Педагогическая конференция ПЛ-78 имени О.В. Терешкина «Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »
статья (технология) по теме
Педагогическая конференция
«Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_nashego_obshchestva_v_znachitelnoy_stepeni_zavisit_ot_iniciativy.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая конференция
ПЛ-78 имени О.В. Терешкина
«Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, инициатива и творчество. От уровня образования учащихся в не малой мере зависит их профессиональное становление. Чем выше образование, тем, как правило быстрее осваивается профессия, повышается квалификация, раньше начинается участие в творческой деятельности.
Цель обучения учащихся НПО основам творческого труда-пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в поставленном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых приспособлений, инструментов и т.д). Выполнение учащимися учебно-производственных работ на уроках п/о связано с осуществлением определенного технологического процесса. Строгое выполнение установленной технологии-закон для рабочего. Однако творческое отношение к технологическому процессу, поиск рациональных путей его совершенствование с целью повышения производительности труда и качества выполняемых работ не противоречат этому закону.
Совершенствование учащихся технологического процесса- один из показателей его профессионального мастерства, поэтому на уроках п/о необходимо воспитывать у учащихся творческое отношение к работе. Сущность творчества в процессе производственного обучения заключается в умении учащимися самостоятельно выполнять технические и технологические задания, выбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические процессы.
Развитие творческой личности невозможно в бесцельной деятельности, которая не окрашена интересом к познанию. Часто учащиеся, безразлично относящиеся к учению, в практической деятельности становятся активными, проявляют инициативу в приобретении и использовании знаний. Воспитание самостоятельности в работе способствует развитию творческих возможностей учащихся. Самостоятельность учащихся в процессе обучения способствует сознательному усвоению ими учебного материала. Выделяются такие элементы самостоятельной работы учащихся, как:
- организационно-техническая самостоятельность
- самостоятельность в процессе познавательной деятельности
- самостоятельность в практической деятельности и др.
Применение методов проблемного обучения позволяют повысить профессиональный интерес учащихся, развить познавательные и творческие способности. На основе проблемных методов обучения разработана и успешно используется в системе НПО и группа методов активного обучения. Применение активного обучения на уроке позволяет решить ряд задач, трудно достижимых при традиционном обучении, а именно:
- Формировать и развивать у учащихся профессиональный интерес
- Развивать техническое и технологическое мышление
- Формировать профессиональную самостоятельность учащихся и навыки самостоятельной познавательной деятельности
- Развивать коммуникативные способности у учащихся.
Необходимо систематически использовать эффективные методы и методические приемы активизации познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся, в том числе поисковый метод и создание проблемных ситуаций. Дидактическим средством, способствующим формированию творческого отношения к технологическому процессу, служит учебная инструкционно-технологическая документация. На уроках п/о следует использовать учебные карты на выполнение отдельных упражнений, учебные инструкционно - технологические карты на выполнение трудовых операций и карточки-задания на комплексные работы. Их структура и содержание определяются целями и задачами обучения. Технологические процессы на учебно-производственные работы по карточкам-заданиям учащиеся составляют в качестве домашнего задания. После приобретения учащимися определенного опыта, мастер расчленяет технологический процесс на элементы и дает учащимся задания с постоянным усложнением этих элементов. Работа с карточками-заданиями расширяет возможности мастера в использовании эффективных методов п/о. Шире внедряется поисковый метод. Так, на вводных инструктажах уроков п/о мастер не объясняет технологический процесс выполняемых работ-эти делают сами учащиеся, обосновывая разработанные технологические процессы и их элементы. Если представлены различные варианты технологических процессов, мастер не оценивает эффективность того или иного варианта, а дает задание учащимся на практический поиск лучшего. Некоторые работы учащиеся выполняют по одному варианту, другие по другому. Критерии эффективности-затраченное на выполнение работы время, качество работы, и условия труда. Приобретя опыт работы по этому методу, я перехожу к созданию проблемных ситуаций, основой которых является поиск решений и его обоснования в более сложных технологических процессах. Таким образом, работа учащихся с учебной инструкцией на уроках п/о, способствует воспитанию у них творческого отношения к работе, развитию мотивации к образовательному процессу и позволяет создавать им разработку технологического процесса выполняемых работ. Широкое использование учебной инструкционно-технологической документацией- активизирует учебную деятельность будущих рабочих приучает их к обоснованию разработанной технологии, расширяет мои возможности в использовании эффективных методов производственного обучения, а также развивает познавательную деятельность на уроках п/о, формирую мотивацию к выбранной профессии, что является основой для повышения качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектирование как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в классах "Особый ребенок".
Данная статья содержит материал о проектно-исследовательской деятельности....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...
Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.
Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии. Умение уч-ся составлять конспекты. Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текст...
Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».
В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....
Доклад «Использование практических и творческих заданий для развития познавательной активности учащихся на уроках биологии»
Познавательный интерес основан на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения. Одним из направ...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...