Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Исходя из данных требований, цель данного курса заключается, с одной стороны, в развитии речемыслительного потенциала выпускника, с другой стороны, – в подготовке его к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 27.74 КБ |
kal-tem_planir.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48
Ворошиловского района г. Волгограда
Программа элективного курса
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ»
Составитель программы:
учитель русского языка МОУ СОШ № 48
ГОРБУНОВА Елена Викторовна
Волгоград, 2011
Пояснительная записка
Часть С ЕГЭ по русскому языку включает одно задание – написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. Это задание проверяет:
- коммуникативную компетенцию выпускников (умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка);
- уровень общей культуры выпускников, наличие у них личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Для решения первой задачи обучающимся необходимо уметь производить многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационную переработку.
Для решения второй и третьей задач требуется знать систему работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.
Исходя из данных требований, цель данного курса заключается, с одной стороны, в развитии речемыслительного потенциала выпускника, с другой стороны, – в подготовке его к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
В результате изучения курса «Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация» выпускники научатся:
- понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
- оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
- выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
- самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Часы | Виды деятельности | Виды контроля |
1-2. | Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе | 2 | Лекция, беседа | |
3-4. | Критерии и нормативы оце-нивания сочинения. Факти-ческие, логические, речевые, грамматические ошибки в сочинении-рассуждении и способы их устранения. | 2 | Лекция, беседа, анализ текстов | Самостоятельная работа (в тексте сочинения найти ошибки и исправить их) |
5. | Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста. | 1 | Составление таблицы «Стили речи» | Создание учебных презентаций по теме («Текст и его признаки», «Типы речи», «Тема и основная мысль текста») |
6-7. | Виды информации в тексте. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формули-ровка проблем исходного текста. | 2 | Анализ текстов | Практическая ра-бота (выявление и формулировка проблем предло-женных текстов) |
8. | Соотношение тематики и проблематики текста. | 1 | Анализ текстов | |
9-10. | Выявление и способы фор-мулировки авторской пози-ции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение | 2 | Составление опор-ной схемы «Как понять исходный текст» | |
11-13. | Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность». | 3 | Составление таблицы «Банк аргументов» | Практическая работа (подбор аргументов) |
14. | Создание «банка аргументов». | 1 | Заполнение таблицы «Банк аргументов» | |
15-16. | Контрольная работа. | 2 | Сочинение-рассуждение | Сочинение в формате ЕГЭ |
17. | Анализ контрольной работы. | 1 | Редактирование сочинений | Составление плана действий при редактировании своей работы |
Итого: 17 часов |
Содержание программы
- Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами. Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
- Критерии и нормативы оценивания сочинения. Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.
- Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.
- Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
- Виды информации в тексте. Информационная переработка текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
- Выявление авторской позиции по проблеме. Отражение и комментарий проблемы и позиции автора предложенного текста, выражение собственного мнения.
- Виды аргументов, их «ценность». Создание «банка аргументов».
- Языковые средства, характерные для анализируемого текста, их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста. Богатство и выразительность языка, орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.
Литература
для учителя
- Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
- Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 2002 г.
- Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965 г.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: АСТ – ЛТД, 1998 г.
- Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004 г.
для обучающихся
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, «Взгляд», 2004 г.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006 г.
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.: Слово, 1997 г.
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1990 г.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение, 1991 г.
- Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. – М.: Школа-Пресс, 1995 г.
- Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995 г.
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 г.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007 г.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982 г.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Рабочая программа элективного курса "ГИА: курс подготовки к экзаменам"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих в 9 классах и готовящих своих учеников к ГИА по математике....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...