Урок технологии в 5 классе «Золотошвейки и подмастерья для принцессы Иголочки»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Представлен опыт Черепановой Елены Анатольевны по организации контрольно - обощающего урока по теме "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" в форме учебно -технологической игры по технологии в 5 классе. Проверка знаний по машиноведению, конструированию и моделированию фартука. Первая ступенька «Что посеешь, то и пожнёшь» Вторая ступенька «Ум да разум надоумят сразу» Третья ступенька «Семь раз отмерь, один - отрежь» Четвёртая ступенька «Ученье свет, а не ученье - тьма» Пятая ступенька «Всякое уменье трудом даётся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
princessa_igolochka.rar | 989.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Ныробская СОШ»
Урок технологии в 5 классе
«Золотошвейки и подмастерья для принцессы Иголочки»
Выполнила учитель технологии первой категории
Черепанова Елена Анатольевна
НЫРОБ 2012
Урок технологии в 5 классе
«Золотошвейки и подмастерья для принцессы Иголочки»
Цели:
- Систематизировать теоретические знания и оценить практические умения и навыки учащихся по темам «Машиноведение», «Конструирование и моделирование фартука».
- Способствовать формированию познавательного интереса к профессии швея.
- Создать условия психологического комфорта и желание работать в команде.
Форма занятия:
учебно – технологическая игра
Методы обучения:
индуктивные и дедуктивные; словесные и наглядные, практические.
Формы контроля:
устный опрос, работа по карточкам, практическая работа, взаимоконтроль.
Структура урока:
I. Организационный момент (5 – 6мин)
Подготовка к игре
Исходная ситуация и условия игры
II. Теоретическая часть игры (15 - 17мин)
Проверка знаний по машиноведению, конструированию и моделированию фартука.
Первая ступенька «Что посеешь, то и пожнёшь»
Вторая ступенька «Ум да разум надоумят сразу»
Третья ступенька «Семь раз отмерь, один - отрежь»
Четвёртая ступенька «Ученье свет, а не ученье - тьма»
III. Физкультминутка (1 -2мин)
IV. Практическая часть игры (10 – 15мин)
Пятая ступенька «Всякое уменье трудом даётся».
Практическая работа «Обработка шва вподгибку с закрытым срезом» по технологической карте.
V. Итоги урока – игры ( 3 - 5мин)
Анализ деятельности команд.
Рефлексия
Подготовить:
- Бумагу белую, ручки с синей и красной пастой;
- Приложение 1. Словограммы №1 и №2
- Таблички с названием команд;
- Приложение 2. Желтые и оранжевые жетоны, на которых написан девиз команды;
- Приложение 3. Сюжетная картина;
- Оценочные фигуры напёрстки золотого и серебряного цвета (можно заменить вырезанными из картона);
- Запись спокойной музыки на носителе
- Приложение 4. Оценка результатов деятельности команд «Белошвейка» и «Портняжка»
- Приложение 5. Название деталей, линий чертежа и срезов фартука
- Приложение 6. Задание по моделированию фартука
- Приложение 7. Задание по машиноведению
- Эталон ответов для жюри
- Технологическая карта «Изготовление шва вподгибку с закрытым срезом».
- Швейные машины, утюг, крой для изготовления шва вподгибку с закрытым срезом, линейка, нитки, иголки, ножницы.
- Нитки (на подарок) и наборы швейных иголок по количеству учащихся.
Ход урока
- Организационный момент
Мы начинаем наш последний урок перед шитьем фартука. Урок будет необычный, мы проведём его в форме игры. Вы видите, что на урок к нам пришли гости. Мы попросим их поучаствовать в нашей игре. Оценивать вашу работу будет жюри (представление членов жюри и гостей). Мы с вами повторим, закрепим изученный материал по машиноведению, конструированию и моделированию фартука.
- Подготовка к игре
Работать вы будете в составе двух команд. У вас на столах лежат фигурки – сердечки оранжевого и желтого цвета. Поднимите фигурки вверх, посмотрите друг на друга и соберитесь в команды по цвету. (Пауза). Выберите себе командира. (Пауза).
