Педагогический проект Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
проект по технологии на тему

Кулабухов Юрий Владимирович

Работа знакомит с методами организации проектной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верх-Ануйская средняя (полная) школа

Педагогический проект

Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»

Разработчик: Кулабухов Ю.В.

с.Верх-Ануйское 2015г.

Актуальность педагогического проекта

Концепция модернизации российского образования поставила задачу существенной модернизации содержания и структуры образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры , армии, государственной службы.                               Педагогической науке предстоит разработать стратегию организации общего и профессионального образования и новые критерии измерения его эффективности.                                                                            Современная школа и другие социальные институты сегодня вынуждены работать в условиях неопределенности, так как человека нужно подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно.                        Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть  выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму(профессиональным учебным заведениям , производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Цель проекта – создание условий для формирования информационной компетентности педагога, позволяющей эффективно проводить педагогическую деятельность по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Задачи:                                                                                                            1.Изучить приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся при решении творческих задач.

        2.Изучить принципы организации коллективной деятельности при решении конструкторских и технологических проблем.

        3.Изучить способы создания мотивации к творчеству.

        4.Создать банк творческих проектов, позволяющих решать поставленную цель педагогического проекта.

Предполагаемые результаты проекта

Если я при реализации проекта приобрету теоретические знания и практические умения:

-  создания мотивации к творчеству;

- использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- способов создания психологического комфорта в коллективной познавательной деятельности учащихся;

- создания активных поведенческих стереотипов в будущей взрослой жизни и деятельности,

То мои воспитанники получат возможность развиваться в условиях:

- учета их психологических и возрастных особенностей;

- учета их потребностей и интересов;

- взаимопонимания и психологической поддержки педагога в творческой познавательной деятельности, что обеспечит уверенное использование полученных профессиональных навыков в будущей деятельности.

Теоретические идеи педагогического проекта

Основоположником метода проектов является американский философ-идеалист Джон Дьюи ( 1859-1952) а также его ученики и последователи американские педагоги Е. Паркхерст и В.Килпатрик. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.                                                                В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе в 20-х годах прошлого века.                                        Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.                                                                                                                                  Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам.                                                         Проектность – определяющая черта современного мышления. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.                                                                                                  Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:  Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источника информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.                        Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).                                                                Информационные –сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки.

          Социально-значимые- с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

          Особое место среди социально-значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.

            По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить:

        Краткосрочные (2-6ч),

        Среднесрочные (12-15ч),

        Долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

В целом в проектной деятельности школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Педагогические условия организации проектной деятельности в школе.

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности школьников, при организации проектной деятельности в школе темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить со школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в школе эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Школьники приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания  требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.

Необходимо

- помочь ученикам произвести самооценку проекта;

- оценить процесс проектирования;

- подготовить проект к презентации.

Особое значение проектной деятельности в  школе заключается в том, что в ее процессе  школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в  школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у  школьников:

исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, участвуя в проектной деятельности,  школьники демонстрируют:

- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;

- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);

- владение коммуникативными навыками, толерантностью;

- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в  школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт — личность глубоко нравственную, гуманную и

креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

Стратегия реализации проекта

Этап

Содержание проектировочной деятельности

Способы и формы реализации

Продукт

Подготови тельный

Выбор темы, постановка цели и задач проекта

Разработка документа с указанием темы, цели и задач проекта

Документ

Отбор способов, приемов  и технологий профессио нального саморазвития

1.Изучение приемов и способов организации проектной деятельности в учебном процессе

2.Изучение принципов учебной деятельности,позволяющих  создать эмоциональный и психический настрой на творчество через научные статьи и публикации …исп. Литература

3.Изучить виды деятельности педагога,пути и способы создания мотивации к творчеству

Изучение литературы, конспектирование

Практическое применение (апробация)

Конспектирование, классификация проектов, составление банка проектов.

Практическое применение

Конспектиров ание

Применение в педагогической деятельности

Обобщение опыта,рецензирование

Конспекты

Результаты исследова ний

Конспекты

Картотека

Планирование (перспективное)

Рецензия

Аналитический, коррекцион ный

Обобщение приобретенного опыта по теме проекта

Рецензирование творческой работы, выполненной по результатам проекта

Рецензия

Презентация результатов проекта

Открытые занятия

Отзыв коллег, публикация на пед. сайтах

 Большинство отечественных ученых-педагогов  отмечают

в своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность,творчество, коллективизм.

 Персональные проекты должны удовлетворять следующим условиям:

– наличие конкретного социального адресата проекта (заказчика);

– наличие социально или личностно значимой проблемы, задачи;

– самостоятельный, индивидуальный характер работы учащегося;

– надпредметный характер проекта (то есть не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины)..

Все сказанное выше позволяет сделать вывод: метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле –

как педагогическую проектную технологию, включающую я себя многие методы (Е.С. Полат,М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Н.Ю. Пахомова, С.А. Красносельский, Л.Б. Переверзев, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и др.).

Современные исследования показывают, что проектные технологии имеют широкую сферу применения в образовании в самых разнообразных областях знаний, при обучении почти любому

предмету, повышая учебную мотивацию, развивая познавательный интерес, творческие способности и т.д. Все исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий

и использующие их на практике, сходятся во мнении, что проектная технология имеет широкие педагогические возможности, способствует более глубокому усвоению программного материала,

планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки,которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.

Библиография

1.Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.

2.Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.

3.Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.

4.Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.

5.Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.

6.Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.

7.Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.

8.Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.

9.Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.68-71.

10.Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.

11.Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94- Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.

12.Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.

13.Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.

14.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.

15.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.

16.Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.

17.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.

18.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.

19.Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.

20.Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56. 99.

21. Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе интегрированных уроков /О.Шарапова, Т.Афанаскина, К.Антипова //Учитель. – 2006. - №2. – С.60-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Реферат на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жи...