Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения
методическая разработка по технологии по теме

Рябинина Елена Юрьевна

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важной является проблема создания реальных условий для осуществления данного процесса. Очевидно, что с учетом этих тенденций инновационная деятельность педагога должна быть направлена не столько на углубление и расширение содержания образования, что ведет к увеличению перегрузок, а сколько на разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий. Учителю необходимо переосмыслить свою функцию: он нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребенка. Образование должно стать побуждением к творчеству, которое является важнейшим механизмом развития личности. Предмет «Технология» -особенный. Он не только формирует у детей политический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессии, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду, что ведет к становлению личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_doklada_publichnoy_prezentatsii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Текст доклада публичной презентации

Формирование творческой активности и практических навыков

учащихся в процессе изучения технологии на основе использования

технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важной является проблема создания реальных условий для осуществления данного процесса. Очевидно, что с учетом этих тенденций инновационная деятельность педагога должна быть направлена не столько на углубление и расширение содержания образования, что ведет к увеличению перегрузок, а сколько на разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий. Учителю необходимо переосмыслить свою функцию: он нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребенка. Образование должно стать побуждением к творчеству, которое является важнейшим механизмом развития личности. Предмет «Технология» -особенный. Он не только формирует у детей политический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессии, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду, что ведет к становлению личности.

Девизом для меня являются замечательные слова Герберта «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Мое педагогическое кредо - учить на успехе.

Мои педагогические принципы:

  1. Безусловное уважение личности школьника.
  2. Профессионализм и увлеченность своим предметом.
  3. Мотивация деятельности учащихся
  4. Обучение, основанное на успехе и положительных эмоциях.

Цели моей деятельности или стратегические задач:

  1. Заботиться о здоровье учащихся и своем собственном, создавать комфортный психологический климат.
  2. Обучать   школьников      умению   общаться   с   ровесниками   и взрослыми,     работать      в      коллективе,      сохраняя      свою индивидуальность.
  3. Обучать  их  важнейшим  способам  получения  информации  из различных источников.
  4. Добиваться максимального высокого уровня знаний, достаточного для продолжения образования после школы.

Тактические задачи:

  1. Проблемность обучения.
  2. Связь полученных знаний с жизнью.
  3. Формирование творческого мышления, обеспечение сознательности и творческой активности учащихся.
  4. Переход от обучения к самообразованию.
  5. Положительный эмоциональный фон.

Эти цели, задачи и принципы я реализую в процессе своей педагогической деятельности, стаж которой 18лет. В течение данного периода я работала над следующими темами: «Активизация творческой познавательной деятельности учащихся путем использования различных форм обучения технологии»; «Творческое развитие учащихся на уроках технологии», что позволило мне приобрести немалый теоретический и практический опыт, способствовало становлению моей личности как педагога и человека, дало положительные и стабильные результаты моей деятельности.

Акцентируя внимание на проблемах современного образования, переходе на прогрессивные технологии обучения, в течение последних двух лет я работаю над темой «Формирование творческой активности и практических навыков обучающихся в процессе изучения технологии на основе использования элементов технологии проблемного обучения».

Творческая активность учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроках. Методы - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе и учителю. Педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности на уроке. Поэтому в своей работе я чаще использую метод проблемного изложения материала.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивным, я считаю, технологию развивающего обучения, т. к. деятельность обучающихся становится продуктивной, они самостоятельно ищут решение нового для них задания, т.е. учатся применять знания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ними проблемы.

Я пришла к выводу о том, что нужно совершенствовать методы обучения и дополнять ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать мышление школьников, воспитывать творческую личность.

Основной педагогической идеей моей работы является создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Сущность опыта заключается в том, чтобы привлечь школьника, научить его осмыслить изученное, помочь ему стать творческой и ответственной личностью.

Новизна проявляется в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа. Трудоемкость управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Проблемное обучение включает в себя несколько стадий:

  1. Подготовка к восприятию проблемы.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Формирование проблемы.
  4. Процесс решения проблемы.
  5. Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

В зависимости от деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе можно выделить уровни проблемного обучения.

Уровень

Деятельность учителя

Деятельность школьника

0

Ставит проблему, формулирует и решает ее 

Запоминает решение проблемы 

1

Ставит проблему, формулирует ее 

Решает проблему 

2

Ставит проблему

Формулирует и решает 

3

Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

Осознает проблему, формулирует и решает ее 

Методика проблемного обучения в курсе технология имеет большое практическое использование.

1. Разработка проблемных вопросов.

Из опыта работы в этом направлении следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, увлекательным, но соответствующим логике;

- емким, способным охватить широкий круг вопросов;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

2. Создание проблемных ситуаций осуществляется:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответов.

3. Разработка и выполнение проектов.

Учащиеся ежегодно выполняют творческие проекты. Инновационный метод проектов   позволяет   активно   развивать   у   учащихся   основные   виды мышления, творческие способности, умение анализировать потребительские, экономические, экологические и технологические ситуации, оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, выбирать наиболее технологический, экономический, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности. В процессе работы над проектом учащиеся решают проблемы различного характера: выбор объекта, разработка его конструкции и технологии.

