Методическая разработка
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

 

«Госпожа честная Масленица». Внеклассное занятие. Материалы быть использованы для бинарного урока. (технология и музыка). При использовании материала ссылка на автора обязательна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznecova_a.p._vneklassnoe_eanyatie_maslenica.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Госпожа честная Масленица».

Внеклассное занятие.

Может быть использовано как бинарный урок

(технология и музыка).

Оформление напоминает русскую избу: на передней стене – изображение русской печки, рядом – ухват, кочерга, поодаль – прялка, стол с утварью, вдоль стен – лавки (скамьи), на полу – домотканый коврик,  рисунок солнца, ленты, сковородка, миска с блинами, вышитое  полотенце, бубенцы.

        Оборудование, инструменты: репродукции картин  с масленичными  гуляниями, лоскут, ножницы, трафареты выкроек, инструкционные карты, нитки, карандаши.

        Под задорную народную песню «въезжает» импровизированная тройка с бубенцами, дуга украшена разноцветными лентами.

                                        Здравствуйте, гости дорогие!

1.Широкая Масленица – исторические факты.

        Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков.

        Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.(см.Рис.1.)

                          

                          Рис.1.  Масленица, Кустодиев Б.М., 1919

        Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

        Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

           Ведущий (учитель) задает вопросы по теме занятия.  Идет постоянный диалог с детьми.

        Масленицу ждали с нетерпением, оттого и встречали ее с неудержимой удалью, с играми, песнями, катаниями с гор и на лошадях.

        В телегу устанавливали чудо – дерево с бубенцами, колокольчиками, цветными лоскутками, возили его по деревне всю неделю.

        Но чаще мастерили соломенную или тряпичную куклу- чучело, изображающую девушку, привязывали ей кудельную косу с разноцветными лентами, в руки помазок и блин и называли «Масленица».

        Древний смысл масленичного обряда – встреча Солнца. Девушки выходили встречать «Масленицу» на гору. «А Свет наша Масленица покатится по дворам»...

        В конце недели «Масленицу» провожали. Делали костер, сжигая, как бы уничтожая зло, все темное, что враждебно человеку, природе. Пепел развеивали по полю – в знак хорошего урожая.

        Кроме общей куклы «Масленицы» для всей деревни, делали еще и домашние семейные куклы. Женщины и девочки крутили кукол, наряжали их и сажали у окна или на крышу сарая в знак призыва Солнца и весны.

        Таких же  кукол делали в дом молодоженам с пожеланиями счастья, прибыли дому и потомства. Эти куклы в разных деревнях назывались по-  разному: «скрутка», «столбушка», Крутили ее на столбик, палочку, плотную ткань, используя разные яркие лоскутки, которые оставались от шитья и бережно хранились хозяйками.

        Сегодня мы научимся делать такую куклу- скрутку.

Как вы думаете, во что мы ее оденем?( В народный костюм.)

Северный русский народный костюм отличает богатая красочность.

Как вы думаете почему?

Правильно! Ведь на Севере, где большую часть года холодно, люди украшали свои одежды и домашнюю утварь яркими красками. Любимым был красный цвет. Поэтому при выборе ткани для куклы подумайте о подборе цвета.(Смотри цветовой круг.Рис.2.)

 Используйте, по возможности, яркие, сочные цвета.

                                                        Рис.2.Цветовой круг.

2. Вводный инструктаж.

Для работы нам понадобятся: ножницы, нитки, лоскутки, трафареты, карандаш.

Не забывайте о безопасных приемах труда!

Вначале вам надо обвести трафареты на ткань и вырезать. (см.Рис.3.)

        Рис.3.Трафареты выкроек для куклы.

        Пока дети выполняют работу, звучит зазывка под музыку.

        По материалам прошлого столетия, масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие масленице:

         «Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!  Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка - ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.         

        Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей – то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей- то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый  терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила  честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как она ль, честная Масленица, душою потешаласася, умом повеселилася, речью наслаждалася».

        После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

3.Игра «Колечко»- была одной из любимых на  русских гуляньях.

        Дети встают в круг и ведут хоровод под русскую народную песню. Ведущий дает одному из играющих колечко в сложенные ладошки.  «Колечко, колечко, выйди на крылечко.» Играющий с колечком выходит в центр круга, выбирает нового игрока, во время движения хоровода, и передает ему колечко. Так действия играющих  повторяются.

 

Поиграли, теперь и за дело!

 

4.Практическая работа «Кукла скрутка».

        (На доске этапы работы, на столах инструкции по выполнению.)

-Демонстрация приемов работы.

-Выполнение работы учащимися. (Во время работы дети слушают рассказ о           днях масленичной недели.)

                

        Рис.4.«Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской                                 площади в Петербурге».Маковский К. Е. 1869.

        До введения христианства Масленица отмечалась в день Весеннего Равноденствия, когда пробуждается Природа и Солнце становится юношей Ярилой.

        Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

        Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

        С введением христианства изменился и обряд празднования. Что было раньше, говорить сложно. Сейчас каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

        Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

        Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

        Среда — лакомка. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

        Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, также стеношный бой, шумные пирушки.

        Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

        Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

        Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. (см.Рис.4.) В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».

        -Текущий инструктаж, самоконтроль.

        -Итоговый инструктаж.

                                                         Рис.5. Кукла- скрутка.

Эту куклу (см. Рис.5.) вы можете у себя дома посадить к окошечку, чтобы призывала она весну да Солнышко, свет да тепло в ваш дом.

        

        Сегодня вы узнали о  народных традициях, связанных с масленицей. Научились делать куклу – скрутку, познакомились с играми и песнями масленичной недели.

        - Дети все вместе поют песню об уходящей зиме и скорой встрече весны.

5.Итоги занятия. Рефлексия.

Кто запомнил, как называется последний день Масленицы?

(Прощеное воскресенье).

В этот день  все просили друг у друга прощения. Дети обязательно просили прощения у родителей за шалости.

И последний день Масленицы, так же как и все предыдущие, не обходился без блинов. Ведь блин – это символ Солнца!

На календаре – конец зимы. И как ты небо ни хмурься, а все весной пахнет. Уходят крепкие  морозы с веселыми зимними праздниками. Пора весну встречать.

        Давайте и мы не будем отступать от традиции. Какая Масленица без блинов!

        Угощайтесь блинком! Да и простите, если что не так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...