Урок географии в 8 классе по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок географии для обучающихся 8 класса по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России" (по учебнику В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_golog.stroenie.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии по теме «Геологическая история и геологическое строение территории России».
Цели и задачи урока:
Сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России. Формировать умения работать с картами (тектонической, геологичецкой), таблицами.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
Помнить базовые правила и определения. Усвоить методы решения задач. Помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний. | Формирование успешности самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности. Отбор информации, необходимой для выполнения заданий. | Опираясь на личный опыт ученика, включить его в процесс решения задач. Способствовать привитию культуры умственного труда. |
Оборудование:
Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания Краткий географический диктант
- Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется ... {геология).
2. Учение о строении земной коры и движениях ее называется - ...
((геотектоника).
3. Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород ... (геохронология).
4. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли - это ... (эры).
5. Самая древняя эра - ... (архейская).
6. Мы живем в эру новой жизни ... (кайнозойскую).
7. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется ... (геохронологическая).
8. По таблице найдите период, в который произошло древнее оледенение (четвертичный или антропогеновый).
9. Самое древнее горообразование называется (байкальская складчатость).
10. Самые молодые горы образовались в ... (альпийскую) складчатость.
III. Изучение нового материала
Беседа «Строение земной коры»
Рельеф России разнообразен и зависит от геологического строения и тектонических структур.
Россия расположена на нескольких литосферных плитах, которые сталкивались с образованием гор. Россия расположена на евроазиатской плите (большая западная и северная часть страны), северо-восточная часть расположена на Северо-Американской плите. Юг Сибири - на Амурской плите, а побережье Охотского моря и само море - на Охотоморской плите.
Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амурская плиты, разлом озера Байкал - результат расхождения плит. —
На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской.
А Евроазиатская и Охотоморская плита, Охотоморская и Тихоокеанская сближаются со значительной скоростью (около 8 см в год).
На границах плит происходят землетрясения и развит вулканизм (вулканы Камчатки и Курил). Формы рельефа соответствуют движениям плит -впадины, горы.
Строение самих литосферных плит не одинаково: есть спокойные, жесткие, устойчивые участки - платформы.
- Найдите на тектонической карте платформы. (Восточно-Европейская или Русская и Сибирская.)
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах. (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе.)
- - Какой из этого следует вывод? (Крупные равнины расположены на древних платформах.)
- - Но в России есть еще одна крупная равнина - Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита).
- - Плита - это молодая платформа. Что общего имеют платформы? (Общее строение.)
- Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород - гранитов, гнейсов и др. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников.
- Чехол не везде закрывает фундамент. Участки, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.
- - Найдите на тектонической карте щиты. (На Восточно-Европейской платформе - два щита - Анабарский и Алданский.)
- - Какие формы рельефа соответствуют щитам? (На Балтийском щите есть и равнины и горы низкие - Хибины, на Анабарском щите - Ана-барское плато, на Алданском - Алданское нагорье.)
- - Ребята, а что бы изменилось в нашей местности, если бы мы жили на щите? (Берега рек были бы гранитные, а не глинистые и песчаные, в руслах рек были бы пороги, и даже водопады. На поверхности, под почвой - твердые породы.)
- С Балтийского щита доставляли в Петербург граниты и кварциты для облицовки дворцов и сооружения монументов. Ежегодно с полей весной люди убирают камни, прежде чем пахать землю. Эти камни - осколки щита. Породы щита являются водоупорным слоем, поэтому на Балтийском щите много озер и рек, т. е. поверхностных вод.
- На тектонической карте кроме платформ показаны складчатые области разного возраста: байкальской складчатости, каледонской, герцинской, мезозойской и новой кайнозойской (или альпийской).
- Соответствуют этим участкам земной коры горы разной высоты.
- Когда-то в разные эпохи возникали горы на границах литосферных плит при столкновении их друг с другом.
- Участки, соединившись, оказывались внутри литосферных плит. (Например, Уральские горы). Столкновение плит сопровождается вулканизмом, поднятием территории, внедрением магмы в слои осадочных пород (интрузиями).
