Чрезвычайные ситуации геологического характера
методическая разработка по технологии по теме

Хабаров Михаил Леонидович

ОТКРОткрытый урок по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_obzh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ   УРОК   ПО     ОБЖ

        Чрезвычайные  ситуации геологического характера

Подготовил: М.Л. Хабаров,

преподаватель-организатор ОБЖ

Декабрь  2011 года.

   Цель урока.  Познакомить с явлениями природы: обвалами, оползнями, селями.

    Ключевые понятия и термины: обвалы, оползни, сели, процесс выветривания, подмыв или растворение породы ,разломы горных пород, вывал, песчаные пещеры

Водоупорные и водоносные породы, крутизна склона.

     Оборудование: таблицы: «Формы нарушения устойчивости склонов и скосов»

«Скорость деформации склонов и откосов». «Продольный разрез оползня».

     Методы и приёмы.

Организационный момент.

Фронтальный опрос:

- виды землетрясений;

- влияние землетрясений на изменение ландшафта;

- последствия землетрясений.

3. Изучение нового материала

1. Рассказ о происхождении и опасности обвалов и оползней.

2. Сообщения обучающихся:

а) обвалы;

б) оползни;

в) причины возникновения обвалов и оползней;

г) подразделение оползней по масштабам, скорости движения и видам.

 3. Разновидности обвалов, лавины, наледи.

    2.Основные понятия.

  1. Обвал – быстрое отделение и падение массы горных пород - следствие потери устойчивости поверхности склона.

   2. Вывал – обрушение отдельных глыб и камней из грунтов на отвесных склонах.

   3. Оползень – скользящее смещение масс породы вниз по склону под влиянием силы тяжести.

   4. Лавина – нарастающий по объему обвал.

   5. Разновидности лавин …

      3.Природные причины возникновения оползней обвалов селей.

   1. Переувлажнение склонов.

   2. Чередование водоупорных и водоносных пород

   3. Расположение слоев грунта с уклоном в сторону склона.

   4. Крутизна склона, превышающая порог удержания грунтовых масс.

   5. Землетрясения.

   6. Выветривание или вымывание твердых  пород.

   7. Наличие в толще грунта размягченных глин, ископаемого льда.

      4.Антропогенные причины возникновения оползней селей обвалов.

    1. Оголение склонов (вырубка лесов и кустарников)

    2. Разрушение склонов котлованами, траншеями, дорожными выемками.

    3. Производство взрывных работ.

    4. Закупоривание, заваливание мест выхода грунтовых вод.

    5. Распахивание склонов, чрезмерный полив растительности на склонах.

      5. Объективные характеристики оползней и обвалов.

    1. Обвалы характеризуются по мощности: (Очень  малые, Малые, Средние, Крупные, Гигантские.). По масштабу: ( Мелкие , Малые. Средние,  Огромные.)

    2. Оползни имеют следующие характеристики:

         - Скорость движения ( Обвал, Катастрофическая, Быстрая, Медленная.)

         - Мощность ( Малые, Средние, Крупные,  Очень крупные )

         -Масштаб  ( Мелкие, Средние, Крупные, Очень крупные, Грандиозные. )

        6. Сели, виды селей, причины возникновения селей.

     1. Сель – временный горный поток воды с большим содержанием смытых им пород.

     2. Водокаменный сель – формируется в зоне плотных пород.

     3. Грязевой сель – формируется в районах наносных и осадочных пород.

     4. Грязекаменный сель – отличается преимущественным содержанием крупнообломочного материала по сравнению с грязевой составляющей.

     5. Сели формируются в пределах «селевого бассейна»

     6. Для формирования селя необходимо одновременное совпадение следующих условий:  - Наличие на склонах селевого бассейна достаточного количества легко перемещаемых пород.

                   - Наличие большого  объема  воды.

                   - Достаточная крутизна склона.

      7. Непосредственным толчком для возникновения селя являются:

                   - Интенсивные осадки

                   - Резкое изменение температуры.

                   -Прорыв озер и искусственных водоемов.

                   - Обвалы и оползни, перегораживающие русла рек.

                   - Причины техногенного характера.

           4. Закрепление изученного:

        1. Обмен мнениями.

        2. Работа с таблицами и иллюстрациями.

        3. Составление графических изображений.

            5. Домашнее задание:

        1. По учебнику  стр, 77 - 86.

        2. По тетради изучить механизм возникновения обвалов, оползней ,селей и выявить существующие закономерности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Геологическая история и геологическое строение территории России

Презентация к урок географии в 8 классе по теме "Геоглогическое строение, рельеф и полезные ископаемые"....

Видеоролик к уроку "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Видеоролик наглядно показывает как происходит формирование складчатых областей Земли....

7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 10 «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие».

Данная презентация иллюстрирует десятый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД ШАХТЫ).

В данной работе дан обзор геологической экскурсии в город Шахты для изучения древней флоры карбона...

Конспект урока по географии в 8 классе по теме:Геологическая история и геологическое строение территории России.

Разработка урока географии  для 8 класса,  по учебнику:«География  России. Природа.  Население. Хозяйство»   8 класс, под редакцией В.П. Дронова....

Разработка урока"Геологическая история и геологическое строение территории России"

Данный материал будет полезен начинающим педагогам. В работе четко представлена деятельность участников образовательного процесса. На мой взгляд удобная конструкция поурочного плана(табличная форма, ш...

Урок географии в 8 классе по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Урок географии для обучающихся 8 класса по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России" (по учебнику В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром)...