Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся
статья по технологии по теме

Борзых Ирина Викторовна

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной  работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

Борзых И.В., учитель технологии  первой категории

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Для успешного овладения знаниями и умениями учащийся должен использовать творческие методы в обучении (В.И. Андреев, П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко и др.). Чтобы сформировать у учащихся необходимые качества в процессе обучения, следует шире применять методы, связанные с поисковым, исследовательским характером приобретения знаний

Один из методов, позволяющих реализовать деятельностный подход в обучении – метод проектов, который способствует формированию ответственных и творчески активных, осознанно расширяющих сферу собственных знаний, умений и навыков учащихся

В этой связи для реализации метода проектов в поисковой работе я исхожу из следующего:

– включение метода проектов создает условия для совершенствования знаний обучающегося;

– организованное по методу проектов исследование будет содействовать развитию активности, самостоятельности, инициативности учащихся;

– реализация проекта в процессе исследовательской деятельности дает обучающемуся практику выполнения творческого проекта;

– метод проектов интегрирует обучающий, воспитательный, развивающий аспекты обучения.

В связи с новой экономической ситуацией школа должна готовить конкурентоспособного выпускника, который должен владеть современными технологиями (включая информационные), быть подготовленным к осознанному профессиональному самоопределению, владеть способностью самостоятельно приобретать знания.

Предлагаемый метод овладения новыми умениями и навыками является одним из немногих, который можно применить в любой форме обучения при выполнении различного рода проектов. Работая над своим проектом, обучаемый получает свободу действий, что даёт ему возможность творчески мыслить, варьировать между приемлемым и выгодным, возможным и невозможным, учит самостоятельности.

Метод проектов (от греческого «путь исследования») – это система обучения, гибкая модель организации процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих  практическую значимость.

В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны решить следующие задачи, которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности от половозрастных и индивидуальных особенностей. К ним относятся осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

– понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателями, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

– планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии учащегося должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;

– планирование действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;

– выполнение ориентировочного алгоритма проектирования;

– внесение корректив в ранее принятые решения;

– конструктивное обсуждение результатов и проблем этапов проектирования, формирование конструктивных вопросов преподавателю, помощь, советы, дополнительная информация и др.;

– выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

– самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

– составление схемы необходимых расчетов – конструктивных, технологических, экономических, представление их в вербальной форме;

– оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

– оценивание проектов, выполненных другими;

– понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов.

Самостоятельное формирование системы интеллектуальных знаний, воплощенных в конечный конкурентоспособный продукт, должно содействовать развитию следующих умений: инициативы, сотрудничества, навыка работы в коллективе, умения логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, обучаться самостоятельно, обладать коммуникативными навыками. На всех этапах осуществления проектная деятельность носит характер совместной деятельности.

Опыт лучших учителей и преподавателей подтверждает, что проектный метод обучения способствует:

– формированию проектного мировоззрения и мышления;

– реализации принципа единства воспитания, развития и обучения;

– внедрению исследовательских начал в обучении;

– усилению положительной мотивации учения;

– развитию творческих способностей и активности учащихся;

– формированию познавательных мотивов учения;

– адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни.

Проектная деятельность – творческий процесс. П.Н. Андрианов выделяет четыре этапа, или фазы творческого процесса школьников. Содержание этих этапов представлено в следующей таблице.

 

Таблица 1. Этапы и результаты процесса творчества учащихся

Этапы

Результаты

1.Обоснование, осознание и принятие идеи.

Осмысленная и принятая идея-задача

2. Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи

4.Апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи.

Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества.

 

Ведущее значение в творчестве имеет деятельность. Можно выделить следующие виды деятельности учащихся (Таблица 2).

 

Таблица 2. Виды деятельности учащихся

Виды деятельности

Сущность

Игровая

Воспроизведение и усвоение реальной действительности в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме путем исполнения различных ролей

Познавательная

Целенаправленное и организованное познание основ наук и окружающего мира

Ценностно-ориентационная

Формирование мотивов учения, учебных интересов, предметного сознания

Преобразовательная

Закрепление, углубление знаний, формирование практических умений

Профессионально-трудовая

Практическое применение знаний, умений и навыков, первоначальная профессиональная подготовка

Коммуникативная

Формирование убеждений и научного мировоззрения

Учебная

Общее развитие личности школьника

Проектная

Обучение, воспитание, развитие личности и адекватная самооценка общих и специальных способностей

В связи с вышеизложенным, проектная деятельность интегрирует, синтезирует в себе элементы всех видов деятельности учащихся. На творческой проектной деятельности учащихся строится проектный метод обучения или метод проектов. Руководство проектной деятельностью учащихся – это плановый процесс, осуществляющийся под руководством учителя, преподавателя.

