элективные курсы для 9-11 классов "Секреты домашнего мастера"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Программа элективных курсов «Секреты домашнего мастера» направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для выполнения необходимых работ по дому. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.
Программа предназначена для предпрофильного и профильного обучения учащихся соответственно 9 и 10-11-х классов средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ
Кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования
Образовательная область «Технология»
Программы предпрофильной и профильной подготовки
Секреты домашнего мастера.
Для учащихся 9, 10, 11 классов.
Срок реализации – 3 года.
Разработал: учитель технологии
высшей квалификационной категории
МОУ Среднецарицынская СОШ
Серафимовичского района
Рогожин Михаил Викторович
Научный руководитель:
Профессор, д.т.н.,
Каунов Александр Михайлович
Волгоград, 2011
Актуальность.
Главная задача на сегодняшний день для каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:
1 – учиться;
2 - знать;
3 - познавать;
4 - делать;
5 - жить;
6 - быть Человеком.
Но, в связи с быстрым ростом объема знаний, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно-практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ направленных на формирование ключевых компетенций учащихся.
Направленность программы.
Программа элективных курсов «Секреты домашнего мастера» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной; носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для выполнения необходимых работ по дому. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.
Программа предназначена для предпрофильного и профильного обучения учащихся соответственно 9 и 10-11-х классов средней общеобразовательной школы.
Цель данной программы:
- Углубление знаний учащихся, полученных при изучении соответствующих разделов образовательной области «Технология».
- Изучение дополнительных областей знаний, позволяющих уже в 9-10-11 классах сделать вывод о направленности дальнейшего образования или самостоятельной деятельности.
- Овладение общетрудовыми и специальными компетенциями, необходимыми для поиска и применения информации, создания и сохранения продукта труда, обеспечения безопасности деятельности.
- Развитие познавательных интересов, технического мышления.
- Воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, ответственности за свою деятельность
- Получение опыта применения компетенций (навыков) в практической деятельности.
Задачи:
- Ознакомить с видами технологий, применяемых в домашнем хозяйстве;
- Ознакомить с необходимыми видами работ в домашнем хозяйстве;
- Обучить практическим навыкам ухода, обслуживания и ремонта, необходимого в процессе жизнедеятельности человека в семье;
- Обучить безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
- Формировать способность самостоятельно выполнять необходимые технологические операции;
- Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, творческих способностей;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструменту, оборудованию;
- Способствовать воспитанию творческой активности, трудолюбию, аккуратности, взаимопомощи, взаимовыручки.
Предлагаемая программа построена так, чтобы ученики 9 класса имели представление о видах и об особенностях необходимых работ по дому, а ребята 10-11 класса смогли отработать, развить необходимые навыки, а в дальнейшем и сознательно продолжить образование по данному профилю.
Любая работа по дому требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным и электроинструментом, а также другим оборудованием, которое в настоящее время имеется в каждой семье. Одновременно с этим она предоставляет возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого нельзя добиться высокой культуры труда. Необходимый уход (ремонт) за мебелью, сантехникой, обслуживание бытового оборудования, а часто и изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе и дает удовлетворительные результаты, возбуждает желание к последующей деятельности.
Курс предпрофильной подготовки.
9 класс.
Данный курс необходим для профильной ориентации учащихся 9 класса; в нем представлены основные вопросы, которые будут изучаться в профиле в дальнейшем более подробно. В содержательном плане курс построен по принципу «от общего – к частному», «от теории – к практике» и раскрывает соотношении реальных и потенциальных возможностей с требованиями профиля, возможностью выбора способов дальнейшего образования и будущей сферы трудовой деятельности.
Предлагаемый курс представляет собой сочетание теоретических и практических занятий (примерно 1:3), направленных на сопоставление собственного «хочу» и «могу» с ситуацией выбора будущего профиля обучения, а возможно и будущей профессией.
Оканчивается курс проектной работой по одной из тем по выбору учащегося. Проектная работа может быть как теоретической, так и практической направленности. Итоговое занятие проводится в форме защиты проектов.
Количество часов по данному курсу – 35, из них 23 отводится на практические работы.
Требования к результатам освоения программы.
