Учет возрастных особенностей учащихся в работе классного руководителя
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по использованию таблицы
Таблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации по её использованию помогут классному руководителю ставить цели и задачи развития и воспитания класса в соответствии с возрастными периодами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учет возрастных особенностей в работе классного руководителя | 160 КБ |
программа воспитания 6 класса | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Учет возрастных особенностей воспитанников
в работе классного руководителя
Методические рекомендации по использованию таблицы
Составила Савиных Ольга Сергеевна,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 1»
Номинация: Инновации в воспитании
Троицко – Печорск
2010 г.
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение цели. Такое определение воспитания дано в Минимальном социальном стандарте РФ. (Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования, 2003 г.)
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое должно опираться на основные периоды возрастного развития.
В Положении о классном руководителе заложена аналитико-прогностическая функция, которая предполагает выполнение классным руководителем должностных обязанностей в части определения состояния и перспектив развития классного коллектива; определения стратегии, цели и задач развития классного коллектива, составления программы воспитания и развития класса и плана воспитательной деятельности на учебный год; оказания помощи ученику в решении его острых проблем. Думающий классный руководитель должен уметь видеть и формулировать свои воспитательные цели; анализировать и прогнозировать собственную деятельность и ее результаты.
В структуре системы воспитания класса заложены такие шаги, как анализ жизнедеятельности и развития класса за предыдущий год, выделение проблем, подлежащих решению в следующем году, концептуальные основы программы воспитания (ценности, принципы, основные направления и т.д.), цели, задачи, ожидаемый результат с учетом особенностей возрастного периода коллектива класса. Формы, приемы, методика воспитания пятиклассника резко отличаются от системы воспитания младшего школьника. Методика работы, пригодная в условиях пятого класса, не оправдывает себя при работе со старшими подростками ни в шестом, ни тем более в седьмом классе.
Таким образом, выполнение аналитико-прогностической функции и целеполагание классного руководителя невозможно без психолого-педагогических знаний, а в практике особенную ценность имеет реальная работа, опирающаяся как на закономерности собственно психического развития ребенка, так и на его развитие в рамках определенного социально-педагогического пространства.
Представленная автором таблица «Учет возрастных особенностей воспитанников в работе классного руководителя» компактно содержит все основные сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя. Методические рекомендации по её использованию помогут классному руководителю ставить цели и задачи развития и воспитания класса в соответствии с возрастными периодами. Имеются определения некоторых используемых в работе понятий.
Предлагаемая таблица является уникальной авторской работой, опробована в 2006 – 2009 годах в МОУ СОШ пст. Комсомольск-на-Печоре Троицко-Печорского района Республики Коми и дополнена в 2010 году.
Таблица будет полезна не только классному руководителю, но и учителям-предметникам, администрации школы, родителям, всем, кто занимается воспитанием детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Описание таблицы
Таблица «Учет возрастных особенностей воспитанников в работе классного руководителя» разработана и уточнена автором на основе периодизации психического развития по-Эльконину, этапов возрастного развития психики и задач школьного психолога (автор Марина Битянова, кандидат психологических наук), иерархической структуры осей образа себя и самопонимания (в онтогенезе).
В таблице выделено пять возрастных периодов: 6–7 лет, 7–10 лет (младший школьный возраст), 10–12 лет (младший подростковый возраст), 12-13 лет и 13-15 лет (старший подростковый возраст), 15-17 лет (ранняя юность). В некоторых авторитетных источниках по психологии возраст 15-17 лет также называют старшим подростковым возрастом (прим. автора). Каждый из них специфичен с точки зрения содержания работы классного руководителя и психолого-педагогического сопровождения коллектива класса и отдельных учащихся. При этом немаловажное значение имеет работа с социально-педагогической ситуацией, в которой находится ребенок в разные возрастные периоды. Меняющаяся социально-педагогическая ситуация свидетельствует о смене системы требований к ребенку (подростку) со стороны взрослых, общества, что позволяет классному руководителю заранее выделить период для адаптации учащихся и планировать свою работу по безопасному переходу воспитанника в новый для него период. Стабильная социально-педагогическая ситуация означает, что система требований и отношений к воспитаннику на протяжении всего периода существенно не изменяются.
