Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")
презентация к уроку по технологии (6 класс) по теме

Морозова Ольга Владимировна, учитель технологии МБОУ-СОШ №3 города Армавира

В данном архиве представлен урок-исследование на тему: "Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")", который проводится с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_-6_-.rar79.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель технологии

Краснодарского края г. Армавира

МБОУ-СОШ №3

Морозова Ольга Владимировна

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Урок– исследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения новых прочных знаний.

Перед учителем всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик» . Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке - исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега» .

Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением , но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы,

• повторение теории, посвященной данной проблематике,

• подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,

• обработка полученного результата , его анализ и обобщение, собственные выводы.

Главная цель урока – исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт ( знания ) , устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования .

Ведущей ценностью урока - исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование - это совместный ( учитель и ученик) процесс движения к истине!

Да, не каждый урок можно сделать уроком исследования. К уроку – исследованию необходима большая теоретическая подготовка , которую получают учащиеся на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Но когда учащиеся теоретически подготовлены для приобретения новых знаний – вот здесь и следует применять уроки – исследования. Теперь учащемуся предстоит проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания, полученные учеником самостоятельно путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению, нельзя описать и измерить – трудно переоценить.

ТЕМА:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТКАНЕЙ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН

(6 класс, раздел «Материаловедение»).

Тип урока – лабораторное исследование.

ЦЕЛИ:

            научить определять ткани из натуральных волокон;

            воспитывать эстетический вкус, грамотного потребителя;

            прививать навыки аккуратности;

            развивать логическое мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия по натуральным волокнам, учебник,

                                  технологические карты, презентация по уроку, кусочки

                                  тканей натурального происхождения, спички, пинцет,

                                  цветные карандаши.

                                 

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Проверка готовности к уроку.

Девочки делятся на 4 группы (лаборатории).

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Опрос учащихся проходит вместе с презентацией «Натуральные волокна».

Вопросы для повторения:

- Какие волокна относятся к натуральным?

- На какие две группы делятся натуральные волокна?

- Какие волокна растительного происхождения вы знаете?

- Какие волокна животного происхождения вы знаете?

По ответам девочек на экране выводится схема «Классификация текстильных волокон». (Слайды № 2-5)

- Какие свойства натуральных тканей растительного происхождения вы знаете?

- Какие свойства натуральных тканей животного происхождения вы знаете?

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Изучение нового материала начинаю с вопроса:

Для чего нужно уметь определять ткани из натуральных волокон?

Ответ: для того, чтобы не ошибиться в выборе фасона изделия, зная свойства  ткани; для того, что бы быть грамотным покупателем и потребителем на огромном рынке продукции; зная свойства натуральных тканей, мы будем правильно применять их в быту. Например: летом мы не оденем платье из шерсти, а новорождённому не сошьём распашонку из синтетической ткани; в холодное время будем укрываться шерстяным одеялом, а не льняной простынкой.

И цель нашего сегодняшнего урока – это научиться определять ткани натурального происхождения, воспитывать в себе грамотного потребителя.

     Давайте вспомним, что мы знаем о натуральных волокнах (девочки читают сообщения, заранее заданные на дом по хлопку, льну, шерсти и шёлку,  сообщения фиксируются слайдами).

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

   Лабораторное исследование.

Работа проходит в 4 группах, в каждой из которых есть лаборанты и модельеры. Исследование ведётся по лабораторно-практической карте. Каждой группе выдаётся исследуемый материал (образцы тканей).

Задача лаборантам: определить 1 группе – хлопчатобумажную ткань  

                                                      2 группе – льняную

                                                      3 группе – шерстяную

                                                      4 группе – шёлковою

Задача модельерам: нарисовать эскиз новогоднего костюма из ткани,

                                  которую определяет лаборатория. Объяснить исходя из

                                  свойств ткани, почему именно этот костюм лучше всего

                                  подходит для этого материала.

5. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОКА.

     Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить самостоятельно коллекцию образцов из шерстяных и шёлковых тканей.

 

ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КАРТА.


образца

ПРИЗНАКИ

ТКАНЬ

По внешнему

виду нити.

На ощупь.

По результату горения.

1





2





3





4





ХОД РАБОТЫ:

1. Извлеките из каждого образца по одной нити, рассмотрите её  и определите её характерные признаки:

     а) тонкая и прямая;                             б) не равномерная толщина по всей длине;

     в) имеет извитость и ворсинки;         г) равномерная толщина по всей длине.

2. Определите на  ощупь,  какая ткань:

     а) мягкая и гладкая;                            б) грубая, неоднородная;

     в) толстая и объёмная;                        г) в меру мягкая и гладкая.

3. Извлеките из каждого образца по одной нити и подожгите её, определите характер горения:

     а) волокно спекается, образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко

        растирается пальцами, В процессе горения ощущается запах жжёного пера.

     б) волокно горит, как бумага и рассыпается в пепел.

     в) волокно спекается , образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко

        растирается пальцами, горит без запаха.

Проанализируйте полученные данные и определите № образца той ткани, которую вам надо найти.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение степени с натуральным показателем (7 класс)

Определение степени с натуральным показателем....

технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"

Технологическая карта  урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презента...

Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.При определении волокнистого состава тка...

Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.При определении волокнистого состава тка...

Лабораторно-практическая работа «Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон».

Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей....

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон» 5 класс

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон»5 класс...