Процесс подготовки по данному курсу направлен на формирование у учащихся следующих компетенций:
общекультурные:
- Будет способен анализировать социально и личностно значимые проблемы;
учебно-познавательные:
- осознает социальную (личную) значимость и необходимость выполнения программного курса;
- обладает мотивацией к самостоятельной деятельности; овладевает креативными навыками продуктивной деятельности - добыванием знаний непосредственно из реальной жизненной практики
информационные:
- При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
коммуникативные:
- Познает способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе;
социально-трудовые:
- Формирует знания в сфере семейных отношений и обязанностей;
специальные:
- Готов применять полученные теоретические знания для анализа ситуации и принятия необходимого решения;
- Формирует необходимые навыки работы с основным технологическим оборудованием для выполнения работ по дому.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Каждый обучающийся
Будет знать:
- Виды технологий и необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве;
- Правила и приемы обслуживания, ремонта и ухода за инструментом, бытовой техникой и мебелью
- Приемы тепло и энергосбережения;
- Правила безопасного использования и применения инструментов и бытового оборудования;
- Правила пожарной, электро- и электромагнитной безопасности;
- Способы ремонта мебели;
- Способы восстановления и отделки изделий.
Будет уметь:
- Правильно и с соблюдением техники безопасности работать с инструментами и бытовым оборудованием;
- Выполнять обслуживание, и уход за инструментом, бытовой техникой и мебелью;
- Выполнять ремонт мебели;
- Рационально организовывать свою работу.
Будет владеть:
- Навыками безопасной работы с электроинструментом;
- Приемами поиска неисправностей;
Сможет решать задачи:
- Применять на практике полученные знания и умения;
- Самостоятельно решать возникающие проблемы.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Виды и периодичность работ по дому | 1 | 1 | - |
2. | Инструмент, оборудование, приспособления | 3 | 1 | 2 |
3. | Правила безопасного производства работ | 2 | 1 | 1 |
4. | Обслуживание и ремонт бытовой техники | 3 | 1 | 2 |
5. | Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования | 3 | 1 | 2 |
6. | Инженерные коммуникации | 2 | 1 | 1 |
7. | Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели | 3 | 1 | 2 |
8. | Обслуживание и ремонт оконных блоков | 3 | 1 | 2 |
9. | Обслуживание и ремонт дверных блоков | 3 | 1 | 2 |
10. | Приемы тепло- и энергосбережения | 3 | 1 | 2 |
11. | Декорирование жилых помещений | 3 | 1 | 2 |
12. | Проект. Защита проекта | 4 | 1 | 3 |
Резервное время | 2 | |||
Итого: | 35 | 12 | 21 |
Содержание программы.
1. Виды и периодичность работ по дому:
- Условная классификация и структурирование видов работ;
- Периодичность работ;
- Особенности весенне-летнего и осенне-зимнего периода.
2. Инструмент, оборудование, приспособления:
- Ручной инструмент и приспособления – виды и назначение, наладка, работа;
- Электроинструмент – виды, назначение, наладка, работа;
- Электробытовая техника – виды, правила использования;
- Практические работы – подготовка и наладка ручного инструмента, электроинструмента, техническое обслуживание инструмента (эл.дрель, эл.лобзик), работа с электробытовыми приборами (утюг, блендер)
3. Правила безопасного производства работ:
- Правила безопасной работы с ручным и электроинструментом;
- Правила электробезопасности и электромагнитной безопасности;
- Правила пожарной безопасности;
- Практические работы – проверка и оценка состояния инструмента, подготовка инструмента к работе.
4. Обслуживание и ремонт бытовой техники:
- Периодичность обслуживания в соответствии с требованиями техпаспорта;
- Ремонт в домашних условиях – необходимость и целесообразность;
- Практические работы – обслуживание и ремонт утюга, блендера, электродрели, электролобзика.
5. Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования:
- Периодичность, виды и приемы обслуживания и ремонта
- Практические работы – замена картриджа в фильтре очистки воды. Замена (ремонт) крана - смесителя, замена (ремонт) водоотводных патрубков.
6. Инженерные коммуникации:
- Водоснабжение и канализация в доме индивидуальной застройки согласно требованиям СанПиН;
- Практическая работа – расчет материально - технических затрат на водоснабжение и канализацию
7. Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели:
- Способы, методы и приемы работы по уходу, восстановлению и ремонту;
- Практические работы – материалы и принадлежности для ухода – правила выбора, ремонт деревянной мебели.
8. Обслуживание и ремонт оконных блоков:
- Виды и способы обслуживания и ремонта;
- Практические работы – теплоизоляция оконного блока, замена (демонтаж и установка) стекла.
