рабочая программа по технологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по технологии для 5 класса создана на основе авторской программы Симоненко В.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_5izm.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №36»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей физико-математического цикла _______ Мишутина Н.Н.. Протокол № ___ от «____»_______2012 г | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №36» ______Шестакова Н.Н. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №____ от « ___»__________2012г | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ №36» ______ Никель М.А.. Приказ № ________ от «___»________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Петровой Елены Валентиновны,
учителя технологии,
по учебному курсу «Технология»
5 класс (базовый уровень)
Старый Оскол 2012
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5 класса создана на основе авторской программы по технологии для учащихся 5 -8классов / ХохловаМ.В., Самородский П.С., Синицына Н.В., СимоненкоВ.Д./
Цель:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
• развитие способностей обучающихся
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:
В рамках учебного предмета «Технология» в 5 классе часть учебного времени используется для изучения учащимися строительных ремонтно-отделочных работ (рекомендации управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006г. № 04-187 «Календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы» (в количестве 14 часов). В связи с этим изменена последовательность изучения разделов программы и сокращены следующие разделы: кулинария (7 часов), технология ведения дома (2 часа), создание изделий из текстильных и поделочных материалов(2 часа), проектирование и изготовление изделий (3 часа).
Раздел кулинарии целесообразнее поставить на начало учебного года, т. к. темы практических работ связаны с технологией обработки свежих овощей, имеющих в данный период высокую пищевую ценность.
При изучении темы «Технология швейных работ» обучающиеся приобрели знания и умения по организации рабочего места и выполнению ручных стежков и строчек, поэтому тема «Декоративно-прикладное творчество» сокращена на два часа.
Учебный творческий проект будет частично выполняться в рамках раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», в результате чего изучение раздела «Проектирование и изготовление изделий» сокращено на три часа.
В разделе «Технология ведения дома» сокращена тема «Уход за одеждой и обувью», т.к. первоначальные знания и умения обучающиеся приобрели за курс изучения программного материала по технологии начальной школы.
Изучение темы «черчение и графика» целесообразнее изучать перед темой «создание изделий из текстильных и поделочных материалов» так как полученные умения и навыки необходимы при конструировании и моделировании швейного изделия.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Программу и учебник количество часов, на которое рассчитана рабочая программа по технологии, - 70 часов ( 2 часа в неделю)
Раздел2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся 5 класса
Обучение технологии предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Кулинария
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Черчение и графика
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выполнения графических работ с помощью инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;
уметь выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
использовать приобретенные знания и умеют в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Проектирование и изготовление изделий
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
уметь выдвигать идеи для выполнения учебного проекта. Проводить анализ моделей-аналогов из банка идей. Осуществлять Выбор модели проектного швейного изделия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выполнять творческие проекты, например: фартук; изделие, выполненное в лоскутной технике; изделие с вышивкой; меню и блюда для завтрака и др.
Технологии ведения дома
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; средства оформления интерьера;
уметь выполнять планировку размещения оборудования на кухне и разделение ее на зоны (для приготовления и приема пищи и столовую);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: применения бытовых санитарно-гигиенических средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Строительные ремонтно-отделочные работы
знать/понимать исторические сведения производства бумаги, клея, об искусстве витражей; виды бумаги, картона, клея и их свойства; утилизация бумаги;
уметь изготавливать различные виды клея и бумажные витражи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни выполнять отделку интерьера жилого помещения.
