Работа с учебником на уроках технологии.
учебно-методический материал по технологии по теме
Предварительный просмотр:
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
При использовании материалов учебника на занятиях по техническому труду перед учителем возникает ряд задач различной сложности. Все эти задачи можно свести к трем основным: научить школьников понимать прочитанное, отобрать наиболее существенную информацию, запомнить ее. В такой последовательности должны решаться эти задачи, если стремиться сразу запомнить текст, не проделав предварительных попыток по его осмыслению. Но в этом случае понимание текста будет серьезно осложнено, а запоминание станет слишком тяжелым делом, «зубриловкой». Для решения отмеченных выше задач я предлагаю схему работы с текстом.
- Работа с заголовком.
Здесь возможны разные формы работы. Одна из них – обсуждение заголовка до чтения текста и дальнейшее сопоставление его с текстом. Вторая – придумывание заголовков к частям текста; при этом они могут быть различных видов: заголовок-вопрос, заголовок-загадка, заголовок-символ.
Прочитав заголовок, ученик обязан:
- сформулировать для себя то, о чем идет речь в тексте;
- вспомнить все, что он уже знает на эту тему;
- поставить вопросы, на которые, по его мнению, в тексте будут даны ответы, и сделать попытку ответить на них, не читая текст.
- Работа с текстом.
Читая текст, ученик ставит перед собой задачу сначала уяснить материал, выделить его главную мысль. Но опыт показывает, что значительная часть учащихся не усваивают материал и не могут отделить главное от второстепенного, потому что не понимают текста учебника. Дело заключается в том, что школьник не приучен отделять понятное от непонятного, основное от второстепенного. Поэтому первоочередной задачей в работе с текстом является обучение школьников умению выделять непонятные места в тексте и сформировать стремление уяснить себе причины этого непонимания.
Если текст прочитан и все его смысловые вехи схвачены, приходит понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, что дает ответ на вопросы: как, для чего и о чем рассказывает текст. Это и есть главная мысль в тексте.
Читая текст учебника, ученик должен:
- по ходу чтения ставить к тексту вопросы и составлять свое мнение о дальнейшем его содержании, проверять его в процессе чтения и давать ответы в соответствии с текстом;
- уяснять значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью размежевания понятного и непонятного, а также малопонятного; при этом используются вопросы: что это означает, как это понять;
- выявлять новые, неизвестные, непонятные или малопонятные слова, находить при помощи словарей и справочников их смысловое значение;
- найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и при их помощи уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое;
- стремиться отделить в этой группе главное от второстепенного. Обдумать и найти, в какой части текста изложена главная мысль, какие слова ее разъясняют, а какие дополняют.
- Работа по запоминанию текста.
Особо важное значение имеет правильное понимание и прочное усвоение
прочитанного. Этому помогает самоконтроль за тем, что читается и как понято прочитанное. Самоконтроль – заключительный этап работы с текстом. Сюда относятся составление краткого плана или конспекта прочитанного; ответы на вопросы, помещенные в конце текста или составленные самим учеником; решение всех заданий ученика, продумывание и решение подобных своих; составление схем, чертежей, таблиц, отражающих наиболее существенные моменты текста; пересказ текста в соответствии с планом.
Использование предлагаемой работы в соответствии с приведенной выше
схемой дисциплинирует учеников, вынуждает их внимательно читать и изучать материал по учебнику, обдумывать каждое слово и выражение, осмысливать технико-технологические термины, наиболее важные правила, выделять главные мысли в тексте, вести контроль прочитанного.
Работа с заголовком и текстом учебника на уроке – дидактически
оправданный прием формирования политехнического кругозора учащихся на занятиях по технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педсовету "Работа с учебником на уроке"
К сожалению, скоротечный современный урок превратился в урок передачи знаний от учителя к ученику. Учебник в такой схеме выступает в роли задачника, из которого ученики берут тексты...
Приёмы работы с учебником на уроках математики.
В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит пер...
Работа с учебником на уроках истории
•В настоящее время всё чаще идет речь о необходимости превратить обучение в процесс приобретения учащимися ключевых компетенций, в том числе технологии овладения знаниями. Образование превращает...
Статья "Приемы работы с учебником на уроке физики "
Статья "Приемы работы с учебником на уроках физики "...
"Работа с учебником на уроках географии"
Учебник – важнейшее средство обучения и воспитания учащихся. В нём раскрываются определённая система и объём географических знаний, отражающих требования программы. Эффективность обучения по пре...
Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Информационные технологии уверенно внедряются в школьную жизнь. Современному педагогу все сложнее без помощи компьютера и электронных средств обучения реализовать задачи, поставленные современными реа...