Профориентационная викторина Мир профессий
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме
· Способствовать обобщению знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанных представлений о мире труда;
· Способствовать развитию интереса учащихся к поиску информации о профессиях и интерес к выбору будущей профессии;
· Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientacionnaya_viktorina.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Н.Ханнанова учитель технологии
1 кв.категории МБОУ «Гимназия №29»
Г.Набережные Челны
Профориентационная викторина
Мир профессий
Класс: 9
Цель:
- Способствовать обобщению знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанных представлений о мире труда;
- Способствовать развитию интереса учащихся к поиску информации о профессиях и интерес к выбору будущей профессии;
- Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Дидактическое обеспечение: презентация, карточки с ситуациями, сигнальные карточки
Ход викторины
- Организационный момент
Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей профориентационной викторине «Мир профессий».
Я не знаю пока , кем буду
Мое время – искать и дерзать.
Этот мир многолик, и всюду
Предстоит мне себя утверждать.
Оценивать нашу викторину будет авторитетное жюри в следующем составе:
Сейчас наши команды поприветствуют друг друга:
- название команды
- приветствие команд
II. Основная часть
Ведущий: Французский философ Клод Гельвеций считал сознание и стра сти человека главной движущей силой общественного разви тия, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление идет. Вы себя строите, соз даете, а сейчас сделайте свой выбор по флоротабло, назовите растение, которое больше нравится, а я зачитаю профессиограмму, которая закодирована этим растением. В ней 5 блоков информации. Вы поднимите сигнальную карточку тогда, когда уверены в ответе. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй — 4 балла и т.д. Если ошибаетесь, то полу чаете 0 баллов, в игре остаетесь, получаете ситуацию по своей профессии. Выбор делаете по очереди.
Профессиограммы
Офииер
Георгин (фото или рисунок)
1. Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы – 5 баллов.
2. Несколько раз за время службы меняет место жи тельства и работу. Трудоустройство определяется условиями контрак та - 4 балла.
3. Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет - 3 балла. _
4. Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат - 2 балла.
5. Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера их начи нается с военного училища - 1 балл.
Ситуация для офицера.
Почти 300 лет назад шведская армия вторглась в Россию. Русское войско выступило под командованием Петра I. Решающее сражение про изошло под Полтавой. В ночь накануне битвы Петр не спал - одолевали заботы. Под утро вбежал граф Шереметьев и сказал, что на сторону шве дов переметнулся унтер-офицер Семеновского полка. Петр задумался. Если перебежчик расскажет о русском лагере, то не миновать поражения. Особенно Петра беспокоил отряд новобранцев. Солдаты необстрелянные, могут сплоховать в бою. Шведы, узнав об этом, постараются направить удар по слабому месту. Что бы вы сделали на месте Петра?
(Отпет: изменить план сражения, переодеть новобранцев в форму другого полка, закаленного в боях, а их - в форму новобранцев).
Ведущий: Каждую профессиограмму будет сопровождать поэтическое вкрапление или цитата. Для офицеров это слова А.Суркова:
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым - дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Эколог
Фиалка:
- Этот специалист так формулирует современный способ использования живых ресурсов природы — брать в при-
роде только проценты, основную часть оставлять нетронутой – 5 баллов. _ 2. Обладает способностью к убеждению, научной и гражданской смело стью, любит все живое, готов защищать природу, наблюдателен – 4 балла
3. Этот специалист констатирует:
Но жадность сжигает людей иных
«Раньше, чем им довелось родиться.
И люди порою «братьев меньших»
Не бьют, а «гуманно» лишь грабят их,
Грабеж – это все-таки не убийство. – 3 балла.
Проводит количественные учеты, инструментальные измерения, соби рает образцы растений, животных, почв для изучения и анализа, рабо тает в заповедниках. – 2 балла.
Этот специалист знает, что в начале 90-х годов каждый день в мире погибало около 50 видов животных, смывалось 87 млн. грязи, засоря лось 55 га леса и т.п. – 1 балл.
Ситуация для эколога.
Поясните с точки зрения эколога каждую строчку:
Эти, Байкал загубили которые.
Только в Байкале живут Эпикура, тюлень…
Частично заповедником стало озеро,
Надо, чтоб его воду не целлюлозило.
(Ответ: Эти – люди, 2 строчка – эндемики, 3 строчка – на Байкале 8 заповедников и 3 национальных парка, 4 строчка – чтоб закрыли или пе репрофилировали БЦБК.)
Менеджер по рекламе
Роза
1. Цель данного специалиста – продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь. – 5 баллов.
2. Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них – потерей работы. – 4 балла.
3. Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги. – 3 балла.
4. Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, имеет творче ский подход к делу. – 2 балла.
5. Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. – 1 балл.
Ситуация для менеджера по рекламе.
Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего?
