Рабочая программа по технологии 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 7 класса на основе программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (авторы: Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.) опубликованной в сборнике «Технология. Программы начального и общего образования/ [М.В. Хохлова , П.С. Самородский , Н.В. Синица и др.].» - М.: Вентана-Граф, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_kl.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 7 класса на основе программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (авторы: Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.) опубликованной в сборнике «Технология. Программы начального и общего образования/ [М.В. Хохлова , П.С. Самородский , Н.В. Синица и др.].» - М.: Вентана-Граф, 2010 , в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебныый год» , инструктивно-методическим письмом Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа» на 2012-2013 учебный год рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта коллектива авторов под редакцией В.Д. Симоненко: :
М. В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица., В.Д. Симоненко. Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» - М.: Вентана-Граф, 2010;
Н.В. Синица, О.В. Табурчак, О.А. Кожина, В.Д . Симоненко Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под.ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2007;
Н.В. Синица Технология: 7 класс.: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек - М.: Вентана-Граф, 2008.
Рабочая программа по технологии в 7 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа» на 2012-2013 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов за год). В том числе: практических работ-36, контрольных работ (как фрагмент урока) -7, творческих проектов-1.
В авторскую программу основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (авторы: Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д). внесены следующие изменения: в рамках учебного предмета «Технология» в 7 классе часть учебного времени (14 часов) используется для изучения учащимися темы «Строительные ремонтно-отделочные работы» (рекомендации управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006 г. № 04-187 «Календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»). В связи с этим изменена последовательность изучения разделов программы и сокращены следующие разделы: «Кулинария» на 5 часов, « Технология ведения дома» на 2 часа, « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» 2 часа, «Проектирование и изготовление изделий» на 5 часов.
Время изучения тем по кулинарии целесообразнее поставить на начало учебного года, т. к. темы практических работ связаны с технологией обработки свежих фруктов, имеющих в данный период высокую пищевую ценность и большой ассортимент фруктов , выращенных на территории села. И, несмотря на специфические особенности, изучение материала по каждой теме раздела «Кулинария» в методическом плане они представляются сравнительно несложными для обучения. Во-первых, сыграет свою положительную роль значительный бытовой опыт, имеющийся почти у каждой девочки, во-вторых, изучение материала неизменно вызывает большой интерес учащихся.
Учебный творческий проект будет частично выполняться в рамках раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». в результате чего изучение раздела «Проектирование и изготовление изделий» сокращен на 5 часов.
В разделе «Технология ведения дома» сокращена тема «Ремонтно-отделочные работы», т.к. данный учебный материал был изучен в 6 классе в соответствии с рекомендациями управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006 г. № 04-187 «Календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы» .
Тематический план
№ | Разделы и темы | Часы учебного времени |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Кулинария | 1 3 |
2.1 Культура питания | 1 | |
2.2 Технология приготовления блюд | 8 | |
2.3 Домашние заготовки | 2 | |
2.4 Творческое задание | 2 | |
3. | Черчение и графика | 2 |
4. | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 28 |
4.1 Швейные материалы | 2 | |
4.2 Бытовая швейная машина | 2 | |
4.3Конструирование и моделирование швейных изделий | 4 | |
4.4 Раскройные работы | 2 | |
4.5 Технология швейных работ | 8 | |
4.6 Декоративно-прикладное творчество | 10 | |
5. | Проектирование и изготовление изделий | 8 |
6. | Технология ведения дома | 4 |
6.1 Уход за одеждой и обувью | 2 | |
6.2 Интерьер жилых помещений | 2 | |
7. | Строительные ремонтно-отделочные работы | 14 |
Всего | 70 |
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Обучение технологии предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Кулинария
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Черчение и графика
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выполнения графических работ с помощью инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;
уметь выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
использовать приобретенные знания и умеют в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Проектирование и изготовление изделий
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
уметь выдвигать идеи для выполнения учебного проекта. Проводить анализ моделей-аналогов из банка идей. Осуществлять выбор модели проектного швейного изделия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выполнять творческие проекты, например: плечевое изделие с цельнокроеным рукавом; плечевое изделие без рукава; изделие, вязанное крючком; гобелен; меню и блюда для сладкого стола и др.