9. Обслуживание и ремонт дверных блоков:
- Виды, способы и приемы обслуживания и ремонта;
- Практические работы – теплоизоляция дверного блока, установка (замена) врезного замка.
10. Приемы тепло и энергосбережения:
- Необходимость и целесообразность тепло и энергосбережения, методы и приемы;
- Практические работы – расчет месячного потребления электроэнергии при использовании различных видов энергосберегающего бытового оборудования; утепление стеновых панелей дома.
11. Декорирование жилых помещений:
- Виды, способы, приемы и направления декора. Условия целесообразности, необходимости и достаточности
- Практические работы – способы закрепления и установки настенных и напольных предметов, декорирование с помощью поделок из природного материала.
12. Проект:
- Темы для проектирования, стили проектирования, образцы проектов;
- Практические работы – разработка, выполнение и защита проекта по выбранной тематике.
Профильное обучение.
10-11классы.
Программа является продолжением курса предпрофильной подготовки и сохраняет преемственность по всем разделам программы. Принцип построения тот же - «от общего – к частному», «от теории – к практике»; способствует формированию ключевых компетенций через призму семейных отношений и обязанностей, посредством включения каждого учащегося в реальную практическую деятельность. В программе заложено свойство концентрирования, уточнения и усложнения практических работ. Идет нарастание по сложности, предусматривающее увеличение доли самостоятельной работы, начиная от изучения теоретического материала до практического выполнения задания. Если предпрофильный курс предполагал получение теоретических знаний и ознакомление с некоторыми видами работ, то профильное обучение предполагает самостоятельное изучение теории (по этим же разделам) и выполнение практических работ на уровне мастера 4-5 разрядов.
Данный курс рассчитан на осознанный выбор и предполагает самостоятельное (на 75%) теоретическое изучение материала и практику по каждой теме, позволяющую отработать, закрепить определенные способы действий в каждой конкретной ситуации.
Оканчивается курс также проектной работой по одной из тем по выбору учащегося. Проектная работа может быть как теоретической, так и практической направленности. Итоговое занятие проводится в форме защиты проектов.
Количество часов по данному курсу в каждом классе – 68, из них 42 отводится на практические работы. Предусмотрено 6 часов резервного времени. (Если в ОУ нет возможности выделить два часа в неделю, а только 1 час, то соответственно каждый раздел программы уменьшается вдвое).
Требования к результатам освоения программы.
Процесс подготовки по данному курсу направлен на формирование у учащихся следующих компетенций:
ценностно-смысловые:
- способность видеть, понимать и ориентироваться в окружающем мире, уметь принимать решения.
- Способность к самоопределению ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
общекультурные:
- способен анализировать социально и личностно значимые проблемы;
- обладает познаниями и опытом в сфере данной деятельности;
учебно-познавательные:
- осознает социальную (личную) значимость и необходимость выполнения программного курса;
- обладает мотивацией к самостоятельной деятельности; овладевает креативными навыками продуктивной деятельности - добыванием знаний непосредственно из реальной жизненной практики,
- овладевает приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем
информационные:
- При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
коммуникативные:
- Познает способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
социально-трудовые:
- Владение знаниями и опытом в сфере семейных отношений и обязанностей;
специальные:
- Готов применять полученные теоретические знания для анализа ситуации и принятия необходимого решения;
- Владеет необходимыми навыками работы с основным технологическим оборудованием для выполнения работ по дому.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Каждый обучающийся
Будет знать:
- Виды технологий и необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве;
- Правила и приемы обслуживания, ремонта и ухода за инструментом, бытовой техникой и мебелью
- Приемы тепло и энергосбережения;
- Правила безопасного использования и применения инструментов и бытового оборудования;
- Правила пожарной, эектро- и электромагнитной безопасности;
- Способы ремонта мебели;
- Способы восстановления и отделки изделий.
Будет уметь:
- Правильно и с соблюдением техники безопасности работать с инструментами и бытовым оборудованием;
- Выполнять обслуживание, и уход за инструментом, бытовой техникой и мебелью;
- Выполнять ремонт мебели;
- Использовать различные приемы сборки и способы отделки изделий;
- Рационально организовывать свою работу.
Будет владеть:
- Навыками безопасной работы с электроинструментом;
- Приемами поиска неисправностей;
- Способами устранения неполадок.