В таблице выделены два возрастных периода: кризис (перелом) и стабильное психическое развитие, а также два вида социально-педагогической ситуации: меняющаяся и стабильная. Кризис (перелом) означают скачкообразные изменения личности в психическом и социальном развитии, стабильное психическое развитие свидетельствует о постепенных изменениях в детской психике.
Классный руководитель строит свою работу исходя из возрастных особенностей воспитанников, уровня их развития; учитывает, что учебная деятельность, общение и учебно-профессиональная деятельность есть основные виды деятельности ребенка в «школьном онтогенезе» и отличаются друг от друга.
Особую роль играет работа классного руководителя по формированию гармоничного и положительного отношения воспитанника к себе. Определится, какой именно образ себя формируется в данном возрасте, поможет строка «Образ себя и самопонимания».
Графа «Физиологические особенности возраста» позволяет объяснить некоторые психологические особенности и проявления воспитанников.
В графе «Психологические особенности возраста» дана краткая характеристика возрастных особенностей воспитанников, которые необходимо учитывать при построении эффективной деятельности классного руководителя.
В графе «Сензитивный (наиболее чувствительный) период» сформулированы оптимальные сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов в указанный возрастной период. Каждая стадия процесса становления личности (по концепции Э. Эриксона) выдвигает свои задачи развития, требует формирования определенных способностей, продвижения в определенном направлении. Преждевременное или запаздывающее условие и воспитательное воздействие по отношению к сензитивному периоду может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики личности обучающегося.
В графе «Основные задачи развития» сформулированы актуальные задачи воспитания и развития личности воспитанников в данный период и требующие незамедлительного решения.
Наряду с основными задачами классный руководитель выстраивает пропедевтическую работу с классом, чтобы безболезненно подвести воспитанников к переходу в следующий возрастной период. Облегчить эту работу поможет графа «Перспективные задачи развития». Зная задачи развития для данного возраста и последующих этапов, педагог создает соответствующие условия для эффективного развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Строка «Новообразования возраста» поможет классному руководителю сформулировать ожидаемый результат воспитательной деятельности к концу данного возрастного периода.
В графе «Проблемы» отмечается, что в зависимости от того, в какой ситуации находится ребенок (благополучной или нет), возможны три линии дальнейшего движения: вперед, назад (регресс), в сторону (отклонения). Ещё возможна ситуация, когда ребенок как бы «застывает», останавливается в своём развитии, это рассматривается как частный случай регресса. Надо иметь в виду, что указанные в таблице проблемы возникают при неправильно организованном воспитательном пространстве в семье и школе, а также в связи с индивидуальными особенностями и реакциями ребенка (подростка) на воспитательные воздействия.
В рамках работы классного руководителя с классом и отдельным воспитанником существуют два направления – работа непосредственно с детьми (подростками) и работа с той социально-педагогической средой, в которую помещен субъект развития (ребенок). А так как социально-педагогическую ситуацию формируют педагоги и родители, то второе направление связано именно с ними. В связи с этим в таблице имеются графы «Работа с ребенком» и «Работа с социально-педагогической ситуацией».
Строка «Основные методы, формы и приемы работы классного руководителя» поможет классному руководителю в соответствии с психологическими особенностями возраста выбрать позицию, формы, приемы, методы организации жизнедеятельности класса, увидеть их отличия в зависимости от возрастного этапа.
Строка «Взаимодействие с психологом» поможет классному руководителю определить основные формы совместной работы.
Как работать с таблицей?
Прежде всего, классному руководителю необходимо ознакомиться с содержанием столбца, соответствующего возрастному периоду воспитанников. Отметить для себя известные и новые сведения.
Подробно изучить или повторить возрастные особенности школьников данного периода. Провести диагностическую работу по выявлению особенностей класса, каждого воспитанника.
Сформулировать основные задачи данного возрастного периода в соответствии с таблицей, выделяя, если это необходимо, адаптационный период.
Спланировать свою работу в соответствии со строками «Сензитивный период», «Работа с ребенком», «Работа с социально-педагогической ситуацией». В соответствии с психологическими особенностями возраста выбрать формы, приемы, методы организации жизнедеятельности класса.
В зависимости от проблем, характерных для данного возраста и конкретного класса, спланировать профилактическую работу, взаимодействие с родителями, психологом, социальным педагогом и другими структурами, занимающимися воспитанием школьников.