Технологии ведения дома
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы;
уметь выращивать комнатные растения и размещать их; расшифровывать символы, встречающиеся на ярлыках одежды из химических волокон;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Строительные ремонтно-отделочные работы
знать/понимать о профессии штукатур, видах штукатурных работ;
материалы для мозаики, их свойства, приемы нанесения вяжущих растворов; обработка поверхности для мозаики; применение декоративных изделий в интерьере; виды мозаики; дизайн интерьера;
уметь изготавливать вяжущие растворы, наносить раствор на картон (доску, посуду). выполнять эскиз изделия, обрабатывать поверхности изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни выполнять штукатурные работы, оформление и отделку изделия, отделку интерьера жилого помещения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п заня-тия | № п/п урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохожде-ния | Примечание |
1 | 1 | Вводный урок | 1 | ||
Кулинария | 13 | ||||
Культура питания | 1 | ||||
1 | 2 | Культура питания Практическая работа № 1. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. | 1 | ||
Технология приготовления блюд | 8 | ||||
2 | 3-4 | Значение мяса в питании человека. Виды мяса. Технология приготовления мясных блюд. Практическая работа № 2. Приготовление блюда из мяса: борща. Дегустация блюд. Оценка качества. | 2 | ||
3 | 5-6 | Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека. Приготовление творога в домашних условиях и блюд из него. Практическая работа № 3. Приготовление блюд из творога: ленивые вареники. Дегустация блюд. Оценка качества. | 2 | ||
4 | 7-8 | Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления теста. Практическая работа № 4. Блюда из теста. Дегустация блюд. Оценка качества. | 2 | ||
5 | 9-10 | Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суле. Практическая работа № 5.Приготовление сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества. | 2 | ||
Домашние заготовки | 2 | ||||
6 | 11-12 | Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. Консервирование с сахаром. Практическая работа № 6. Приготовление варенья. | 2 | ||
Творческое задание | 2 | ||||
7 | 13-14 | Приготовление сладкого стола Практическая работа №7. Приготовление сладкого стола. Сервировка стола. Оценка качества. | 2 | ||
Черчение и графика | 2 | ||||
8 | 15 | Контрольная работа № 1 по теме «Кулинария». Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. | 1 | ||
16 | Практическая работа №8. Выполнение чертежных и графических работ | 1 | |||
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 28 | ||||
Швейные материалы | 2 | ||||
9 | 17-18 | Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Выбор материала для изготовления плечевого изделия. Практическая работа №9. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия. | 2 | ||
Бытовая швейная машина | 2 | ||||
10 | 19 | Контрольная работа № 2 по теме «Швейные материалы» Применение зигзагообразной строчки, приспособлений к швейной машине. Выкраивание и стачивание косых беек. | 1 | ||
20 | Практическая работа №10. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов. | 1 | |||
Конструирование и моделирование | 4 | ||||
11 | 21 | Контрольная работа № 3 по теме «Бытовая швейная машина». Силуэт и стиль в одежде. Виды и характеристики плечевого изделия. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа. | 1 | ||
22 | Практическая работа №11. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. | 1 | |||
12 | 23-24 | Способы моделирования плечевого изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Практическая работа №12. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к растрою. | 2 | ||
Раскройные работы | 2 | ||||
13 | 25 | Контрольная работа № 4 по теме «Конструирование и моделирование» Способы раскладки выкроек плечевого изделия. Состав деятельности по раскрою швейного изделия» | 1 | ||
26 | Практическая работа №13. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия. | 1 | |||
Технология швейных работ | 8 | ||||
14 | 27-28 | Технология выполнения ручных операций Практическая работа № 14. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. | 2 | ||
15 | 29-30 | Технология выполнения машинных операций. Практическая работа №15. Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия. | 2 | ||
16 | 31-32 | Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки. Практическая работа № 16. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану . | 2 | ||
17 | 33-34 | Типовая последовательность изготовления плечевого изделия с проведением примерки. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Практическая работа № 17. Придание окончательной формы изделию. Практическая работа №18. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта. | 2 | ||
Декоративно-прикладное творчество | 10 | ||||
18 | 35 | Контрольная работа № 5 по теме «Технология швейных работ» Материалы и инструменты для вязания крючком. Основные виды петель и приемы их выполнения. Схемы для вязания. | 1 | ||
36 | Практическая работа № 19. Основные приемы вязания крючком. | 1 | |||
19 | 37-38 | Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель. Плотность вязания. Закрепление вязания. Плотное и ажурное вязание по кругу. Практическая работа №20. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком. | 2 |
| |
20 | 39-40 | Искусство ручного ткачества. Практическая работа №21. Изготовление схем и рисунков для ткачества Практическая работа №22. Создание идеи для выполнения творческого проекта. Выполнение эскиза модели. | 2 |
| |
21 | 41-42 | Технология создания декоративного изделия. Этапы работы над творческим заданием. Практическая работа №23. Изготовление декоративного изделия. | 2 | ||
22 | 43-44 | Способы окончательной обработки декоративного изделия. Практическая работа № 24. Окончательная обработка изделия. | 2 |
| |
Проектирование и изготовление изделий | 8 | ||||