В словограмме, когда ответите на её вопросы, в выделенном столбике вы прочтёте название своей команды. Приложение 1
Это будет вашей подготовкой к игре. Тема словограммы «Одежда и техника безопасности при работе в мастерской». В выделенном столбике у вас получится слово, это и будет название вашей команды. Капитаны получите задания.
(Команды выполняют задание). Обе команды готовы. Название команды скажите вслух. Первая команда «Белошвейка», вторая – «Портняжка».
У вас на столе лежат сердечки желтого и оранжевого цвета в форме цветка. Переверните их и соедините так, чтобы у вас получилось предложение. Для более быстрого решения можно поставить первые цифры. Приложение 2.
Прочтите то, что у вас получилось. Это ваш девиз. «Кто первый в труде тому слава везде!», «Была бы охота, заладится всякая работа!»
Первое испытание вы выдержали и наша игра «Золотошвейки и подмастерья для принцессы Иголочки» началась!
Внимание!
Открывается сюжетная картина. Приложение 3.
Выдерживается пауза, для того, чтобы дети могли хорошо рассмотреть сюжетную картину.
Посмотрите на этот дворец, в нём живёт принцесса Иголочка, а попасть во дворец мы сможем по лестнице – чудеснице, если выполним задания принцессы
Исходная ситуация и условия игры
Принцесса Иголочка объявила набор придворных портных для своего дворца. Не каждый сможет попасть во дворец, а только не боящийся трудностей, уверенный в себе и хорошо знающий швейное дело.
Чтобы достичь цели, вам нужно будет подняться по ступеням, которые ведут во дворец. Они не простые. Чтобы встать на каждую из них вы должны выполнить задание принцессы. Команда, выполнившая задание на «отлично» получает золотой напёрсток, а если задание выполнено, но требуется небольшие дополнения, получает серебряный напёрсток.
Вот «серебряные» и «золотые» напёрстки, которые будем помещать на ступеньках лестницы – чудесницы. Слева команда «Белошвеек», справа – команда «Портняжек».
За правильно оказанную помощь команде – сопернице можно заработать дополнительный напёрсток.
Та команда, которая получит больше золотых напёрстков, получит звание «золотошвеек» и будет принята в свиту принцессы, вторая команда также будет принята, но в роли «подмастерьев».
Есть ли у вас вопросы по условиям игры?
Игра
Я доверенное лицо принцессы Иголочка и задания вы будете получать у меня.
Пять ступенек – пять заданий.
Первый этап
Итак, первая ступенька называется «Что посеешь, то и пожнёшь». Капитаны получите задания. Приложение 4.
Задание командам:
Выберите мерки, необходимые для построения фартук
Какие из них записывают в половинном размере?
Слово жюри…
(Учитель отмечет результаты на ступеньках)
Учитель: Первая ступенька вами покорена. Молодцы! Замечательные результаты! Пойдём дальше.
Вторая ступенька «Ум да разум надоумят сразу». Капитаны получите задания. Приложение 5.
На листе вы видите изображение деталей фартука. Рядом - название деталей, линий и срезов фартука. Вам нужно поставить эти цифры на нужное место на чертеже фартука. Отмечайте прямо на карточке.
(Команды работают)
Учитель: обе команды справились с заданием. Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. Красной пастой ставьте «+», если ответ правильный, если ответ неверный поставьте ту цифру, которую считаете нужной. Результаты взаимопроверки передайте жюри.
Слово жюри…
(Учитель отмечет результаты на ступеньках)
Третий этап
Впереди третья ступенька «Семь раз отмерь, один - отрежь». Это значит, прежде принять решение нужно хорошо подумать. Капитаны получите задания. Приложение 6.
Прочитайте задание:
Нарисовать эскиз фартука по описанию и выполнить элементы технического моделирования в соответствии с описанием фартука.
Результаты работы представьте на суд жюри.
Четвёртый этап
Четвёртая ступенька «Ученье свет, а не ученье - тьма». Если вы хорошо знаете, как устроена швейная машина, то сможете легко справиться с этим заданием. Приложение 7.
Задание командам:
Отберите название деталей швейной машины, через которые проходит верхняя нитка при заправке.
Слово жюри…
(Учитель отмечет результаты на ступеньках)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
Пятый этап
Приступаем к последнему этапу, последняя пятая ступенька «Всякое уменье трудом даётся».
