Волшебный стежок
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа дополнительного образования для детей 8-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_stezhok_drakon.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Новизна программы «Волшебный стежок» отражена в подходе к изучению вышивки как одного из видов декоративно-прикладного искусства. Среди множества видов творчества одной из самых привлекательных для детей является деятельность по созданию орнаментов. Выполнение орнаментов дает возможность детям каждый раз создавать новые композиции из уже известных элементов, что в большой степени способствует развитию детского творчества. Еще больший интерес представляет выполнять вышивку по коже (кожзаменителю). Работая с этим материалом, дети испытывают наслаждение от работы. Во-первых, кожа и замша, идеальные материалы для техники «накладного шитья», во-вторых, можно сочетать несколько технологий по коже (вышивание бисером, применение аппликации, выжигание). Творческому замыслу нет границ!
Актуальность программы заключается в следующем: в последнее время интерес к самобытной культуре очень вырос. Многообразен мир вышивальных стежков. В коллекциях европейских модельеров фольклорный стиль занимает одно из передовых мест. Сочетание различных эпох и различных стилей, смелые решения применяются по оформлению одежды и интерьера. Необходимо для начала познакомиться с простейшими швами.
Педагогическая целесообразность очевидна. Создавая произведения, вышивальщицы обращаются, прежде всего к истории: к истории развития общества, к истории традиций, которые нашли отражение в быте людей и костюмах. Ведь недаром говорят, что новое – это забытое старое. Многие обряды, связанные с одеждой, дошли до нас лишь в поговорках, пословицах и присказках. Педагогическая целесообразность заключается в сохранении и передачи знаний и опыта через познание традиций народной вышивки.
Цель программы: развитие творческой активности, любознательности, художественного вкуса через познание многообразия вышивальных стежков.
Задачи программы:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Научить правильно оборудовать свое рабочее место.
- Познакомить с безопасными приемами работы.
- Формировать у детей практические умения и навыки выполнения ручных швов.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, целеустремленность. Привить навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
Отличительные особенности данной программы: Применение вышивальных стежков на различных материалах: по канве, на ткани, по коже и замше. Дети учатся применять на практике вышивальные швы не только как украшающие элементы, но и как средство ремонта одежды. Умелое использование отходного материала для украшения интерьера (изготовление настенного панно, украшение фоторамки и др.)
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 8 до 13 лет.
Идея взаимодействия детей разного возраста, которая выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на занятиях кружка. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение учащихся разного возраста. В разновозрастных группах значительно выше уровень творчества и самостоятельности детей, ярче проявляются индивидуальные качества (активность, ответственность, инициативность, самостоятельность, заботливость). У старших развиваются организаторские способности.
Срок реализации программы рассчитан на один учебный год.
Основная форма организации учебного процесса – учебное занятие или творческий урок, т.е. работа в мастерских.
На учебном занятии учащиеся знакомятся с историей вышивки, терминологией и названиями видов ручных швов; правилами безопасной работы с булавками, швейными иглами, ножницами, электроприборами.
На практических занятиях - работают чертежами, схемами, эскизами знакомятся с технологией ручной вышивки. Применяют при работе чертежные инструменты, швейные иглы, булавки, шило, ножницы, утюжильную доску, электроутюг, электроприбор для обработки элементов из кожи.
Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.
Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.
Структура теоретического занятия выглядит примерно так:
- Организационная часть. Мотивация к восприятию материала. Сообщение темы. Постановка задачи и целей.
- Изложение нового материала. Лекция учителя с применением демонстрационного материала, справочной литературы, энциклопедий и т.д.
- Закрепление материала.
- Усвоение изученного материала. Работа с журналами, пособиями, инструкционными картами, схемами. Подведение итогов.
Практические занятия формируют у детей специальные умения и навыки.
Структура практического урока.
- Организационная часть. Подготовка рабочих мест и оборудования. Инструктаж по ТБ. Указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.
- Практическая работа учащихся. Организация работы в группах. Обход рабочих мест
и контроль работы учащихся.
- Итоговая часть.
Режим занятий:
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (40 минут) с 15-минутным перерывом в для учащихся I и II смены. Всего отводится 126 часов в год.
Наполняемость групп от 10 до 15 человек.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения учащиеся должны знать:
1. Правила безопасной работы с ручными инструментами;
2. Правила организации рабочего места.
3.Правила масштабирования рисунка (способы увеличения или уменьшения), правила переноса рисунка на ткань или кожу.