Учитывая непрерывность развития личности и новообразования возраста, классному руководителю необходимо вести пропедевтическую воспитательную работу, а для этого спланировать перспективные задачи развития, которые в свою очередь в начале следующего возрастного периода становятся основными.
Предложенная таблица может стать основой для построения программы воспитания класса, началом вдумчивого и творческого отношения к своим воспитанникам.
Пример:
В соответствии с разработанной автором таблицей, учитель, готовящийся встретить первоклассников, должен учитывать, что с поступлением в школу вокруг дошкольников коренным образом меняется социально-педагогическая ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей, хотя большое значение все еще имеет игровая деятельность, прежде всего, игры с правилами, игры-драматизации. Формируется образ себя и самопонимания «Я - школьник, я - товарищ», поэтому классному руководителю необходимо строить работу с каждым учащимся и классом в целом таким образом, чтобы формировалась положительная самооценка и отношение к себе. Эффективным средством воспитания является коллективная творческая деятельность, которая учит детей совместной работе, способам разрешения конфликтов, развитию разнообразных познавательных процессов, подготавливает к обучению в условиях многопредметности. В связи с меняющейся ситуацией развития особенно сложным для первоклассников является период адаптации, который в норме составляет от 4 до 7 недель и требует от педагога особого плана работы с детьми и их семьями.
Ожидаемым результатом воспитания к концу 1 класса является принятие ребенком роли школьника, системы новых социально-психологических требований, сформированность внутренней позиции школьника.
Особое внимание необходимо направить на развитие интеллектуальных способностей и познавательной сферы (произвольного внимания, памяти, мышления), т.к. к 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, а активное развитие мышления по результатам многолетних исследований психологов завершается к 11 годам. В этот период наиболее легко формируется, развивается и укрепляется эмоционально-волевая сфера и произвольность поведения, сопереживание к людям, приоритет «должен» над «хочу», прилежность, дисциплинированность. Воспитанники чувствительны к развитию самоконтроля, саморегуляции, рефлексии, положительной самооценки, умения доводить начатое дело до конца, положительного отношения к школе, поэтому деятельность классного руководителя должна быть направлена на формирование данных качеств.
Перспективными задачами развития являются развитие интеллектуальных возможностей и произвольности обучающихся и воспитанников, формирование чувства полноценности. Это означает, что классный руководитель, работая над реализацией перечисленных задач, прогнозирует отдаленный результат (к концу обучения в начальной школе).
Таблица
«Учет возрастных особенностей воспитанников в работе классного руководителя»
Возраст Класс | 6 – 7 лет 1 класс | 7 – 10 лет 2 – 4 класс | 10 – 12 лет 5 – 6 класс |
Особенности возрастного периода | Кризис (перелом) | Стабильное психическое развитие | |
Ведущий вид деятельности | Учебный | Учебный | Общение |
Образ себя и самопонимания | Я – школьник, Я – товарищ | Я – член определенной группы | |
Возрастной период | М л а д ш и е ш к о л ь н и к и | М л а д ш и е п о д р о с т к и | |
Социально-педагогическая ситуация | Меняющаяся | Стабильная | Меняющаяся |
Физиологические особенности возраста | Активное анатомо-физиологическое созревание организма. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носит относительный характер, поэтому отмечается высокая утомляемость. Неразвитость произвольных процессов. Работоспособность сохраняется 25-30 мин. | К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. | Перестройка организма. Усиливается обмен веществ в организме, рост тела в длину, отстает развитие сердечно-сосудистой системы, что приводит к снижению давления, «малокровию мозга», вялости и повышенной утомляемости. Увеличивается потребность в питании, щадящем режиме. |
Психологические особенности возраста | Отсутствие социального опыта в новых условиях и как следствие обостренное чувство незащищенности. Дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, любознательны. Произвольность Эмоциональное самочувствие ребенка целиком зависит от учителя, который становится центром его жизни. Большое место занимает игровая деятельность. | Внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности, преобладающая жизнерадостность. Дружелюбие, открытость и контактность со сверстниками и взрослыми. Стремление к совместной деятельности, легкость выполнения поручений, имеющих социальную значимость. Резкая потеря к деятельности в случае неуспеха, большой эмоциональный подъем в случае успеха. Ценят смелость, верность другу, физическую силу. Любят тайны, приключения, поиск, новое, яркое, незнакомое. Ориентированы на ближайшие цели. Воспринимают конкретное содержание беседы. Особое значение начинает приобретать мнение сверстников. | Отсутствие социального опыта в новых условиях и как следствие обостренное чувство незащищенности. Не могут полноценно анализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности. Неумение рассчитать свои физиологические потребности. Импульсивность. Бурное проявление симпатии к противоположному полу. К 12 годам резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Стремление к самостоятельности и независимости, завоевать авторитет, занять достойное место в коллективе, растет автономия от семьи. |