Алгоритм деятельности учащихся при выполнении проекта:

1. Организационно-подготовительный этап.

Поиск проблемы.

Выбор и анализ конструкции.

Требования к конструкции и материалам.

Составление плана изготовления изделия.

Анализ предстоящей работы.

Определение критериев контроля.

Организация рабочего места.

2.Технологический этап.

Выполнение технологических операций.

Соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

3.Заключительный этап.

Контроль изделия.

Анализ результата.

Учащиеся в конце своей работы делают презентации своих проектов и защищают его. В качестве примера прилагаю ученический проект «Реконструкция рамок для фотографий»

На протяжении нескольких лет методы и приемы, которые я использовала на практике, это - проблемное изложение, проблемная и эвристическая беседа, проектный метод обучения.

Проблемное изложение я использую в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с новым. Я не просто сообщаю выводы, а раскрываю путь, который привел к ним. Руковожу мыслительным процессом школьников, ставлю вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления, и заставляю задуматься, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и выводом учителя.

Проблемную (поисковую) беседу применяю тогда, когда ребята уже обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В данном случае провожу беседу на основе проблемной ситуации, которую создаю сама. Ребята самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения (идеи). Например, как объяснить характер горения тех или иных волокон?

Свою задачу я вижу не столько в создании мною проблемной ситуации, а сколько в том, чтобы научить ребят задавать вопросы, создать на уроке условия, располагающие к подобному роду деятельности. По моим наблюдениям, систематическая активизация вопросительной активности школьников на уроках приводит к тому, что уменьшается число вопросов, составленных по тексту, и увеличивается число проблемных вопросов. Это свидетельствует об их желании проявлять собственную поисковую активность, провести исследования.

Технология развивающего обучения вобрала в себя лучшие педагогические находки, опирающиеся на психологические основы образовательного процесса. Действенность знаний школьников, т.е. способность применить их на практике в новых нестандартных ситуациях, успешность обучения в целом напрямую зависят от уровня развития познавательных процессов. Поэтому, в практике своей деятельности я разрабатываю и применяю упражнения для развития различных, познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, речи и памяти. Все они тесно связаны между собой, поэтому их комплексное развитие может привести к высоким результатам в обучении. Приведу примеры таких упражнений.

Для развития внимания:

?      В    приведенном    списке    обведите    кружком    мерки,    которые

записываются полностью и подчеркните мерки, которые записываются

в половинном размере.

?     Определите на слух верные утверждения (идет перечисление верных и

неверных высказываний по определенной теме).

В ходе выполнения этих заданий идет тренировка концентрации внимания на определенный объект.

Для развития восприятия (слухового и зрительного):

?      Прослушайте текст с заведомо допущенными ошибками и найдите их

по ходу прослушивания (звучит текст).

Выполнение этих заданий требует волевых усилий обучающихся, что способствует тренировке устойчивости и концентрации произвольного внимания. Последнее способствует правильному и четкому восприятию рассматриваемого объекта.

Для развития воображения и речи:

?      Предскажите, как будет вести себя ткань, зная его переплетение.

При выполнении этих заданий развиваются способности видеть взаимосвязь веществ и явлений; виды речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, монолог и диалог.

Для развития мышления.

Эти упражнения сводятся к упражнениям на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации и систематизации, абстрагирования и конкретизации.

Приемами анализа и синтеза должен овладеть каждый обучающийся, т.к. решение любой поставленной перед ним задачи начинается с ее анализа и заканчивается синтезом отдельных ее частей.

Упражнение на развитие сравнения.

?      Сравните свойства натурального и искусственного шелка. Объясните

причину различия.

Классификация - более сложный прием умственных действий, как и систематизация, обобщение.

?      Разделите волокна, название которых приведены, на четыре группы.

Какой признак вы положили в основу классификации?

Опыт   показывает,   что   подобные  упражнения   необходимы  для осознанного усвоения знаний и применения их на практике.

Работая над формированием творческой активности и практических навыков учащиеся, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. У детей раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

Благодаря инновационному подходу к организации образовательного процесса, в результате моей целенаправленной деятельности наблюдается позитивная динамика учебных достижений школьников. Подтверждение вышеуказанного - рост «качества знаний» при 100 %-ной успеваемости обучающихся.

О стабильности уровня и качества усвоения программного материала свидетельствуют результаты выступлений обучающихся на районных олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”

Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...

Проблемное обучение на уроках английского языка - способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности.

Требования новых ФГОС к современному уроку.Категории проблемного обучения.Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций....

Роль ассоциативно-образного мышления в формировании творческой активности юного музыканта на начальном этапе обучения в ДШИ

Методическая разработка "Роль ассоциативно-образного мышления в формировании творческой активности юного музыканта на начальном этапе обучения в ДШИ"...