4.Правила самоконтроля качества изделий.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации в области истории народной вышивки;
- строить чертежи, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами;
- соблюдать правила безопасного труда при выполнении швейных работ.
Способы определения их результативности:
- разработка и защита творческого проекта;
- участие в творческих конкурсах, мастер-классах, научно-практической конференции;
- создание портфолио.
Учебно-тематический план
№п\п | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Индивид. работа |
I | Введение. | 4 | 4 | - | |
1 | Цели и задачи курса. | 1 | 1 | - | |
2 | Организация рабочего места. | 1 | 1 | - | |
3 | Инструменты и материалы. | 1 | 1 | - | |
4 | Техника безопасности. | 1 | 1 | - | |
II | Вышивка. | 45 | 20 | 25 | - |
1 | Классификация вышивок. | 15 | 10 | 5 | - |
2 | Технология ручной вышивки. | 15 | 5 | 10 | - |
3 | Простейшие швы. | 15 | 5 | 10 | - |
III | Накладное шитье. | 45 | 15 | 20 | 10 |
1 | Техника накладного шитья | 25 | 10 | 10 | 5 |
2 | Аппликация из кожи. | 20 | 5 | 10 | 5 |
IV | Уход за вышитыми изделиями. | 2 | 1 | 1 | - |
Оформление выставок. | 10 | - | - | 10 | |
Участие в конкурсах. | 20 | - | - | 20 | |
| И Т О Г О | 126 | 40 | 46 | 40 |
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы
- Цели и задачи курса
Теория. Введение теоретических понятий: узор, орнамент, стилизация рисунка, колорит и др. Знакомство с коллекциями известных модельеров, с фольклорным стилем одежды и профессией художника по вышивке. Сочетание различных видов декорирования костюма – вышивка, цветное кружево, ткачество, цветная тесьма, узорные ткани.
- Организация рабочего места.
Практика. Умелая организация рабочего места с учетом правильной посадки за рабочим столом. Санитарно-гигиенические требования. Гимнастика для глаз.
- Инструменты и материалы.
Теория. Азбука вышивальщицы. Ознакомление с названиями и перечнем инструментов и материалов, используемых для ручной вышивки. История иглы.
- Техника безопасности.
Теория. Инструктаж по технике безопасности в мастерской. Закрепление правил безопасной работы с иголками, булавками, ножницами, пробойниками, электрооборудованием.
I. ВЫШИВКА
1.Классификация вышивок.
Теория. Древнерусская вышивка. Символика русской вышивки. «Швы свободные по рисованному контуру». Понятие «счетной вышивки». «Гладьевые швы». «Ажурные швы». Сочетание различных техник. Демонстрация изделий в различных техниках шитья.
Практика. Работа с инструкционными таблицами, схемами. Краткая запись основных понятий. Выполнение карандашом и акварельными красками растительного и геометрического орнамента в полосе, квадрате, круге. Выполнение копий контурного рисунка на кальке. Выполнение схемы узора на миллиметровке.
2.Технология ручной вышивки.
Теория. Введение нити в иглу. Работа с тканью. Способы закрепления нити. Хранение ниток мулине. Использование при вышивании пяльцев. Запяливание ткани. Простейшие и контурные швы.
Практика. Работа с инструкционными карточками-схемами. Применение вышивальных швов на практике. Оформление изделий.
3.Простейшие швы.
Теория. Шов «Вперед иголку», шов «Вперед иголку дважды», «Стебельчатый шов», «Тамбурный шов», «Петельный шов». Демонстрация образцов.
Практика. Работа с инструкционными карточками-схемами. Работа с образцами изученных техник. Оформление открытки.
II . НАКЛАДНОЕ ШИТЬЕ
- Техника накладного шитья.
Теория. Знакомство с самобытным искусством. Материалы, используемые для техники накладного шитья. Свойства этих материалов. Виды аппликаций. Изготовление шаблонов. Способы закрепления аппликации на основе. Виды простейших швов, применяемые при ручном способе прикрепления аппликации. Нитки, ткани, инструменты, используемые для аппликации. Стилизация рисунков. Мотивы орнаментов меховой мозаики ненцев.
Практика. Изучение народного материала. Зарисовка народного орнамента. Выполнение эскизов. Выполнение композиции в натуральную величину. Прорисовка орнамента. Работа с тканью. Изготовление шаблонов из картона. Изготовление деталей. Оформление изделия.
2.Аппликация из кожи.
