Обучение школьников черчению и основам графики на уроках технологии
статья по технологии на тему
В статье представлен опыт работы обучения учащихся черчению и основам графики на уроках технического труда.Умение применять на практике знания основ черчения и графики позволяет обеспечить преемственность перехода обучающихся от основного к профильному, профессиональному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение школьников черчению и основам графики на уроках технологии
Моисеев Алексей Владимирович,
учитель технологии
МБОУ «Лицей №52» г. Рязань
С древнейших времен человечеству известен графический язык. Он состоит из разных графических примитивов: точек, линий, штрихов, кругов, знаков. На их основе возникли графические формы представления информации – рисунки, планы, чертежи, схемы, графики, диаграммы. Они применяются практически во всех сферах деятельности человека наряду с книгами, газетами, журналами. Каждый должен уметь прочитать простой чертеж какого-либо изделия, начертить технический рисунок, эскиз. В современном учебном плане «Черчение» исключен как самостоятельный предмет. Вполне очевидно, люди не смогут освоить нанотехнологии, если они с детских лет не ознакомлены с основами графической грамоты и не занимались ручным трудом.
Для решения этой проблемы я провожу интегрированные уроки черчения и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства. На уроках я уделяю достаточно времени графическим работам. Да и при оформлении творческих проектов графическая часть необходима. Черчение дает азы технической грамотности, что важно для цивилизованного существования в нашем технологически ускоренно развивающемся мире. Пространственное, конструктивно-пространственное, образно-пространственное проектное мышление формируется у школьников при изучении черчения в школе, начертательной геометрии, построении чертежей. Знание начальных основ технического черчения дает человеку возможность точного технического изображения предметов, деталей и т.д. с указанием линейных характеристик (длина, ширина, высота), чистота поверхности (чистота обработки материала), материала изделия и буквенных знаков.
В современном производстве чертежу отводят особую роль. Ведь каждый день на заводах изготавливают различные станки, самолеты, радиоприемники, бытовые приборы и многое другое. По чертежам изготавливают отдельные детали машин и приборов, собирают из готовых деталей сложные механизмы. Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам возводят жилые здания, строят плотины, шахты, электростанции, прокладывают железные и шоссейные дороги. По чертежам изготавливают одежду, шьют обувь, делают мебель, озеленяют города и посёлки. Чертежи нужны и врачу для изучения сложной техники. Чертежи нужны и при изучении физики, математики, геометрии. Чтобы овладеть техникой, стать квалифицированным работником, надо уметь читать чертежи.
Обучение основам черчения и графики позволяет обеспечить преемственность перехода обучающихся от основного к профильному, профессиональному обучению.
Обучение школьников графической грамоте провожу на базе учебно-методических разработок по технологии с декоративно-прикладной направленностью К.А. Скворцова, учебников технологии под. ред. В.Д. Симоненко. Формирование элементов графической грамотности для подготовки учащихся к чтению несложных графических изображений и технологических карт изделий в данных учебниках представлен лишь в единичных параграфах. В связи с этим я включил темы по черчению для их изучения в процессе ознакомления детей с чертежами изготавливаемых объектов.
Я считаю, что главной задачей подготовительного уровня обучения черчению на интегрированных уроках является формирование базовых элементов графической грамоты учащихся 5-8-х классов. Для занятий я подбираю учебный материал с учетом распространенности изучаемых технологий в сфере производства и образования, отражения в них современных стандартов и требований к оформлению чертежей. На уроках осуществляю знакомство обучающихся с миром профессий, что способствует выбору жизненных, профессиональных планов учащихся.
Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения можно узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка. Кроме того, графическая подготовка обеспечивает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, участие школьников в проектной и конструкторской деятельности.
Вышеперечисленное показывает актуальность графического образования, как необходимой составляющей общего образования, отвечающей принципам гуманизации, культуросообразности, обеспечивающего коммуникативное и тенологическое образование учащихся.
В процессе обучения пятиклассников изготовлению изделий из древесины стараюсь сформировать у детей знания о развертках как об одном из видов графических изображений изделий, их назначении и особенностях выполнения. При этом напоминаю школьникам, что под графическими изображениями понимают совокупность таких изображений, как чертеж детали, сборочный чертеж изделия, эскиз, кинематическая, электрическая и другие схемы, развертка, аксонометрический чертеж, технический рисунок.