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование
уроков технологии в 5 классе
№ п/п заня-тия | № п/п урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Планируемые сроки прохождения | Примечание |
Вводный урок (1 ч) | |||||
1 | 1 | Вводный инструктаж | 1 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Кулинария (11ч) | |||||
1 | 2 | Культура питания Пр. р. «Подготовка посуды к приготовлению пищи» | 1 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
2 | 3-4 | Овощи. Блюда из сырых овощей. Пр.р. «Cалат из свежих овощей» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
3 | 5-6 | Блюда из вареных овощей. Пр.р. «Приготовление винегрета» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
4 | 7-8 | Бутерброды, горячие напитки. Пр. р. «Приготовление чая и бутербродов» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
5 | 9-10 | Домашние заготовки Способы заготовки продуктов Пр. р. «Подготовка и замораживание ягод» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
6 | 11-12 | Творческое задание(2ч) Приготовление завтрака Пр. р. «Блюда из яиц» Контрольная работа №1 по теме «Кулинария» | 2 | 5«А»______ 5 Б»_______ | |
7 | 13-14 | Черчение и графика (2 ч) Пр. р. «Выполнение чертежей (эскизов)» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (36 ч) | |||||
Швейные материалы (4 ч) | |||||
8 | 15-16 | Ткани из натуральных растительных волокон. Пр.р. «Определение долевой и уточной нитей в ткани» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
9 | 17-18 | Свойства тканей из натуральных волокон Лабораторно- пр.р «Определение свойств тканей» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Бытовая швейная машина(4ч) | |||||
10 | 19-20 | Машинные работы Пр. р. «Упражнения на швейной машине» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
11 | 21-22 | Машинные работы Пр. р. «Выполнение машинных строчек» Контрольная работа №2 по темам «Бытовая швейная машина » и «Швейные материалы» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Конструирование и моделирование швейных изделий(4 ч) | |||||
12 | 23-24 | Фигура человека и её изме-рение Пр. р. «Снятие мерок. Построение чертежа фар-тука М 1:1» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
13 | 25-26 | Моделирование фартука. Пр. р. «Моделирование фар-тука выбранного фасона» Контрольная работа №3 по теме « Конструирование» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Раскройные работы (2) | |||||
14 | 27-28 | Раскрой швейного изделия Пр. р. «Раскладка выкроек на ткани и раскрой» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Технология швейных работ(12 ч) | |||||
15 | 29-30 | Ручные стежки. Пр. р. «Выполнение строчек прямых стежков» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
16 | 31-32 | Подготовка деталей края к обработке. Пр. р. «Перенос линий и точек» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
17 | 33-34 | Технология изготовления фартука Пр. р. «Обработка срезов фартука» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
18 | 35-36 | Технология изготовления фартука Пр.р. «Обработка карманов и соединение их с изделием» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
19 | 37-38 | Технология изготовления фартука Пр.р. «Обработка бретелей и пояса» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
20 | 39-40 | Технология изготовления фартука Пр. р. «Монтаж изделия» Контрольная работа №4 по теме «Технология швейных работ» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Декоративно-прикладное творчество (10 ч) | |||||
Лоскутная пластика (4ч) | |||||
21 | 41-42 | Изготовление декоративного изделия. Пр. р. «Подготовка материалов к работе) | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
22 | 43-44 | Изготовление декоративного изделия. Пр. р. «Соединение деталей» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Вышивка (6 ч) | |||||
23 | 45-46 | Применение вышивки в народном костюме. Пр. р. «Перевод рисунка на ткань» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
24 | 47-48 | Изготовление салфетки Пр. р. «Вышиванием стебельчатым швом» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
25 | 49-50 | Изготовление салфетки. Пр.р. «Окончательная отделка» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Проектирование и изготовление изделий (4 ч) | |||||
26 | 51-52 | Творческий проект Пр. р. «Составление технологической карты» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
27 | 53-54 | Творческий проект Пр. р. «Оценка проекта» Контрольный урок «Защита проекта» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Технология ведения дома (2 ч) | |||||
28 | 55-56 | Интерьер жилого дома Пр. р. «Разработка плана размещения оборудования на кухне» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
Строительные ремонтно-отделочные работы (14 ч) | |||||
29 | 57-58 | Бумага и картон. Пр. р. «Изготовление коллекции» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
30 | 59-60 | Бумага и картон. Л.-пр.р. «Изучение волок-нистого строения бумаги» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
31 | 61-62 | Клеевые материалы. Пр. р. «Приготовление различных видов клея» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
32 | 63-64 | Обработка бумаги и изделия из нее. Пр.р. «Создание эскиза витража» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
33 | 65-66 | Обработка бумаги и изделия из неё. Пр. р. «Изготовление бумажного витража» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
34 | 67-68 | Обработка бумаги и изделия из неё. Пр. р. «Изготовление бумажного витража» Контрольная работа № 6 по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ | |
35 | 69-70 | Обработка бумаги и изделия из неё. Пр. р. «Окончательная отделка витража» | 2 | 5 «А»______ 5 «Б»______ |
Раздел 4. Содержание учебного курса
№ | Разделы и темы | Часы учебного времени |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Кулинария | 11 |
2.1Культура питания | 1 | |
2.2Технология приготовления блюд | 6 | |
2.3Домашние заготовки | 2 | |
2.4Творческое задание | 2 | |
3 | Черчение и графика | 2 |
4 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 36 |
4.1 Швейные материалы | 4 | |
. | 4.2 Бытовая швейная машина | 4 |
4.3Конструирование и моделирование швейных изделий | 4 | |
4.4 Раскройные работы | 2 | |
4.5 Технология швейных работ | 12 | |
4.6 Декоративно-прикладное творчество | 10 | |
5 | Проектирование и изготовление изделий | 4 |
6 | Технология ведения дома | 2 |
6.1 Интерьер жилых помещений | 2 | |
7 | Строительные ремонтно-отделочные работы | 14 |
Всего | 70 |
Вводный урок (1ч)
Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для
5 класса (вариант для девочек), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
Кулинария
Культура питания (1ч)
Теоретические сведения. Понятия «кулинария», «питание», «культура питания». Рациональное питание. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи.
Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газовых плит, при работе с горячей жидкостью.
Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Варианты объектов труда. Кухонные посуда, инвентарь и приспособления.
Технология приготовления блюд (6ч.)
Теоретические сведения. Общие сведения о питании, процессе пищеварения, усвояемости пищи. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Витамины, их значение и функции в организме человека, суточная потребность. Продукты, содержащие витамины. Значение овощей в питании человека. Содержание в овощах питательных веществ. Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей. Критерии определения качества овощей. Механическая (первичная) обработка овощей. Виды тепловой обработки овощей. Виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Блюда из сырых и вареных овощей и технология их приготовления. Требования к качеству и оформлению готовых блюд, подача их к столу. Правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ. Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Способы варки и жарения яиц. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд из яиц к столу. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов и способы их приготовления. Украшение бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Подача бутербродов к столу. Горячие напитки, их пищевая ценность. Посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления чая, кофе, какао. Требования, предъявляемые к приготовлению горячих напитков. Подача чая, кофе и какао к столу.
Практические работы. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей, яиц. Приготовление бутербродов и горячих напитков. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Блюда из сырых и вареных овощей: салаты, винегрет. Блюда из яиц: вареные яйца, яичница, омлет. Бутерброды. Горячие напитки: чай, кофе.
Домашние заготовки ( 2ч)
Теоретические сведения. Способы заготовки продуктов впрок. Подготовка продуктов к замораживанию. Быстрое замораживание продуктов в домашнем холодильнике. Условия и сроки хранения свежезамороженных продуктов.
Практические работы. Подготовка и замораживание ягод, пряных трав в морозильной камере холодильника.
Творческое задание (2ч)
Теоретические сведения. Меню завтрака. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды для завтрака. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.
Практические работы. Составление меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Черчение и графика (2ч)
Теоретические сведения. Понятие «эскиз». Виды эскизов. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения эскизов. Эскиз швейного изделия. Последовательность работы с эскизами. Понятия «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа швейного изделия. Правила безопасного труда при выполнении чертежных работ. Организация рабочего места. Последовательность построения чертежа для изготовления образца шва, узла прямоугольной формы.
Практические работы. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ (эскизов, чертежей швейных изделий) от руки.
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Швейные материалы (4ч)
Теоретические сведения. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани.
Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Практические работы. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия.
Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.
Бытовая швейная машина (4ч)
Теоретические сведения. История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины.
Практические работы. Заправка швейной машины нитками. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Образцы прямой и зигзагообразной строчек.
Конструирование и моделирование швейных изделий (4ч)
Теоретические сведения. Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук, юбка). Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука.
Раскройные работы (2ч)
Теоретические сведения. Понятия «раскрой», «выкраивание». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Последовательность раскроя швейного изделия.
Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.
Технология швейных работ (12ч)
Теоретические сведения. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций (перенести линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать деталь, сметать детали). Способы контроля качества. Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: обметывание, застрачивание, стачивание. Условное обозначение операций. Способы контроля качества. Классификация машинных швов. Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: декатирование швейного материала; приутюживание, разутюживание, заутюживание. Способы контроля качества. Типовая последовательность изготовления швейных изделий без проведения примерки на примере базовых изделий (фартук, юбка на кулиске). Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Критерии оценки изделия. Оценка изделия по критериям Выявление дефектов. Пути их устранения. Расчет стоимости
изделия.
Практические работы. Упражнения на перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком и прямыми стежками; обметывание срезов деталей кроя; сметывание, заметывание. Выполнение ручных работ на проектном изделии.
Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.
Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Декоративно-прикладное творчество 5 класс (10 ч)
Теоретические сведения. История лоскутной техники. Материалы и инструменты, применяемые для лоскутной техники. Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология выполнения прихватки по шаблонам: составление эскиза; изготовление шаблонов; раскрой; соединение деталей между собой и с подкладкой. История вышивки. Материалы и инструменты, применяемые для вышивки. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткани в пяльцы. Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки на ткани. Технология выполнения ручных прямых, петельпых, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышитых изделий.
Технологическая последовательность создания декоративного изделия (из лоскутов или оформленного вышивкой). Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.
Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.
Практические работы. Разработка эскиза лоскутного изделия (прихватки). Изготовление шаблонов (треугольник, квадрат, шестиугольник) из плотной бумаги или картона. Раскрой деталей и соединение их между собой.
