Зиннурова Н.Н. «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Зиннурова Наталья Николаевна

Выступление в КФУ г.Казани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinnurova_n.n._statya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Зиннурова Н.Н.

«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань

Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!

В соответствии с Законом РФ «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии. Я работаю в школе 16 лет, стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями современной школы.

Тема моего опыта « Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся».

Важным условием является потребность сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности. И если ее нет, то пробудить, а затем и развить творческую активность каждого ученика.

Актуальность применения ИКТ на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование:  культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека.

Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения,  способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым,  создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.

Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность.

Анализ результатов показал, что с миром компьютеров связаны интересы большинства подростков и именно этот ресурс я предполагаю  использовать для активизации познавательной деятельности учащихся через поисковую и творческую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Представленный опыт работы  является единой органичной системой: урок изобразительного искусства  -  внеурочная работа  - индивидуальная работа с учащимися.

Информационно-коммуникационные технологии достаточно эффективно использую на всех этапах урока:

-для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам, тестирование);

-для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование процесса геометрических построений натюрморта на экране, использование обучающих программ);

-для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты, мультимедийные диски);

-для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с Интернет-ресурсами);

-для проведения внеклассной работы по предмету.

В своей работе я опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Л.В. Занков,  Д.Б.Эльконин,  В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.

Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно  достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, повышения  культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.

Проведение уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий - это мощный стимул в обучении.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
- применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды,

- применение компьютеров на уроках ИЗО создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Целью своей педагогической деятельности считаю: обеспечение положительной динамики творческой активности учащихся, в результате  применения информационно – коммуникативных технологий  в преподавании изобразительного искусства.

Эффективность применения ИКТ бесспорна, так как они позволяют: расширить информационное пространство; увеличить скорость поиска информации; интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Каждый отдельно взятый урок – это звено в цепи уроков.

Используемые мною программы можно разделить на следующие группы:

- информативные - энциклопедии:

«Большая энциклопедия живописи»,

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи»,

«Русский музей»,

Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Можно совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться с их культурой;

обучающее - развивающие: «Азбука искусств»

Как важно сейчас поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна,  чтобы приносить пользу людям,  привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить круг любителей его всегда входило в мои задачи на уроке. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями, среди которых были диски и по искусству, я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.

С учащимися мы работаем с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение - МЕДИА».

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки.

Работа над данной темой еще не закончена, считаю, что в дальнейшем она расширится и углубится, и мой опыт будет полезен другим учителям.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Считаю опыт своей работы «Информационно-коммуникативные технологии на уроках изобразительного искусства как средство повышения творческой активности учащихся» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую  активность учащихся, повысить эффективность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся

презентация: рисунки детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся

В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...