Новообразования | Принятие роли школьника, системы новых социально-психологических требований. Сформированность внутренней позиции школьника. | Сформированность основных компонентов учебной деятельности. Произвольность психических процессов, развитие внутреннего плана действий, способность к саморегуляции, рефлексии. Формирование чувства социальной и психологической компетентности (или при неблагоприятном развитии -неполноценности), чувство дифференцированности своих возможностей. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. | Формируется устойчивая система отношений к окружающим и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. |
Сензитивный (наиболее чувствительный) период |
|
|
|
Основные задачи развития | Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития (принятие роли школьника) |
| Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития (переход к обучению в среднем звене) |
Перспективные задачи развития |
|
|
|
Проблемы |
|
|
|
Работа с ребенком |
|
|
|
Работа с социально-педагогической ситуацией |
|
|
|
Взаимодействие с психологом |
|
|
|
Основные методы, формы и приемы работы классного руководителя |
|
|
|
(Продолжение таблицы)
Возраст Класс | 12 – 13 лет 7 класс | 13 – 15 лет 8 – 9 класс | 15 – 17 лет 10 – 11 класс | |
Возрастной период | Старший подростковый возраст | Ранняя юность | ||
Особенности возрастного периода | Начало перелома | Возрастной кризис и посткризисный период | Стабильное психическое развитие | |
Ведущий вид деятельности | Общение | Учебно-профессиональный | ||
Образ себя и самопонимания | Кем я буду? | Я - партнер | ||
Социально-педагогическая ситуация | Стабильная | Канун резкого изменения | ||
Физиологические особенности возраста | Половое созревание.
| Период возмужания. Рост и вес стабильны, увеличивается работоспособность грудной клетки, завершается окостенение скелета, устанавливается ритмичная работа сердца и желез внутренней секреции. Теряется детская округлость лица, приобретается индивидуальное его выражение. Половое развитие неоднородно: акселеранты и ретарданты. | ||
Психологические особенности возраста |
|
| ||
Сензитивный (наиболее чувствительный) период |
|
|
| |
Основные задачи развития |
|
|
| |
Перспективные задачи развития |
|
|
| |
Проблемы |
|
| ||
Работа с ребенком |
|
|
| |
Работа с социально-педагогической ситуацией |
|
|
Создание психологически безопасных условий для «примерки» и про-живания новых социальных ролей и позиций. | |
Взаимодействие с психологом |
Групповая психологическая работа. Психологические игры, тренинги. |
| ||
Основные методы, формы и приемы работы классного руководителя |
|
|
Тезаурус
Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – прспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптация социальная (от лат. socialis – общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Адаптацию обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.
Акселерация (от. лат. аcceleration - ускорение) – отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение соматического (конституционального) развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, в более ранних сроках полового созревания. Акселеранты – раносозревающие подростки. Ретарданты – поздносозревающие подростки.
Возрастные особенности (в психологии) – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся.
Онтогенез – (с греч.) – процесс развития индивидуального организма. В психологии – формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения личности с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Формирование и преобразование самооценки достигается путем воспитательных воздействий.
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. С.с.р. обусловливает образ жизни ребенка, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования, появляющиеся к концу возрастного периода и приводящих к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, к самому себе.
Литература:
- Битянова М. Статья «Школьный психолог», 1999 г., № 36.
- Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М.: АПН, 1958.
- Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005 – 224 с.
- Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М.: Просвещение, 1986.-80 с., ил.- (Психологическая наука – школе).
- Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.-175 с.
