Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме
Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Рыбниковой, «система в проведении письменных работ приведет к положительным результатам, даст развитие учащимся, обогатит их навыками изложения мысли, сэкономит время, повысит качество работы».
Таким образом, обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.
Курс «Обучение различным видам изложения рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 8-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 22.56 КБ |
kal-tem_planir.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48
Ворошиловского района г. Волгограда
Программа элективного курса
«ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИЗЛОЖЕНИЯ»
Составитель программы:
учитель русского языка МОУ СОШ № 48 ГОРБУНОВА Елена Викторовна
Волгоград
2010
Пояснительная записка
Развитие связной речи – сложный и многогранный раздел обучения русскому языку. Личностный успех в современном мире невозможен без умения выражать свои мысли и в устной, и в письменной форме.
Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Рыбниковой, «система в проведении письменных работ приведет к положительным результатам, даст развитие учащимся, обогатит их навыками изложения мысли, сэкономит время, повысит качество работы».
Таким образом, обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.
Курс «Обучение различным видам изложения рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 8-х классов.
Цели курса:
- Сформировать у обучающихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для воспроизведения «чужого» речевого высказывания в различных ситуациях общения.
- Обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.
- Развить творческие способности обучающихся.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Часы | Виды деятельности | Виды контроля |
1. | Устная и письменная речь. Основные требования к письменной работе. | 1 | Лекция, беседа | Составление опорной схемы «Формы речи» |
2. | Стили и типы речи. Текст. Виды связи предложе-ний в тексте. | 1 | Работа с таблицей «Стили речи», составление опорной схемы «Типы речи», анализ текстов | Практическая работа (определение видов связи предложений в тексте) |
3. | Классификация изложений. | 1 | Лекция, беседа | Составление таблицы «Классификация изложений» |
4-5. | Приемы работы над изложением. | 2 | Чтение, слушание текстов разных стилей и типов речи, составление простого и сложного плана, пересказ, анализ текстов | Комплексный анализ текста |
6. | Подробное изложение | 1 | Анализ текстов, подробный устный пересказ исходного текста | Составление цитатного плана текста |
7-8. | Выборочное изложение | 2 | Анализ текста, составление материалов к изложению | Языковой разбор текста |
9-10. | Сжатое изложение | 2 | Составление таблицы «Виды сжатия текста» | Сжатый пересказ исходного текста |
11-12. | Изложение с творческим заданием | 2 | Составление композиционной схемы исходного текста | Выполнение творческого задания |
13. | Изложение с грамматическим заданием | 1 | Редактирование исходного текста | Практическая работа (формулирование грамматического задания к исходному тексту) |
14. | Изложение-миниатюра | 1 | Комплексный анализ текстов | Выбор текста для изложения-миниатюры |
15-16. | Итоговая контрольная работа. | 2 | Изложение |
17. | Анализ контрольной работы. | 1 | Редактирование, работа над ошибками |
Содержание программы
- Формы речи: устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Оформление письменной работы. Принципы построения текста.
- Стили речи: разговорный и книжные. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиционная схема текстов разных типов.
- Классификация изложений:
А) по способу восприятия текста
- слуховое восприятие
- зрительное восприятие
- слуховое и зрительное восприятие
Б) по характеру воспроизведения текста
- подробное
- выборочное
- сжатое
- с творческим заданием
- с грамматическим заданием
- изложение-миниатюра
- Приемы работы над изложением (приемы – определенные действия, направленные на решение промежуточных задач при подготовке к изложению): чтение (слушание), анализ содержания исходного текста, анализ структуры исходного текста, устный пересказ, составление плана, языковой разбор, составление рабочих материалов, сопоставление разных изложений (например, подробного и сжатого) одного текста, редактирование. Задачи чтения (слушания) – первоначальное знакомство с содержанием текста (или восстановление в памяти ранее прочитанного), правильное его понимание, эмоциональная оценка прочитанного (услышанного). Задачи различных видов анализа текста – понимание текста как тематического, смыслового и структурного целого: коммуникативной установки автора, темы и основной мысли, причинно-следственных связей и отношений, членения текста на микротемы, разнообразия способов связи предложений и частей в тексте. Составление плана – вид речевой деятельности, средство осмысления и запоминания текста и организации его воспроизведения. Различия между планом текста и композиционной схемой текста типа описания, повествования, рассуждения. Назначение такого приема, как составление рабочих материалов, - помочь обучающимся успешно решить задачи воспроизведения текста. Редактирование –прием, направленный на исправление, совершенствование уже написанного текста.
- Виды изложений. Подробное изложение предполагает последовательное полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленных коммуникативной установкой и замыслом автора. Выборочное изложение – воспроизведение части текста, связанной с определенной тематикой. Изменение типа исходного текста, его композиции при выборочном изложении. Сжатое изложение как особый вид пересказа текста. Виды сжатия текста: обобщение, упрощение, исключение. Возможность изменения типа текста в зависимости от объема работы и характера сжатия. Изложение с творческим заданием – возможность решить дополнительную творческую задачу. Оно предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного текста (например, в подробный пересказ текста ввести описание, при сжатой передаче содержания текста выразить свою оценку к излагаемому, переставить части текста, в описание ввести характеристику объекта). Изложение с грамматическим заданием предполагает изменение грамматического строя исходного текста (например, изменение лица рассказчика). Изложение-миниатюра и цель его проведения (активизации употребления в речи определенной грамматической категории).