Сможет решать задачи:
- Применять на практике полученные знания и умения;
- Адаптироваться в условиях современной жизни;
- Самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | |||||
всего | теория | практика | |||||
10 | 11 | 10 | 11 | 10 | 11 | ||
1. | Виды и периодичность работ по дому | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 |
2. | Инструмент, оборудование, приспособления | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
3. | Правила безопасного производства работ | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4. | Обслуживание и ремонт бытовой техники | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
5. | Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
6. | Инженерные коммуникации | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7. | Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
8. | Обслуживание и ремонт оконных блоков | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
9. | Обслуживание и ремонт дверных блоков | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
10. | Приемы тепло- и энергосбережения | 4 | 4 | 1 | 1 | 3 | 3 |
11. | Декорирование жилых помещений | 5 | 5 | 1 | 1 | 4 | 4 |
12. | Проект. Защита проекта | 6 | 6 | 1 | 1 | 5 | 5 |
Резервный фонд | 6 | 6 | |||||
Итого: | 68 | 68 | 20 | 20 | 42 | 42 |
Содержание программы.
№ | 10 класс | 11 класс |
1 | Виды и периодичность работ по дому: | |
|
| |
2 | Инструменты, приспособления, оборудование | |
|
| |
3 | Правила безопасного производства работ | |
|
| |
4 | Обслуживание и ремонт бытовой техники | |
|
| |
5 | Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования | |
|
| |
6 | Инженерные коммуникации | |
|
| |
7 | Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели | |
|
| |
8 | Обслуживание и ремонт оконных блоков | |
|
| |
9 | Обслуживание и ремонт дверных блоков | |
|
| |
10 | Приемы тепло- и энергосбережения | |
|
| |
11 | Декорирование жилых помещений | |
|
| |
12 | Проект. Защита проекта | |
Темы проектов:
И другие по выбору учащихся. | Темы проектов:
|
Информационное обеспечение программы.
Литература.
- Основная литература:
- И.А. Сасова программа «Технология».
- А.М. Каунов «Современные технологии и методы обучения при переходе на компетентностную модель в образовании».
- Рекомендуемая литература:
- Ю.А. Боровков «Технический справочник учителя труда».
- А.М. Шепелев «Как построить сельский дом».
- О. Рябинина «Практические советы хозяину и хозяйке».
- Рогов О. П. «Энциклопедия народного умельц».
- Материалы журналов: « Школа и производство».
« Сделай сам».
« Советы домашнему мастеру».
3. Ресурсы интернет – пространства:
- www.drevoportal.ru
- ru.wikipedia.org>wiki/Дом_Мельникова
- www.crver7.ru/content_php?article153
- http://oooservis-komplekt.narod.ru/
- http://www.stroyportal.ru/interior/820.html
- http://list.mail.ru/29980/1/0_1_0_1.html
Методическое обеспечение программы.
- Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:
- учебного кабинета,
- необходимого ручного инструмента и приспособлений,
- необходимого станочного оборудования,
- переносного электроинструмента,
- оборудования и принадлежностей для обработки и отделки
- необходимого дидактического, раздаточного материала.
2. для наиболее полной реализации программы необходимо: обновить некоторые
инструменты и приспособления для столярной и слесарной обработки; расходные
материалы и рабочий инструмент для электродрели, -лобзика, -фрезера,
-шлифмашины. Слесарные и монтажные инструменты и некоторую оснастку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Домашняя медицина"
Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-170990-1356697193.png)
Программа элективного курса "Домашняя экономика"
Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-209370-1362029968.jpg)
Элективный курс "Домашний компьютер"
Материал содержит программу элективного курса "Домашний компьютер" и тематическре планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/02/picture-153946-1559445059.jpg)
тематическое планирование элективного курса для специальных коррекционных классов 9Б "Уход за домашними животными"
Тематическое планирование элективного курса "Уход за домашними животными" для специальных коррекционных классов. Пояснительная записка, планирование разработано на 2 часа в неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-177279-1360722612.jpg)
программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"
Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-172050-1358502311.jpg)
Проект практического занятия элективного курса по химии по теме: «Домашняя химчистка»
Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на основе личностно-ориентированной тех...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/07/picture-150982-1591547319.jpg)
Программа элективных курсов для учащихся 9 классов "Физика в экспериментальных задачах и домашних опытах"
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировозз...