Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
статья по технологии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vedushchaya_ideya_opyta.docx | 97.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
КОВЕШНИКОВА
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
МКОУ СОШ № 3 г. ЧЕРКЕССКА
2013 г.
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом» - слова, сказанные Ш. А. Амонашвили, можно считать основой моей педагогической деятельности.
«Технология» - особый предмет. Требования научно обоснованной методики часто приходится соотносить с реальными условиями, вносить коррективы в программы, в структуру занятий и их содержание, изменять последовательность изучения материала. «Технология» наряду с другими учебными предметами является важным средством умственного, физического, эстетического и творческого развития.
В образовательные задачи технологии входит технологическая подготовка учащихся, включающая в себя формирование первоначальных представлений о культуре труда и элементах обобщенных технико-технологических сведений, а также приобретение детьми обще трудовых навыков, применимых в разных областях жизни.
Уроки технологии наряду с развитием творческих способностей призваны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Все эти задачи успешно решаются в процессе практических творческих занятий с детьми на уроках: при изготовлении художественно прикладных изделий, сборке технических моделей, выполнении творческих проектных заданий.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии осуществляется разными способами. Мною разработаны специальные учебные задачи, имеющие несколько решений, практические задания, требующие нестандартного подхода, применяю такой метод обучения как мозговой штурм, подводящий к коллективному решению поставленной проблемы. Самым простым способом, на мой взгляд, является использование разнообразных по фактуре и цвету материалов для изготовления изделий или выполнение всевозможных коллажей, сочетание различных видов рукоделия и т.п. В своей практике применяю еще один способ, который называю «выбор оптимального способа достижения цели». Под оптимальным способом достижения цели в данном случае понимаю потенциальную возможность выполнения учеником практического задания доступным и привлекательным именно для него видом рукоделия в ситуации, когда выполнение изделия в другой, заранее предполагаемой технике представляет для него трудность. В основном данный способ применяется в проектной деятельности и во внеурочное время.
В повседневной педагогической практике часто сталкиваюсь с такой ситуацией: ученик принес на урок книгу или журнал по рукоделию и показал приглянувшееся ему изделие, например мягкую игрушку. При анализе ее с точки зрения объекта труда для данного ученика выясняется, что описание изделие составлено некорректно, или школьник не владеет данным видом рукоделия, или в книге дана только фотография. Казалось бы, нужно исправит ошибки в описании или предложить ученице осваивать новый вид рукоделия. Однако не всегда технологические ошибки в описании легко устранить. Что же касается освоения нового вида рукоделия, то, по моему мнению, только теоритически можно научить каждого школьника любому виду прикладного мастерства. Все дети разные, они имеют свои склонности, предпочтения, какие-то умения приходят к ним быстро и сравнительно легко, другие почти недоступны – как бы ребенок не старался, изделие получается у него неаккуратное.
В основе привлекательности объекта труда часто лежит сложность в его исполнении, которая отчасти и определяет красоту изделия. Соответственно пока ребенок научится новому для него виду рукоделия, пока достигнет необходимого мастерства, желание выполнить данное изделие может вообще пропасть. На первый взгляд проще сразу предложить ему выбрать что-то другое.
Но в процессе индивидуальной работы с учащимися я пришла к следующему выводу: можно и нужно предложить ребенку совершенствоваться в одном, наиболее интересном для него виде рукоделия. При работе над будущем изделием ученику следует выбрать оптимальный для него способ достижения цели. Если хочет, пусть осваивает новый вид рукоделия и достигает в нем необходимого мастерства, не хочет – выполняет изделие в другой, знакомой технике.
С одной стороны, такая форма обучения требует высокого уровня подготовки самого учителя, с другой – она сочетает в себе:
- индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- реализацию развивающего характера обучения, а не только формирование умений и навыков;
- обеспечение мотивации обучения.
Приведу пример из практики. Ученица нашла в одной из книг изображение утенка, связанного спицами, и решила изготовить его для подарка. Этот объект труда достаточно сложен для нее, поскольку ранее вязанием спицами ученица не занималась. Кроме того, для изготовления утенка необходимо уметь выполнять прибавление и убавление вязаного полотна, вывязывать мелкие детали. В ее исполнении вряд ли это изделие могло иметь опрятный и красивый вид. Предлагаю ученице сделать выбор: сшить изделие из ткани или связать крючком, т.е. выполнить его в доступной ей технике рукоделия. В тоже время выбор оптимального способа достижения цели остается за самим ребенком. Кроме того, она может научиться вязать спицами и связать утенка по описанию, приведенному в книге. Умения разбираться в схемах вязания, самостоятельно работать с технологической картой могут быть, приобретены непосредственно в процессе изготовления изделия.
Такой подход к решению проблем пригодится школьникам и в будущем, в самых разных жизненных ситуациях. Например, когда нужно исправить дефекты ремонта, мы ищем тот способ устранения, который не только даст необходимый результат, но и наиболее доступен и привлекателен лично для нас. Очевидно, что для того чтобы исправит к примеру, отверстие в линолеуме, женщины, скорее всего, предпочтут вклеить аккуратно заплату из остатков, чем осваивать технологию укладки линолеума и менять его полностью своими руками. Мужчины, возможно, выберут другой, доступный для них вариант. Поэтому использование знакомого вида рукоделия в ситуации, выполнения изделия другим способом затруднено, является именно проявлением нестандартного подхода, который, в конечном счете, поможет решить задачу.
Моя личная концепция учителя такова: формирование потребности у учащихся в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании в данных экономических условиях.
Добиваюсь я этого различными методами. В начале своей трудовой деятельности, я была увлечена использованием различных игровых моментов на уроке. Метод ведения урока был в основном объяснительно-иллюстративный.
