элективные курсы для 9-11 классов "Секреты домашнего мастера"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Программа элективных курсов «Секреты домашнего мастера» направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для выполнения необходимых работ по дому. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.
Программа предназначена для предпрофильного и профильного обучения учащихся соответственно 9 и 10-11-х классов средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnye_kursy_2011-12.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ
Кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования
Образовательная область «Технология»
Программы предпрофильной и профильной подготовки
Секреты домашнего мастера.
Для учащихся 9, 10, 11 классов.
Срок реализации – 3 года.
Разработал: учитель технологии
высшей квалификационной категории
МОУ Среднецарицынская СОШ
Серафимовичского района
Рогожин Михаил Викторович
Научный руководитель:
Профессор, д.т.н.,
Каунов Александр Михайлович
Волгоград, 2011
Актуальность.
Главная задача на сегодняшний день для каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:
1 – учиться;
2 - знать;
3 - познавать;
4 - делать;
5 - жить;
6 - быть Человеком.
Но, в связи с быстрым ростом объема знаний, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно-практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ направленных на формирование ключевых компетенций учащихся.
Направленность программы.
Программа элективных курсов «Секреты домашнего мастера» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной; носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для выполнения необходимых работ по дому. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.
Программа предназначена для предпрофильного и профильного обучения учащихся соответственно 9 и 10-11-х классов средней общеобразовательной школы.
Цель данной программы:
- Углубление знаний учащихся, полученных при изучении соответствующих разделов образовательной области «Технология».
- Изучение дополнительных областей знаний, позволяющих уже в 9-10-11 классах сделать вывод о направленности дальнейшего образования или самостоятельной деятельности.
- Овладение общетрудовыми и специальными компетенциями, необходимыми для поиска и применения информации, создания и сохранения продукта труда, обеспечения безопасности деятельности.
- Развитие познавательных интересов, технического мышления.
- Воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, ответственности за свою деятельность
- Получение опыта применения компетенций (навыков) в практической деятельности.
Задачи:
- Ознакомить с видами технологий, применяемых в домашнем хозяйстве;
- Ознакомить с необходимыми видами работ в домашнем хозяйстве;
- Обучить практическим навыкам ухода, обслуживания и ремонта, необходимого в процессе жизнедеятельности человека в семье;
- Обучить безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
- Формировать способность самостоятельно выполнять необходимые технологические операции;
- Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, творческих способностей;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструменту, оборудованию;
- Способствовать воспитанию творческой активности, трудолюбию, аккуратности, взаимопомощи, взаимовыручки.
Предлагаемая программа построена так, чтобы ученики 9 класса имели представление о видах и об особенностях необходимых работ по дому, а ребята 10-11 класса смогли отработать, развить необходимые навыки, а в дальнейшем и сознательно продолжить образование по данному профилю.
Любая работа по дому требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным и электроинструментом, а также другим оборудованием, которое в настоящее время имеется в каждой семье. Одновременно с этим она предоставляет возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого нельзя добиться высокой культуры труда. Необходимый уход (ремонт) за мебелью, сантехникой, обслуживание бытового оборудования, а часто и изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе и дает удовлетворительные результаты, возбуждает желание к последующей деятельности.
Курс предпрофильной подготовки.
9 класс.
Данный курс необходим для профильной ориентации учащихся 9 класса; в нем представлены основные вопросы, которые будут изучаться в профиле в дальнейшем более подробно. В содержательном плане курс построен по принципу «от общего – к частному», «от теории – к практике» и раскрывает соотношении реальных и потенциальных возможностей с требованиями профиля, возможностью выбора способов дальнейшего образования и будущей сферы трудовой деятельности.
Предлагаемый курс представляет собой сочетание теоретических и практических занятий (примерно 1:3), направленных на сопоставление собственного «хочу» и «могу» с ситуацией выбора будущего профиля обучения, а возможно и будущей профессией.
Оканчивается курс проектной работой по одной из тем по выбору учащегося. Проектная работа может быть как теоретической, так и практической направленности. Итоговое занятие проводится в форме защиты проектов.
Количество часов по данному курсу – 35, из них 23 отводится на практические работы.
Требования к результатам освоения программы.
