совместно с изучением содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства».
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Новизной данной программы является методологический подход, направленный на здоровьесбережение обучающихся; использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
Функции программы по учебному предмету «Технология»:
- нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета (с распределением времени по каждому разделу);
- плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности изучения технологии в основной школе и учитывающее возрастание сложности изучаемого материала в течение учебного года, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
- общеметодическое руководство учебным процессом, включающее описание учебно-
методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности.
Программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой «техносферой» и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в направлении «Технологии ведения дома» в 5 классе является
Формирование целостного представления обучающихся о их жизненном пространстве и окружающем мире, как части «техносферы».
Исходя из потребностей личности обучающегося, семьи и общества, поставленной образовательной цели для обучающихся в 5 классе, определены следующие задачи:
- дать представления о значении жизненного пространства на основе технологий ведения дома;
- продолжить формирование навыков обучающихся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за рамками учебного процесса;
- продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни через изучение тем курса;
- формирование художественно-эстетического вкуса обучающегося по средством дизайнерского проектирования изделий, создания изделий декоративно-прикладного творчества;
- продолжить знакомство с безопасными приемами и методами труда при изготовлении рабочей одежды, выполнении кулинарных работ, создании декоративно-художественных изделий;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с технологиями ведения дома;
- продолжить развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе выполнения творческих проектов.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 204 учебных часа для обязательного изучения направления «Технологии ведения дома» образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю. Учебным планом образовательного учреждения предусмотрено в 5-м классе 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей обучающихся, возможностей образовательного учреждения обязательный минимум содержания основной образовательной программы по технологии изучается в рамках направления «Технологии ведения дома». В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями. Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы графики и дизайна;
- элементы прикладной экономики;
- знакомство с миром профессий;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- творческая, проектно-исследовательская деятельность;
- технологическая культура производства;
- история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.
Тематический план
№ п/п | Основные разделы | Норма часов | |
Примерная программа | фактически | ||
введение | 1 | ||
1 | Создание изделий из текстильных материалов | 22 | 22 |
2 | Кулинария | 14 | 8 |
3 | Художественные ремесла | 8 | 14 |
4 | Оформление интерьера | 4 | 4 |
5 | Технология творческой проектной деятельности | 20 | 19 |
итого | 68 | 68 |
Учитывая особенности учебного образовательного учреждения, потребности обучающегося и их родителей производится перераспределения количества учебных часов, отведенных на изучение раздела «Художественные ремесла». При изучении данного раздела объектами труда являются изделия, выполненные в технике лоскутного шитья и вышивка простейшими швами.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце года обучения.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся акцентируется их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчётных операций и графических построений; с химией и биологией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
При изучении технологии в 5 классе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей со временному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями,
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
В программе предусмотрена система педагогического контроля и оценивания достижений обучающихся предметных и метапредметных результатов, которая соответствует принципам объективности, наглядности, систематичности. Основными формами контроля при получении результатов используются: на начальном этапе обучения – предварительное выявление уровня знаний обучающихся в виде письменного, устного опросов, тестирования; текущий, повторный, периодический, рубежный контроль – для проверки в виде самостоятельных работ, тестов, практических и лабораторных работ, проектной работы, проблемного опроса, ребусов, кроссвордов, алгоритмов деятельности, пооперационных карт контроля, упражнений, инструктажей по технике безопасности, критериальных самооценочных таблиц. Для определения уровня знаний и качества обученности используются итоговые и комплексные проверки в виде тестирования, выставок, творческих работ, защиты проектов.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Инструментарием для оценивания результатов УУД являются
- Обучающий зачет;
- Тестирование с вариантами ответов;
- Викторина;
- Опрос при помощи системы карточек;
- Лабораторные, исследовательские работы;
- Письменные, устные зачеты;
- Заполнение пробелов в содержательных матрицах;
- Творческие работы;
- Защита проектов;
- Конкурсы;
- Практические работы.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата проведения | Наглядные пособия | Коррек тировка | |||
Класс 5 «А» | Класс 5 «Б» | ||||||||
план | факт | план | факт | ||||||
1 | Введение | 1 | проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование основ охраны труда | 04.09 | 02.09 | Вводный инструктаж | |||
Создание изделий из текстильных материалов | 5 | ||||||||
Материаловедение | 5 | ||||||||
2 | Классификация текстильных волокон | 1 | формирование целостного представления о техносфере, проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 07.09 | 05.09 | Таб. «Классификация волокон», коллекция «Лен», «Хлопок», | |||
3 | Прядение. | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 11.09 | 09.09 | коллекция «Лен», «Хлопок», | |||
4 | Ткачество | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 14.09 | 12.09 | Коллекция «Хлопок», цв. бумага, ножницы, клей | |||
5 | Отделка ткани. | 1 | развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; овладение методами учебно-исследовательской деятельности | 18.09 | 16.09 | Лоскутки ткани, нитки Компьютер, мультимедийная установка | |||
6 | Изготовление народной куклы | 1 | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 21.09 | 19.09 | Компьютер, мультимедийная установка, ткань | |||
Художественные ремесла | 7 | ||||||||
Вышивка простейшими ручными стежками | 7 | ||||||||
7 | Технология выполнения ручных стежков. | 1 | овладение элементами организации умственного и физического труда; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 25.09 | 23.09 | Таб. «Ручные стежки», ткань, игла, альбом, скотч Компьютер, мультимедийная установка | |||
8 | Простейшие стежки | 1 | овладение элементами организации умственного и физического труда; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 28.09 | 26.09 | ткань, игла, альбом, скотч Компьютер, мультимедийная установка | |||
9 | Декоративно-прикладное искусство | 1 | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся; | 02.10 | 30.09 | Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента | |||
10 | Вышивка как вид искусства | 1 | формирование целостного мировоззрения; осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; | 05.10 | 03.10 | Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента | |||
11 | Перевод рисунка на ткань | 1 | овладение элементами организации умственного и физического труда; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 09.10 | 07.10 | Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента | |||
12 | Вышивание метки, монограммы | 1 | овладение элементами организации умственного и физического труда; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 12.10 | 10.10 | Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента | |||
13 | Отделка вышивкой салфетки | 1 | овладение элементами организации умственного и физического труда; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 16.10 | 14.10 | Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента | |||
Создание изделий из текстильных материалов | 17 | ||||||||
Машиноведение | 7 | ||||||||
14 | Бытовая швейная машина. Виды приводов | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 19.10 | 17.10 | Компьютер, мультимедийная установка, швейная машина, нитки | |||
15 | Подготовка швейной машины к работе | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 23.10 | 21.10 | швейная машина, нитки, ткань, альбом | |||
16 | Работа на швейной машине. | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 26.10 | 24.10 | швейная машина, нитки, ткань, альбом | |||
17 | Машинные швы | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 30.10 | 28.10 | Компьютер, мультимедийная установка, швейная машина, нитки | |||
18 | Выполнение соединительных швов | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 13.11 | 31.10 | швейная машина, нитки, ткань, альбом | |||
19 | Выполнение краевых швов | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 16.11 | 11.10 | швейная машина, нитки, ткань, альбом | |||
20 | Влажно-тепловая обработка ткани | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 20.11 | 14.11 | Компьютер, мультимедийная установка, утюг | |||
Технология конструирования и моделирования швейных изделий | 6 | ||||||||
21 | Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 23.11 | 18.11 | Чертежные принадлежности | |||
22 | Определение размеров швейного изделия | 1 | ; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 27.11 | 21.11 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
23 | Снятие мерок | 1 | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами | 30.11 | 25.11 | Таб. «Снятие мерок», «Виды одежды», с/м лента, пояс, манекен | |||
24 | Особенности построения выкроек | 1 | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; | 04.12 | 28.11 | Расчетные таблицы, чертежи | |||
25 | Изготовление выкройки проектного изделия. | 1 | развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами, формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; | 07.12 | 02.12 | Компьютер, мультимедийная установка, чертежные принадлежнос. | |||
26 | Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. | 1 | развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; | 11.12 | 05.12 | Компьютер, мультимедийная установка, чертежные принадлежнос. | |||
Технология изготовления швейных изделий | 4 | ||||||||
27 | Подготовка ткани к раскрою. | 1 | развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; | 14.12 | 09.12 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
28 | Технология раскроя швейного изделия | 1 | развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; | 18.12 | 12.12 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
29 | Последовательность изготовления швейных изделий. | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 21.12 | 16.12 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
30 | Технология пошива проектного изделия | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 25.12 | 19.12 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
Технология творческой и опытнической деятельности | 6 | ||||||||
31 | Понятие о творческой проектной деятельности. Выбор темы проекта | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся, установление рабочих отношений в группе для выполнения проекта, | 11.01 | 23.12 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
32 | Этапы выполнения проекта | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 15.01 | 26.12 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
33 | Изготовление швейного изделия | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 18.01 | 09.01 | Швейная машина | |||
34 | Окончательный контроль готового изделия | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 22.01 | 13.01 | Самооценочные таблицы | |||
35 | Испытание изделия. Анализ работы | 1 | организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; | 25.01 | 16.01 | Самооценочные таблицы | |||
36 | Защита выбранного проекта | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. | 29.01 | 20.01 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
Художественные ремесла | 7 | ||||||||
Лоскутное шитьё | 7 | ||||||||
37 | Понятие композиции. | 1 | проявление познавательной активности, развитие эстетического сознания | 01.02 | 23.01 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
38 | Понятие орнамента. | 1 | развитие эстетического сознания, проявление познавательной активности, | 05.02 | 27.01 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
39 | Цветовое сочетание в орнаменте | 1 | развитие эстетического сознания, проявление познавательной активности, | 08.02 | 30.01 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
40 | История создания изделий из лоскутов | 1 | развитие эстетического сознания, проявление познавательной активности, | 12.02 | 03.02 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
41 | Лоскутное шитье по шаблонам | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 15.02 | 06.02 | Компьютер, мультимедийная установка, шаблоны | |||
42 | Аппликация. Стежка | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 19.02 | 10.02 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
43 | Обработка срезов лоскутного изделия | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 22.02 | 13.02 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
Технология творческой и опытнической деятельности | 6 | ||||||||
44 | Проект «Лоскутное изделие для кухни». Исследование | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся, установление рабочих отношений в группе для выполнения проекта, | 26.02 | 17.02 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
45 | Выбор лучшей идеи | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 01.03 | 20.02 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
46 | Технология изготовления проектного изделия | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 05.03 | 24.02 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
47 | Выполнение лоскутного изделия | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 12.03 | 27.02 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
48 | Анализ выполненной работы | 1 | организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; | 15.03 | 03.03 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
49 | Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни» | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. | 19.03 | 06.03 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
Кулинария | 8 | ||||||||
50 | Санитария и гигиена на кухне | 1 | формирование целостного представления о техносфере, проявление познавательной активности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства | 22.03. | 10.03 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
51 | Здоровое питание | 1 | формирование целостного представления о техносфере, проявление познавательной активности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства | 02.04 | 13.03 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
52 | Бутерброды и виды горячих напитков | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 05.04 | 17.03 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
53 | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 09.04 | 20.03 | Компьютер, мультимедийная установка, | ||||
54 | Технология обработки овощей и фруктов | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 12.04 | 03.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
55 | Технология приготовления блюд из яиц | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 16.04 | 07.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
56 | Меню завтрака | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 19.04 | 10.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
57 | Сервировка стола к завтраку | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 23.04 | 14.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
Технология творческой и опытнической деятельности | 3 | ||||||||
58 | Разработка проекта «Завтрак для всей семьи» | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся, установление рабочих отношений в группе для выполнения проекта, | 26.04 | 17.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
59 | Исследование проектной темы | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 30.04 | 21.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
60 | Защита проекта «Завтрак для всей семьи» | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. | 03.05 | 24.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
Оформление интерьера | 4 | ||||||||
61 | Понятие об интерьере. | 1 | формирование целостного представления о техносфере, проявление познавательной активности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства | 07.05 | 28.04 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
62 | Планировка кухни. | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 10.05 | 05.05 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
63 | Бытовые электроприборы на кухне | 1 | проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | 14.05 | 08.05 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
64 | Декоративное оформление кухни | 1 | развитие эстетического сознания; овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; | 17.05 | 12.05 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
Технология творческой и опытнической деятельности | 4 | ||||||||
65 | Определение цели проекта «Планирование кухни-столовой» | 1 | организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; | 21.05 | 15.05 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
66 | Проектирование кухни с помощью компьютера | 1 | развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; | 24.05 | 19.05 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
67 | Защита проекта «Планирование кухни-столовой» | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. | 28.05 | 22.05 | Компьютер, мультимедийная установка, | |||
68 | Создание портфолио творческих работ | 1 | формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. | 28.05 | 26.05 | Компьютер, мультимедийная установка, |
Тема 1. Интерьер кухни, столовой (4 часа)
- класс
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Тема 1. Бытовые электроприборы
5 класс
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне
5 класс
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
76
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
5 класс
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки
5 класс
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напит ка.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао).
Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема 4. Блюда из круп, бобовых
5 класс
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов
5 класс
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, при- пускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание) . Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Определение содержания нитратов в овощах.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
5 класс
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача го то вых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
- класс
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Создание изделий из текстильных материалов (22 часа)
Тема 1. Материаловедение (5 часов)
- класс
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема 2. Технология конструирования и моделирования швейных изделий (6 часов)
- класс
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 4. Машиноведение (7 часов)
5 класс
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швей ной машины к работе: на мотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Тема 5. Технология изготовления швейных изделий (4 часов)
5 класс
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла» (14 часов)
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство (7 часов)
5 класс
Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.
Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема 2. Вышивка простейшим ручным швом (7 часов))
Основные теоретические сведения.
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы.
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы.
Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.
Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Варианты объектов труда.
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
Тема 3 . Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
5 класс
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.
Тема 3. Лоскутное шитьё (7 часов)
- класс
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (19 часов)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
5 класс
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: вы бор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни- столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ 5 КЛАССОВ
- Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
- Требования по разделам технологической подготовки
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
- Создание изделий из текстильныхи поделочных материалов
Знать/понимать
- назначение различных швейных изделий; виды традиционных народных промыслов.
Уметь
- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
- Кулинария
Знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь
выбирать пищевые продукты; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
- Электротехнические работы
Знать/понимать
назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
Уметь
объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов;
- Технологии ведения дома
Знать/понимать
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; средства оформления интерьера;
Уметь
соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
- Черчение и графика
Знать/понимать
технологические понятия: чертеж, эскиз,
Уметь
выполнять чертежи и эскизы; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:выполнения графических работ с использованием инструментов,; чтения и выполнения чертежей, эскизов,
ПЕРЕЧЕНЬУМК:
1. Примерные программы по учебным предметам: Технология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011;
2. Программа «Технология 5-8 классы: алгоритм успеха» /авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, - М.: Вентана-Граф,2012;
3. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ИКТ
- Технология: 5 кл. (Для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко. – М: Вентана-граф, 2004
- Чернякова В. Н. Технология обработки. Ткани: 5 кл. — М: Просвещение, 2003.
3. Технология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост.
Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – 2-ое изд., стереотип. – Волгоград: Учитель,2008. – 204 с.
4. Презентации к урокам, подготовленные самостоятельно
5. Материалы городской видеотеки
6. Материалы Интернет – сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...