Опыт работы
методическая разработка по технологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием Междуреченского городского округа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ»
(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)
Проектная деятельность как способ
социализации школьников
в условиях образовательного пространства школы
Выполнил: учитель профессионально-трудового обучения Терехова Л.В. |
Междуреченск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение………………………………………………………………… | 3 |
2 | Реализация проектной деятельности в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»………………………………………………………………… | 5 |
3 | Список использованной литературы…………………………………… | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится подготовке школьников к жизни в обществе. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у обучающихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. Большое значение имеет включение обучающихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику.
Проблема социализации личности обучающихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование личности, способной к социализации, может происходить в специально созданных условиях.
В процессе социализации происходит понимание и принятие требований общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей.
Педагогическая практика показала, что обучающиеся с особенностями в развитии, положительно относятся к урокам профессионально-трудового трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои возможности, и это наиболее благоприятно может осуществляться через метод проектов.
Особого подхода в работе по методу проекта требуют, именно, дети с ограниченными возможностями здоровья. Метод проектов трудно внедряется в реальную практику обучения в коррекционной школе, значительная часть педагогов, не только не спешит взять этот метод в свой педагогический арсенал, но внутренне и внешне сопротивляются этому.
Существуют объективные и субъективные причины, которые можно разделить на группы:
– субъективные: неуверенность в своих силах, недостаток знаний о методе проектов, отсутствие опыта исследовательской работы, не готовность к новому;
– объективные: недостаток времени педагога, низкая мотивация обучающихся к практической деятельности, неполное обеспечение современной информационной техникой, материалами и инструментами.
Коррекционная школа будущего - школа проектов? Думаем, что да.
Вопрос преемственности в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» всегда находится на первом месте. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе проведения круглых столов по обмену опытом, сталкиваемся с рядом проблем:
– низкий уровень самостоятельности обучающихся в учебном процессе;
– неумение определить последовательность действий, выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
– разрыв между поисковой деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
– отсутствие навыков переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в жизненную.
Возникает вопрос – как найти пути и способы развития личности функционально грамотной, умеющей работать на результат, способной к определенным, социально значимым достижениям?
Изучив научную и методическую литературу по вопросам социализации и развития личности, приходим к выводу, что ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКОУ ОШ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ»
Деятельность педагога по теме «Проектная деятельность как способ социализации школьников в условиях образовательного пространства школы» связана с реализацией программы развития МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» и базируется на работе с обучающимися 5-9 классов.
Первичная диагностика изучения мотивации к проектной деятельности и определения общественной активности, показала, что только у 17% обучающихся высокий уровень мотивации, у 49% - средний уровень, низкий уровень – у 34%. На основании проведенного исследования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков, выделились такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, независимость, но готовность брать на себя ответственность в решении проблем оказалась на низком уровне. Выявлены были также низкие значения в области межличностных отношений между подростками, тогда как процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Опрос обучающихся показал, что они хотели бы участвовать в проектной деятельности, так как готовы принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном обществе.
Таким образом, была выявлена необходимость создания условий для успешной социализации обучающихся через проектную деятельность.
Применение разнообразных методов и приемов обучения позволили заинтересовать обучающихся и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволили решить проблемы учебной мотивации и развития у обучающихся навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Обнаружилось противоречие между необходимостью приобщения детей к социальному опыту и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях коррекционной школы. Решить его можно обратившись к проектной деятельности как фактору формирования социализации школьников. Проектная деятельность - один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества.
Начало работы над разрешением проблемы «Проектная деятельность как способ социализации обучающихся в условиях образовательного пространства школы» приходится на 2016 год.
Работа включает описание опыта деятельности педагога трудового обучения МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» по теме: «Проектная деятельность как способ социализации школьников в условиях образовательного пространства школы». Метод проекта используется педагогом в урочное и во внеурочное, с обучающимися 5-9 классов с учетом их возрастных и психических физических возможностей. Педагог ориентирует учеников 5-7 классов на разработку творческих, а учеников 8-9 классов на разработку социальных проектов.
Социальная творческая среда была организованна в 2017-2019 учебных годах в процессе общешкольного проекта «Школьный двор».
В 2019 учебном году в рамках общегородского проекта «Цветущий город», каждый класс проектировал мини-проект по обустройству школьного двора. Так, на территории школы появились «Лучшая клумба года», «Цветочная радуга», «Моя любимая клумба», создавая картину красивого школьного двора.
В ходе работы сложился алгоритм разработки и реализации проектов:
1. Подготовка проекта
Определение проблемы – сложного практического вопроса, требующего изучения и разрешения.
Изучение общественного мнения: теоретическая подготовка исследования (составление программы, определение цели, задач, гипотезы, текста анкеты); практическое проведение исследования (сбор первичной информации, обработка материала, анализ данных и оформление выводов (составление диаграмм, таблиц), изучение проблемы по источникам СМИ, различной литературы.