Процесс подготовки по данному курсу направлен на формирование у учащихся следующих компетенций:
общекультурные:
- Будет способен анализировать социально и личностно значимые проблемы;
учебно-познавательные:
- осознает социальную (личную) значимость и необходимость выполнения программного курса;
- обладает мотивацией к самостоятельной деятельности; овладевает креативными навыками продуктивной деятельности - добыванием знаний непосредственно из реальной жизненной практики
информационные:
- При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
коммуникативные:
- Познает способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе;
социально-трудовые:
- Формирует знания в сфере семейных отношений и обязанностей;
специальные:
- Готов применять полученные теоретические знания для анализа ситуации и принятия необходимого решения;
- Формирует необходимые навыки работы с основным технологическим оборудованием для выполнения работ по дому.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Каждый обучающийся
Будет знать:
- Виды технологий и необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве;
- Правила и приемы обслуживания, ремонта и ухода за инструментом, бытовой техникой и мебелью
- Приемы тепло и энергосбережения;
- Правила безопасного использования и применения инструментов и бытового оборудования;
- Правила пожарной, электро- и электромагнитной безопасности;
- Способы ремонта мебели;
- Способы восстановления и отделки изделий.
Будет уметь:
- Правильно и с соблюдением техники безопасности работать с инструментами и бытовым оборудованием;
- Выполнять обслуживание, и уход за инструментом, бытовой техникой и мебелью;
- Выполнять ремонт мебели;
- Рационально организовывать свою работу.
Будет владеть:
- Навыками безопасной работы с электроинструментом;
- Приемами поиска неисправностей;
Сможет решать задачи:
- Применять на практике полученные знания и умения;
- Самостоятельно решать возникающие проблемы.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Виды и периодичность работ по дому | 1 | 1 | - |
2. | Инструмент, оборудование, приспособления | 3 | 1 | 2 |
3. | Правила безопасного производства работ | 2 | 1 | 1 |
4. | Обслуживание и ремонт бытовой техники | 3 | 1 | 2 |
5. | Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования | 3 | 1 | 2 |
6. | Инженерные коммуникации | 2 | 1 | 1 |
7. | Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели | 3 | 1 | 2 |
8. | Обслуживание и ремонт оконных блоков | 3 | 1 | 2 |
9. | Обслуживание и ремонт дверных блоков | 3 | 1 | 2 |
10. | Приемы тепло- и энергосбережения | 3 | 1 | 2 |
11. | Декорирование жилых помещений | 3 | 1 | 2 |
12. | Проект. Защита проекта | 4 | 1 | 3 |
Резервное время | 2 | |||
Итого: | 35 | 12 | 21 |
Содержание программы.
1. Виды и периодичность работ по дому:
- Условная классификация и структурирование видов работ;
- Периодичность работ;
- Особенности весенне-летнего и осенне-зимнего периода.
2. Инструмент, оборудование, приспособления:
- Ручной инструмент и приспособления – виды и назначение, наладка, работа;
- Электроинструмент – виды, назначение, наладка, работа;
- Электробытовая техника – виды, правила использования;
- Практические работы – подготовка и наладка ручного инструмента, электроинструмента, техническое обслуживание инструмента (эл.дрель, эл.лобзик), работа с электробытовыми приборами (утюг, блендер)
3. Правила безопасного производства работ:
- Правила безопасной работы с ручным и электроинструментом;
- Правила электробезопасности и электромагнитной безопасности;
- Правила пожарной безопасности;
- Практические работы – проверка и оценка состояния инструмента, подготовка инструмента к работе.
4. Обслуживание и ремонт бытовой техники:
- Периодичность обслуживания в соответствии с требованиями техпаспорта;
- Ремонт в домашних условиях – необходимость и целесообразность;
- Практические работы – обслуживание и ремонт утюга, блендера, электродрели, электролобзика.
5. Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования:
- Периодичность, виды и приемы обслуживания и ремонта
- Практические работы – замена картриджа в фильтре очистки воды. Замена (ремонт) крана - смесителя, замена (ремонт) водоотводных патрубков.
6. Инженерные коммуникации:
- Водоснабжение и канализация в доме индивидуальной застройки согласно требованиям СанПиН;
- Практическая работа – расчет материально - технических затрат на водоснабжение и канализацию
7. Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели:
- Способы, методы и приемы работы по уходу, восстановлению и ремонту;
- Практические работы – материалы и принадлежности для ухода – правила выбора, ремонт деревянной мебели.
