Педагогический проект Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
проект по технологии на тему
Работа знакомит с методами организации проектной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верх-Ануйская средняя (полная) школа
Педагогический проект
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
Разработчик: Кулабухов Ю.В.
с.Верх-Ануйское 2015г.
Актуальность педагогического проекта
Концепция модернизации российского образования поставила задачу существенной модернизации содержания и структуры образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры , армии, государственной службы. Педагогической науке предстоит разработать стратегию организации общего и профессионального образования и новые критерии измерения его эффективности. Современная школа и другие социальные институты сегодня вынуждены работать в условиях неопределенности, так как человека нужно подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму(профессиональным учебным заведениям , производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Цель проекта – создание условий для формирования информационной компетентности педагога, позволяющей эффективно проводить педагогическую деятельность по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Задачи: 1.Изучить приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся при решении творческих задач.
2.Изучить принципы организации коллективной деятельности при решении конструкторских и технологических проблем.
3.Изучить способы создания мотивации к творчеству.
4.Создать банк творческих проектов, позволяющих решать поставленную цель педагогического проекта.
Предполагаемые результаты проекта
Если я при реализации проекта приобрету теоретические знания и практические умения:
- создания мотивации к творчеству;
- использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- способов создания психологического комфорта в коллективной познавательной деятельности учащихся;
- создания активных поведенческих стереотипов в будущей взрослой жизни и деятельности,
То мои воспитанники получат возможность развиваться в условиях:
- учета их психологических и возрастных особенностей;
- учета их потребностей и интересов;
- взаимопонимания и психологической поддержки педагога в творческой познавательной деятельности, что обеспечит уверенное использование полученных профессиональных навыков в будущей деятельности.
Теоретические идеи педагогического проекта
Основоположником метода проектов является американский философ-идеалист Джон Дьюи ( 1859-1952) а также его ученики и последователи американские педагоги Е. Паркхерст и В.Килпатрик. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе в 20-х годах прошлого века. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. Проектность – определяющая черта современного мышления. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы: Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источника информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты). Информационные –сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки.
Социально-значимые- с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Особое место среди социально-значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить:
Краткосрочные (2-6ч),
Среднесрочные (12-15ч),
Долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В целом в проектной деятельности школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Педагогические условия организации проектной деятельности в школе.
Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности школьников, при организации проектной деятельности в школе темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить со школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в школе эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Школьники приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.
Необходимо
- помочь ученикам произвести самооценку проекта;
- оценить процесс проектирования;
- подготовить проект к презентации.
Особое значение проектной деятельности в школе заключается в том, что в ее процессе школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у школьников:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;
- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Эффективность использования технологии проектной деятельности в школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт — личность глубоко нравственную, гуманную и
креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
Стратегия реализации проекта
Этап | Содержание проектировочной деятельности | Способы и формы реализации | Продукт |
Подготови тельный | Выбор темы, постановка цели и задач проекта | Разработка документа с указанием темы, цели и задач проекта | Документ |
Отбор способов, приемов и технологий профессио нального саморазвития | 1.Изучение приемов и способов организации проектной деятельности в учебном процессе 2.Изучение принципов учебной деятельности,позволяющих создать эмоциональный и психический настрой на творчество через научные статьи и публикации …исп. Литература 3.Изучить виды деятельности педагога,пути и способы создания мотивации к творчеству | Изучение литературы, конспектирование Практическое применение (апробация) Конспектирование, классификация проектов, составление банка проектов. Практическое применение Конспектиров ание Применение в педагогической деятельности Обобщение опыта,рецензирование | Конспекты Результаты исследова ний Конспекты Картотека Планирование (перспективное) Рецензия |
Аналитический, коррекцион ный | Обобщение приобретенного опыта по теме проекта | Рецензирование творческой работы, выполненной по результатам проекта | Рецензия |
Презентация результатов проекта | Открытые занятия | Отзыв коллег, публикация на пед. сайтах |
Большинство отечественных ученых-педагогов отмечают
в своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность,творчество, коллективизм.
Персональные проекты должны удовлетворять следующим условиям:
– наличие конкретного социального адресата проекта (заказчика);
– наличие социально или личностно значимой проблемы, задачи;
– самостоятельный, индивидуальный характер работы учащегося;
– надпредметный характер проекта (то есть не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины)..
Все сказанное выше позволяет сделать вывод: метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле –
как педагогическую проектную технологию, включающую я себя многие методы (Е.С. Полат,М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Н.Ю. Пахомова, С.А. Красносельский, Л.Б. Переверзев, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и др.).
Современные исследования показывают, что проектные технологии имеют широкую сферу применения в образовании в самых разнообразных областях знаний, при обучении почти любому
предмету, повышая учебную мотивацию, развивая познавательный интерес, творческие способности и т.д. Все исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий
и использующие их на практике, сходятся во мнении, что проектная технология имеет широкие педагогические возможности, способствует более глубокому усвоению программного материала,
планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки,которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.
Библиография
1.Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.
2.Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.
3.Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.
4.Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.
5.Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.
6.Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.
7.Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.
8.Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.
9.Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.68-71.
10.Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.
11.Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94- Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.
12.Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.
13.Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.
14.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.
15.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.
16.Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.
17.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
18.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.
19.Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.
20.Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56. 99.
21. Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе интегрированных уроков /О.Шарапова, Т.Афанаскина, К.Антипова //Учитель. – 2006. - №2. – С.60-64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-252486-1375508286.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»
Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502994-1413823337.jpg)
Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»
В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558710-1420368973.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-542200-1417428137.jpg)
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самост...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-859411-1480755405.jpg)
Реферат на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жи...