- Краковский А.П.. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М., «Педагогика», 1970)
- Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
- Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991
- Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М. Прохоров.- 4-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1986 г.- 1600 с., ил.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
пст. Комсомольск – на – Печоре
Троицко – Печорский район, Республика Коми
Составила: Проверила:
классный руководитель заместитель директора
Савиных О. С. по учебно – воспитательной
работе
«____» __________ 2008 г. __________(Максимова Н.П.)
«____» ____________ 2008 г
«Развитие самоуправления учащихся
на основе создания ситуаций выбора»
Классный руководитель 6 класса
Савиных Ольга Сергеевна
Пст. Комсомольск – на – Печоре, 2008 г.
Концептуальные основы программы
В связи с модернизацией образования воспитание понимается как процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии классного руководителя и воспитанников, направленный на достижение цели. Воспитание организуется в соответствии с Минимальным социальным стандартом РФ, Минимальным объемом социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования, 2003 г.
Методическая тема школы: Гуманизация образования и воспитания через применение современных активных технологий и развитие толерантности участников образовательного процесса.
Цель: Формирование познавательной активности учащихся и установок толерантного поведения и сознания.
Системообразующая деятельность класса – коллективная творческая и театральная деятельность.
Проблемы, подлежащие решению в текущем году:
- создание сплоченного творческого коллектива
- формирование активной гражданской позиции на основе выбора, ответственности учащихся за свое поведение и выбор решения
- воспитание толерантной личности
- формирование навыков правовой культуры и самосознания, развитие навыков самоуправления собой, произвольности внимания и поведения
- развитие качеств личности: ответственность за порученное дело, ответственное отношение к учебе, дисциплинированность, исполнительность, требовательность к себе, коммуникабельность, стремление оказать помощь и поддержку другим, терпимость к мнению других.
Принципы взаимодействия воспитанников и классного руководителя:
- Коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективное дело, коллективный анализ
- «Я» – высказывание
- Сотрудничество
- Сопереживание
- Взаимоуважение
- Возможность выбора при наличии аргументации в рамках второго этапа развития самоуправления в классе согласно авторскому проекту «Этапы развития самоуправления учащихся на основе создания ситуации выбора»
Законы жизни класса:
- Дружить, не обзываться и не драться!
- Учимся слушать друг друга.
- Спорим, но конструктивно.
- Учимся приходить к согласию и вырабатывать совместные решения.
- Уступаем друг другу, когда это необходимо и полезно для совместного дела.
- Оказываем помощь в учебе и подготовке домашних заданий.
- Заступаемся друг за друга.
- Каждый несет ответственность за себя и свой класс
Цели:
- Повышение познавательной и гражданской активности учащихся через изучение и применение в учебной и внеклассной деятельности современных технологий, участие в коллективных творческих делах
- Создание сплоченного творческого коллектива
Задачи:
Классного руководителя:
- Обеспечить реализацию настоящего плана воспитательной работы
- Организовать курс «Формирование общих учебных умений и навыков» (или «Учись учиться»). Научить детей основам проектной деятельности, презентации, написанию рефератов; формировать умения и навыки к планированию, организации и анализу собственной деятельности
- Создать условия для развития самоуправления в классе, толерантности и творчества воспитанников, вовлечь в коллективную деятельность всех учащихся класса
- Осуществлять воспитание учащихся согласно теории «Я» – высказывания
- Быть помощником воспитанникам в решении их проблем и проблем класса
- Формировать навыки правовой культуры и самосознания, ответственность учащихся за себя и свой выбор
- Развивать умение учащихся общаться и терпимо относиться друг к другу, работать в команде
- Помочь реализовать творческий потенциал учащихся через театральную деятельность
Учащихся класса:
- Активно участвовать в жизни класса и школы
- Заняться самовоспитанием, развивать навыки самоуправления самим собой, развивать произвольное внимание
- Развивать качества личности: ответственность за порученное дело, успеваемость, поведение; дисциплинированность, исполнительность, инициативность, требовательность к себе, коммуникабельность, стремление оказать помощь и поддержку другим, терпимость к мнению других.
В основе воспитательной системы класса лежит проект «Этапы развития самоуправления учащихся на основе создания ситуаций выбора». Авторы Савиных О.С., Куляба Л.Н.