Увеличение (уменьшение) рисунка. Выполнение ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия (из лоскутов или с вышивкой) или выбор модели из банка идей. Изготовление изделий.
Проектирование и изготовление изделий (4ч).
Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного швейного изделия.
Технология ведения дома(2ч)
Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Интерьер кухни и столовой. Требования, предъявляемые к кухне и столовой. Оборудование кухни: минимальный набор мебели, электрических приборов. Правила и варианты размещения оборудования. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Благоустройство кухни. Отделка интерьера различного вида тканями, полимерными покрытиями, декоративными элементами, комнатными растениями. Санитарное состояние кухни. Способы поддержания чистоты воздуха, стен, пола. Гигиена газовых и электрических плит, сантехники и кафеля.
Практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне.
Строительные ремонтно-отделочные работы (14ч)
Теоретические сведения. Исторические сведения производства бумаги, клея, об искусстве витражей; виды бумаги, картона, клея и их свойства; утилизация бумаги;
Практические работы. Изготавливать различные виды клея и бумажные витражи;
Раздел 5.Формы и средства контроля
№ п/п | Виды работ | количество |
1 | Контрольная работа | 6 |
2 | Лабораторно-практические работы | 2 |
3 | Практические работы | 32 |
4 | Творческий проект | 1 |
Контрольная работа №1 по теме « Кулинария»
- Салатными заправками являются:
а) майонез;
б) сметана;
в) уксус;
г) растительное масло
Ответ: а), б), г)
- Является ли бутербродом хлеб с маслом?
а) нет;
б) да
Ответ: б)
- К столовым приборам не относится:
а) ложка;
б) дуршлаг;
в) вилка;
г) нож
Ответ: б)
- Определить, является ли куриное яйцо вареным или сырым, можно:
а) опустив яйцо в сосуд с водой;
б) по звуку, издаваемому яйцом при его встряхивании;
в) кручением стола на поверхности стола;
г) по внешнему виду
Ответ: в)
- Когда яйцо сварено «в мешочек», у него:
а) крутые желток и белок;
б) жидкие желток и белок;
в) жидкий желток, крутой белок
Ответ: в)
Контрольная работа №2 по темам « Швейные материалы» и «Бытовая швейная машина»
- Волокна растительного происхождения получаются из:
а) крапивы;
б) льна;
в) шерсти;
г) хлопка
Ответ: а), б), г)
- Долевая нить при растяжении:
а) изменяет свою длину;
б) не изменяет своей длины
Ответ: б)
- Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:
а) прядением;
б) ткачеством;
в) отделкой
Ответ: б)
- К гигиеническим свойствам тканей относятся:
а) прочность;
б) намокаемость;
в) драпируемость;
г) воздухопроницаемость;
д) пылеемкость
Ответ: б), г), д)
- Ткань, окрашенная в один цвет, называется:
а) окрашенная;
б) однотонная;
в) гладкокрашеная;
г) отбеленная;
д) цветная
Ответ: б), в)
- В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы;
б) рядом с острием;
в) там же, где у иглы для ручного шитья
Ответ: б)
- Игла и прижимная лапка по окончании работы швейной машины должны быть оставлены в следующем положении:
а) игла и лапка - в верхнем положении;
б) игла и лапка – в нижнем положении;
в) игла – в нижнем, лапка – в верхнем положении;
г) лапка – в нижнем, игла – в верхнем положении;
д) не имеет значения
Ответ: б)
- В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка;
б) ширины стежка;
в) ширины зигзага;
г) натяжения верхней нити
Ответ: а), в), г)
- Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большого натяжения верхней нити;
в) неправильной заправки верхней нити;
г) неправильной установки иглы;
д) вставленного не до упора челночного устройства шпульного колпачка
Ответ: б), в), г), д)
Контрольная работа №3 по теме «Конструирование и моделирование»
- При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
а) Ди;
б) Ст;
в) Сб;
г) Ог
д) Сш
Ответ: а), г)
- Мерки снимают с …………. стороны фигуры:
а) правой;
б) левой
Ответ: а)
- Мерку Сб снимают:
а) для определения длины пояса;
б) для определения длины изделения;
в) для определения ширины изделия
Ответ: в)
- Моделирование – это:
а) выполнение расчета и построение чертежей деталей швейного изделия;
б) создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки;
в) различные фасоны (формы) какого-либо изделия;
г) построение чертежей деталей швейных изделий;
д) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити
Ответ: б)
- При раскрое необходимо учитывать:
а) расположения рисунка на ткани;
б) направление нити основы;
в) ширину ткани;
г) направление нити утка;
д) величину припусков на швы
Ответ: а), б), в), д)
Контрольная работа №4 по теме «Технология швейных работ»
