Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_3urok.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 3 Класс: 5А,5Б,5В,5Г Дата:
Тема урока: Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Цель: Приобретение новых знаний.
Задачи:
Образовательные: научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации.
Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.
Планируемые результаты:
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные |
перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выполнять анализ и синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений. | желание выполнять учебные действия; способность к личностной саморефлексии; уважение иного мнения; выработка в противоречивых конфликтных ситуациях правил поведения, способствующих ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. | доносить свою позицию до других; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; критично относиться к собственному мнению; организовывать учебное взаимодействие в группе. | определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; соотнести результат с целью и оценить его; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доска и мел
Источники информации:
Для учителя | Для учащихся |
Метод литература, сайты интернета: http://school497.ru/download/u/02/les6/les.html http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm | Раздаточный материал (см. приложения) Учебник «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакин и др. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 |
Описание этапов урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД( универсальные учебные действия) |
I. Организационный |
| -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
II. Повторение пройденного материала. | Тест | Отвечают на вопросы теста | Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу |
III.Изучение нового материала | - А теперь, я прошу вас разбиться на команды, по 4-5 человек. Каждой команде выдается карточка с сообщением. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 При этом говорю ребятам, что текст напечатан на компьютере в самом обычном редакторе «Блокнот», без использования форматирования. Я просто использовала набор символов клавиатуры. Постановка проблемы: - Сколько информации содержится в тексте сообщения? Я предлагаю им в качестве помощи листовки с информацией следующего содержания: ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Наблюдаю за работой. Если вижу затруднения, то пытаюсь натолкнуть на мысль, обратить внимание на определенные места в тексте. Как только замечаю, что ребята почувствовали себя уверенно и готовы сообщить ответы, то прошу команды отчитаться: - Итак, команда№1, какой ответ вы получили? - Команда№2, как вы решали свою задачу? Какой у вас результат? -Команда№3, можете ли высказать предположение, сколько символов в тексте сообщения у команды №1? -Команда№4, сформулируйте общий алгоритм для расчета количества информации в текстовом сообщении. После оглашения ребятами результатов, можно задать вопросы: -А если бы, при составлении сообщения, я использовала только 32 русские буквы, то удалось ли мне передать информацию? -Изменился ли при этом информационный объем текста? -А какова минимальная мощность алфавита? Доказываем, что алфавит мощностью 1 символ не позволяет передавать информацию. | Разбиваются на команды. Очевидно, что дети начинают пытаться применить предыдущий подход, но вскоре убеждаются, что он не работает. Ребята читают и обсуждают информацию. Находят решение проблемы. И готовятся к представлению результатов. -представляют результаты совместной деятельности - формулируют алгоритм -Да ! - Возможно, да. Но, мог бы и совпасть. Ведь надо некоторые символы заменить, и все пересчитать. А вот вес символа - стал бы меньше. Совместные выводы:
| Познавательные: внимательное чтение научного текста и вычитывание необходимой информации; построение логических рассуждений; использование информации для достижения цели; анализ и синтез. Личностные: создание эффективного взаимодействия в команде. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий и получение результата |
VI.Закрепление изученного | Учащимся предлагаются карточки с задачами, на применение приобретенных знаний. Причем, каждой команде выдается текст всех 4-х задач, но ответственность возлагается на решение только одной из них. Это делается для того, чтобы учащиеся были в курсе проблем, которые будут обсуждаться далее и в случае быстрого решения своей задачи, имели возможность не скучать. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Как только замечаю, что ребята почувствовали себя уверенно и готовы сообщить ответы, то прошу команды отчитаться. | -выполняют практическую работу; - по мере решения, сообщают результаты своей работы учителю; - в случае неверных результатов, занимаются поиском ошибок; - если задача решена верно, а другие команды еще работают, то делают попытку решить задачу другой команды. - представители от команд, поочередно выступают у доски, предлагая свои решения. -тем временем, остальные могут задавать вопросы, комментировать решения, предлагать свои варианты. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные взаимодействовать в группе; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. |
V. Итог урока | В конце урока, после обсуждения решения задач, следует вновь напомнить тему занятия и предложить учащимся зафиксировать в тетради то новое, что он узнал на уроке. | - учащиеся фиксируют в тетради: «Сегодня на уроке я узнал, что…. | Личностные: самоосознание, рефлексия. Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной речи. Регулятивные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Познавательные: уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде. |
VI.Домашнее задание | На дом выдается домашнее задание: 1) выполнить задание ПРИЛОЖЕНИЕ 4 При этом задания выстроены по уровню сложности: -на оценку 3 достаточно решить одну первую задачу; -на оценку 4 - две первые задачи или одну третью; - на оценку 5 - первую и третью или вторую и третью. 2) в помощь к решению задач, предлагается прочитать в учебнике соответствующий параграф "Измерение информации". | - получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания. | Личностные : развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«НА ИДЕАЛЬНОЙ ЕЛКЕ 1000000000 ИГОЛОК?» |
ПОЕЗД ПРИБУДЕТ В LONDON В 5!!! |
Я СЕГОДНЯ КУПЛЮ СЕБЕ М&S… |
НА ЯЗЫКЕ PASCAL МОЖНО РЕШИТЬ 100 ЗАДАЧ |
В МАГАЗИН ЗАВЕЗЛИ ТОННУ БАНАНОВ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алфавитный подход к измерению информации
|
| Как можно измерить количество информации? Да так же, как мы измеряем длину или массу чего-нибудь: сравнить с соответствующим эталоном. Сколько раз эталонная единица укладывается в измеряемой величине, таков и результат измерения. Надо только выбрать эталон. Например, в мультфильме «38 попугаев» эталоном длины служит длина шага попугая. Каков же эталон для измерения информации? Давайте в этом разберемся. |
Существует несколько способов измерения количества информации. Один из них называется алфавитный.