6 класс - 2 этап «Совместная деятельность классного руководителя и учащихся»
Задачи этапа:
- Формирование настроя на совместную творческую работу
- Развитие взаимопонимания, толерантности и взаимопомощи учащихся и педагога
- Формирование умения коллективного планирования
Содержание деятельности
- Выбор коллективного творческого дела
- Коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов)
- Выбор позиции в целеполагании, планируемой работе, контрольно – оценочной деятельности
- Выбор творческих объединений
Механизм реализации содержания 1 этапа
- Конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей»
- Работа творческих групп
- Самостоятельное чтение и коллективное обсуждение литературы в поиске необходимого замысла, идеи
- Разведка полезных дел (для нас самих, для сплочения коллектива, для младших, на пользу окружающим людям, для школы, совместных дел с родителями)
Исполнители и их функции
Роль педагога – партнер, помощник. Педагог – рядовой участник поиска идей. Организаторские функции выполняет актив класса
Ожидаемый результат:
- Повышение творчества участников образовательного процесса. Увеличение по сравнению с прошлым учебным годом (5 классом) призовых мест в учебно – познавательных и творческих конкурсах на школьном уровне
- Улучшение психологического климата в классе
- Увеличение числа «хорошистов» (Савиных С., Лубова А., Шабаров В.), отсутствие неуспевающих
- Увеличение количества дел социальной направленности, подготовленных учащимися самостоятельно, улучшение их качества
- Повышение активности участников образовательного процесса, проведение совместных дел с родителями
- Повышение уровня воспитанности
- Развитые навыки самоуправления у половины учащихся класса
- Проявление желания большинства учащихся инициировать свою деятельность
- Сформированность у 50 % детей умений и навыков к планированию, организации и анализу собственной деятельности
Механизм отслеживания результатов (способы изучения эффективности системы воспитания класса, методы диагностики, критерии оценки уровня достижения результатов, выполнения задач):
- Мониторинг развития личности (по-Степанову)
- Карта активности учащихся
- Наличие призовых мест в конкурсах школьного уровня
- Диагностика «Психологический климат»
- Анкетирование учащихся и их родителей по вопросам удовлетворенности образовательным процессом в целом и жизнедеятельностью классного коллектива
- Подведение итогов успеваемости за каждую четверть и год.
Название класса «Фортуна»
Девиз: «Крутись, фортуны колесо, преодолеем в жизни всё!»
Структура (система должностей):
Командир экипажа (смена каждый месяц):
сентябрь – Керосиров Павел
октябрь – Кузнецова Татьяна
ноябрь – Лубова Анна
декабрь – Лукошевич Кристина
январь – по желанию
февраль – Носова Ксения
март – Савиных Светлана
апрель – Терентьев Иван
май – Шабаров Виктор
Основные направления работы:
- «Общество, я и моя малая родина»
Нравственная культура. Гражданское, патриотическое, правовое воспитание школьников. Профилактика правонарушений и преступлений. Экологическое и трудовое воспитание учащихся
- «Учимся управлять»
Развитие самоуправления на первом и втором уровнях (индивидуальное, в классе)
- «Здоровый образ жизни»
(Спортивно-оздоровительная работа, основы гигиены, профилактика употребления алкоголя)
- «Творите, вы талантливы!»
(Участие во внеурочной предметной деятельности, системе дополнительного образования, коллективных творческих делах)
- Управление воспитательным процессом и его результативностью:
(Взаимодействие с родителями, сельским домом культуры, врачебной амбулаторией. Мониторинг результативности воспитательного процесса)
Механизм управления:
- Промежуточные итоги жизнедеятельности классного коллектива подводятся на совместном собрании учащихся и их родителей (концерт детей, выставка работ и т.п.) Конец 1 полугодия (декабрь)
- Итоги деятельности класса за год подводятся на классном собрании «Коллективный анализ деятельности класса» апрель 2008 г.
- Знакомство родителей с итогами жизнедеятельности класса. Форма: презентации «Мы и наш класс», «Я и моя семья», вечер с родителями, выставки творческих работ учащихся. Срок: май, в День семьи.
Исполнители и их функции:
- классный руководитель инициирует идеи, проводит экспертизу идей воспитанников, планирует и организует ситуации выбора и коллективное обсуждение, поддерживает безоценочное общение, выступает в роли помощника, консультанта при проведении дел внутри класса; руководителя, контролера при выполнении общешкольных КТД.
