Конспект занятия по кулинарии
план-конспект урока по технологии по теме

Чернова Ольга Ибрагимовна

    Данное занятие знакомит  с технологически правильным процессом приготовления  дрожжевого  теста опарным и безопарным  способом и  изготовление булочек разных видов. Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования кулинарного искусства социально - педагогической направленности, учителей технологии общеобразовательных школ, родителей и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приготовление  дрожжевого теста и изготовление булочек

Цель занятия: ознакомление  с технологически правильным процессом приготовления  дрожжевого  теста и  изготовление булочек.

Задачи:

      1. Обучать формировать изделия из дрожжевого теста.

2. Прививать интерес детей к кулинарному искусству.

3. Развивать навыки самостоятельности.

4. Воспитывать чувство коллективизма и дисциплинированности.

Оборудование:  фартуки, колпаки, дидактический материал;  продукты, скалки, разделочные доски, ножи, противень, чашки, кисточки.

Ход занятия

1. Орг. момент. Проверка готовности обучающихся к занятию.

Сообщение темы и цели занятия.

2. Изучение нового материала.

На Руси никакая трапеза не обходилась без выпеченных мучных изделий – домашнего хлеба и различной выпечки. Выпечку готовили из различных видов теста, но наиболее распространенным было дрожжевое. Для праздничного стола из теста выпекали самые разнообразные изделия — пирожки, булочки, ватрушки, плюшки, саечки, сочни, пончики, шанежки, коврижки, колядки и, конечно, пироги. "Булка" имеет тот же корень, что и "булавка", "булава", "булыжник". Первоначальное значение этого слова - "шарик". В древнерусском языке было слово "була" - "шишка". Но "хлебное" название "булка" пришло к нам из Польши в XVII веке вместе с самими булками. Булочка скон — это маленький британский «быстрохлеб» шотландского происхождения. Первое упоминание скона было отмечено в рукописях 1513 года. В некоторых графствах Англии булочку называют «скоан». Однако, согласно британским словарям, правильнее говорить — «скон». Если верить Оксфордскому словарю, название булочки происходит от голландского schoonbrood — прекрасный белый хлеб (schoon — чистый, brood — хлеб).

   Дрожжевое тесто замешивают двумя способами: опарным и безопарным.

 Для более сдобного теста лучше применять опарный способ, так как сдоба замедляет подъем теста. Безопарным способом приготовляется тесто с меньшим количеством сдобы и более слабой консистенции: употребляется оно для жарки во фритюре.

  Опарный способ приготовления теста делится на две стадии: приготовление и брожение опары, приготовление и брожение теста. Опарой называется жидкое тесто, которое замешивают из расчета полной нормы жидкости, половинной нормы муки и половины нормы дрожжей. Жидкость (молоко или  вода) должна быть теплой—не ниже 28—30°. В жидкости разводят дрожжи и муку, посуду с опарой наглухо завязывают салфеткой и ставят в теплое место для подъема на 40—50 минут. При брожении опара постепенно увеличивается в объеме в два раза, поверхность ее покрывается пузырьками. Это признак того, что опара готова, в готовую опару добавляют все дополнительные продукты и соль по рецепту. Тесто тщательно перемешивают в посуде, после чего выкладывают на доску, густо посыпанную мукой. Затем тесто выбивают руками до состояния эластичности, т. е. до тех пор, пока оно начнет легко отставать  от рук. Выбитое таким образом тесто кладут обратно в посуду, обвязывают салфеткой и ставят в теплое место на 1,5—2 часа для брожения. В течение этого времени тесто обминают два раза, тоже на доске или столе, как при замесе. Определить готовность теста  дело нелегкое,  так обычно тесто имеет различную консистенцию, а это значит,  что   процесс брожения проходит различно.   Например, в  жидком тесте брожение протекает быстрее,   чем в густом,  несдобное  тесто  тоже подходит быстрее,  чем сдобное. Поэтому готовность теста определяется не только во времени, затраченному на его приготовление, а главным образом по признакам, характеризующим его зрелое состояние; только что замешенное тесто бывает плотным, влажным и мало эластичным, при зрелом же состоянии  тесто увеличивается в объеме   в   1,5—2 раза,   делается пышным, гладким и приобретает эластичность.

    Безопарный   способ   приготовления   теста   включает только одну стадию. Все предназначенные по рецепту продукты замешивают в тесто сразу и в полной норме. При таком способе замеса норма дрожжей несколько увеличивается по сравнению с нормой дрожжей при опарном способе. Так как дрожжи медленно размножаются в густом тесте, время для первого подъема нужно удлинить, остальная часть процесса приготовления теста протекает так же, как и при опарном способе.

    Разделка теста состоит из ряда операций: деления теста на равные кусочки или большие булки; формования куска теста в соответствующие изделия,      расстойки сформованных изделий.

    Разделка теста является одним из важных моментов приготовления мучных  изделий.  От  качества    обработки теста зависит качество изделий. Готовое тесто выкладывают на стол или доску, подпыленную мукой, и скатывают в длинный жгут, от которого затем отрезают отдельные куски, желательно равной величины. Неровные куски теста, как правило, приводят к неодинаковому пропеканию изделии: маленькие будут перепекаться, а крупные — недопекаться.   При   разделке   теста и формовке изделий необходимо учитывать размеры будущих готовых изделий. Объем  готовых изделий  обычно  увеличивается.  Размер увеличения зависит от качества муки, рецептуры изделий, времени расстойки теста и температуры печи.