(Ответ: Учесть, на какой возраст рассчитана игрушка. Можно уве личенные игрушки разместить возле тех мест, где более всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей. В ответе возможны другие собственные варианты).
Ведущий: В пяти магазинах по двести пальто –
Зеленые, красные, в клетку.
И как выбрать из тысячи то,
И сумку к нему и беретку?
И как магазину тебе доказать,
Что то – это то,
Что у них надо взять.
Эдуард Успенский.
Давайте немного отдохнем и следующий наш конкурс «Песни о профессиях»
Вспомните песни, в которых упоминается названия профессий или описывается какая-нибудь деятельность (например: Ни кочегары мы, ни плотники…).
Юрист
Лилия
1. Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходиться интерпретировать конкретные статьи кодексы, законов, документов. – 5 баллов.
2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, име ют качества исследователя, навыки практической психологии, владе ют техническими средствами. – 4 балла.
3. Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществля ют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. – 3 балла.
4. Как известно, правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Специалисту приходится отстаивать истину, быть аккуратным, гибким. – 2 балла.
5. Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правового регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. – 1 балл.
Ситуация для юриста.
В школе г. Казани ученик 6 «А» класса Сидоров Олег разбил стекло во время игры. Директор школы заставил родителей ученика вставить разбитое стекло, а кроме того, запретил ученику посещать спортивную секцию, что было записано в приказе по школе совместно с вынесенным выговором. Прав ли директор в своих действиях?
(Ответ: Не прав, достаточно было одного наказания. Согласно ст.50 Конституции РФ никто не может быть повторно осужден за одно и то же деяние).
Ведущий:
Юрист призван помогать людям восстанавливать справедли вость, ведь не все желают соблюдать законы, а древнегрече ский философ Платон еще в IV веке до нашей эры говорил: «Людям необходимо установить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей».
Пилот
Нарцисс
Эти специалисты внешне внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют свою жизнь многие люди. – 5 баллов.
Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут от ветственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами. – 4 балла.
У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая дви гательная память, высокая работоспособность. – 3 балла.
Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готов работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасно сти и сочувствие людям. – 2 балла.
5 . Они могут петь: Первым делом, первым делом самолеты,
Ну а девушки, а девушки потом. – 1 балл.
Ситуация для пилота.
Полет воздушного судна делится на несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадка. Два эта па требуют от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как ты думаешь, какие и почему?
(Ответ: Взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы).
Ведущий: Асами пилоты становятся не сразу.
Летчик над тайгою точный курс найдет,
Прямо на поляну посадит самолет.
Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,
В общем-то, зеленый, молодой народ.
Н.Гребенников
Учитель
Пион
Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. – 5 баллов.
Имеет качества исследователя, организационные способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ла дить с людьми и взрослыми, использовать современные технические средства обучения. – 4 балла.
Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. – 3 балла.
Двадцать пар за указкой следят.
Куда ж это Волга впадает?
Что жители делают и что там растят,
Иван Иваныч всем объясняет. – 2 балла.
Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию
индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование,
работает в государственных и частных школах. -1 балл.
Ситуация для учителя.
Перед 8 Марта учительница приходит на урок и чувствует, что дети го товятся ее поздравить: они суетятся, переглядываются, шепчутся. Что делать?
А) Спокойно подождать, пока дети вас поздравят, а затем начать
урок.
Б) Сгладить неловкость и первой поздравить девочек с праздником.
В) Ободряюще сказать: «Я жду, торопитесь, а то мы никогда не
начнем работать!»
(Ответ: Вариант б).
Ведущий: Быть учителем прекрасно, трудно, ответственно, волнительно и занимательно.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – народ!
Герман Крупин.
Следующий конкурс, конкурс «Стихоплет»
Придумать небольшое стихотворение используя следующие слова: работа, деньги , лень, отпуск, родители, друзья, профессия, рыбалка, день, школа.
Оператор ЭВМ
Ромашка
Специалист работает в нормальных бытовых условиях, хорошо освещенных вентилируемых помещениях. Рабочее положение – сидя за пультом. Спецодежда – специальный халат. – 5 баллов.
Специалист должен хорошо различать световые сигналы различного цвета, уметь переключать и распределять внимание, иметь оператив ную память, точность и скорость движений, высокую работоспособ ность.—4 балла.
Мелькают цифры на экране.
Еще сто двадцать действий просчитать,
А глаза уже смотреть устали,
Хорошо бы встать да и уйти поспать. – 3 балла.
Основными противопоказаниями для выбора этой специальности яв ляются: сердечно-сосудистые заболевания, низкий уровень развития свойств внимания (концентрация, переключение и распределение) и недостаточный уровень самообладания. – 2 балла.
Специалист должен знать математику, физику, языки (русский и ино странный), устройство ЭВМ и правила пользования ею, условия безо пасной работы. -1 балл.
Ситуация для оператора ЭВМ.
Автоматическое устройство имеет две кнопки А и Б и экран. При вклю чении на экране загорается число 0. При нажатии на кнопку А число удваива ется. При нажатии на кнопку Б число увеличивается на 1. Как надо нажать кнопки, чтобы на экране появилось число 5? (Ответ: 4 действия – Б, А, А, Б).
Ведущий: Я взвесил звук,
Измерил и расчислил,
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил –
Предать железу свой живой язык.
И обуян гордыней ненасытной,
И детективной суетой объят,
На перфокартах я дырявил биты.
Отдав машине речи суррогат.
А. Журавлев.
Налоговый инспектор
Астра
К ним не испытывает теплых чувств большинство населения всех стран. Их основная обязанность – работа с декларациями. -5 баллов.
Традиционная карьера – от младшего инспектора до заместителя ми нистра финансов. Такая успешная карьера гарантирует постоянство работы, зарплаты и пенсию – 4 балла.
Для государства это одна из самых экономически выгодных профес сий, т.к. способствует пополнению бюджета. — 3 балла.
Специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием корруп ции и твердым характером, чувством справедливости. – 2 балла.
Он инспектирует декларации о доходах, определяет суммы налогов, осуществляет штрафные санкции. -1 балл.
Ситуация для налогового инспектора.
НДС (налог на добавленную стоимость) взимается с добавленной стоимости. Коммерсант закупил товар, затраты на который составили 30 тыс. рублей. Продал этот товар за 70 тыс. рублей. Какой размер налога в де нежном выражении вы должны требовать с коммерсанта при НДС – 20%
(Ответ: НДС с 40 тыс. руб. – 8 тыс. руб.)
Косметолог
Тюльпан
Этот специалист призван компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов – женщины. – 5 баллов.
Консультирует клиентов по вопросам питания, проводит процедуры, выписывает рецепты, изучает причины незначительных заболеваний. – 4 балла.
Имеет следующие умения и навыки: готовность служить клиенту, способность продвигать товары и услуги, опыт продажи различных кремов, масок и т.д. – 3 балла.
Они служат красоте:
Красота загадочней, ярче и шире,
Словно всюду от счастья висят ключи. – 2 балла. Э.Асадов.
Делают маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, косметических салонах, гостиницах, ведут собственную практику. – 1 балл.
Ситуация для косметолога.
К вам пришла пациентка, у которой сухой тип кожи лица. Она спрашивает: «Правильно ли я делаю маски: во вторник из желтка (1), в четверг – фруктово-дрожжевую (2), а в субботу – банановую маску (3). Что вы ответите?»
(Ответ: Маски полезны и их, в принципе, можно делать ежедневно, но с учетом типа кожи. В данном случае для сухой кожи полезны маски 1 и 3, а вот маска 2 подходит для жирного типа кожи. Её исключить).
Ведущий: «Отец экономики» Адам Смит считал: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступе ни благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».
Ведущий: Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствую щиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизне деятельности ему приходиться играть различные роли. Одна из глав ных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занято го трудовой деятельностью, требующей специальных знаний и опыта. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч. Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу сово купности ваших природных способностей и полученных знаний, уме ний и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. То есть формула выбора может быть выражена словами: «надо», «можно» и «хочу».
Заключительная часть
Ведущий: Итак, ребята, подведем итоги. У каждого из вас была возмож ность набрать 18 баллов. (Церемония поздравления и вручения призов.) В заключение же хочу сказать, что каждый из вас в те чение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семь янина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, свободный выбор работы.
Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная игра "Мир профессий"
Профориентационная игра "Мир профессии" проводилась для учащихся 5-7 классов. Цель иры: систематизация знаний о профессиях. Для проведения игры необходимо следующее: необходимо выбрать жюри, при...
Программа профориентационных занятий "Формула профессии"
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенн...
Конкурсная профориентационная программа "Грани профессии"
Конкурсная профориентационная программа "Грани профессии" - универсальная. Интерактивная форма работы.Хорошо проводить для среднего и старшего школьного возраста....
Профориентационный КВН "Мир профессий" для учащихся 9-10 классов
Данное мероприятие рекомендую проводить с учащимися 14-16 лет . Оно поможет расширить общий кругозор о мире профессий. Интересные своеобразные задания, актуальная тематика позволят старшим школьникам ...
Профориентационная викторина "В мире профессий"
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем, о том, кем он желает стать, о своей будущей трудовой деятельности. Вопрос о поиске, выборе профессии является ...
Профориентационная викторина «В мире профессий»
Данная викторина проводится как внеклассное мероприятие по профориентации....
План-конспект профориентационной викторины "Хид-парад профессий"
Каждый человек после окончания школы задумывается о своем жизненном пути и сталкивается, с выбором профессии необходимой для успешного будущего. Поэтому так важно человеку сделать правильный выбор. Эт...