Но со временем я поняла, что игры, конечно, повышают интерес к предмету, но не позволяют, как того хотелось бы, развивать самостоятельность и гибкость мышления учащихся. Поэтому стала применять проблемно-поисковые методы проведения урока, больше уделять внимания самостоятельной работе учащихся на всех этапах урока. С появлением новых методик я стала использовать новый метод контроля знаний – тестирование. Я разработала и применяю на уроках тесты на закрепление нового материала, тесты промежуточного контроля и итогового контроля.
Отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединить теорию с практикой, соотнести возможность учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий.
При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала.
Воспитательный эффект на уроках технологии во многом зависит от того, как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Работы на уроках технологии ориентирована на развитие личности, формирование эстетических и нравственных ценностей, трудового образа жизни. А. Сент-Экзюпери писал: «Человек создает воспитание и духовное обогащение личности ». Оно призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познавать себя как личность, помогает становлению человека.
Воспитательный эффект на уроках технологии во многом зависит от того, как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Работа на уроках технологии ориентирована на развитие личности, формирование эстетических и нравственных ценностей, трудового образа жизни.
Занятия по технологии начинаются с организации рабочего места. Проверяется, что должно находится на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается – ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать. Если заняты все швейные машины – выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждая ученица знает свои обязанности и без напоминаний делает все что положено.
Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. Эта работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к требованиям, видят их обоснованность. Происходит формирование нравственных привычек: обязанности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желание работать с полной отдачей сил и хорошим качеством, умение уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
На занятиях ставятся конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не только приготовить блюдо, но, и умело его украсить, придать привлекательный вид, придумать название, красиво сервировать стол. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значить обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.
При выполнении практических заданий детям не навязывается готового решения, а предлагается самостоятельно найти способ решения поставленной задачи. И если кому-нибудь удается найти новое решение, это обязательно отмечается. Похвала будет стимулировать дальнейшее творческое развитие ребенка.
Бывает так, что в результате овладения знаниями и умениями у ребенка появляется желание в получении дополнительной информации, желание выполнить своими руками более сложные изделия, чем предусмотрено программой. С такими детьми работа ведется по индивидуальному плану.
В целях сохранения духовного и психического здоровья, как своего, так и окружающих, на протяжении всего периода обучения детям прививаются навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.
Одной из насущных задач является воспитание практичного человека, умеющего заботиться о благополучии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения. На уроках технологии предоставляется возможность для частичного решения этих задач. Например, ученицам советую не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины или бабушкины платья и блузки, вышедшие из моды или ставшие неподходящие по размеру. При раскрое напоминается девочкам об экономной раскладке выкройки на ткани. Оставшиеся от раскроя остатки не выбрасываются, а слаживаются в специальный мешочек.
Регулярно напоминается учащимся об экономном использовании ниток. Во избежание травм и в целях экономии ученицам напоминается, о том, чтобы перед работой и после работы считали иглы и булавки, которые у них имеются.
Обращается внимание учениц на важность правильного ухода за одеждой и своевременной починки. Это продляет срок службы одежды, в итоге – экономит средства. Нужно знать, какую вещь, чем стирать, как сушить, утюжить. Аккуратная хозяйка после стирки все белье переутюжит и разложит по местам, чтобы при необходимости можно было взять нужную вещь.
При покупке вещей надо ориентировать на свои доходы. Вещь должна быть красивой и сочетаться с другими вещами из гардероба. Дети учатся выбирать покупку, пользоваться рекламой, уметь разбираться в информации, указанной на этикетках, знать права покупателя. При проведении уроков по кулинарии девочкам объясняется, как нужно экономно покупать продукты, готовить пищу, делать заготовки в прок, правильно хранить продукты, организовать рациональное питание в семье. Детям предлагается проанализировать, сколько продуктов пропадает в домашних условиях и почему. Затем составляются правила позволяющие экономно вести домашнее хозяйство.
Особое внимание учащихся обращается на экономное использование хлеба: покупать не более того, что может съесть семья, белый и черный хлеб храниться отдельно, черствый хлеб не выбрасывается. Учащиеся знакомятся с рецептами блюд из черствого хлеба. Дети должны осознать, что хлеб – понятие нравственное, порой он стоил человеку жизни.
Для проведения практических работ по кулинарии все продукты учащиеся приносят из дома. Поэтому здесь тщательно подбираются рецепты блюд, чтобы в них входили только доступные недорогие продукты. После приготовления блюда предлагается рассчитать его стоимость, калорийность, содержание питательных веществ. Учащиеся, знакомятся с организацией семейного бюджета: каковы источники получения дохода, распределение расходов на текущие и долговременные нужды, как использовать и как экономить деньги.
В последнее время при изучении технологии все шире используется метод проектов, который требует от учащихся значительно более высокого уровня самостоятельности, когда учитель выступает в новой для себя роли консультанта. При выставлении оценок я придерживаюсь принципа управления успехом, т. е. в процессе контроля знаний и умений, прежде всего, оцениваю степень продвижения ученика. Ведь оценивается не ребенок, а его деятельность. Оценка должна стимулировать учащегося, укреплять его веру в свои силы. Он должен понимать ее справедливость, поэтому необходим соответствующий комментарий.
Закончить свое выступление хотелось бы словами Ш. А. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и усл...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
Данная статья рекомендует совмещать процесс обучения с воспитательным процессом для более эффективного развития творческих способностей учащихся на уроках технологии....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Моя дипломная работа на тему : "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...
Педагогический проект Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
Работа знакомит с методами организации проектной деятельности учащихся....