программа « Основы технологии изготовления одежды ШИК»
рабочая программа по технологии по теме

Стрекалова Ирина Анатольевна

Программа "ШИК" предназначена для 8-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "ШИК"150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 села Журавского, Новоселицкого района, Ставропольского края

Учебно-тематический план программы

« Основы  технологии    изготовления одежды ШИК»

                    Курс обучения 4 года

                                8 – 11 классы

Учитель технологии

Стрекалова Ирина Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


            Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и неоднократно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает
формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и технологические средства. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно- практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.  Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, дает новый смысл учебе и самообразованию.

          С учётом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

Цели курса

  1. подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
  2. создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Задачи курса:

  1.  развитие познавательно-трудовой активности,
    профессиональной мобильности учащихся:
  2. формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы учащихся:
  3. воспитание трудолюбия, предприимчивости, ответственности у учащихся.
  4. овладение учащимися трудовыми навыками, позволяющими самостоятельно изготавливать швейные изделия.
  5. ознакомление учащимися с основами современного швейного производства.
  6. овладение методами и средствами современных швейных технологий.

             Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений  самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно – следственного и структурно – функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии  для сравнения, сопоставления, оценки и классификации  объектов – в плане это является основой для целеполагания.

          Дидактическая модель и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности.  Формирование целостных  представлений о профессии портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся  на основе личного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их  мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм занятий.

          При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать  известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образа деятельности, искать оригинальные решения.

        Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей  работы, определять адекватные способы и методы решения задач, прогнозировать  ожидаемый результат и сопоставить его с собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной  и групповой познавательной деятельности в формах творческого проекта, реферата, рецензии.

      Для решения познавательных и информационно – коммуникативных задач процесса обучения данный календарно – тематический план предусматривает использование следующего дидактико – технологического оснащения:

     1.Срества, реализуемые с помощью компьютера:

  1. Библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты);
  2. Слайд-лекции по ключевым темам курса;
  3. Электронные учебные пособия (журналы мод);
  4. Редакторы текста, презентации.

     2.Принтерные распечатки текстов (выбора профессии, диагностика предметной направленности), в количестве экземпляров комплекта текстов, равном числу учащихся в классе.

     3.Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).

     4.Схемы, плакаты, таблицы.

     5.Интернет – ресурсы:

  1. Сайт о стиле и моде //www/sarafan.ru
  2. Сайт о стиле и моде //www.shpilka.ru

     6. Для занятий полностью оснащен  кабинет.

                                       Требования к уровню подготовки    

  1. Общетехнологические и трудовые умения, и способы деятельности

Должны знать / понимать:

- Основные технологические понятия; назначения и технологические свойства материалов;

- Назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукций.

Должны уметь:

- рационально организовывать рабочее место;

- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия ,

- выбирать материалы, инструменты и оборудования для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;

- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получение продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять

работу при коллективной деятельности;

 - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- для получения технико-технологических сведений из разнообразных

источников информации;

- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

- изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

- создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечение безопасности труда;

- оценки затрат, необходимых для создания изделия.

- построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Содержание программы.

                            Тема

Базовые понятия

1-й год обучения


 1.

Краткие сведения из истории «Лоскутное шитьё». Изделия из лоскутов, их место в современной моде. Основы цветовой грамоты.


    Лоскутная  

      техника.

 




 2.

Правила Т.Б, организация рабочего места, инструменты. Свойства тканей, способы обработки. Практическая работа: «Подбор тканей по цвету, фактуре, рисунку». Накрахмаливание ткани, выполнение шаблонов. Последовательность  выполнения работы.



Техника безопасности. Цветовая гамма фактура ткани, шаблон.

 


 3.

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к ЛЖП. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок.


Отделка.

Конструкция юбки.

 



           4.

Мерки необходимые для построения чертежа. Прибавки на свободное облегание. Способы моделирования юбок. Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов». Построение основы чертежа 1:4 и по своим меркам.                                                                


Мерки.

Прибавки.

Моделирование.

2-й год обучения.

 


           

 1.

Культура речи, речевой этикет. Виды общения. Культура телефонного диалога. Эстетические способности и потребности. Влияние форм, линий, цвета на человека.



Этикет

 





 2.

Виды женского лёгкого платья, покрой одежды, значительные иллюзии в одежде, моделирование плечевых изделий. Практическая работа: «Снятие мерок и записи результатов построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом,  моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою».