- командир экипажа ведет экран активности класса, организует, следит за очередностью и качеством дежурства по классу и школе.
- Учащиеся выдвигают свои идеи, проводят коллективное обсуждение и отбор оптимальных вариантов, аргументируют свою точку зрения, самостоятельно организуют, проводят и анализируют КТД в классе, участвуют под руководством классного руководителя в общешкольных и поселковых мероприятиях.
- Родители включаются в деятельность класса на правах партнеров и помощников учащихся и участников КТД.
Зоны самостоятельности детей: выбор и организация творческих дел социальной направленности, форм проведения традиционных школьных КТД, организация досуга внутри класса.
Работа с социально-педагогической ситуацией
Нравственное развитие: переход от догматической правильности к развитию критической оценки и выработка индивидуальных норм поведения;
- поощрение способности занять ответственную позицию в отношении взрослых и сверстников;
- переориентация учебного и воспитательного процесса с передачи знаний на развитие мышления учащихся.
Построение системы отношений детей друг с другом:
- развитие навыков конструктивного общения с взрослыми и сверстниками;
- формирование сплоченного детского коллектива, создание общих ценностей и норм;
- обучение навыкам ответственного поведения.
Разработка единой системы требований и её предъявления учащимся:
- открытое обсуждение всех возникающих конфликтов;
- просвещение родителей и педагогов по вопросам общения с младшими подростками;
- поддержка самостоятельности в учебной деятельности и общественной жизни.
Циклограмма общешкольных коллективных творческих дел.
Сентябрь: 1 - День знаний. День рождения «Галактики» (посвящение в первоклассники, пятиклассники, 10-классники).
Октябрь: 1 - День пожилых людей. Первое воскресенье - День учителя. Осенний бал.
Ноябрь: 4 – День примирения (Кл. час: развитие толерантности). 10 – День отца. Месячник правовых знаний. 24 - День матери (конкурс рисунков к Дню матери, совместные мероприятия с мамами)
Декабрь: 1 - Всемирный день борьбы со СПИДом. 1 – 10 – декада Конституционных знаний 29 - Новогодний бал.
Январь: Месячник борьбы с вредными привычками (Кл.час: здоровый образ жизни, антинаркомания, антиалкоголь, конкурсы плакатов). Смотр художественной самодеятельности «Зажги свою звезду!».
Февраль: Военно-патриотический месячник, смотр строя и песни, Кл. час на патриотическую тему. Конкурс творческих работ «Зеркало природы». Отчет по экологическому образованию
Март: Женский день 8 марта. Конкурс бальных танцев: школьный и районный тур. Конкурс рисунков «Огонь и дети»
Апрель: Экологический месячник, Кл. час на экологическую тему. 26 – Всемирный день интеллекта (вечер в честь хорошо и отлично успевающих учащихся). Диагностика воспитанности. Кл. собрание «Коллективный анализ» (до 1 мая). Творческая мастерская «Планируем на следующий год» (до 1 июня). Выборы актива класса, планирование ключевых дел.
Май: Вахта памяти. 7 – День семьи. 9 - День Победы, конкурс инсценированной песни, кл. час на патриотическую тему. 15 - Подведение итогов конкурсов «Ученик года», «Активист года», «Спортсмен года». Общешкольное ученическое собрание: отчеты классов, выбор в Совет «Галактики», в Совет школы. 25 – Линейка последнего звонка для 9, 11 классов. Туристические классные походы.
Классные часы: самопознание и самовоспитание, милосердие, толерантность, гигиена, взаимоотношения девочек и мальчиков, воспитание женщины, мужчины.
Содержание деятельности (план и события на 34 учебных недели):
№ | Мероприятия | Сроки: месяц | Ответственные | ||||||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся"
Ранний юношеский возраст...
"Модель работы с "трудными учащимися"" раздел - работа классного руководителя
Презентация содержит весь материал при работе с детьми из неблагополучных детей....
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...
Диагностика воспитанности учащихся в работе классного руководителя
Приложения по определению уровня воспитанности учащихся...
Рейтинг как средство повышения качества обучения и активности учащихся в работе классного руководителя
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная и воспитательная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей...
Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках
Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения...