Научно-исследовательская деятельность как средство формирования личности учащегося
статья по краеведению

Крылова Надежда Анатольевна

Научно-исследовательская статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность как средство

формирования личности учащегося

Н.С. Подлегаева, Н.А. Крылова, В.И. Старкова,

учителя истории МАОУ «СОШ №85»

Кемерово, Кемеровская область

Одно из главных мест в реализации приоритетных направлений модернизации современного школьного образования занимает организация научно-исследовательской деятельности учащихся как обязательного элемента образовательного процесса. Целью вовлечения в такой вид деятельности является развитие в целом личности учащегося, а также формирования навыка исследования как универсального способа познания действительности. Информационное общество требует приобщение учащихся к научной творческой работе, проявление инициативы и самостоятельного поиска, формирование лидерских качеств. В настоящее время актуально умение использовать и обрабатывать любую информацию, анализировать и делать выводы. Наличие у человека исследовательского стиля мышления является залогом успешности в жизни и необходимо личности в будущем для решения важных практических задач. Изучать и добывать знания, интересоваться новым и работать с информацией – это должно стать нормой образовательного процесса.

Научно-исследовательская деятельность учащихся состоит из нескольких этапов: проведение исследования, написание и оформление исследовательской работы, выступление на конференции. Любая творческая работа эффективна только на добровольной основе. Она является результатом совместной деятельности учителя и учащегося по выявлению и изучению явлений и процессов, фиксации и систематизации, описанию новых знаний. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной деятельности как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основы написания таких работ могут закладываться в начальной школе. Одна из особенностей исследований в период начального обучения — это «поверхностное», еще недостаточно глубокое исследование и носит скорее ознакомительный характер. Учащиеся узнают, что такое исследование, знакомятся с основными этапами и структурой этой работы. Организация исследовательской работы в этот период направлена на формирование представлений о данной деятельности, главной целью которой становится формирование у учащегося устойчивого интереса к исследовательской работе.

Обязательным условием исследований в начальной школе является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, поэтому в проектно-исследовательскую деятельность учащихся младших классов необходимо активно вовлекать родителей. Важно заинтересовать родителей, профессионально их проконсультировать, вовлечь их в поисковый процесс. Участие родителя является прекрасным воспитательным аспектом, способствует укреплению семейных ценностей.

В исследовательской работе с учащимися начальных классов основную работу выполняет педагог, т.к. младший школьник не способен сам сформулировать цели и задачи исследования, сделать выводы, выявить причинно-следственные связи. В работах естественнонаучной тематики ученик более вовлечен в исследовательский процесс путем участия в экспериментах, опытах и наблюдениях. В предметах гуманитарного цикла вовлечь ученика в данную работу сложнее, поэтому задачей педагога является максимальное его привлечение к поисково-исследовательской деятельности. Учащиеся можут вместе с педагогом проводить анкетирование, работать в библиотеке, краеведческом отделе, музее, изучать местность и исторический памятник. Они следуют за педагогом везде. На основе собранного материала ученики младшей школы могут провести тематический классный час и экскурсию, организовать выставку и принять активное участие в подготовке информационных материалов. Практическая значимость исследования также является важным элементом научно-исследовательской работы учащихся старших классов.

Дальнейшее совершенствование работы над исследованиями, использование полученных в начальной школе навыков и умений, учащиеся продолжают применять в старшей школе. Как показывает практика, учащиеся, вовлеченные в исследования в младшем школьном возрасте, работают в данном направлении и в дальнейшем. Приобретается смысл и значимость их деятельности - участие и победы на конференциях, приобретение новых знаний, повышение самооценки и уверенности в себе, критический взгляд на окружающий мир. На данном этапе главной целью организации учебно-исследовательской работы становится формирование у учащихся потребности к самостоятельной мыслительной деятельности. 