Иллюзия в одежде.

Плечевое изделие.

Покрой.

 


  3.

Способы обработки пройм, горловин, застёжек, обработка плечевых срезов, притачивание кулис, особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.


        Пройма.

Горловина.

Плечевой срез.

 

 4.

Практическая работа: «Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани, перенос контурных и контрольных линий на детали кроя. Скалывание и смётывание деталей кроя. Проведение первой примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Обработка горловины и проймы обтачкой. ВТО изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.



Контрольные и контурные линии.

Обтачка

горловины. Проймы.

3-й год обучения



 1.

Понятие мода: ассортиментные группы одежды: повседневная, деловая, форменная. Линии в одежде. Цвет и рисунок материалов в одежде.


Линии в одежде.

Мода.

Ассортимент.






 2.

Особенности моделирования плечевого изделия с нагрудной выточкой, зрительные иллюзии в одежде. Практическая работа: «Снятие мерок, распределение прибавок. Построение основы чертежа плечевого изделия. Моделирование втачного рукава. Перенос нагрудной выточки методом шаблона».



Нагрудная вытачка.

Рукав.

Полочка.

Спинка.



 3.

Традиционные и нетрадиционные стили. Романтический, классический, спортивный стиль. Разнообразие силуэтов. Линии в одежде. Практическая работа: «Получение выкройки выбранного фасона по электронному журналу мод».


Стиль.

Силуэт.




 4.

Конструктивно – декоративные элементы одежды: вытачки, кладки, рельефы, их назначения виды. Практическая работа: «Приёмы технологической обработки. Обработка выточек, рельефов. Застёжки в одежде их виды и расположение. Обработка воротников, рукавов».



Рельефы.

Застёжка.

Петля.

4-й год обучения.

 


 1.

Ассортимент женских брюк, чертёж женских брюк. Моделирование брюк. Влажно - тепловая обработка деталей. Виды и характеристика клеевых материалов.


Детали женских брюк.

Клеевая лента.

 



 2.

Первая примерка брюк, дефекты брюк, виды застёжек. Практическая работа: «Чтение чертежа брюк, снятие мерок, копирование чертежа готовой выкройки брюк из журнала мод, выбор художественного оформления».



Дефекты брюк.

Виды застёжек.



 3.

Применение кладок оборок, воланов, рюшек в швейных изделиях. Правила обработки кокеток, вытачек, карманов, шлёвок поясов. Практическая работа: «Обработка деталей кроя, обработка верхнего края притачным поясом, проведение примерки, выявление и исправление дефектов».


Оборки.

Воланы.

Рюши.

Шлёвка.




 4.

Разновидности застёжек в одежде, петли из вытачного шнура, прорезные петли. Винтажные технологии обновления одежды. Выбор изделий и художественного оформления. Полное частичное обновление изделия.



Винтажные технологии.







 5.

Выбор модели с учетом особенности фигуры, мерки необходимые для построения чертежа изделия, зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления изделия. Практические работы: «Копирование чертежа из журнала мод. Раскладка лекал на ткани, подготовка к первой примерке, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ». Окончательная отделка изделия. Контроль и оценка качеств готового изделия.





Окончательная отделка изделия.

Оценка качества изделия.

Ожидаемые результаты:

1. Обучающая цель

По окончании курса ребёнок должен знать:

- правила техники безопасности;

- требования к организации рабочего места;

-  инструменты и приспособления необходимые для изготовления одежды.

- условные обозначения на чертежах;

- правила измерения фигуры человека,                                                                                                  - условные обозначения мерок для построения чертежа.                                                                                                                                        - особенности моделирования плечевых изделий

 -технологическую последовательность изготовления изделий,                                             - выявление и исправление дефектов изделия

- свойства тканей,  зависимость их вида переплетения,                                            экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком.

уметь:

- правильно обращаться с оборудованием и  приспособлениями;

- работать с журналами мод, читать и строить чертёж ,снимать и записывать мерки , -моделировать фасоны изделия,

- выполнять раскрой ткани с разным рисунком,

- выполнять машинные швы,

- обрабатывать пройму и горловину розными способами,

- обрабатывать мелкие детали,

- вносить изменения в конструкцию моделей;

- работать с шаблонами и выкройками;

- выполнять практическую работу самостоятельно ;

- грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.

