Разработка урока"Геологическая история и геологическое строение территории России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Данный материал будет полезен начинающим педагогам. В работе четко представлена деятельность участников образовательного процесса. На мой взгляд удобная конструкция поурочного плана(табличная форма, шаблон). Благодаря данной конструкции, возможна вариативность заданий, на каждом из этапов занятия, в зависимости от особенностей класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geologiya_8_klasssrazrabotka_uroka.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: | Геологическая история и геологическое строение территории России. |
Цель: | сформировать представления об особенностях геологического строения территории России. |
Задачи: | Через практическую деятельность с картами продолжить формировать умения делать выводы, выявлять закономерности; определять особенность строения земной коры. Через взаимодействие в группах продолжить отработку взаимооценивания, развивать познавательный интерес к своей стране . формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе. |
Оборудование: | физическая, тектоническая, геологическая карты, геохронологическая таблица, атласы |
Разработка урока по теме «Геологическая история и геологическое строение территории России.»
Учитель географии Кривоносикова Татьяна Викторовна
Этапы | Ход урока | Деятельность |
Актуализация | Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов. Поэтому ее части различаются: а) по строению, составу и залеганию горных пород, б) по возрасту и истории развития Вспомните на какие крупные участки разделяют земную кору? | Учитель- S -1: Ученики - S -2:отвечают и учитель систематизирует: (а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры. Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы и подвижные –сейсмические пояса |
Целеполагание, мотивация | Тема урока(слайд №1) Предлагаю сформулировать, что мы будем изучать и для чего. | S -2: |
Изучение нового материала | Тема урока(слайд №1) Используя карту (слайд№5)определим устойчивые участки земной коры в пределах России. Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. ( Слайд № 3)Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.(слайд№4) | S -2:Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская S -1: рассказывает S -2 (Запись в тетрадь) Платформа– это устойчивый участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами. Щиты– выход фундамента платформы на поверхность |
Промежуточное закрепление | Работа с картой и формулировка закономерностей(слайд № 5) - Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская) - Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах - Какой из этого следует вывод? Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах. В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита) - Плита – это молодая платформа. - Найдите на тектонической карте щиты. - Какие формы рельефа соответствуют щитам? | S -2: отвечают, формулируют закономерности. |
Изучение нового материала | В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько: (слайд № 6) Байкальская складчатость Каледонская складчатость Герцинская складчатость Мезозойская складчатость Кайнозойская складчатость По картам атласа вы теперь можете узнать время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России. | б) по возрасту и истории развития S -2 : Сообщение учащихся: Геология, геохронология. Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (учебник стр. 258-259). Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей). Таблица читается снизу вверх. В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет. |
Промежуточное закрепление | Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании? | S -2 : работа в парах.Каледонская складчатость (Саяны). Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга). Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири). Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область). В конце протерозоя — начале палеозоя (1000—550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две — каледонская (550—400 млн лет назад) и герцинская (400—210 млн лет назад). В мезозое — мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса. |
Изучение нового материала | Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру. (Запись в тетрадь определения) Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах. Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы. Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых — Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями. | S -1: объяснение |
Рефлексия | По выбору: Предлагаю составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились Ответить на вопросы: Подпишите понятия Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность - Учение о строении земной коры - Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур - Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру - Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение- Работа с контурными картами: Отметить основные тектонические структуры, подписать. Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур: Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет. Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет | S -2: Взаимооценка |
Домашнее задание | п.12. Ответить на вопросы в конце параграфа. Номенклатура(плиты, платформы), знать геохронологическую таблицу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Геологическая история и геологическое строение территории России
Презентация к урок географии в 8 классе по теме "Геоглогическое строение, рельеф и полезные ископаемые"....
Видеоролик к уроку "Геологическая история и геологическое строение территории России"
Видеоролик наглядно показывает как происходит формирование складчатых областей Земли....
Конспект урока по географии в 8 классе по теме:Геологическая история и геологическое строение территории России.
Разработка урока географии для 8 класса, по учебнику:«География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс, под редакцией В.П. Дронова....
Урок географии в 8 классе по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России"
Урок географии для обучающихся 8 класса по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России" (по учебнику В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром)...
Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"
Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...
Презентация и разработка урока по истории отмена крепостного права в россии
Презентация предназначена для урока истории . Презентация помогает учащимся самим обозначить тему урока. Определить цели. А также с помощью документов определить основные положения Манифеста об отмене...
Урок "Геологическая история и геологическое строение территории России"
План урока географии в 8 классе "Геологическая история и геологическое строение территории России"....