Теория. История обработки кожи. Кожа-материал для рукоделия. Приемы декоративной обработки кожи. Обтяжка деталей. Драпировка. Термическая обработка кожи (прожаривание, горячее тонирование). Способы соединения кожи. Оплетка и виды оплетки. Оформление изделий из кожи. Образы природы и животных в орнаменте меховой мозаики и аппликаций. Цветовая гамма.
Практика. Создание настенного панно. Зарисовка в альбом мотивов узоров народов Севера. Составление композиции. Подготовка трафаретов для всех частей аппликации. Перевод рисунка. Вырезание частей. Укрепление на основе петельным швом. Оформление изделия.
III. УХОД ЗА ВЫШИТЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ.
1.Уход за вышитыми изделиями.
Теория. Применение средств по уходу за вышивками и изделиями из кожи.
Практика. Правила влажно-тепловой обработки изделий.
Методическое обеспечение программы
Работа по программе предполагает использование перспективных технологий обучения и воспитания:
- личностно-ориентированное обучение, которое направлено на личность ребенка, на ее самобытность, индивидуальность,
- развивающее обучение, направленное на развитие в ребенке творческих способностей,
- информационно-коммуникативное обучение, которое учить находить, перерабатывать, применять и передавать содержание различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.
- рефлексивное обучение, подразумевающее умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать свои результаты, определять причины возникших трудностей,
- проектные технологии - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
На занятиях применяются следующие методы и приемы работы:
- словесные (беседы, рассказы, пояснения, комментарии и др.;
- наглядные (эскизы, рисунки, чертежи выкроек и др.);
- практические (использование инструментов и материалов)
Формы работы с детьми во время занятий разнообразны:
- разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок;
- лекции на темы: «Душа всему мера», « Горька работа, да сладок хлеб», «Символы и их смысловая значимость», « Этой ярмарки краски», « Во всяком посаде в своем наряде» и др.
- работа с энциклопедиями, справочной литературой, журналами, интернет ресурсами;
- проектирование чертежей, работа с инструкционными картами, выполнение эскизов и рисунков;
- практическая работа по изготовлению и оформлению настенных панно, открыток, салфеток и т.д.;
- создание портфолио участников, оформление фотоальбома коллектива «Волшебный стежок»;
- сотрудничество с родителями и общественностью
Руководитель кружка Е.И. Панасенко
Литература
1.Ю.Е. Моисеенко, Е.В. Бичукова, «Волшебный стежок», Минск 2000г.
2.Скребцова Т.О.Объемные картины из кожи \ Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко, А.Г.Ивлева.- Изд.5-е-Ростовн\Д: Феникс,2008
3.Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. Пособие для студ.учреждений проф.образования. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
4. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка крестом.- М.,2001
СПИСОК УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕКТИВА «ВОЛШЕБНЫЙ СТЕЖОК»
- Семыкина Мария
- Васильева Диана
- Леонтьева Мария
- Дрегля Ольга
- Корчажникова Марта
- Корчажникова Анна
- Иванова Мария
- Кабанова Анжелика
- Насирова Шалала
- Ворожбитова Олеся
- Айваседо Полина
- Фатхуллина Жамиля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего контрольно-зачетного занятия по разделам программы: "Ателье куклы", "Стежок за стежком"
Дается полный конспект открытого занятия с приложениями....
Вытянутый стежок с прикрепкам
Тема: « Вытянутый стежок с прикрепкам.» Цели: 1.Учить вышивать вытянутым швом с прикрепками. 2.Развитие мелкой моторики....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Вышивание лентами. Простой ленточный стежок. Плетеная роза.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повя...
План учебно-воспитательной работы объединения « Волшебная иголочка» по программе «Волшебная иголочка»
План учебно-воспитательной работы по 2 годичной образовательная программе «Волшебная иголочка», предназначен для ознакомления детей 7-11 лет с различными видами рукоделия: швейное искусство, пош...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз стежок, два стежок»
Прогамма "Раз стежок, два стежок" обучает младших школьников технике ручного шитья, развивает личностные качества ребенка, способствует формирования эстетического вкуса и раскрытию его творч...
Технологическая карта урока. Тема: Стежок «вперёд иголку с перевивом»
Технологическая карта урокаСултанбекова Александра Аркадьевна ГБОУ школа № 657Предмет: профильный трудКласс: 6 а группа 2Тема: Стежок «вперёд иголку с перевивом» Цель: Вып...