Формулировка актуальной социальной проблемы: определение причин проблемы, формулирование социальной проблемы, анализ социальной проблемы (по степени важности, масштабности, возможности практического решения, составление реалистической программы подготовки и осуществления социального проекта).
Определение цели и задач социального проекта: определение целевой аудитории проекта (той социальной группы, на представителей которых будет направлен проект), формулирование темы и цели проекта, конкретных задач работы.
2. Составление плана работы
Формулирование конкретных действий (достижимость, реальность, планирование исходя из возраста детей и сроков осуществления): фиксирование планирования на бумаге, определение конечных результатов и путей их достижения.
Распределение обязанностей внутри команды проекта.
Формирование общественного мнения: использование листовок, проведение встреч и бесед с жителями, использование СМИ.
3. Реализация проекта
Презентация проекта – короткий рассказ.
Поиск деловых партнеров, определение круга лиц и организаций, способных помочь в реализации проекта, проведение плановых мероприятий, оценка и промежуточный контроль выполнения плана.
4. Итоги работы над проектом
Анализ соответствия поставленной цели и достигнутых результатов. Информирование общественности о результатах работы.
5. Оценка проекта
Награждение победителей, поощрение участников, планы на будущее, перспективы.
В целом в образовательном учреждении наработана большая практика подготовки и реализации школьных проектов.
Обучающиеся 5-6 классов вовлечены в работу по созданию проектов. В 2016 году девочки были увлечены разработкой мини-проектов: «Цветок источник вдохновения», «Лучшая клумба года», «Красивый школьный двор», «Цветок источник вдохновения», в ходе реализации проектов, девочки познакомились с различными техниками изготовления цветов из ткани, которые могут служить элементом декора в одежде. Каждая участница сотворила свой волшебный цветок.
Продолжением этой работы явился проект «Эти разные цветы из ткани», который был реализован вместе с пожилыми горожанами, проживающими в ГБУ КО «Междуреченский дом-интернат для престарелых и инвалидов», обучающиеся нашей школы провели мастер – класс по изготовлению цветов из ткани, в дальнейшем которые можно использовать как сувениры, украшения.
В 2017 году реализованы проект «Договор с ООО «Астра» по совместной деятельности и организации информационно-просветительской работы, создании площадки проведения трудовой практики для обучающихся, а также взаимной поддержке и развитию интереса к профессиям, связанными с растениеводством, а также проекты по изготовлению шорских украшений, тематических сувениров.
В декабре 2019 года в МБУК ДК «Распадский» состоялся городской фестиваль в рамках форсайт-сессии «Город своими руками» итоговое мероприятие «Детский форсайт». Проект «Змейка секьюрити» выполненный командой учащихся нашей школы вошел в число восьми лучших социальных проектов.
Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно детям с отклонениями в умственном развитии, так как выбор профессии сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.
В основе профориентационной работы в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» лежит программа по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 1-9 классов «Путь к профессии».
МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» выступает, как ресурсный центр по реализации профориентационной программы «Я – цветовод-декоратор» для обучающихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся общеобразовательных школ города демонстрируют свою деятельность в написании и осуществлении проектов.
В марте 2019 года были проведены мероприятия в рамках городского проекта «Фестиваль профессий». На базе образовательного учреждения, прошли мастер-классы по ознакомлению с профессией ландшафтный дизайнер для учеников из МБОУ СОШ № 2, 19, 22, 26, ОШ «Гармония», № 4, № 7, № 12, СРЦ, МБДОУ Детский сад № 54. Учителем профессионально-трудового обучения, была организовала для ребят разнообразная деятельность: знакомство с информацией о профессии ландшафтный дизайнер, составление проекта и разработка эскизов мини сада, оформление мини-сада в горшке с использованием цветочной рассады, бросового материала. В итоги обучающимися всех присутствующих школ было изготовлено 9 композиций, разных по исполнению.
На фестивале рабочих профессий в рамках плана МКУ ОШ «Коррекция и развитие» также были проведены внеклассные мероприятия «Работа с кланаром» и реализован проект «Изготовление цветочной композиции в горшке». Для обучающихся класса проведены профессиональные пробы «Введение в профессию «Цветовод».
На областной выставке «Кузбасский образовательный форум» был представлен опыт работы по профориентации учащихся и проведено два мастер-класса: «Оформление зеленой зоны учебного кабинета», «Изготовление «Травянчика». Особый интерес у посетителей выставки вызвала практика трудоустройства несовершеннолетних, организация производственной практики учащихся ПУ № 29 г. Новокузнецка на базе школьных трудовых мастерских, а также опыт сетевого взаимодействия в пропаганде профессии «Цветовод-декоратор».
Целенаправленная работа по профориентации учащихся дает положительные результаты. За последние три года отмечается положительная динамика показателей, характеризующих состояние самоопределения выпускников школы: увеличилось на 11% число продолживших обучение в учреждениях начального профессионального образование, на 5% число тех, кто выбрал путь получения специальности через курсовую подготовку, организуемую центром занятости населения.
