Что такое нетрадиционный урок?
методическая разработка по технологии по теме

 

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную(неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников , развитие их творческого потенциала , способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нестандартный крок35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое нетрадиционный урок?

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную(неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников , развитие их творческого потенциала , способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.

 Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников

Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.)

Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);

·                   межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;

·                   театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;

·                   сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик;

·                   уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала , что по программе изучается в разных классах.

Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):

 Урок - деловая игра; -пресс конференция; -соревнование, -консилиум, -зачет, -КВН, -суд, -аукцион, -экскурсия, -семинар, - театральное представление, -консультация, - блок-схема, -лекция.

Почему же нестандартные уроки получили такое распространение современной школе?

Учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности.

Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников, как по технологии. Ещё одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Проведение профориентационных занятий

 Внесение производственной информации и элементов профессионального труда в материал занятий по трудовому обучению школьников. Это могут быть: производственные иллюстрации и практические примеры; задачи и упражнения с практическим содержанием; учебно-практические и лабораторно-практические работы, близкие по характеру к производственным; контрастные профориентационные вставки в учебный материал.

Ознакомление учащихся с условиями труда на производстве. С возможностями применить свои знания и умения по определенным направлениям трудовой деятельности в условиях средней школы и межшкольного учебно-производственного комбината; использование оборудования, документации и наглядных пособий кабинетов и учебных мастерских; проведение практических занятий; изложение теоретических сведений по отдельным разделам; организация и проведение экскурсий специалистами производства;

Формирование, поддержка и активизация познавательного интереса школьников к труду: беседы с учащимися о выборе профессий; составление карт интересов учащихся; организация профориентационных кабинетов, уголков, оформление стендов.

Постановка учащихся перед необходимостью решения задач, связанных с анализом и выбором трудовой деятельности; социально-экономический анализ видов труда, проводимый учащимися; медицинские, психологические и профессиональные консультации; организация централизованных пунктов распределения выпускников школ на производство.

Рассмотрим некоторые формы и методы проведения нетрадиционных уроков.

Встречи с передовиками производства. Такие встречи, как правило, проводятся в самой школе. Организует их методист или преподаватель. Завод для проведения таких мероприятий выделяет передовиков производства – инженеров, мастеров и кадровых рабочих. С ними предварительно проводится краткий инструктаж, в котором объясняется цель встречи, вопросы, на которые следует обратить внимание, и методика проведения беседы.

Беседы и консультации. Большое значение в работе по профориентации имеют групповые беседы и индивидуальные консультации о предприятии.

Контрастные вставки в учебный материал. Суть положительного эффекта этого приема состоит в значительной активизации учащихся при резком контрасте изучаемого материала.

Из психологических и дидактических исследований известно, что объем и качество усвоения учебного материала в течение занятия постепенно снижаются. Изменение учебной обстановки (перемена рода работы, изменение объекта труда, переход к новому материалу) активизирует внимание учащихся и повышает эффективность обучения. Таким активизирующим фактором может быть контрастная вставка. В частности, фрагментарное сообщение о содержании работы по той или иной профессии, показ оригинальных инструментов и приспособлений, необходимых работам той или иной специальности, и т.п. Такая вставка может тематически и не согласовываться с основным программным материалом, а, наоборот, резко контрастировать с ним. Именно яркий контраст и создает условия для активизации внимания учащихся и запоминания материала. Следует, однако, учитывать, что на такую вставку нельзя отводить много времени, чтобы информация не заслоняла основной учебный материал.

Проведение учебных занятий специалистами производства. Отдельные элементы учебной программы: освоение приемов работы с машинами, станками, инструментами и приспособлениями, способов изготовления отдельных изделий, ознакомление с конструкцией изучаемых объектов, с технологическими процессами и т. п. – могут быть успешно реализованы при совместной деятельности учителя и специалиста производства. Участие рабочего в учебном процессе при надлежащей организации хода обучения будет способствовать более эффективной ориентации учащихся на труд по соответствующему профилю.

Ход занятия, на котором планируется присутствие специалиста производства, следует тщательно разработать. В его структуре надо четко определить место и содержание обучающей деятельности специалиста.

Экскурсии. Чтобы экскурсии были эффективными, необходимо: конкретно определить тему экскурсии и ее целевую направленность, предварительно провести ее тщательную подготовку, в ходе экскурсии ознакомить учащихся с конкретными объектами, после экскурсии провести закрепление полученных сведений и знаний.

Учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство. Но очевидно, что дать учащимся полное представление о современном производстве без его посещения весьма трудно. Многие проблемы могут быть представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой. В условиях учебных мастерских школьники, как правило, не имеют, возможности знакомиться с современными способами обработки материал Экскурсии — часто единственно возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации производства.

Экскурсии могут иметь различное назначение — в зависимое от ставящихся целей. Они могут быть общеознакомительными целевыми.

В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные вопросы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов. Подготовка экскурсии обязательно включает в себя:

·                   определение учебных целей, которые предполагается достичь, выбор места экскурсии;

·                   определение ее маршрута с обязательным совместным решением с представителем производства об обеспечении безопасности передвижения учащихся и по территории предприятия, и при посещении производственных помещений (естественно, и сами школьники должны быть ознакомлены с привалами поведения во время экскурсии).

В проведении экскурсии принципиальная роль экскурсовода. Хорошо если это сам учитель, но часто, он оказывается, недостаточно подготовлен к разъяснению всех особенностей конкретного производства — тогда привлекается работник предприятия. Его выбор не может быть случайным. Он должен знать цели экскурсии. Подводить итог экскурсии можно по-разному. Заключительная беседа, письменные отчеты, выпуск технических бюллетеней альбомов с фотографиями и письменными материалами по истории производства, сведениями о выпускаемой продукции, и т.п.

В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут возбуждать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)

Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок1

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок1...

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок2

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок2...

6 класс Математика "Делители и кратные". Урок2

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Делители и кратные". Урок2...

6 класс Математика "Делители и кратные". Урок3

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Делители и кратные". Урок3...

7класс Алгебра "Линейная функция и ее график. Урок1"

7класс Алгебра "Линейная функция и ее график. Урок1"...

7класс Алгебра Прямая пропорциональность Урок1

7класс Алгебра Прямая пропорциональность Урок1...