Конспект урока по технологии для 5 класса "Монограммы и метки"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Работа содержит : конспект урока, презентацию, приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Монограммы и метки" | 54.5 КБ |
Приложение 2 | 13.74 КБ |
Приложение 2а | 26 КБ |
Приложение 3 | 866 КБ |
Приложение 3а | 25.5 КБ |
Приложение 3б | 26.5 КБ |
Приложение 4 (презентация) | 2.79 МБ |
Приложение 5 | 70 КБ |
Приложение 6 | 37 КБ |
Приложение 7 | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Технология», 5класс
Тема урока: «Монограммы и метки» (47- 48 урок)
1.Цели :
-Образовательная – познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: монограмма, метка, виньетка;
- научить учащихся практическим навыкам- выполнение вышивки метки стебельчатым, тамбурным или гладьевым швами.
-Развивающая – дать сведения из истории развития монограммы; правильно и точно выполнить вышивку изделия по рисунку.
-Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
2. Оборудование
- для учителя:
- Карточки с вопросами и ответами на кроссворд;
- карточки для групповой игры «Угадай ручной шов»
- инструменты (иглы, нитки, ножницы);
- мультимедийный проектор или ноутбук с презентацией «Монограммы и метки»;
- таблица цветового сочетания;
- плакат «Метки учащихся»;
- образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетки с вышивками монограммы или метки);
- выставка с метками , изделиями в технике «ручная вышивка»
- для учащихся:
- учебник, тетрадь, салфетка, игла, игольница, нити мулине, ножницы
3. Межпредметные связи:
История, изобразительное искусство.
Тип уроков- комбинированный.
4. План уроков:
- Орг. момент- 2мин.
- Повторение изученного материала- 10мин.
- Сообщение познавательных сведений.
Изучение нового материала- 18 мин.
- Практическая работа – 40 мин.
- Подведение итогов - 5 мин
- Домашнее задание-2 мин.
- Уборка рабочих мест-3 мин.
Ход урока
- Организационный момент :
-Приветствие; отметка отсутствующих учащихся; проверка готовности учащихся к уроку:
-На парте у вас должно быть: учебник, тетрадь, принадлежности для вышивания (салфетка, пяльцы, игла, игольница, ножницы, рисунок),
-Итог готовности, внешний вид.
- Повторение изученного материала
Учитель:
1)-Девочки, на прошлых уроках мы говорили с вами о видах женского рукоделия.
? - Скажите пожалуйста, какие виды женского рукоделия вы знаете?
О.- Макраме, вышивка, вязание на спицах, крючком, аппликация, пэчворк, бисероплетение, батик.
2) – А сейчас мы вспомним, с какими ручными швами мы познакомились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Угадай ручной шов» (работа в группах).
1 группа: необходимо подобрать к рисунку шва- его название (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку, гладьевый, крест, рококо, окантовочный).
2 группа: к названию шва подобрать рисунок. (время 2 мин)
3 группа: выполнить взаимоконтроль- проверить правильность выполненной работы (по образцу- прил.1)
3)-Продолжаем повторять изученный материал по теме «Материаловедение» и «Декоративно-прикладное творчество. Ручная вышивка».
- Разгадайте кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 10 вопросов (прил.2). Все ответы размещаются по горизонтали, а ключевое слово будет выделено по вертикали желтым цветом. И так начинаем.
Каждая из вас выбирает для себя вопрос и отвечает. (вопросы в прил. 2а).
-Итак, ключевое слово- МОНОГРАММА.
-Запишем тему урока в тетради «Монограммы и метки» (учитель на доске).
- Изучение нового материала
-Монограмма- это знак, выполненный переплетением начальных букв имени и фамилии (прил.3, 3а, 3б).
-Метка- обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу(запись в тетради).
-Сейчас мы посмотрим презентацию по теме «Монограммами и метки» (показ слайдов, прил.4)
А это образцы готовых изделий, выполненные с элементами меток (просмотр образцов на доске).
- Практическая работа
«Изготовление монограммы или метки на салфетке».
Вводный инструктаж:
- В учебнике в п.21 в практической работе «Монограммы и метки» дана последовательность выполнения работы. (Внимательно прочтите её. Что вам непонятно? (Учащиеся читают технологическую карту ).
-Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
-умело подбери цвет нитей и вид шва, (помните цветовое сочетание),
-приступая к работе, необходимо правильно запялить салфетку в пяльцы,
-отрежь ножницами нужную длину нити,
-закрепи нитку без узелка на ткани,
-начинай работу с начала написания буквы.
Перед тем, как приступить к работе, необходимо вспомнить правила ТБ.
Повторение правил техники безопасности (прил. 5).
-Сейчас выполним само и взаимопроверку правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами. (дети задают друг другу вопросы).
-Девочки, не забывайте о критериях оценки за урок (приложение 6).
Самостоятельная работа учащихся.
В течении самостоятельной работы проводится текущий инструктаж :
-целевые обходы рабочих мест учащихся:
-организация рабочего места, культура труда;
-соблюдение правил техники безопасности;
-правильность выполнения приёмов и качество работы;
-степень самостоятельности;
-правильность использования технологической документации.
- Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. Физминутку проводят дежурные.
5. Подведение итогов. Закрепление знаний
-С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?
-Монограмма, метка, виньетка.
-Заключительный инструктаж :
-анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся,
- показ лучших эстетически выполненных работ ,
-анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;
-выставление оценок (если они получены) в классный журнал и дневники учащихся,
- на следующем уроке мы будем доделывать салфетку, где будут выставлены оценки за выполненное изделие.
6. Домашнее задание: ( прил.7)
п.20 прочитать, запомнить определение новых слов, принести салфетки и инструменты для вышивки.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МОНОГРАММА (монетная монограмма)
(лат. monogramma от греч. monos - один + gramma - буква, запись), инициалы в виде крупных переплетающихся букв. Монограммы встречаются уже на греческих и римских монетах вместо названия места чеканки или имени монетчиков и правителей.
В эпоху Великого переселения народов (ок. 300 - 600) остготские, бургундские и вестготские короли чеканили золотые монеты с монограммами по примеру византийских императоров.
При Каролингах Монограмма занимала все поле монеты (денарий).
После Карла Великого (768/800 - 814) монеты с монограммами встречаются чрезвычайно редко. Широкое распространение монограмма получила, начиная со 2-й пол. 17 в., особенно на медных монетах германских государей; это был период расцвета монограммы как произведений графического искусства.
Однако особо усложненное переплетение букв иногда преследовало цель скрыть имя правителя, напр. на низкопробных зекстельталерах, чеканенных во время Семилетней войны (1756 - 1763).
(Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993)
Предварительный просмотр:
(лат. monogramma,
от греч. monos - один +
gramma - буква, запись),
- вязь из начальных букв имени и фамилии.
- обозначение принадлежности данного предмета определенному лицу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово монограмма (греч.- простая линия) - изображение, нарисованное одной линией; - знак, составленный из сплетенных двух и более букв, обычно это начальные буквы имени и фамилии.
Монограмма появилась еще у древних египтян , которые пользовались своеобразными штампами с инициалами вместо автографов. От египтян монограмма перекочевала в античную Грецию и Древний Рим . Монограммы использовались активно на монетах и в религии. Немного истории
Самой известной монограммой по сей день является кристограмма Иисуса Христа , составленная из первых двух греческих букв его имени Chi и Rho :
Корешки старинных книг
Со временем к буквам стали добавлять различные украшения - узоры, замысловатые витиеватости .
Виньетка - начальная буква, используемая в начале текста
Сегодня большой популярностью пользуется украшение белья, элементы мужского и дамского костюмов, столовых приборов, скатертей, салфеток монограммами .
Современные монограммы
Метки
Предварительный просмотр:
1. Иглу и булавки хранить только в игольнице.
2. При потере обязательно найти её.
3. Не шить ржавой иглой.
4. При поломке вколоть в ткань и отдать учителю.
5. Не размахивать иглой по сторонам.
1.При необходимости ножницы передавать кольцами вперед.
2.Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями от себя с правой стороны.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Меткое русское слово"
Конспект итогового урока русского языка в 5 классе, возможно использование в 6 классеВ приложении к конспекту есть раздаточный материал к уроку. Электронное сопровождение к уроку СМ. в ра...
"Меткое русское слово" презентация
Презентация к уроку "Меткое русское слово"...
Внеклассное мероприятие по профилактике курения «Черная метка»
Внеклассное мероприятие по профилактике табакокурения...
Урок русского языка "Меткое московское слово"
Урок русского языка...
Программа кружка "Меткий стрелок"
Патриотическое воспитание молодежи – важнейшая задача государства. Патриотом можно считать того , кто любит свое Отечество не за то , что оно дает ему какие-то блага и привилегии , а потому , чт...
Программа кружка "Меткий стрелок"
Патриотическое воспитание молодежи – важнейшая задача государства. Патриотом можно считать того , кто любит свое Отечество не за то , что оно дает ему какие-то блага и привилегии , а потому , чт...
Программа кружка "Меткий стрелок"
Программа кружка "Меткий стрелок"...