Вам предстоит выполнить практическое задание по технологической карте «Изготовление шва вподгибку с закрытым срезом». Приложение 8.
Его вы будете выполнять индивидуально. За него вы получите оценку и внесёте свой вклад в общий зачёт игры.
Если у вас нет вопросов, то приступайте к работе.
Ученицы выполняют задание. Звучит лёгкая инструментальная музыка.
В ходе работы учащиеся получают текущий инструктаж.
Готовые работы сдайте жюри.
Заключительное слово жюри…
Общее количество «золотых» напёрстков у команды «Белошвейка» …
у команды «Портняжка»…
Итоги игры
Подводим итоги нашей игры. Звание «золотошвеек» получает команда… Вторая команда … тоже выдержала испытание и принимается в придворные подмастерья.
Учитель просит всех выйти к доске, благодарит за урок и передаёт от имени принцессы Иголочки по катушке ниток и наборы швейных иголок всем участницам урока и выражает надежду, что стежки на фартуках, сделанные ими будут ровными и прямыми.
Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут вышить цветы,
И по синему небу могут вышить солнце златое,
Чтобы стало больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немного фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!
Анализ деятельности команд
Вот и подошёл к концу наш урок. Я довольна вашей работой. Мы повторили с вами темы по машиноведению, конструированию и моделированию фартука. Вы отлично справились с практической работой по изготовлению шва вподгибку с закрытым срезом. Работали дружно и доброжелательно. Каждая из вас внесла свой вклад в общий результат игры.
Рефлексия
А вам урок понравился? Что понравилось? Расскажите о своих впечатлениях.
Литература:
Девяткина В.Г., Казакова Л.И, Учебно- технологическая игра в трудовом обучении коррекционной школы. Учебно – методическое пособие. – Пермь: Изд –во ПОИПКРО, 2002
Приложение 1
Словограмма 1. Название команды
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 5 | |||||||||||
| |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 |
- Деталь швейной машины, которую необходимо опускают на ткань во время шитья.
- Приспособление, которым пользуется, чтобы не уколоть палец.
- Часть иглы, которая прокалывает ткань.
- Предмет, с помощью которого можно найти упавшую на пол иголку.
- Приспособление для хранения игл.
- Приспособления для вышивания.
- Вещь, в которую нельзя втыкать иголку.
- При её помощи мы включаем и выключаем утюг.
- Приспособление, на которое ставится утюг после работы.
Приложение 1
Словограмма 2. Название команды
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
|
| |||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 10 |
| ||||||||||||
- Поясное изделие.
- Вещь, в которую нельзя втыкать иголку.
- Приспособление для хранения игл.
- Часть иглы, которая прокалывает ткань.
- Место соединения деталей швейного изделия.
- При её помощи мы включаем и выключаем утюг.
- Приспособление, которым пользуется, чтобы не уколоть палец.
- Предмет, с помощью которого можно найти упавшую на пол иголку.
- Приспособление, на которое ставится утюг после работы.
- Часть ножниц, которой они передаются другому человеку.
Приложение 2.
Девиз команды «Белошвейка»
Составь девиз своей команды
1.Была бы охота, заладится всякая работа!
Девиз команды «Портняжка»
Составь девиз своей команды
1.Кто первый в труде тому слава везде!
Приложение 3.
Сюжетная картина
Приложение 4.
Снятие мерок
1. Выберите мерки, необходимые для построения фартука.
А) Днч Б) Вг В) Дн
Г) Ст Д) Сб Ж) Сш
2. Какие из них записывают в половинном размере?
Приложение 5.
Название деталей, линий чертежа и срезов фартука.
Поставьте цифры на нужное место
1. Верхний срез
2. Боковой срез нагрудника
3. Боковой срез нижней части
4. Середина нижней части
5. Середина нагрудника
6. Карман
7. Линия талии
8. Линия низа
Приложение 6.
Эскиз и моделирование фартука
1 команда «Белошвейка»
Нарисовать эскиз фартука по описанию и выполнить элементы технического моделирования в соответствии с описанием фартука.
Фартук из хлопчатобумажной ткани, отрезной по линии талии с закруглённой нижней частью, одним большим карманом, разделённом на две части.
2 команда «Портняжка»
Нарисовать эскиз фартука по описанию и выполнить элементы технического моделирования в соответствии с описанием фартука.