- - Найдите интрузии на геологической карте. Где их больше? (В Забайкалье.)
- В результате столкновения плит и горообразования образуются молодые горы. Они отличаются тем, что хребты в горах соответствуют выпуклым складкам, а долины в горах - вогнутым складкам.
- - Какие горы России можно отнести к молодым (см. рис. 18 по Р.)? (Это горы альпийской складчатости - Кавказ, горы Камчатки. В областях древней складчатости горы разрушены.)
- Вспомните, что происходит с высотой гор со временем, как изменяются их вершины? (Горные хребты разрушаются под влиянием внешних сил: эрозии, действием силы тяжести, выветривание. Высота гор снижается, вершины становятся округлыми или плоскими, превращаясь в сопки и холмы, а затем становятся равнинами^)
- Но некоторые горы, образовавшиеся в эпохи древней складчатости, остались до настоящего времени высокие. Как вы думаете, почему? Почему Алтай, образованный в палеозойскую эру, имеет высоты более 4000 м? (В позднее время, например, в альпийскую складчатость, разрушенные горы испытали вторичные поднятия и разломы в результате вертикальных движений земной коры. Возникли возрожденные горы, которые являются глыбовыми и складчато-глыбовыми. Как правило, такие горы имеют плоские вершины и межгорные котловины.)
Ученые считают, что все горные хребты России имеют один возраст -кайнозойский (неоген - четвертичный).
На тектонической карте показано время формирования фундамента (основания) гор, образованного в разные эпохи складчатости.
Физминутка.
Закрепление.
1) Пронумеруйте эпохи горообразования с учётом их геологического возраста (начиная с более древних):
Байкальская –
Герцинская –
Кайнозойская –
Каледонская –
Мезозойская –
2) Укажите геологическую эру, в которой выделяют наибольшее количество периодов:
а) Кайнозойская в) Палеозойская
б) Мезозойская г) Архейская
3) Установите соответствие между геологическими эрами и эпохами складчатостей:
Эра Складчатость
- Кайнозойская А. Каледонская
- Палеозойская Б. Альпийская
- Протерозойская В. Байкальская
4) Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа (с помощью тектонической и физической карт атласа):
Тектоническая структура Форма рельефа
1.Платформа А. Среднесибирское плоскогорье
2.Молодые горы Б. Кавказские горы
3. Возрождённые горы В. Алтайские горы
Домашнее задание
Параграф 9. Записи в тетрадях. Индивидуальные задания: подготовить к следующему уроку сообщения.
а) О добыче алмазов в Якутии. О трубках взрыва.
б) О поиске месторождений геологами.
в) О месторождениях нефти, газа в Западной Сибири.
г) О А. Е. Ферсмане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Геологическая история и геологическое строение территории России
Презентация к урок географии в 8 классе по теме "Геоглогическое строение, рельеф и полезные ископаемые"....
Видеоролик к уроку "Геологическая история и геологическое строение территории России"
Видеоролик наглядно показывает как происходит формирование складчатых областей Земли....
Дидактические карточки-задания по теме:" Рельеф и геологическое строение территории России".
Разноуровневые карточки для закрепления материал по теме: "Рельеф и геологическое строение территории России", география 8 класс....
Конспект урока по географии в 8 классе по теме:Геологическая история и геологическое строение территории России.
Разработка урока географии для 8 класса, по учебнику:«География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс, под редакцией В.П. Дронова....
технологическая карта 8 класс:"Геологическое строение территории России".
Карта составлена по новым ФГОС, для работы на уроке....
Разработка урока"Геологическая история и геологическое строение территории России"
Данный материал будет полезен начинающим педагогам. В работе четко представлена деятельность участников образовательного процесса. На мой взгляд удобная конструкция поурочного плана(табличная форма, ш...
Урок "Геологическая история и геологическое строение территории России"
План урока географии в 8 классе "Геологическая история и геологическое строение территории России"....