Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")
презентация к уроку по технологии (6 класс) по теме
В данном архиве представлен урок-исследование на тему: "Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")", который проводится с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_-6_-.rar | 79.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель технологии
Краснодарского края г. Армавира
МБОУ-СОШ №3
Морозова Ольга Владимировна
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
Урок– исследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения новых прочных знаний.
Перед учителем всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.
В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик» . Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке - исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега» .
Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением , но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
• постановку проблемы,
• повторение теории, посвященной данной проблематике,
• подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
• обработка полученного результата , его анализ и обобщение, собственные выводы.
Главная цель урока – исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт ( знания ) , устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования .
Ведущей ценностью урока - исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование - это совместный ( учитель и ученик) процесс движения к истине!
Да, не каждый урок можно сделать уроком исследования. К уроку – исследованию необходима большая теоретическая подготовка , которую получают учащиеся на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Но когда учащиеся теоретически подготовлены для приобретения новых знаний – вот здесь и следует применять уроки – исследования. Теперь учащемуся предстоит проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания, полученные учеником самостоятельно путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению, нельзя описать и измерить – трудно переоценить.
ТЕМА:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТКАНЕЙ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН
(6 класс, раздел «Материаловедение»).
Тип урока – лабораторное исследование.
ЦЕЛИ:
научить определять ткани из натуральных волокон;
воспитывать эстетический вкус, грамотного потребителя;
прививать навыки аккуратности;
развивать логическое мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия по натуральным волокнам, учебник,
технологические карты, презентация по уроку, кусочки
тканей натурального происхождения, спички, пинцет,
цветные карандаши.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Проверка готовности к уроку.
Девочки делятся на 4 группы (лаборатории).
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Опрос учащихся проходит вместе с презентацией «Натуральные волокна».
Вопросы для повторения:
- Какие волокна относятся к натуральным?
- На какие две группы делятся натуральные волокна?
- Какие волокна растительного происхождения вы знаете?
- Какие волокна животного происхождения вы знаете?
По ответам девочек на экране выводится схема «Классификация текстильных волокон». (Слайды № 2-5)
- Какие свойства натуральных тканей растительного происхождения вы знаете?
- Какие свойства натуральных тканей животного происхождения вы знаете?
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Изучение нового материала начинаю с вопроса:
Для чего нужно уметь определять ткани из натуральных волокон?
Ответ: для того, чтобы не ошибиться в выборе фасона изделия, зная свойства ткани; для того, что бы быть грамотным покупателем и потребителем на огромном рынке продукции; зная свойства натуральных тканей, мы будем правильно применять их в быту. Например: летом мы не оденем платье из шерсти, а новорождённому не сошьём распашонку из синтетической ткани; в холодное время будем укрываться шерстяным одеялом, а не льняной простынкой.
И цель нашего сегодняшнего урока – это научиться определять ткани натурального происхождения, воспитывать в себе грамотного потребителя.
Давайте вспомним, что мы знаем о натуральных волокнах (девочки читают сообщения, заранее заданные на дом по хлопку, льну, шерсти и шёлку, сообщения фиксируются слайдами).
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Лабораторное исследование.
Работа проходит в 4 группах, в каждой из которых есть лаборанты и модельеры. Исследование ведётся по лабораторно-практической карте. Каждой группе выдаётся исследуемый материал (образцы тканей).
Задача лаборантам: определить 1 группе – хлопчатобумажную ткань
2 группе – льняную
3 группе – шерстяную
4 группе – шёлковою
Задача модельерам: нарисовать эскиз новогоднего костюма из ткани,
которую определяет лаборатория. Объяснить исходя из
свойств ткани, почему именно этот костюм лучше всего
подходит для этого материала.
5. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОКА.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить самостоятельно коллекцию образцов из шерстяных и шёлковых тканей.
ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КАРТА.
№ образца | ПРИЗНАКИ | ТКАНЬ |
По внешнему виду нити. | На ощупь. | По результату горения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
ХОД РАБОТЫ:
1. Извлеките из каждого образца по одной нити, рассмотрите её и определите её характерные признаки:
а) тонкая и прямая; б) не равномерная толщина по всей длине;
в) имеет извитость и ворсинки; г) равномерная толщина по всей длине.
2. Определите на ощупь, какая ткань:
а) мягкая и гладкая; б) грубая, неоднородная;
в) толстая и объёмная; г) в меру мягкая и гладкая.
3. Извлеките из каждого образца по одной нити и подожгите её, определите характер горения:
а) волокно спекается, образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко
растирается пальцами, В процессе горения ощущается запах жжёного пера.
б) волокно горит, как бумага и рассыпается в пепел.
в) волокно спекается , образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко
растирается пальцами, горит без запаха.
Проанализируйте полученные данные и определите № образца той ткани, которую вам надо найти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение степени с натуральным показателем (7 класс)
Определение степени с натуральным показателем....
технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"
Технологическая карта урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презента...
Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»
Сравнить образцы тканей из натуральных и химических волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их волокнистом составе.При определении волокнистого состава тка...
Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»
Сравнить образцы тканей из натуральных и химических волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их волокнистом составе.При определении волокнистого состава тка...
Лабораторно-практическая работа «Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон».
Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей....
Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон» 5 класс
Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон»5 класс...
Определение степени с натуральным показателем 7 класс
Самостоятельная работа...