Алфавитный подход позволяет измерять количество информации в тексте (символьном сообщении), составленном из символов некоторого алфавита.
К содержанию текста такая мера информации отношения не имеет. Поэтому такой подход можно назвать объективным, то есть не зависящим от воспринимающего его субъекта.
| Алфавитный подход удобен при подсчете количества информации, хранимого, передаваемого и обрабатываемого техническими устройствами. Устройствам нет дела до содержательной стороны сообщений. Компьютеры, принтеры, модемы работают не с самой информацией, а с ее представлением в виде сообщений. Оценить информационные результаты их работы как полезные или бесполезные может только человек. Алфавит – это набор букв, знаков, цифр, скобок и т.д. Количество символов в алфавите называется его мощностью. |
| |||||
|
| Например, мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел = 54 При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. |
Представьте себе непрозрачный мешок, куда поместили все символы алфавита. Вы просовываете руку в мешок и вытягиваете один символ наугад. Сколько равновероятных вариантов символов могло оказаться у вас в ладони? Любой символ мог попасть к вам в руку, следовательно, количество вариантов совпадает с мощностью алфавита. Информация, которую несет, вытянутый вами символ, может быть рассчитана уже изученным способом.
По формуле Хартли. N=2i , где N- мощность алфавита, i – информационный вес символа.
Чтобы посчитать информационный объем текста, достаточно подсчитать символы, из которых текст состоит, и умножить на информационный вес символа.
Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это тот алфавит, символы которого можно набрать с помощью клавиатуры. Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания....
Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это настолько характерная величина, что ей даже присвоили свое название — байт.
1 байт = 8 бит.
Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг и пр. используют компьютерные текстовые редакторы. Компьютерные редакторы, в основном, работают с алфавитом размером 256 символов.
В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.
В любой системе единиц измерения существуют основные единицы и производные от них.
Для измерения больших объемов информации используются следующие производные от байта единицы:
Название | Условное обозначение | Соотношение с другими единицами |
Килобайт | Кбайт (Кб) | 1 Кбайт = 1024 байт = 210 байт =213 бит |
Мегабайт | Мбайт (Мб) | 1 Мбайт = 1024 Кбайт = 220 байт =223 бит |
Гигабайт | Гбайт (Гб) | 1 Гбайт = 1024 Мбайт = 230 байт=233 бит |
Прием-передача информации могут происходить с разной скоростью. Количество информации, передаваемое за единицу времени, есть скорость передачи информации или скорость информационного потока.
Очевидно, эта скорость выражается в таких единицах, как бит в секунду (бит/с), байт в секунду (байт/с), килобайт в секунду (Кбайт/с) и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 30 строк, в каждой строке 32 символа. Определите информационный объём статьи, напечатанной в алфавите мощностью 65536 символов (одно из представлений кодировки Unicode)».
1) 24 Кбайт 2) 30 Кбайт 3) 480 байт 4) 240 байт
Ответ: 2
«Статья, набранная на компьютере, содержит 8 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. Определите информационный объём статьи, напечатанной в алфавите мощностью 65536 символов(одно из представлений кодировки Unicode)».
1) 320 байт 2) 35 Кбайт 3) 640 байт 4) 40 Кбайт
Ответ:4
В кодировке КОИ-8 алфавит состоит из 256 символов. Определите количество символов в сообщении, если информационный объем сообщения в этой кодировке равен 160 бит.
1) 10 2) 16 3) 20 4) 160
Ответ:3
«Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1/512 часть одного мегабайта».
1) 256 2) 512 3) 20 4) 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Домашнее задание:
- Текст второй задачи набран в алфавите Unicode (65536 символов). Каков информационный объем этого текста, если его продублировать 10 раз?
- Картинка, размером 640Х480 пикселей, нарисована в редакторе с палитрой 1024 цвета. Каков размер картинки в килобайтах.
- Представьте житейскую ситуацию. Вы прекрасно провели лето в чудном местечке и сделали достойные фотографии. Оформили слайд-шоу в редакторе презентаций и сохранили документ. Размер документа примерно 10 Мбайт. Вам жутко хочется поделиться с товарищем, который живет в другом районе и с нетерпением жаждет просмотра фотографий.
Документ можно передать с вашего компьютера на другой двумя способами:
А) сжать архиватором, передать архив по электронной почте, распаковать;
Б) передать по электронной почте без использования архиватора.
Какой способ быстрее и насколько, если
- средняя скорость передачи данных электронной почте связи составляет 218 бит в секунду,
- объём сжатого архиватором документа равен 70% от исходного,
- время, требуемое на сжатие документа, - 12 секунд, на распаковку - 2 секунды?
Каким способом передать документ быстрее и на сколько?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Презентация:" Вероятностный и алфавитный подход к измерению количества информации. Единица измерения"
Данная презентация создана для урока информатики в 10 классе. В данной презентации ярко и наглядно выраженны примеры различных подходов измерения количества информации. Рассмотренны ...
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.
Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...
План- конспект урока в 8 классе «Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки
конспект урока «Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки" в 8 классе с заданиями на печатной основе...
Количество информации, единицы измерения информации
Урок по информатике для 8 класса. Можно использовать и в др.классах...