- При изготовления фартука применяются машинные швы:
а) накладной;
б) запошивочный;
в) стачной;
г) вподгибку с закрытым срезом;
д) расстрочной
Ответ: а), в), г)
- Укажите цифрами в левом столбце правильную последовательность технологических операций при изготовлении фартука:
А. Обработать накладные карманы и бретели, срезы фартука | |
Б. Сметать детали фартука | |
В. Подготовить ткань к раскрою | |
Г. Стачать детали фартука | |
Д. Выполнить влажно-тепловую обработку | |
Е. Разложить выкройку на ткани | |
Ж. Раскроить ткань |
Ответ: 1 – В, 2 – Е, 3 – Ж, 4 – А, 5 – Б, 6 – Г, 7 – Д
- Сметывание - это:
а) временное соединение мелкой детали с крупной или не основной детали с основной стежками временного соединения;
б) соединении двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линия стежками временного назначения;
в) закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, стежками временного назначения
Ответ: б)
- Для обработки нижнего с и боковых срезов фартука используют машинный шов:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) вподгибку с закрытым срезом
Ответ: г)
Контрольный урок №5 по разделу «Проектирование и изготовление изделий»
Защита проекта
Контрольная работа №6 по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работ»
- Перечислите названия видов бумаги и клея.
- Назовите основные технологические этапы изготовления бумаги.
- Дайте определение слову «Витраж»?
Ответы.
ВИТРАЖ - произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или
сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других
пропускающих свет материалов.
- предварительная обработка сырья;
- производство полуфабриката;
- получение бумаги.
Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
Основная литература
- Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды. – М., 1983
- Бердник Т.О. Швея портной легкой женской одежды учебное пособие. – Ростов на Дону Феникс 2000
- Дашкевич Л.М., Можчиль Н.Е Современная технология обработки юбки и блузки. - Ростов на Дону Феникс, 2001
- Фиалко Т.М. Учимся кроить и шить – Минск «Полымя», 1996
- Зарецкая Т.И. Азбука шитья. – М., 2000
- Ильина Л. Азбука кроя. – М., 2000
Дополнительная литература
- Технология 5 кл. (вариант для девочек)/ Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. под ред. Симоненко В.Д.- М.: Вентана– Граф, 2007
2. Маркуцкая Тесты по технологии «Обслуживающий труд» 5-7 классы. – М.,2009
Сайты
Интернет в помощь учителю
Дополнительную информацию по методике преподавания предмета можно получить, используя поисковые системы Интернет:
Alta Vista (http://www.altavista.digital.com);
Excite (http://www.excite.com);
Google (http://www.google.com);
HotBot (http://www.hotbot.com);
Lycos (http://www.lycos.com);
Open Text (http://search.opentext.com);
Rambler (http://www.rambler.ru);
Yandex (http://www.yandex.ru).
Общеобразовательные ресурсы
http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября".
http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ.
http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России. http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.
http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник.
http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс.
http://www.vestnik.edu.ru - Сайт электронного журнала «Вестник образования»
http://rusolymp.ru/ - Всероссийская олимпиада школьников
http://www.prosv.ru - Издательство "«Просвещение»".
http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука".
http://www.piter.com - Издательство "Питер".
Наглядные материалы
1.Коллекции:
- Хлопок
- Шерсть
- Шелк
- Волокна
- Промышленных образцов тканей и ниток
2. Таблицы:
- Дефекты в изделиях и способы их устранения
- Раскрой швейных изделий
- Обработка нижнего среза юбки
- Отделка деталей изделия
- Обработка фартука
- Машинные швы
- Ручные стежки и строчки
- Обработка засте6жки
- Обработка горловины и проймы в изделии без воротника и рукавов
3.Транспоранты:
- Конструирование и моделирование плечевых изделий
- Конструирование брюк
4.Образцы материалов:
- Ткани
- Отделочные материалы
- Бумаги
5. Образцы по операционной обработке швейных изделий
6.Инструкционные карты
7. Инструкции по технике безопасности
8. Журналы мод
9. Образцы швейных изделий
10. пособие динамическое для моделирования швейных изделий
Оборудование и приборы
№ п/п | Наименование |
1. | Ножницы портновские |
2. | Ножницы для обрезки ниток |
3. | Сантиметровая лента |
4. | Линейка закройщика |
5. | Лупа текстильная |
6. | Распарыватель |
7. | Шпульки |
8. | Иглы машинные |
9. | Набор ручных игл и булавок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...