Метод проектов на уроке технологии
статья по технологии по теме
в статье раскрыты особенности метода проектов и области приминения данного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
СТАТЬЯ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ НА ТЕМУ:
«Метод проектов на уроке технологии»
Подготовлена
учителем технологии
II категории СШ № 4
Бугай Н.Е.
2010 г
Педагог, желающий что – нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, чувство мускульных движений и даже, если возможно,
обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания.
К.Д.Ушинский
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, разработан американским педагогом Дж. Дьюи. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
«Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.
Мой стаж педагогической работы в СШ №4: 20 лет. Я преподаю технологию в 5-8 классах.
С 2000 учебного года преподаю технологию в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, классах– по разделу «Проектная деятельность». В 2003 году начала работать по теме «Метод проектирования на уроках технологии», К урокам разрабатываю, подбираю и систематизирую дидактический материал: разработаны разноуровневые тесты, инструкционные карты, карточки-задания, практические работы, - с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности.
в 2008 году расширила рамки своей деятельности по данной теме в связи с повсеместной компьютеризацией «Метод проектирование в курсе преподавания технологии с использованием мультимедийных технологий». Цель выбранной темы: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты.
Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями. Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся 5-8 классов. Опыт по данной теме рассмотрен на заседании методического объединения учителей технологии, на научно-методической конференции в рамках курсовой переподготовки по теме «Методология и технология исследовательской проектной деятельности учителей и учащихся».
На уроках 5-8 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:
- Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.
- Задания творческого характера.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Проектное обучение.
При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе – консультант-помощник.
Так как, обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.
Вся деятельность делится на три этапа:
предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;
послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.
Данная система рассчитана на 4 года обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.
Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)
На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и
"могу ".Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.
На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.
На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом. Оценивается как итоговая работа в четвертой четверти. Проект выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
- повысить познавательную активность учащихся;
- поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность),
учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
- включить в процесс обучения учащихся их родных и близких
(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);
- усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
- активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
(трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность,
предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).
Выполнение творческих проектов позволило организовать в школах
региональные ученические праздники: «День моды», конкурс творческих проектов, выставки-ярмарки творческих проектов и др. Защита творческих проектов усиливает коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано защитить свой проект, эффектно его представить.
Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у учащихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность.
Литература
Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/авт.-сост. О.А.Несонова и др.- Волгоград:Учитель, 2009.-207с.
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.
Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие. / Сост. И.Н.Кузнецов. Мн.: Харвест, 1999. — 176 с.
Самородский П.С. Основы разработки технических проектов. Книга для учителя технологии и предпринимательства. Брянск, 1995, — 220 с.
Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999.—288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/30/picture-38218.jpg)
Использование метода проектов на уроках технологии
Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-33971-1383928479.jpg)
Использование метода проектов на уроке "Технология"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36388.jpg)
Применение метода проектов на уроке технологии.
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-130142-1351368575.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-101568-1350909447.jpg)
Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся
Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317771-1382003305.jpg)
Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-373763-1390581066.jpg)
Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии
Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее...
Комментарии
Метод проектов на уроке технологии
В работе видна актуальность использования метода проектов на уроках технологии, опыт который интересен не только учителям технологии, но и педагогам дополнительного образования. Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому так важно углублять и расширять это направление в своей работе.Спасибо автору!