  Сформованные изделия укладывают на металлический лист, смазанный жиром, ровными рядами, с учетом увеличения объема изделий. Лист ставят в теплое место на расстойку, которая необходима вследствие уплотнения изделий при формовке. Продолжающееся брожение в тесте с выделением углекислого газа вызывает увеличение объема изделий. Чтобы сформованные изделия во время расстойки не обветривались, их покрывают легкой салфеткой или куском марли. Чем быстрее расстаивается тесто, тем лучше получаются выпеченные изделия. Благоприятная для расстойки теста температура 30—35°; приблизительное время расстойки 30—60 минут. Время расстойки зависит и от размера изделий; чем мельче изделия, тем меньше требуется времени для расстойки, крупные изделия, наоборот, нуждаются в большем времени на расстойку. При недостаточной расстойке на изделиях при выпечке образуются трещинки, сами изделия получаются тяжелыми, плохо пропеченными. Излишняя расстойка деформирует изделия, они получаются с мякишем в крупных норах.

   Готовность теста при расстойке определяется органолептическим способом. Расслоившееся тесто, как выше было сказано, увеличивается в объеме, делается мягким. Если при легком надавливании пальцем углубление на поверхности куска теста быстро исчезнет, то расстойка еще недостаточная. При нормальной расстойке углубление на тесте исчезает  медленно.

    Температуру печи также нужно иметь в виду, в зависимости от температуры в печь ставят изделия с определенной расстойкой. В условиях высокой температуры быстро образуются корочки на изделиях и брожение в  тесте прекращается. При низкой температуре печи изделия следует сажать с недостаточной расстойкой, так как образование корочек и проникновение тепла внутрь теста идет медленнее и поэтому расстойка изделий будет более  продолжительной.

   Для улучшения внешнего вида некоторые сорта изделий смазывают яйцом или маслом. Яйца перед смазкой должны быть хорошо взбиты в однородную массу из белков и желтков. Смазывают изделия за 5—10 минут до посадки в печь. Посыпка изделий сахаром, миндалем, мучной посыпкой (приготавливается путем перетирания масла мукой, сахаром и мелко рубленным миндалем) придает изделиям красивый и аппетитный  вид.   Мучной  посыпкой,   миндалем,   орешками   или крошкой нужно посыпать изделия сразу же после смазки, а сахаром — спустя 5—6 минут, иначе он будет таять.

   Изделия выпекают при различной температуре печи: мелкие изделия — при более высокой температуре, примерно 220—240°, а крупные и сдобные — при 210—220°.

   Готовность определяется по цвету и весу изделий. Некоторые изделия после выпечки глазируют помадой и посыпают жареными и нарубленными ореховыми ядрами или миндалем по незастывшей помаде; другие только обсыпают сахарной пудрой, по желанию иногда смешанной с ванилином.

     Перед посадкой в печь верхнюю корочку пирогов — мясных, капустных, рыбных — рекомендуется смазывать каким-либо жиром и посыпать мелко толчеными сухарями, что придает корочке лучший вид и вкус.

  Готовность больших пирогов узнают по нижней корочке: она должна быть слегка подрумянена и легко отделяться от противня.

   Для придания мягкости как верхней, так и нижней корочке испеченный пирог следует сложить с листа на мягкую салфетку и покрыть салфеткой или кухонным полотенцем. Если же пирог продолжительное время находился в печи и корочка его сильно засохла, рекомендуется покрыть пирог влажной салфеткой, а сверху — сухим полотенцем. В результате сухая корочка быстро отмякнет.

    Готовность булки узнается посредством постукивания пальцами по нижней корке. Если получается звонкий чистый звук, значит булка готова.

  Дрожжевое тесто готово. С чего начнем приготовление изделий?

1. Разделка (тесто развешивается, режется на куски, которые скатываются в виде шариков).

2. Формовка изделий (придается форма).

3. Вторичная расстойка на выпечных листах (20 минут).

4. Отделка поверхности.

5. Выпечка (230 °С - 10 минут).

6. Охлаждение.

3.Практическая работа.

Показ приемов педагогом на практике.

Повторить ТБ при работе с ножом и горячей посудой. Обучающиеся выполняют формовку изделий разными способами. Идет контроль по правильности приготовления.

4. Закрепление нового материала.

Вопрос к обучающимся:

Из каких ингредиентов готовится дрожжевое тесто. (Прилагается перечень продуктов).

Проведение игры «Глухой телефон».

 Раздача памяток с рецептами.

4. Подведение итогов.

Проводится дегустация.

Задать вопросы обучающимся:

Чему научились на занятии?

Сможете ли вы применить свои знания дома?

Насколько вкусными получились у вас булочки?

Возникли   ли трудности при приготовлении булочек?

Заключительное слово педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия кружка "Кулинария" на тему "Веселый капустник".

Данный материал может быть использован учителями технологиии, преподавателями дополнительного образования....

Конспект внеурочного занятия по кулинарии «Приготовление яичных роллов».

Тема внеурочного занятия. «Приготовление яичных роллов»Тип занятия. Комбинированный.Цель занятия:Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека и науч...

Клубное занятие по кулинарии "Украшение блюд"

Обобщающее клубное  занятие по кулинарии на практическое применение полученных ранее знаний по оформлению блюд.В занятии ребята используют знакомые приемы работы по вырезыванию и вырубке овощей и...

Конспект и презентация к занятию по кулинарии в 5 классе "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление блюд из овощей, ягод и фруктов".

Конспект и презентация к занятию по кулинарии 5 класса "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление овощного салата и ягодного киселя" в конце конспекта есть технологич...

Методическая разработка для занятий по кулинарии в 7 классе.

Данный материал является учебно-методической разработкой к уроку по кулинарии в 7 классе. Оно включает в себя презентацию к уроку "Виды теста, Блюда из теста" и подробную технологическую кар...