По окончании курса у ребёнка должен быть сформирован интерес:

- к обучению;

2. Воспитывающая цель

По окончании курса ребёнок должен знать:

- нормы поведения в быту и обществе;

- нормы общения;

уметь:

- отстаивать собственную точку зрения;

- доводить до конца начатое дело;

По окончании курса у ребёнка должны быть сформированы:

- уверенность в собственных силах;

- осознание своей значимости, социальной востребованности;

- коммуникабельность;

- пунктуальность;

-точность и старательность в выполнении работы;

-аккуратность (способность содержать в порядке рабочее место, бережно относиться к материалам, инструментам);

- чувство долга.

3. Развивающая цель

По окончании курса ребёнок должен уметь:

- реализовывать собственные замыслы в работе;

- находить оригинальные решения в реализации своих замыслов;

- планировать, систематизировать, обобщать, анализировать результат своего труда,

- работать в нужном темпе;

По окончании курса у ребёнка должны быть сформированы:

- способность нестандартно оценивать общепринятые вещи;

- способность к поиску новых источников информации по интересующим вопросам;

- любовь к выдумкам и фантазии.

Учебно-тематический план

8 класс


п/п

       

                         Т Е М А

Общее кол-во


Теория


Практика

 

   1

Лоскутное шитье как вид декоративно- прикладного творчества.


     1


    1

   2

Ассортимент изделий изготовленных  в технике лоскутного шитья.


     1

 

    1

  3

Гармоничное сочетание цветов.

     1

    1

 

   4

Технология работы над лоскутным изделием.


     1

 

     1

   

   5

Современные формы традиционного лоскутного шитья.


     2


     1

 

       1

   6

Изготовление изделия.

     6

       6

   7

Ассортимент поясных изделий. Основные направления современной моды.


     1


     1

  8

Конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона.


     2


     1

  9

Построение основы чертежа юбки  в масштабе 1:1.


     2


     1


       1

10

Технологическая последовательность обработки деталей юбки.


     6


     2

 

       4

11

Клеевые методы обработки деталей.

     1

   0,5

      0,5

12

Изготовление изделия (юбка по выбору).

    10

      10

13

Показательное выступление «Провинциальные модницы».

     

     1

     

     

      1

14

Итого:

34

10,5

23,5

9 класс


п/п


                      Т Е М А

Общее

Кол-во


Теория


Практика

 

  1

Азбука вежливости. Правила хорошего тона.


     1

 

      1

  2

Модные приемы.

     1

      1

 

  3

Формирование навыков по применению косметики


     1


      1

 

  4

Развитие эстетического вкуса при выборе одежды.


     1


      1

  5

Виды покроев одежды.

     1

      1

  6

Линии в одежде.

     1

      1

  7

Цвет и рисунок материалов в одежде.

     1

      1

  8

Виды отделок.

     1

      1

 

  9

Построение основы чертежа с цельнокроеным рукавом


     2


      1


       1

10

Моделирование кокетки.

     2

     

       2

11

Мерки необходимые для построения.

     1

      1

12

Подготовка деталей кроя к обработке.

     1

      1

13

Подготовка изделия к первой примерке.

     1

      1


14

Обработка отдельных узлов плечевого  изделия.


     4


      1


       3


15

Обработка изделий после второй примерки.


     1


      1

16

Изготовление изделия с цельнокроеным рукавом (по выбору).


     13


       13

17

Показательное выступление «Провинциальные модницы».

     

     1

     

     

      1

18

Итого:

     34

     14

      20

10 класс


п/п


                      Т Е М А

Общее

Кол-во

Теория

Практика

1

История моды и закономерности её развития

1

1

2

Развитие производства готовой одежды

1

1

3

Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения

1

1

4

Многофункциональные вещи

1

1

5

Образование новых видов ассортимента

1

1

6

Декоративные и отделочные материалы

2

1

1

7

Принципы моделирования и художественного оформления одежды

2

1

1

8

Работа с электронным журналом мод

3

3

9

Моделирование рукавов

2

1

1

10

Моделирование лифа

2

1

1

11

Моделирование лифа при помощи перемещения нагрудной вытачки

2

1

12

Стиль и пластика в одежде

1

1

13

Понятие стиля в одежде

2

1

1

14

Традиционные и нетрадиционные стили

1

1

15

Классический, романтический, спортивный, стиль Шанель

1

1

16

Практическая работа: «Создание художественного образа»

10

10

17

Показательное выступление «Провинциальные модницы»

1

1

18

Итого:

34

14

20

11 класс


п/п


                     Т Е М А

Общее

Кол-во


 Теория


Практика

 

  1

Влажно – тепловая обработка деталей одежды.


