Пояснительная записка к рабочей программе
рабочая программа по технологии по теме
Пояснительная записка по технологии, обслуживающий труд с разделами: общие положения, нормативные документы, требования к разделам предмета, требования к уровню подготовки учащихся, коррекционная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_tekhnologii.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа №29 VI вида»
Юридический адрес, ул. Музрукова, 34, факт. ул. Уральская, 15 г. Озёрск Челябинской области,
456780 телефон 6-61-85, факс (35130) 7-55-78
Согласовано Утверждаю:
заместитель директора по УВР директор МСКОУ СКОШ №29
_________________Н.И.Ильина __________________Н.А.Юдина
«____» _______________2013г. «_____»_________________2013 г.
Рассмотрено на заседании
школьного МО
______________С.В.Большакова
«____» _____________2013г.
Рабочая программа
по технологии
для 5-9 классов
Учитель Семёнова Г.В.
Озерск
2013
Содержание
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:
- Общие положения
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
- Коррекционная работа
- Требования к уровню подготовки выпускников
- Требования по разделам технологической подготовки
- Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемы при оценивании уровня подготовки учащихся
- Примерный сводный план по курсу «Технология. Обслуживающий труд»
- Учебно – методичекий комплект по курсу «Технология. Обслуживающий труд»
- Календарно-тематическое планирование 5 класс
- Календарно-тематическое планирование 9 класс
- Приложения
- Положение о проекте
- Экзаменационные билеты
- Итоговые уроки в 6 и 7 классе
- Приложение 21 к письму Минобразования и науки Чел.обл «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2013-2014 учебном году»
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного общего образования»);
2.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3.Областной базисный учебный план Челябинской области (далее ОБУП) (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 №04-997);
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год;
5.Рекомендации о преподавании учебного предмета «Технология» 2013-2014 учебном году ( приложение 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г. № 03-02/5639;
6.Сборник нормативных документов. Технология (сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М. : Дрофа, 2007 – 198.)
7.Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2006);
8.Учебный план МБСКОУ «СКОШ №29 VI вида» на 2013-2014 учебный год;
9.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;
10.Положение « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБСКОУ «СКОШ №29 VI вида»»
- Общие положения.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техники) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Цели:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организационных способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получении опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
- Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- Овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Базовым для направления «Технология. Обслуживающий труд» является разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Кроме того, обязательны следующие разделы: «Электротехнические работы», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании иструментов, механизмов и машин.
Выбор тканей, трикотажа или нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий.
Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры человека. Построение и оформление чертежей швейных изделий.
Современные направления моды в одежде. Выбор индивидуального стиля в одежде. Моделирование простейших видов швейных изделий. Художественное оформление и отделка изделий.
Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовых выкроек. Изменение формы выкроек с учетом индивидуальных особенностей фигуры.
Подготовка текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой.
Технология соединения деталей в швейных изделиях. Выполнение ручных и машинных швов. Устройство, регулировка и обслуживание швейных машин. Современные материалы, текстильное и швейное оборудование.
Проведение примерки. Выявление дефектов при изготовлении швейных изделий и способы их устранения.
Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Контроль и оценка готового изделия.
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России.
Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов, рспространенных в районе проживания.
Проектирование полезных изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия.
Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов.
Кулинария
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Рациональное размещение оборудования кухни. Безопасные приёмы работы. Оказание первой помощи при ожогах.
Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Хранение пищевых продуктов. Домашняя заготовка пищевых продуктов.
Кулинарная обработка различных видов продуктов. Приготовление горячих и холодных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Традиционные национальные блюда.
Оформление блюд и правила их подачи к столу. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Разработка учебного проекта по кулинарии.
Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оцека технологий.
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Электротехнические работы
Организация рабочего места. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов.
Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживание электротехнических и электронных устройств.
Технология ведения дома
Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.
Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Использование декоративных растений для оформления интерьера. Оформление приусадебного участка с использованием декоративных растений.
Уход за различными видами половых покрытий. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Выбор и использование современных средств ухода за обувью. Выбор технологий и средств для длительного хранения одежды и обуви. Соблюдение правил безопасности при пользовании бытовой техникой.
Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Анализ бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита.
Черчение и графика
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Чтение чертежей, схем, технологических карт.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспозоблений и средств компьютерной поддержки.
Профессии, связанные с выполнением чертежных и графически работ.
Современное производство и профессиональное образование
Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труду на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Одним из методов обучения является метод проектов. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 1 проект в год. Под проектом понимается творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося.
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения на федеральном уровне с 5-го по 11-й класс включительно еженедельно отводится 2 часа учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели. Минимальный объём времени при этом составляет 340 учебных часов, из которых 40 учебных часов отводится на региональный компонент.
Разделы: «черчение и графика» изучаются в процессе построения чертежей изделий, «современные производства» - на материаловедении в 5-8 классах, а в 9 и 11 – при изучении раздела «профессиональное самоопределение».
- Коррекционная работа
Предмет «технология» располагает проводить коррекционную работу на каждом уроке, потому что большая часть учебного времени отводится на практическую работу. Есть такое направление реабилитации – эрготерапия.