Важным в проведении исследования является определение проблемы и темы, четкость ее формулировки. Научно-исследовательские темы учащихся не должны быть обширными и многоаспектными. Ученики в этом возрасте еще не способны проводить глубокий анализ, выявлять сложные причинно-следственные связи. Успешно реализуются научно-исследовательские темы, имеющие личные мотивы интереса учащихся, т.к. главным критерием при выборе направления исследования становится личность ребёнка, сфера его интересов. Если учащиеся работают над темой близкой, понятной им, над темой, связанной с их родословной, малой Родиной, земляками, участниками ВОВ. Работа становится интересной и увлекательной для учащихся.

Одно из самых понятных и доступных для учащихся будут все виды исследования краеведческой направленности. Они являются эффективным способом патриотического воспитания школьников, условием формирования культуры бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края. Огромное воспитательное значение краеведческой исследовательской работы повышает ее значимость в образовательном процессе.

Важным критерием выбора темы исследования является ее малоизученность и оригинальность. Работа не должна содержать только элементы систематизации и обобщения уже имеющихся данных. Обязательным элементом исследования является его новизна, выявление неизвестных ранее фактов, событий и оценок. В исследовании необходимо опираться на необработанные, непроанализированные источники из архивов, музеев, периодической печати и Интернета. Правильный выбор темы является важнейшим условием успешности научно-исследовательской деятельности ученика.

Дальнейшая работа над исследованием состоит из запланированных частей и этапов, которые необходимо контролировать и оценивать, вносить корректировки. Учащимся и педагогом обозначаются границы исследования, а содержание работы должно соответствовать заявленной теме. Визитной карточкой будет являться «Введение». В нем дается обоснование темы и раскрывается ее актуальность в научном и историческом аспекте, чем она заинтересовала учащегося, ее современность и новизна, значимость в будущем.

В старшей школе, в некоторых исследованиях учащихся, полезно выделить гипотезу, что позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. Основная часть исследования структурируется и выделяется 2-3 главы. В каждой может освещаться самостоятельный вопрос изучаемой темы, а название должно соответствовать содержанию глав. В них излагаются имеющиеся объективные исторические факты, собственные сведения и оценки. Главы в содержании могут завершаться небольшими краткими выводами. Необходимо соблюдать логику изложения материала - от общеисторических процессов к частным (региональным). Раздел «Заключение» должен содержать анализ полученных результатов, рассуждения о достигнутых целях, поставленных во введении данного исследования, оценку своего вклада в работу. Намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы, значимость и предлагаются практические рекомендации.

В процессе подготовки и написания работы формируются коммуникативные умения и навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом. Одним из значимых этапов исследовательской работы является ее защита. Свои работы учащиеся представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях. Во время публичного выступления проявляется умения и навыки эмоционально, кратко и логически излагать материал, аргументировано и уверено высказывать свою точку зрения,  вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении. Этот этап исследования очень важен для формирования самооценки, значимости себя как личности, уверенности в важности своей работы. Учащиеся приобретают уникальный опыт публичного выступления, который становится основой успешной деятельности личности в дальнейшем.

Учащиеся нашей школы активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Особое место в ней отводится работам краеведческой тематики. Учащиеся занимаются исследованиями под руководством учителей истории и при непосредственной помощи родителей. Результатом данной работы является активное и успешное участие учащихся нашей школы на научно-практических конференциях. За 2018-2019 учебный год учащиеся нашей школы заняли 17 призовых мест в конкурсном движении разного уровня. Материалы исследовательских работ используются при подготовке и проведении уроков города, уроков мужества, внеурочных занятиях, классных часов и тематических вечеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-исследовательская работа – необходимый вид деятельности в современной образовательной среде, предполагающий очень трудоемкий мыслительный процесс всех участников данной работы. Задача педагога как организатора, руководителя и куратора исследовательской работы сделать ее эффективной и результативной. Решая в ней познавательные задачи для учащегося и педагога важен образовательный результат исследовательской деятельности – приобретение навыков и умений получения новых объективных знаний, как важнейших условий формирования целостной гармоничной интеллектуально развитой современной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

Роль научно-исследовательских работ в формировании положительного интереса учащихся к предмету и процессе становления личности

Данная методическая статья содержит информацию о том, какие личностные качества развивает у школьников участие в научных обществах, как развивается личность и положительное отношение к изучаемым предм...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...