8. Обслуживание и ремонт оконных блоков:
- Виды и способы обслуживания и ремонта;
- Практические работы – теплоизоляция оконного блока, замена (демонтаж и установка) стекла.
9. Обслуживание и ремонт дверных блоков:
- Виды, способы и приемы обслуживания и ремонта;
- Практические работы – теплоизоляция дверного блока, установка (замена) врезного замка.
10. Приемы тепло и энергосбережения:
- Необходимость и целесообразность тепло и энергосбережения, методы и приемы;
- Практические работы – расчет месячного потребления электроэнергии при использовании различных видов энергосберегающего бытового оборудования; утепление стеновых панелей дома.
11. Декорирование жилых помещений:
- Виды, способы, приемы и направления декора. Условия целесообразности, необходимости и достаточности
- Практические работы – способы закрепления и установки настенных и напольных предметов, декорирование с помощью поделок из природного материала.
12. Проект:
- Темы для проектирования, стили проектирования, образцы проектов;
- Практические работы – разработка, выполнение и защита проекта по выбранной тематике.
Профильное обучение.
10-11классы.
Программа является продолжением курса предпрофильной подготовки и сохраняет преемственность по всем разделам программы. Принцип построения тот же - «от общего – к частному», «от теории – к практике»; способствует формированию ключевых компетенций через призму семейных отношений и обязанностей, посредством включения каждого учащегося в реальную практическую деятельность. В программе заложено свойство концентрирования, уточнения и усложнения практических работ. Идет нарастание по сложности, предусматривающее увеличение доли самостоятельной работы, начиная от изучения теоретического материала до практического выполнения задания. Если предпрофильный курс предполагал получение теоретических знаний и ознакомление с некоторыми видами работ, то профильное обучение предполагает самостоятельное изучение теории (по этим же разделам) и выполнение практических работ на уровне мастера 4-5 разрядов.
Данный курс рассчитан на осознанный выбор и предполагает самостоятельное (на 75%) теоретическое изучение материала и практику по каждой теме, позволяющую отработать, закрепить определенные способы действий в каждой конкретной ситуации.
Оканчивается курс также проектной работой по одной из тем по выбору учащегося. Проектная работа может быть как теоретической, так и практической направленности. Итоговое занятие проводится в форме защиты проектов.
Количество часов по данному курсу в каждом классе – 68, из них 42 отводится на практические работы. Предусмотрено 6 часов резервного времени. (Если в ОУ нет возможности выделить два часа в неделю, а только 1 час, то соответственно каждый раздел программы уменьшается вдвое).
Требования к результатам освоения программы.
Процесс подготовки по данному курсу направлен на формирование у учащихся следующих компетенций:
ценностно-смысловые:
- способность видеть, понимать и ориентироваться в окружающем мире, уметь принимать решения.
- Способность к самоопределению ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
общекультурные:
- способен анализировать социально и личностно значимые проблемы;
- обладает познаниями и опытом в сфере данной деятельности;
учебно-познавательные:
- осознает социальную (личную) значимость и необходимость выполнения программного курса;
- обладает мотивацией к самостоятельной деятельности; овладевает креативными навыками продуктивной деятельности - добыванием знаний непосредственно из реальной жизненной практики,
- овладевает приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем
информационные:
- При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
коммуникативные:
- Познает способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
социально-трудовые:
- Владение знаниями и опытом в сфере семейных отношений и обязанностей;
специальные:
- Готов применять полученные теоретические знания для анализа ситуации и принятия необходимого решения;
- Владеет необходимыми навыками работы с основным технологическим оборудованием для выполнения работ по дому.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Каждый обучающийся
Будет знать:
- Виды технологий и необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве;
- Правила и приемы обслуживания, ремонта и ухода за инструментом, бытовой техникой и мебелью
- Приемы тепло и энергосбережения;
- Правила безопасного использования и применения инструментов и бытового оборудования;
- Правила пожарной, эектро- и электромагнитной безопасности;
- Способы ремонта мебели;
- Способы восстановления и отделки изделий.
Будет уметь:
- Правильно и с соблюдением техники безопасности работать с инструментами и бытовым оборудованием;
- Выполнять обслуживание, и уход за инструментом, бытовой техникой и мебелью;
- Выполнять ремонт мебели;
- Использовать различные приемы сборки и способы отделки изделий;
- Рационально организовывать свою работу.
