Элективный курс по технологии "Фантазия рукодельницы"
элективный курс по технологии (11 класс) по теме
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов. Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой плетения макраме, на изучение технологии макраме изготовления изделий, освоение различных узлов в процессе плетения, способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_makrame.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Правохавская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс по технологии
«Фантазия рукодельницы»
Составил: учитель технологии
Сорокина Елена Юрьевна
Правая Хава 2010
Пояснительная записка
Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.
Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов. Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой плетения макраме, на изучение технологии макраме изготовления изделий, освоение различных узлов в процессе плетения, способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
В основе программы лежит интеграция различных видов прикладного творчества. Программа рассчитана на 36часов и предусматривает решение комплекса задач обучения и воспитания, включая в себя разнообразную деятельность, в том числе и подготовку ученика ко взрослой жизни. Программа предусматривает необходимость знания границ, условностей и требований искусства макраме, позволяет проявить свой индивидуальный вкус и склонности, учесть индивидуальные возможности и особенности ребенка, создать и предоставить условия для социальной адаптации.
Цель курса:
- развитие у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, через обучение технологии изготовления изделий, разнообразных композиций и форм путем узелкового плетения.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с техникой макраме;
- раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;
- привитие любви к традиционным народным видам искусства;
- развитие художественных и творческих способностей учащихся.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированной в ней цели подготовки.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- историю возникновения и развития искусства макраме;
- основные термины по макраме;
- правила подбора фактуры;
- приемы плетения в технике макраме, технологию изготовления изделий.
уметь:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- работать с инструментами (ножницы, швейные булавки, крючок и т.д.)
- экономно пользоваться материалами, правильно нарезать нити;
- подбирать фактуру, умело использовать свойства цвета, правильно выбирая цветовую гамму;
- выполнять узлы: репсовые, плоские, орнаментальные;
- изготавливать изделия, овладев техникой узелкового плетения.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Из истории макраме. | 1 | 1 | - |
3 | Материалы и приспособления для плетения. | 1 | 1 | - |
4 | Приемы плетения узлов и узоров. | 5 | 1 | 4 |
5 | Основные и вспомогательные узлы и узоры.Композиционные и орнаментальные узлы. | 14 | 2 | 12 |
6 | Творческий проект. | 14 | 2 | 12 |
Итого | 36 | 8 | 28 | |
Содержание программы
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.
Учащиеся должны знать\уметь:
- виды инструктажа;
- инструкции по технике безопасности: работа с ножницами, иголками и булавками, красителями.
- владеть безопасными приемами работы с инструментами;
- выполнять работы с соблюдением требований безопасности труда.
- Из истории макраме. История возникновения и развития узелкового плетения с показом слайдов и изделий.
- Материалы и приспособления для плетения.
Учащиеся должны знать\уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- правильно выбирать нити для плетения;
- конструктивные детали и декоративные элементы;
- применяемые материалы и приспособления.
- Приемы плетения узлов и узоров. Виды навязки нитей на основу. Простейшие виды крепления. Образование узлов.
Учащиеся должны знать\уметь:
- основные и вспомогательные узлы и узоры;
- технику плетения узлов;
- репсовые узлы, расширение плетеного полотна;
- крепление нитей на кольцо.
- Основные и вспомогательные узлы и узоры. Композиционные и орнаментальные узлы. Кисти. Бахрома. Цветные узоры.
Учащиеся должны знать\уметь:
- приемы расширения плетеного полотна;
- приемы окончания работы;
- оплетение колец и бусин;
- выполнение всех приемов на образцах;
- способы направления плетения.
- Творческий проект. Выполнение и защита творческого проекта.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать тему проекта в соответствии с приобретенными умениями и навыками, способностями и интересами;
- оформлять техническую документацию;
- обосновывать выбор и защищать творческую работу;
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, принимать замечания и адекватно реагировать на них.
Методическое обеспечение
Программа разработана на основе индивидуального подхода и дифференцированных требований к ребенку с использованием новых форм и методов обучения.
Формами работы являются беседы, рассказ, практические работы, демонстрация, игра-конкурс. Данный вид прикладного искусства может способствовать профессиональному самоопределению.
Оборудование:
- Образцы:
- шнуров, сутажа, нитей и веревок разнообразного качества, пряжи;
- отдельных узлов, узоров;
- готовых изделий;
- специальных приспособлений, инструментов и подсобных материалов.
- Наглядные таблицы условных обозначений узлов, приемов.
- Дидактический раздаточный материал: карточки-тесты, карточки с описанием выполнения узлов, узоров; слайды.
- Копилка декоративных элементов, разнообразной фурнитуры, конструктивных деталей, природного материала.
- Иллюстрированный каталог изделий учащихся.
Список литературы
для детей:
- Згурская М.П. Макраме. – Харьков: «Фолио», 2006.
- Кузьмина М. Азбука плетения. – М.: Легпромбытиздат, 1991.
- Соколовская М. Знакомьтесь с макраме. – М.: Просвещение, 1985.
- Федотова В.А. Макраме. – М.: АСТ «Сталкер», 2005.
для учителя:
- Колокольцева С. Макраме для всех. - Смоленск : Русич, 1997.
- Краузе А. Макраме. Альбом. – Ташкент. 1987.
- Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997.
- Пивовар В. Макраме и фриволите.- СПб.: ООО «Золотой век», ТООО «Диамант», 1998.
- Скребцова Т.О. Плетение из шпагата, шнура, бечевки. Идеи для интерьера. – Ростов-на-Дону.: Фекникс, 2006.
- СоснинаТ. Макраме. Художественное плетение. - Ленинград: Лениздат, 1985.
- Сумец Н. Искусство макраме. – Харьков: «Фолио», 2007.
- Терешкович Т.А. Секреты макраме. – Минск: ОДО «Хэлтон», 2000.
- Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. - Минск: ОДО «Хэлтон», 2000.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...