Литература
для учителя:
- Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс: кН.для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
- Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. Купалова А.Ю. – М.: Просвещение, 1995.
- Ткачева Т.Л. Практический материал к урокам русского языка: пособие для учителей. 8 класс. – Минск: Юнипресс, 2006.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИЗЛОЖЕНИЙ»
№ п/п | Наименова-ние раздела программы | Тема урока (занятия) | Кол-во часов | Тип урока (занятия) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид конт-роля. Изме-рители. | ЦОР (цифро-вые образо-вательные ресурсы) | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Формы речи. Стили речи | Устная и пись-менная речь. Основные требо-вания к письмен-ной работе | 1 | Лекция с элементами беседы | Формы речи. Отличие устной речи от письменной. | Знать формы существо-вания речи. Уметь опре-делять принадлеж-ность текста к устной или письменной речи по свойственным той или иной форме признакам. | Составление опорной схемы «Формы речи» | |||
2. | Стили и типы речи. Текст. Виды связи предложений в тексте | 1 | Практикум | Стили речи: разговор-ный и книжные. Типы речи. | Знать, какие стили речи существуют, классифи-кацию книжных стилей речи, их признаки; типы речи (описание, повест-вование, рассуждение). Уметь определять при-надлежность текста к тому или иному стилю и типу речи. | Практичес-кая работа (определе-ние видов связи пред-ложений в тексте) | Электронная таблица «Стили речи» | |||
3. | Виды изложений | Классификация изложений | 1 | Лекция с элементами беседы | Виды изложений: подробное, выбороч-ное, сжатое, с творч. заданием, с граммат. заданием, миниатюра. | Знать различные виды изложений. Уметь сравнивать исходный текст с его изложением и определять вид изложения. | Составление таблицы «Классифи-кация изло-жений» | |||
4-5. | Приемы работы над изложением | 2 | Практикум | Простой и сложный план текста, его пересказ, анализ текстов | Знать приемы работы над изложением: соста-вление плана, выбор ключевых слов и выра-жений, устный и пись-менный пересказ, ана-лиз текста. Уметь выби-рать ключевые слова и выражения из текста, составлять план, редактировать текст. | Комплекс-ный анализ текста | ||||
6. | Подробное изложение | 1 | Практикум | Подробный устный и письменный пересказ исходного текста. Цитатный план. | Знать, что подробное изложение – пересказ не менее 70 % исходно-го текста с сохранением стилистики автора. Уметь создавать подро-бное изложение текста. | Составление цитатного плана текста | ||||
7-8. | Выборочное изложение | 2 | Практикум | Анализ текста, составление материалов к изложению | Знать отличия выбороч-ного изложения от дру-гих видов изложения. Уметь отбирать матери-ал из текста для выбо-рочного изложения. | Языковой разбор текста | ||||
9-10. | Виды изложений | Сжатое изложение | 2 | Практикум | Приемы сжатия текста | Знать приемы сжатия текста. Уметь применять приемы сжатия при переработке текста. | Сжатый пе-ресказ ис-ходного текста | Презентация «Приемы сжатия текста» | ||
11-12. | Изложение с творческим заданием | 2 | Практикум | Составление композиционной схемы исходного текста | Знать, что такое творческое задание к изложению. Уметь отбирать материал для творческого задания. | Выполнение творческого задания | ||||
13. | Изложение с грамматическим заданием | 1 | Варианты грамма-тических заданий для изложения | Уметь редактировать исходный текст, исходя из задания (изменять лицо, рассказывать от лица другого героя и т.п.). | Практичес-кая работа | |||||
14. | Изложение-миниатюра | 1 | Комплексный анализ текстов | Знать отличительные черты изложения-мини-атюры. Уметь переда-вать содержание исход-ного текста в форме миниатюры. | Выбор текста для изложения-миниатюры |
15-16. | Итоговая контрольная работа | 2 | Контроль-ное заня-тие | Изложение | Уметь передавать содержание исходного текста в сжатой форме | Сжатое изложение | ||||
17. | Анализ контрольной работы | 1 | Занятие коррекции знаний | Редактирование, работа над ошибками | Знать приемы редактирования, уметь применять их; уметь выполнять работу над ошибками. | Презентация «Приемы реда-ктирования текста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, чт...
Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""
В данном сборнике представлен практический материал (памятки, рекомендации, разработки уроков, тренингов), который обеспечит методичес...
Программа элективного курса "С изложением на "ты"".
Программа данного курса разрабртана для обучающихся 8-9 классов. Курс ориентирован на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей обучающихся, формирование способности к...
Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...
Программа элективного курса "Обучение различным видам изложения"
Программа нацелена на подготовку к изложению...
Научная статья "Обучение различным видам изложений в начальных классах школы для глухих"
Статья посвящена вопросу методики подготовки к изложению в начальных классах школы для глухих детей. В статье рассматриваются специфические приёмы работы над изложением Л.М. Быковой....