Будет владеть:
- Навыками безопасной работы с электроинструментом;
- Приемами поиска неисправностей;
- Способами устранения неполадок.
Сможет решать задачи:
- Применять на практике полученные знания и умения;
- Адаптироваться в условиях современной жизни;
- Самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | |||||
всего | теория | практика | |||||
10 | 11 | 10 | 11 | 10 | 11 | ||
1. | Виды и периодичность работ по дому | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 |
2. | Инструмент, оборудование, приспособления | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
3. | Правила безопасного производства работ | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4. | Обслуживание и ремонт бытовой техники | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
5. | Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
6. | Инженерные коммуникации | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7. | Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
8. | Обслуживание и ремонт оконных блоков | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
9. | Обслуживание и ремонт дверных блоков | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
10. | Приемы тепло- и энергосбережения | 4 | 4 | 1 | 1 | 3 | 3 |
11. | Декорирование жилых помещений | 5 | 5 | 1 | 1 | 4 | 4 |
12. | Проект. Защита проекта | 6 | 6 | 1 | 1 | 5 | 5 |
Резервный фонд | 6 | 6 | |||||
Итого: | 68 | 68 | 20 | 20 | 42 | 42 |
Содержание программы.
№ | 10 класс | 11 класс |
1 | Виды и периодичность работ по дому: | |
|
| |
2 | Инструменты, приспособления, оборудование | |
|
| |
3 | Правила безопасного производства работ | |
|
| |
4 | Обслуживание и ремонт бытовой техники | |
|
| |
5 | Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования | |
|
| |
6 | Инженерные коммуникации | |
|
| |
7 | Уход за мебелью, восстановление и ремонт мебели | |
|
| |
8 | Обслуживание и ремонт оконных блоков | |
|
| |
9 | Обслуживание и ремонт дверных блоков | |
|
| |
10 | Приемы тепло- и энергосбережения | |
|
| |
11 | Декорирование жилых помещений | |
|
| |
12 | Проект. Защита проекта | |
Темы проектов:
И другие по выбору учащихся. | Темы проектов:
|
Информационное обеспечение программы.
Литература.
- Основная литература:
- И.А. Сасова программа «Технология».
- А.М. Каунов «Современные технологии и методы обучения при переходе на компетентностную модель в образовании».
- Рекомендуемая литература:
- Ю.А. Боровков «Технический справочник учителя труда».
- А.М. Шепелев «Как построить сельский дом».
- О. Рябинина «Практические советы хозяину и хозяйке».
- Рогов О. П. «Энциклопедия народного умельц».
- Материалы журналов: « Школа и производство».
« Сделай сам».
« Советы домашнему мастеру».
3. Ресурсы интернет – пространства:
- www.drevoportal.ru
- ru.wikipedia.org>wiki/Дом_Мельникова
- www.crver7.ru/content_php?article153
- http://oooservis-komplekt.narod.ru/
- http://www.stroyportal.ru/interior/820.html
- http://list.mail.ru/29980/1/0_1_0_1.html
Методическое обеспечение программы.
- Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:
- учебного кабинета,
- необходимого ручного инструмента и приспособлений,
- необходимого станочного оборудования,
- переносного электроинструмента,
- оборудования и принадлежностей для обработки и отделки
- необходимого дидактического, раздаточного материала.
2. для наиболее полной реализации программы необходимо: обновить некоторые
инструменты и приспособления для столярной и слесарной обработки; расходные
материалы и рабочий инструмент для электродрели, -лобзика, -фрезера,
-шлифмашины. Слесарные и монтажные инструменты и некоторую оснастку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Домашняя медицина"
Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...
Программа элективного курса "Домашняя экономика"
Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...
Элективный курс "Домашний компьютер"
Материал содержит программу элективного курса "Домашний компьютер" и тематическре планирование...
тематическое планирование элективного курса для специальных коррекционных классов 9Б "Уход за домашними животными"
Тематическое планирование элективного курса "Уход за домашними животными" для специальных коррекционных классов. Пояснительная записка, планирование разработано на 2 часа в неделю....
программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"
Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....
Проект практического занятия элективного курса по химии по теме: «Домашняя химчистка»
Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на основе личностно-ориентированной тех...
Программа элективных курсов для учащихся 9 классов "Физика в экспериментальных задачах и домашних опытах"
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировозз...