Элективный курс по технологии "Фантазия рукодельницы"
элективный курс по технологии (11 класс) по теме

 

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов. Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой плетения макраме, на изучение технологии макраме изготовления изделий, освоение различных узлов в процессе плетения, способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_makrame.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Правохавская средняя общеобразовательная школа»

Элективный курс по технологии

«Фантазия рукодельницы»

                                                                    Составил: учитель технологии

Сорокина Елена Юрьевна      

        Правая Хава 2010

                                                                     

Пояснительная записка

Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое  значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним  из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.

Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию.

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов. Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой плетения макраме, на изучение технологии макраме изготовления изделий, освоение различных узлов в процессе плетения, способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.

     В основе программы лежит интеграция различных видов прикладного творчества. Программа рассчитана на 36часов и  предусматривает решение комплекса задач обучения и воспитания, включая в себя разнообразную деятельность, в том числе и подготовку ученика ко взрослой жизни. Программа предусматривает необходимость знания границ, условностей и требований искусства макраме, позволяет проявить свой индивидуальный вкус и склонности, учесть индивидуальные возможности и особенности ребенка, создать и предоставить условия для социальной адаптации.

Цель курса:

  • развитие у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, через обучение технологии изготовления изделий, разнообразных композиций и форм путем узелкового плетения.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
  • формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
  • ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с техникой макраме;
  • раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;
  • привитие любви к традиционным народным видам искусства;
  • развитие художественных и творческих способностей учащихся.

Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированной в ней цели подготовки.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • историю возникновения и развития искусства макраме;
  • основные термины по макраме;
  • правила подбора фактуры;
  • приемы плетения в технике макраме, технологию изготовления изделий.

уметь:

  • правильно организовывать свое рабочее место;
  • работать с инструментами (ножницы, швейные булавки, крючок  и т.д.)
  • экономно пользоваться материалами, правильно нарезать нити;
  • подбирать фактуру,  умело использовать свойства цвета, правильно выбирая цветовую гамму;
  • выполнять узлы: репсовые, плоские, орнаментальные;
  • изготавливать изделия, овладев техникой узелкового плетения.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2

Из истории макраме.

1

1

-

3

Материалы и приспособления для плетения.

1

1

-

4

Приемы плетения узлов и узоров.

5

1

4

5

Основные и вспомогательные узлы и узоры.Композиционные и орнаментальные узлы.

14

2

12

6

Творческий проект.

14

2

12

Итого

36

8

28

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

    Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.

Учащиеся должны знать\уметь:

  • виды инструктажа;
  • инструкции по технике безопасности: работа с ножницами, иголками и булавками, красителями.
  • владеть безопасными приемами работы с инструментами;
  • выполнять работы с соблюдением требований безопасности труда.
  1. Из истории макраме. История возникновения и развития узелкового плетения с показом слайдов и изделий.
  2. Материалы и приспособления для плетения.

Учащиеся должны знать\уметь:

  • правильно организовать рабочее место;
  • правильно выбирать нити для плетения;
  • конструктивные детали и декоративные элементы;  
  • применяемые материалы и приспособления.
  1. Приемы плетения узлов и узоров. Виды навязки нитей на основу. Простейшие виды крепления.  Образование узлов.

Учащиеся должны знать\уметь:

  • основные и вспомогательные узлы и узоры;
  • технику плетения узлов;
  • репсовые узлы, расширение плетеного полотна;
  • крепление нитей на кольцо.
  1. Основные и вспомогательные узлы и узоры. Композиционные и орнаментальные узлы. Кисти. Бахрома. Цветные узоры.

Учащиеся должны знать\уметь:

  • приемы расширения плетеного полотна;
  • приемы окончания работы;
  • оплетение колец и бусин;
  • выполнение всех приемов на образцах;
  • способы направления плетения.
  1. Творческий проект. Выполнение и защита творческого проекта.

         Учащиеся должны уметь:

  • выбирать тему проекта в соответствии с приобретенными      умениями и навыками, способностями и интересами;
  • оформлять техническую документацию;
  • обосновывать выбор и защищать творческую работу;
  • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, принимать замечания и адекватно реагировать на них.

Методическое обеспечение

Программа разработана на основе индивидуального подхода и дифференцированных требований к ребенку с использованием новых форм и методов обучения.

Формами работы являются беседы, рассказ, практические работы, демонстрация, игра-конкурс. Данный вид прикладного искусства может способствовать профессиональному самоопределению.

Оборудование:

  1. Образцы:
  • шнуров, сутажа, нитей и веревок разнообразного качества, пряжи;
  • отдельных узлов, узоров;
  • готовых изделий;
  • специальных приспособлений, инструментов и подсобных материалов.
  1. Наглядные таблицы условных обозначений узлов, приемов.
  2. Дидактический раздаточный материал: карточки-тесты, карточки с описанием выполнения узлов, узоров; слайды.
  3. Копилка декоративных элементов, разнообразной фурнитуры, конструктивных деталей, природного материала.
  4. Иллюстрированный каталог изделий учащихся.

Список литературы

для детей:

  1. Згурская М.П. Макраме. – Харьков: «Фолио», 2006.
  2. Кузьмина М. Азбука плетения. – М.: Легпромбытиздат, 1991.
  3. Соколовская М. Знакомьтесь с макраме. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Федотова В.А. Макраме. – М.: АСТ «Сталкер», 2005.

для учителя:

  1. Колокольцева С. Макраме для всех. - Смоленск : Русич, 1997.
  2. Краузе А. Макраме. Альбом. – Ташкент. 1987.
  3. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997.
  4. Пивовар В. Макраме и фриволите.- СПб.: ООО «Золотой век», ТООО «Диамант», 1998.
  5. Скребцова Т.О. Плетение из шпагата, шнура, бечевки. Идеи для интерьера. – Ростов-на-Дону.: Фекникс, 2006.
  6. СоснинаТ.  Макраме. Художественное плетение. - Ленинград: Лениздат, 1985.
  7. Сумец Н. Искусство макраме. – Харьков: «Фолио», 2007.
  8. Терешкович Т.А. Секреты макраме. – Минск: ОДО «Хэлтон», 2000.
  9. Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. - Минск: ОДО «Хэлтон», 2000.
  10.  Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...