Эрготерапи́я (греч. ἔργο — труд или работа, и греч. θεραπεία — лечение) — одно из направлений в медицине, при котором осуществляется терапевтическое воздействие на больных с нарушениями опорно-двигательной системы и нервно-психосоматических патологий человека, с целью восстановления утраченных или приобретения новых способностей для возвращения пациентов к активной жизни при помощи набора стимулирующих процедур развития двигательного аппарата и пластики, через хобби или увлечения, тактильные воздействия, звуки, запахи, интересы к музыке и танцам, рисованию и вышивке, решение головоломок, приобщению к рукоделию и/или моделированию, а также — посильную трудовую деятельность, при помощи ежедневных нагрузок и спортивных упражнений, — иных видов активной деятельности
Главная цель эрготерапии – улучшение мелкой моторики и координации достигается путем освоения детьми различных видов рукоделия, на кулинарных занятиях и при пошиве изделий. Учащиеся работают на швейной машине, электрической плите, с миксером и блендером, учатся вязать крючком и спицами.
Из основных направлений коррекционной работы на уроках технологии применяются следующие:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (вышивка, плетение бисером, макраме, ручные работы при изготовлении швейных изделий)
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (теоретическая часть урока)
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа (творческий проект)
- навыков группировки и классификации (творческий проект)
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму (кулинария и создание изделий из текстильных материалов)
- умения планировать деятельность (творческий проект)
- развитие комбинаторных способностей (творческий проект)
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления (технология ведения дома)
- развитие словесно-логического мышления (материаловедение).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (групповые работы на уроках кулинарии)
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. ( материаловедение, кулинария, творческий проект)
II Требования к уровню подготовки выпускников
Общетехнологические, трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/понимать
основные технологические понятия;
назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологически операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукт с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределят работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий или получение продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполненных работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда;
оценки затрат, необходимы для создания объекта труда или услуги;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
III Требования по разделам технологической подготовки
В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» ученик должен:
знать/понимать
назначение различных швейных изделий;
основные стили в одежде и современные направления моды;
виды традиционных народных промыслов;
уметь
выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
снимать мерки с фигуры человека;
строить чертежи простых поясных и плечевых изделий;
выбирать модель с учетом особенностей фигуры;
выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;
проводить примерку изделия;
выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов;
выполнение различных видов художественного оформления изделий.
В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:
знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
виды оборудования современной кухни;
виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
уметь
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаинах;
определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
составлять меню завтрака, обеда, ужина;
выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
заготавливать на зиму овощи и фрукты;
оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов;
консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
соблюдение правил этикета за столом;
приготовление блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни;
выпечки кондитерских и хлебобулочных изделий;
сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
В результате изучения раздела «Электротехнические работы» ученик должен:
знать/понимать
правила безопасной эксплуатации бытовой техники;
пути экономии электрической энергии в быту
уметь
рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасной эксплуатации электрических и электробытовых приборов;
оценки возможности подключения различны потребителей электрической энергии к квартирной проводке.
В результате изучения раздела «Технология ведения дома» ученик должен:
знать/понимать
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;
средства оформления интерьера;
назначение основных видов современной бытовой техники;
санитарно-технические работы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора рациональных средств и способов ухода за одеждой и обувью;
применения бытовых санитарно-гигиенических средств;
применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
В результате изучения раздела «Черчение и графика» ученик должен:
знать/понимать
технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок;
уметь
выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;
составлять учебные технологические карты;
соблюдать требования к оформлению эскизов, чертежей.
В результате изучения раздела «Современное производство и профессиональное образование» ученик должен:
знать/понимать
сферы современного производства;
разделение труда на производстве;
понятие о специальности и квалификации работника;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
пути получения профессионального образования;
необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь
находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства;
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
IV Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемы при оценивании уровня подготовки учащихся
Основными способом контроля качества усвоения программного материала являются устный опрос и практическая работа. В 9 классе учащиеся могут выбрать экзамен по технологии, который состоит из теоретической части (2 вопроса) и практической. Практическая часть может быть заменена творческим проектом. Экзаменационные билеты с ответами и положение о проекте представлены в Приложении. Мною разработаны итоговые уроки в 6 и 7 классах, они представлены в Приложении
V ПРИМЕРНЫЙ СВОДНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ».
Разделы | Количество учебных часов на раздел | ||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |
Технология ведения дома | 4 | 2 | 4 | 8 | 6 | - | - |
Кулинария | 16 | 14 | 14 | 16 | 8 | 10 | 6 |
Электротехнические работы | - | 2 | 2 | 4 | 6 | - | - |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 32 | 32 | 32 | 26 | 32 | 30 | 30 |
Современное производство и профессиональное образование | - | - | - | 2 | - | - | 6 |
Творческий проект | 16 | 18 | 16 | 12 | 16 | 28 | 26 |
Всего | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами расширением по русскомй языку...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...
Пояснительная записка к Рабочей программе по английскому языку для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.
Пояснительная запискаРабочая программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего об...