Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии
статья по технологии по теме
Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.
Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества так называемых неделимых классов в связи с сокращением числа классов и учащихся. Данный факт связан демографической проблемой в России.
На уроках технологии учителю приходится работать с мальчиками и с девочками одновременно.Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребности тех и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Применение метода проектов на уроке технологии
для неделимых классов
Ямукова Ольга Анатольевна
учитель технологии
Введение
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ!
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Учащиеся обучаются в группах по одному из трёх этих направлений. В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества так называемых неделимых классов в связи с сокращением числа классов и учащихся. Данный факт связан с демографической проблемой в России. На уроках технологии учителю приходится работать с мальчиками и с девочками одновременно. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребности тех и других.
В отличие от существовавших ранее программ в программе для неделимых 5-8 классов введён инновационный раздел «Основы народных ремёсел», который содержит несколько альтернативных вариантов. Некоторые из предложенных тем можно продолжить развивать в творческом проектировании
Вторым существенным отличием программы, стало введение подраздела «Информационные технологии в творческом проектировании». Работа в области информационных технологий является инновационным, перспективным направлением в обучении школьников, развивая навыки по поиску, анализу, отбору, обработке информации, . Применение цифровой техники в творческом проектировании реализует деятельностный подход в трудовом обучении, демонстрируя практическое использование современных компьютерных технологий, развивая навыки работы с оргтехникой, создавая условия для творческого поиска и самореализации учащихся.
Вышесказанные отличии, облегчают работу учащихся и учителя работой над проектом. Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им на уровне открытия и будет усваивается учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.
Проект - это метод обучения:
Может применяться на уроке и во внеурочное время.
Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.
В целом в работе над творческим проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Как учитель технологии в сельской местности, где укомплектованность класса очень низкая я занимаюсь с мальчиками и девочками одновременно. Занимаемся выпиливанием художественных изделий из фанеры, обработкой древесины и металла, сельскохозяйственным трудом, хотя обычно в школах с мальчиками работает педагог-мужчина. Не секрет, что у мальчиков мужчина всегда пользуется большим авторитетом, чем женщина и мне приходилось опровергать сложившиеся стереотипы, искать подходы и ключики к сознанию и сердцам детей. Проекты выполнены по принципу усложнения от простого варианта к более сложному варианту.
Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить учащихся способам обработки древесины, вышивке и т.д. но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда таких профессий, как столяр, плотник, токарь, сантехник, станочник, животновод, агроном и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
- Последовательность выполнения проекта:
- Обоснуй возникшую проблему и потребность.
- Выбери модель. Составь описание внешнего вида модели.
- Выбери материал.
- Выбери необходимые инструменты, приспособления и оборудование.
- Выполни конструирование и моделирование изделия.
- Составь историческую справку.
- Составь технологическую последовательность изготовления изделия.
- Оформи рекламу.
- Рассчитай себестоимость изделия.
- Оцени проделанную работу.
- Защити проект.
Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, предлагается составить схему, в которой отражаются основные вопросы выполнения проекта.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась со следующими проблемами:
- отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
- ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойства древесины в своей практике);
- испытывает страх перед практической деятельностью (работать на токарном станке).
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
Проектная деятельность имеет свои особенности и следующие компоненты:
1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу -записать задание, согласно которому он будет разрабатывать и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:
- название проекта;
- функцию проекта;
- кто будет использовать «продукт» (категория пользователя).
В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т.к. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет «прожит» т.к. не будет понят.
На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них. Я предлагаю выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев:
- какие функции должно выполнять изделие;
- как изделие должно выглядеть;
- сведения о размерах.
- какие материалы и отделка могут быть использованы.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные педагогические приёмы, направленные на выработку идей:
- прием «Банк идей». Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
- приём «Нелогичные связи». Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
- приём «Источник вдохновения». Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
Проработка одной или нескольких идей.
Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн -анализ индивидуально, самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее.
2. Изготовление изделия.
Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными.
В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:
- коммуникативных;
- навыков по преобразованию материалов;
- навыков работы с информацией.
Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.
3. Испытание и оценка.
Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.
Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты:
Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон).
С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.
Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся. Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают, что метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.
Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:
- соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;
- умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения;
- качество проектного изделия;
- практическое использование проектного изделия;
- качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);
- использование знаний из других наук и учебных предметов;
- ответы на вопросы;
- полнота знаний по технологии;
- оригинальность решения проекта;
- культура речи.
В таблицу выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 «В проекте это не отражено» до 10 «Критерий раскрыт полностью»).
Если количество набранных баллов:
От 0 до 44 - ставится оценка «2»;
От 45 до 69 - оценка «3»;
От 70 до 84 ставится оценка «4»;
От 85 до 100 - ставится оценка «5».
При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов -схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан
3. Заключение.
Творчество - процесс сугубо индивидуальный, одни находят свое, новое быстро, а другие долго остаются исполнителями и лишь после 1 – 2 лет работы на уроках технологии задумываются о своем вкладе в обновление изделия.
Вывод: Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии.
Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, можно творчески их перерабатывать, создавать свои изделия. Интеллектуальная нагрузка на ребенка должна соответствовать уровню практических умений ребенка. Нужно учить самостоятельному выполнению всех доступных ему практических операций. Важен процесс осмысления работы.
Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.
Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество, это является неоспоримой оценкой качества моего труда.. Многие ребята делают полезные для дома вещи. Родители являются активными советчиками, больше времени уделяют общению с детьми, переживают вместе с ними радость созданного изделия.
Литература
- Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование.-2009.-№2.
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.
- Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2010г.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.
- Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.
- Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. - М.: Вентана - Граф.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода проектов на уроке технологии.
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Из опыта работы «Использование метода проектов на уроках математики»
Выступление в районном семинаре учителей математики и физики на базе МБОУ «Б.Фроловская ООШ» по теме «Нестандартные формы обучения как средство повышения учебной мотивации школьников...
Обобщение опыта работы по теме: «Метод проектов на уроках технологии (утилитарное рукоделие)»
Использование утилитарного рукоделия на уроках технологии (метод проектов)...
Из опыта работы «Применение метода проектной деятельности и ИКТ на уроках технологии».
Применение проектной деятельности при изучении различных тем и во внеурочной деятельности на уроках технологии....
Применение метода проектов на уроках английского языка в 9 классе /из опыта работы/
Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, работать с информацией на английском языке.Вашем...