На сегодняшний день можно отметить результаты профориентационной работы: повышение готовности у обучающихся к самостоятельной жизни и самоопределению в обществе. За последние три года увеличилось на 21 % число 9-классников, ориентированных на получение рабочей специальности и составляет 76 % от их общего числа.
О положительных результатах проводимой работы свидетельствует мониторинг динамики развития социальной адаптированности.
Рисунок 1 – Мониторинг динамики развития социальной адаптированности
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что за последние годы, уровень развития социальной адаптированности возрос. Это проявилось, прежде всего, в выявлении ценностных установок обучающихся и результатах проводимых диагностик.
На основе выработанных критериев социальной активности детей (мотивационного, коммуникативного, эмоционального, креативного) опыта учителя Тереховой Л. В., педагога-психолога Федоровой А. Б. в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» был составлен блок диагностических методик, позволяющий продиагностировать детей, занимающихся проектной деятельностью. Сравнительный анализ изменений в развитии социальной активности обучающихся 7-9 классов представлен в таблице.
Таблица 1 – Динамика социальной активности
Критерии социальной активности | 2017-2018 учебный/г | 2018-2019 учебный/г | |||||
н | ср | в | н | ср | в | ||
1 | Мотивационный | 17 | 52 | 33 | 19 | 54 | 27 |
2 | Коммуникативный | 31 | 63 | 6 | 27 | 56 | 17 |
3 | Эмоциональный | 18 | 78 | 4 | - | 52 | 48 |
4 | Креативный | 15 | 69 | 16 | 10 | 70 | 20 |
Полученные данные подтверждают, что в коллективной творческой деятельности имеется значительный потенциал для воспитания социальной активности.
О повышении уровня мотивации к проектной деятельности свидетельствуют данные тестирования «Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников» (по методике Лутошкина А.Н.)
Рисунок 2 – Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Анализ результатов показывает, что количество обучающихся с высоким уровнем мотивации с 17% увеличилось до 33 %, средний уровень с 49% вырос до 53 %, процент с низким уровнем уменьшился с 34 % до 14 %.
Проведенный опрос среди воспитанников (по методике Л.В. Байбородова) также позволил выявить отношение школьников к проектной деятельности. На вопрос «Что дает тебе участие в проектной деятельности?» дети ответили следующим образом: мне нравится обсуждать совместные действия – 75 %; мне нравятся работать в группе – 75 %; интересно придумывать разные идеи сообща – 69 %; теперь я смело могу проявить себя в различных ролях – 78%.
Показателем результативности применения проектной деятельности является успешное участие воспитанников в различных школьных, муниципальных этапах конкурсов социальных проектов.
Таблица 2 – Показатели результативности применения проектной деятельности
уч. год | название проекта | результат | Уровень |
2016-2017 | «Не трогайте нас, зеленых!» | Дипломанты | Муниципальный |
2017-2018 | «Школьный двор моей мечты» | Победители | Муниципальный |
2018-2019 | «Изготовление «Травянчика» | Дипломанты | Региональный |
2019-2020 | «Змейка секьюрити» | Дипломанты | Муниципальный |
Разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год, по наблюдениям, дают положительные результаты:
– обучающиеся получают опыт в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретают коммуникативные навыки и умения (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– происходит духовно-эмоциональное обогащение личности;
– приобретают умения ставить близкие и далекие цели.
Практикуясь в данной проектной деятельности, школьники получили следующие общественно значимые навыки, знания и умения:
– обретение своего «Я», самоопределение;
– умение самовыражаться;
– ответственность и переживание за конечный результат;
– обеспечение «пробы сил» в разных видах деятельности (познавательной, трудовой, общественно-организаторской и т.п.);
– присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, через сознание своего места в нем, через социальную позицию.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Обучающиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться даже в коррекционной школе. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Профессиональная деятельность учителя Тереховой Л.В. неоднократно отмечалась Почетными грамотами Департамента образования и науки Кемеровской области, Благодарственными письмами МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа», учреждений и организаций МГО за реализацию мини-проектов и проведение:
– мастер-класса «Мини сад в горшке»;
– мастер-класса «Плели-заплетали» по изготовлению тесьмы в технике «дерганье»;
– мастер-класса в Доме престарелых, «Декупаж»;
– мастер-класса «Подарок маме»;
– досуговых мероприятий для воспитанников дневного пребывания МКУ «СРЦ для несовершеннолетних.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байбородова, Л. В., Хорисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – № 2. – С.94-117.
2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. –2013. – № 1. – С.16-23.
3. Пономаренко, Ю. В. Индивидуальные маршруты участие в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2013. – № 1. – С.54-64.
4. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. - (Работаем по новым стандартам).
5. Иванова, М. В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство, – 2013. – № 4. – С.3-7.
6. Тигров, В. В., Тигрова В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"
Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...