23 | 45-46 | Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Практическая работа №25. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Практическая работа № 26. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. | 2 | ||
24 | 47-48 | Требования к готовому изделию Практическая работа №27. Выполнение проекта. | 2 | ||
25 | 49-50 | Творческий проект Практическая работа № 28. Выполнение проекта. | 2 | ||
26 | 51-52 | Творческий проект Практическая работа №29. Защита творческого проекта. | 2 | ||
Технологии ведения дома | 4 | ||||
Уход за одеждой и обувью | 2 | ||||
27 | 53-54 | Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Значение символов на ярлыках одежды. Практическая работа № 30. Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды из химических волокон. | 2 | ||
Интерьер жилых помещений | 2 | ||||
28 | 55-56 | Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями. Понятие «ландшафтный дизайн». Практическая работа №31. Пересадка (перевалка) растений. Уход за растениями. | 2 | ||
Строительные ремонтно-отделочные работы | 14 | ||||
29 | 57-58 | Виды штукатурных работ Практическая работа №32 . Изготовление вяжущих растворов. | 2 | ||
30 | 59-60 | Основные приемы нанесение вяжущих растворов. Практическая работа № 33. Обработка поверхности для мазаики. | 2 | ||
31 | 61-62 | Выбор изделия для интерьера, его дизайн. Практическая работа № 34. Выполнение эскиза изделия. | 2 | ||
32 | 63-64 | Изготовление изделия Практическая работа №35. Обработка поверхности и крепление мозаичных материалов. | 2 | ||
33 | 65-66 | Изготовление изделия Практическая работа № 36. Обработка поверхности и крепление мозаичных материалов. | 2 | ||
34 | 67 | Оформление и отделка изделия. | 1 | ||
68 | Практическая работа №37. Оформление и отделка изделия. Контрольная работа № 6 по теме « Строительные ремонтно-отделочные работы» | 1 | |||
35 | 69-70 | Обобщение и систематизация знаний по технологии. Выставка творческих работ обучающихся. | 2 |
|
|
Содержание программы
Вводный урок (1ч)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 7 класса (вариант для девочек), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
Кулинария 13
Культура питания (1ч)
Теоретические сведения. Понятие «микроорганизмы». Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Варианты объектов труда. Кухонная посуда и инвентарь.
Технология приготовления блюд (8ч.)
Теоретические сведения. Значение мяса в питании человека. Домашние животные, мясо которых используется в питании человека. Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. Механическая (первичная) обработка мяса. Тепловая обработка мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу.
Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Сроки хранения кисломолочных продуктов. Приготовление творога в домашних условиях. Приготовление блюд из творога. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд к столу.
Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. Виды пресного теста. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного теста.
Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суфле.
Практические работы. Приготовление блюд из мяса, творога, теста; сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Блюда из мяса: борщ, жаркое. Блюда из творога: сырники, ленивые вареники. Блюда из теста: печенье, пирог. Сладкие блюда: желе, мусс
Домашние заготовки ( 2ч)
Теоретические сведения. Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервирование с сахаром.
Практические работы. Приготовление варенья, джема или цукатов.
Варианты объектов труда. Варенье, цукаты.
Творческое задание (2ч)
Приготовление сладкого стола
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление сладкого стола. Особенности сервировки сладкого стола. Набор столовых приборов и посуды. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.
Практические работы. Приготовление сладкого стола. Сервировка стола. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Меню сладкого стола. Блюда для сладкого стола.
Черчение и графика (2ч)
Теоретические сведения. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Практические работы. Выполнение чертежных и графических работ (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий) с использованием чертежных инструментов и приспособлений; простановка размеров деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта;
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий. Схемы. Технические рисунки деталей и изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (26 ч).
Швейные материалы (2ч)
Теоретические сведения. Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.
Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон, нетканых материалов. Прокладочные материалы.
Бытовая швейная машина (2ч)
Теоретические сведения. Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликации. Применение приспособлений к швейной машине: обметывание нетель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек.
Практические работы. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек.
Конструирование и моделирование (4ч)
Теоретические сведения. Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. Мерки для изготовления основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Способы моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с помощью мультимедийных программ.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Выкройки швейных изделий из пакетов готовых выкроек, журналов мод, мультимедийных программ.
Раскройные работы (2ч)
Теоретические сведения. Способы раскладки выкроек плечевого изделия на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Состав деятельности по раскрою швейного изделия.
Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.
Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки. Клеевой прокладочный материал.
Технология швейных работ (8ч)
Теоретические сведения. Технология выполнения ручных операций: выметывание деталей швейного изделия; высекание среза детали швейного изделия.
Технология выполнения машинных операций: расстрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание детали.
Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: дублирование деталей швейного изделия, оттягивание деталей. Технология обработки вытачек, плечевых и боковых швов, срезов подкройиой обтачкой, косой бейкой; соединение лифа с юбкой.
Типовая последовательность изготовления плечевого изделия (без рукавов и воротника) с проведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.
Практические работы. Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.
Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание .окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.
Декоративно-прикладное творчество (10ч)
Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Положение крючка в руке. Основные виды петель и приемы их выполнения: начальная и воздушная петли; цепочка из воздушных петель; соединительный столбик; столбик без пакида; столбик с одним, двумя, тремя накидами. Условные обозначения петель. Схемы для вязания. Применение ПЭВМ для получения схем.
Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель: под обе стенки петли; под переднюю стенку; иод заднюю стенку. Плотность вязания. Закрепление вязания. Плотное и ажурное вязание по кругу.
Искусство ручного ткачества. Материалы, применяемые для изготовления ковров и гобеленов. Правила безопасной работы. Оборудование для ручного ткачества. Основные приемы ручного ткачества, цвет, орнамент в ковровой композиции.
Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия. Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.
Практические работы. Освоение приемов вязания крючком. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком и ткачества вручную и/или с помощью ПЭВМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей. Изотовление декоративного изделия. Окончательная обработка изделия.
Варианты объектов труда. Образцы вязок. Образцы ткачества. Вязанные крючком изделия: подкладка под горячее, прихватка, салфетка, топик. Тканые панно, сумочка, очечник.
Проектирование и изготовление изделий (8 ч)
Теоретические сведения. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: плечевое изделие с цельнокроеным рукавом; плечевое изделие без рукава; изделие, вязанное крючком; гобелен; меню и блюда для сладкого стола и др.
Технология ведения дома(4ч)
Уход за одеждой и обувью (2ч)
Теоретические сведения. Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Значение символов на ярлыках одежды.
Практические работы. Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды из химических волокон.
Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из искусственных и синтетических тканей.
Интерьер жилых помещений (2 ч)
Теоретические сведения. Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями. Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры.
Понятие «ландшафтный дизайн». Разновидности растений для оформления приусадебного участка. Размещение растений. Уход за растениями, размножение растений.
Практические работы. Пересадка (перевалка) растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Варианты объектов труда. Комнатные растения в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Строительные ремонтно-отделочные работы (14ч)
Теоретические сведения. Изготовление мозаики, их свойства. Виды мозаики. Способы крепления мозаичных материалов. Применение изделий в интерьере. Профессия штукатур.
Обработка мозаичной структуры (камешки, ракушки, ягодные косточки).
Практические работы . Изготовление вяжущих растворов. Обработка поверхности для мазаики.
Варианты объектов труда . Изготовление изделий с использованием мозаики (вазы, рамки, цветочные горшки).
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- экспрес-опрос;
- практическая работа;
- контрольная работа;
- дегустация и др
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
- Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д., Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» - М.: Вентана-Граф, 2010;
- Примерная программа основного общего образования по направлению « Технология. Обслуживающий труд»;
- Симоненко Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под.ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2007;
- Н.В. Синица Технология: 7 класс.: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек - М.: Вентана-Граф, 2008.
Дополнительная литература
- Маркутская С.Э. . Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий труд -М.: Издательстьво «Экзамен», 2008;
- Маркутская С.Э. Технология . Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы.-М.: Издательстьво «Экзамен», 2009;
- Технология : 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.сост. Л.Н. Морозов, Н.Г.Кравченко, О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2008;
- Охрана труда в школе: система работы руководителя.- Волгоград: Учитель, 2011;
- Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1991;
- Арефьев И.Б. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс.: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2006;
- Технология. 7 класс.(вариант для девочек ): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт. сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009;
- Школа и производство. 2010 — 2011.
Оборудование
- Электроплита
- Набор кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов
- Нож для открывания консервов
- Миксер
- Набор инструментов и приспособлений для разделки теста
- Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой
- Образцы тканей различных по составу
- Ярлыки от одежды
- Швейная машина бытовая универсальная
- Пуговицы
- Нитки
- Приспособления к швейной машине
- Манекен (учебный)
- Карандаш
- Сантиметровая лента
- Миллиметровая бумага
- Линейка
- Журналы мод
- Комплект оборудования и приспособлений для влажно -тепловой обработки
- Набор игл ручных
- Булавки
- Ножницы
- Комплект для вязания крючком
- Комплект для вязания на спицах
- Горшок для цветов
- Савок
- Черепок
- Мелкие камешки
- Почвенная смесь для растений
- Сухие смеси
- Гипс
- Цементный раствор
- Синтетические клеи
- Природные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...