Я объясняю детям, что для изготовления изделий необходимо научиться выполнять и читать эскиз, технический рисунок, чертеж.
1. Учитель: - Скажите, прежде чем изготовить какую-нибудь деталь из дерева, что необходимо сделать? (Ответы учащихся)
- Нужно оформить графическую документацию. К ней относится:
технический рисунок - объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала;
эскиз - плоское изображение детали (предмета) с указанием размеров;
чертеж - изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов. (См. рис. 1, 2, 3.)
Рис. 1. Технический рисунок детали Рис. 2. Эскиз детали
Рис. 3. Чертеж детали
- Очень часто возникает необходимость выполнить чертеж или большой, или очень маленькой детали. Для этого используют масштаб.
Масштаб - отношение линейных размеров изображения к ее действительным размерам. Применяют масштаб для уменьшения размеров - 1:2, 1:10, 1:100 и т.д; для увеличения размеров - 2:1, 10:1, 100:1 и т.д.
Например, М 2:1 означает увеличение в 2 раза.
2. Работа по рассмотрению и комментированию рисунков.
- Теперь давайте рассмотрим, как будут выглядеть проекции ящика, если смотреть на него из шести положений, указанных стрелками. (См. рис. 4.)
Рис. 4. Технический рисунок деревянного ящика. Направления взгляда на ящик: спереди (1); сверху (2); слева (3);справа (4); снизу (5); сзади (6).
На практике, как правило, такое количество изображений не требуется, и чертежи выполняются с тремя видами (см. рис. 5.)
Рис. 5
вид спереди (главный);
вид слева;
вид сверху.
Рассмотрите несколько чертежей. Обратите внимание, что линии на чертеже имеют различное изображение (начертание):
сплошные - толщиной около 1 мм;
выносные - толщиной 0,3-0,5 мм;
размерные - толщиной 0,3-0,5 мм;
осевые - толщиной 0,3-0,5 мм;
штриховые - толщиной 0,3-0,5 мм;
волнистые - толщиной 0,3-0,5 мм;
штрихпунктирные - толщиной 0,3-0,5 мм.
3. Сравнение типов чертежных линий в таблице и на чертежах.
- Рассмотрите таблицу различных типов чертежных линий, ознакомьтесь с их назначением. Найдите аналоги этих линий на чертежах, сравните и укажите, насколько они соответствуют требованиям к изображению и размерам.
Линии чертежа
Название детали, масштаб и материал, из которого она выполнена, записывается в правом нижнем углу. Зная все вышеперечисленные правила при работе с чертежом, вы легко сможете прочитать любой чертеж, то есть определить название, масштаб, количество видов, размеры и форму, материала.
Интегрированное обучение технологии и черчения позволяет сформировать у школьников действенные теоретические знания и сделать приобретенные ими практические навыки более осмысленными.
Список литературы:
1. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.: Приоритет-МБ, 2006. – 48 с., Ил. 17.
2. Михайлов Н.Г. Обучение пятиклассников черчению на уроках технологии в процессе изготовления чертилки из стального прутка. – Ж. Педагогика, психология, 2011
3. Михайлов Н.Г. Графическая подготовка школьников в процессе проектирования. – Ж. Педагогика, психология, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе
Статья для учителей технологии. Также имеется авторская разработка программы проведения кружка....
системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы
доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...
Методы эвристического обучения и примеры использования данных методов на уроках технологии
При разработке творческого урока необходимо использовать методы эвристического обучения: когнитивные (методы учебного познания) и креативные методы....
Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.
Методическая рекомендация для педагогов и родителей.В тексте расказывается как наиболее эффективно и быстро научить учащегося, игре в шахматы.С помощью набора несложных упражнений учащийся быстро осва...
Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения
Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с э...
Статья «Особенности трудового обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках технологии»
Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития это одна из значимых областей знаний, разрабатываемой педагогикой и психологией. Это неотъемлимая часть програм...