Анализ содержания деятельности при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что метод проектов содержит в себе большие возможности для развития творческой активности учащихся. Он даст руководителю способ развития индивидуальности и творческих возможностей личности каждого, формированию умений: планировать предстоящую работу, рационально организовать ее выполнение, осуществлять самоконтроль. Творческие способности развиваются в поисково-творческой деятельности, следовательно, в процессе обучения необходимо создавать условия, требующие от учащихся нестандартных действий. Этому содействуют методы проблемного обучения, метод проектов.

Для учета индивидуальных способностей учеников используется различные по уровню сложности проектные задания. Их можно разделить на несколько групп:

1. Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу.

2. Поисковые задания связаны с отысканием сведений, фактов, объектов.

3. Логически-поисковые задания, как правило, связаны с усовершенствованием известных объектов.

4. Творческие задания на создание новых объектов.

Объект проектирования должен быть на пределе возможностей обучающегося развивать его всесторонне.

Объект исследования может быть выбран из банка проектов. При самостоятельном выборе можно использовать методы: мозгового штурма, ассоциаций, выявления интересов или простых наблюдений.

Работа может иметь в основном познавательный характер, а в меньшей степени – значение реального улучшения. В этом случае получаем исследовательский проект, направленный на объект, который хотим познать в определенном контексте. Можно выбирать объект или ситуацию, с которыми связана некая проблема, на решение которой и направлен проект. Тема, сформулированная таким образом, ориентирует на реально воплотимый и актуальный результат. Иногда работа в основном имеет организационный характер, где основной целью является планирование действий, и не нужно глубоко углубляться в исследование проблем. Необходимо особо обратить внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей. Задания должны быть реально выполнимы в течение определенного срока.

При подборе творческих проектов преподавателю необходимо учитывать принципы дидактики (политехническую, профориентационную и воспитательную направленность, формирование творческого отношения к труду, научность и др.).

Особое внимание, по моему мнению, при выборе тем проектов должно уделяться:

– системному анализу современной экономико-управленческой и другой информации;

– анализу типовых ошибок при выполнении проектов;

– целенаправленному поиску и анализу нерешенных задач;

– более широкому введению автоматизированных способов моделирования и проектирования;

– повышению практической направленности проектов с решением конкретных задач предприятий и организаций.



Предварительный просмотр:

Технология подбора тестовых заданий по проверке знаний, материалов к проведению школьных олимпиад

Борзых И.В., учитель технологии

первой категории

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Выявление уровня технологических знаний и умений, творческих способностей у обучающихся; привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий; поощрение наиболее способных и одаренных учащихся, все эти направления решаются при проведении олимпиад по учебному предмету. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся.

Основными целями и задачами олимпиады являются:

  • Повышение престижности и качества технологической подготовки школьников;
  • Выявление о поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.

Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ, презентацию проектов. В олимпиаде обычно принимают участие учащиеся 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Тесты для учащихся должны отражать все разделы минимума содержания, федерального компонента государственного стандарта по технологии и программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Тестовые задания по технологии условно можно разделить на четыре основные группы:

1.Задание с выбором правильного ответа, если в нем даются готовые ответы на выбор.

2.Задание без готового ответа, или открытой формы. Испытуемый во время тестирования вписывает ответ самостоятельно в отведенное для этого место.

3.Задание на установление соответствия,  в котором элементы одного множества требуется соотнести с элементами другого.

4.Задание на установление правильной последовательности действий, технологических операций и др.

Особую группу составляют задания творческого характера, предусматривающие нестандартные, творческие решения.

Задания первой группы могут быть либо с одним, либо с несколькими правильными ответами. Иногда используются тесты, где « все  ответы правильные», или «все ответы неправильные», или «правильного ответа нет».

По форме тестовые задания бывают словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.)

При подготовке учащихся к олимпиадам  учителю технологии рекомендуется обратиться к следующей литературе:

1.Материалы для подготовки и проведения экзамена:   Технология, 9 класс./ Сост. А.В. Марченко, Ю.Л.Хотунцев, ОА.Кожина.- М. : Просвещение, 2002г./

2.Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных. Учреждений по технологии. 11кл./ Сост. А.В.Марченко, Ю.Л. Хотунцев, О.А.Кожина- М,: Дрофа, 2001г./

3. Журналы « Школа и производство» № 3, 4, 5, 6.2004г.

4.Метод проектов в технологическом образовании  школьников. Пособие для учителя./ Под ред. И.А.Сасовой.- М, « Вентана-Граф», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках технологии

Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...

Использование метода проектов на уроке "Технология"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...

ТЕМА: « Использование метода проектов на уроках технологии»

Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни и...

Использование метода проектов на уроках на информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.

Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.Глав...

Использование метода проектов на уроках технологии

Выступление на педагогическом совете...

Использование метода проектов на уроках технологии, способствующее развитию творческих способностей учащихся

Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуаль...


 

Комментарии

Борзых Ирина Викторовна

Жду вашего мнения!