      1


      1

  2

ВТО брюк.

      1

      1

  3

Моделирование женских брюк.

      1

      1

  4

Дефекты женских брюк.

      1

      1

 

  5

Клеевые методы обработки деталей одежды.


     1


      1

 

  6

Технология подготовки и проведения примерок.


     2


      1


       1

 


  7


Технология последовательность и приемы обработки деталей одежды.



     3



      1



       2

 

  8

Обработка оборок, воланов, рюшек.


     2


      1


      1

 

  9

Застежки в одежде их применение и расположение.


     1


      1

 

10


Обработка различных видов петель.


     2


      1


      1

 11

Ремонт и обновление одежды.

     6

      1

      5

 

 12

Изготовление плечевого изделия по выбору.


     12


      12

 

13

Показательное выступление «Провинциальные модницы».


     1


      1

14

Итого:

    34

    11

      23

Всего по программе:

    102

    49,5

     86,5

                                             

                                 Список литературы, используемой педагогом.

  1. ГОСТ 12807 – 88 «Изделия швейные. Классификация строчек и швов». – М.; Изд – во стандартов, 1988.
  2. Комиссаров О.Ю. Одежда и компьютер / О.Ю. Комиссаров, М.А. Скирута. – М.: Легпромбытиздат, 1991.
  3. Литвинец Э.Н. Забытое искусство / Э.Н. Литвинец – М.: Знание, 1992.
  4. Лында А.С. методика трудового оборудования / А.С. Лында. – М.: Просвещение, 1977.
  5. Волевич Г. Сшейте сами. М.: 2000.
  6. Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. М.: 1987.
  7. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. СПб., 1994.
  8. Орлова Л.В. Азбука моды. М.,1988.
  9. Синичкина К.В. Настольная книга для юной модницы. М.,2001.
  10. Ханус С. Как шить? Ташкент, 1993.
  11. Чернякова В.И. Технология обработка ткани: 7 – 9 класс М., 2000.
  12. Шитье и рукоделие: Энциклопедия. М., 1994.  

     13. О. И. Нагель. Художественное лоскутное шитьё.  М. Школьная пресса-2003

       

Список используемой литературы для детей и родителей:

  1. Бузова Б.А. Материаловедение / Б.А. Бузова – М.: Легпромбытиздат, 1986;
  2. Назарова, И.Н. Технология швейных изделий / И.Н. Назарова. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
  3. Прошицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии. 8 – 11 классы / Е.Н. Прошицкая – М.; Просвещение, 1995;
  4. Труханова, А.Т. Справочник молодого швейника / А.Т. Труханова. – М.: Высшая школа, 1993;
  5. Шершенева, Л.В. Основы конструирования женской одежды / Л.В. Шершенева. – М.: Легпромбытиздат, 1987.
  6. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: Книга для учащихся М., 1993.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Звёздный час" по теме "Экскурсия в историю технологии изготовления одежды"

С целью повышения познавательной активности обучающихся, мотивации к изучению предмета «Технология» необходимо обобщающие уроки иногда проводить в игровой форме. Тогда опрос пройдет непринуждённо и ин...

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Конспект урока "Тема: «Технология изготовления рабочей одежды. Выполнение ручных стежков, строчек и швов» с включением профилактической беседы и демонстрации презентации «Предупреждение травм и оказание помощи»

Тема: «Технология изготовления рабочей одежды. Выполнение ручных стежков, строчек и швов» с включением профилактической беседы и демонстрации презентации «Предупреждение травм и оказание помощи». Урок...

Программа элективного курса "Изготовление одежды из деталей простых геометрических форм"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов для предпрофильной подготовки.В процессе изучения курса учащиеся смогут изучить основные тенденции моды, сконструировать, смоделировать и выполнит...

Адаптированная рабочая программа по производственному обучению (материаловедение, технология изготовления одежды)

   Адаптированная рабочая программа производственного обучения для обучающихся с ОВЗ по профессии "Швея" предназначена для ознакомления с материаловедением швейного производ...