Фартук из льняной ткани, отрезной по линии талии с заострённой нижней частью, одним большим карманом, разделённом на две части.
Приложение 7. Машиноведение
Отберите название деталей швейной машины, через которые проходит верхняя нитка при заправке.
А) Нитепритягиватель
Б) Маховое колесо
В) Игла
Г) Моталка
Д) Нитенаправитель
Е) Двигатель ткани
Ж) Регулятор натяжения
верхней нити
З) Лапка
И) Шпульный колпачок
К) Катушечный стержень
Приложение 8
Оценка результатов деятельности команды «Портняжка»
Этапы задания | Содержание работы | Оценка | Примечание |
Подготовка | Словограмма «Одежда и техника безопасности при работе в мастерской» 1. Название команды 2. Девиз | ||
1 этап «Что посеешь, то и пожнёшь» | Конструирование 1. Мерки для фартука 2. Мерки в половинном размере | ||
2 этап «Ум да разум надоумят сразу» | Конструирование Название деталей, линий и срезов фартука | ||
3 этап «Семь раз отмерь, один - отрежь» | Моделирование 1. Эскиз фартука 2. Моделирование фартука | ||
4 этап «Ученье свет, а не ученье -тьма». | Машиноведение Название деталей швейной машины | ||
5 этап «Всякое уменье трудом даётся». | Практическая работа «Изготовление шва вподгибку с закрытым срезом». | ||
Итоги игры | … место |
Приложение 8
Оценка результатов деятельности команды «Белошвейка»
Этапы задания | Содержание работы | Оценка | Примечание |
Подготовка | Словограмма «Одежда и техника безопасности при работе в мастерской» 1. Название команды 2. Девиз | ||
1 этап «Что посеешь, то и пожнёшь» | Конструирование 1. Мерки для фартука 2. Мерки в половинном размере | ||
2 этап «Ум да разум надоумят сразу» | Конструирование Название деталей, линий и срезов фартука | ||
3 этап «Семь раз отмерь, один - отрежь» | Моделирование 1. Эскиз фартука 2. Моделирование фартука | ||
4 этап «Ученье свет, а не ученье -тьма». | Машиноведение Название деталей швейной машины | ||
5 этап «Всякое уменье трудом даётся». | Практическая работа «Изготовление шва вподгибку с закрытым срезом». | ||
Итоги игры | … место |
Эталон ответов для жюри
- Подготовка к игре Словограмма Название команд
1 | л | а | П | к | а | ||||||
2 | н | а | п | ё | р | с | т | О | к | ||
3 | о | с | т | Р | и | ё | |||||
4 5 | м | а | г | н | и | Т | |||||
и | г | о | л | ь | Н | и | ц | а | |||
6 | п | Я | л | ь | ц | а | |||||
7 | о | д | е | Ж | д | а | |||||
8 | в | и | л | К | а | ||||||
9 | п | о | д | с | т | а | в | к | А |
1 | ю | Б | к | а | |||||||||
2 | о | д | Е | ж | д | а | |||||||
3 |
|
| и | г | о | Л | ь | н | и | ц | а | ||
4 | О | с | т | р | и | ё | |||||||
5 | Ш | о | в | ||||||||||
6 | В | и | л | к | а | ||||||||
7 | н | а | п | Е | р | с | т | о | к | ||||
8 | м | а | г | н | И | т | |||||||
9 10 |
| п | о | д | с | т | а | в | К | а | |||
к | о | л | ь | ц | А |
Девиз
«Белошвейка» Была бы охота, заладится всякая работа!
«Портняжка» Кто первый в труде тому слава везде!
Первый этап Снятие мерок «Что посеешь, то и пожнёшь»
1.А;В;Д;Г
2. Г; Д
Второй этап Конструирование «Ум да разум надоумят сразу»
3 этап Моделирование «Семь раз отмерь, один - отрежь»
4 этап Машиноведение «Ученье свет, а не ученье - тьма».
А; В; Д; Ж; К
5 этап Практическая работа «Всякое уменье трудом даётся»
Проверьте:
- ширину и равномерность ширины шва вподгибку с закрытым срезом;
- ровность строчки;
- качество приутюживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015
На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс
Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...