«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА, КАК ОДНА ИЗ СО-СТАВЛЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ БЛОЧНО- МОДУЛЬ-НОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
статья по технологии по теме

Каменнова Галина Андреевна

Аннотация

В одной из своих книг доктор педагогических наук В.В.Гузеев пишет: "Поиски инноваций в образовании - своего рода знамение нашего времени. Едва ли не правилом стало требовать от учителя наличия собственной оригинальной технологии." К сожалению, сегодняшняя дидактика предстает перед школьным учителем как бессистемное нагромождение фактов, понятий, концепций, которые кажутся написанными на разных языках.  Методические журналы, напротив, изобилуют всякого рода «придумками» и «находками», но не дают ответа на главный вопрос: как объять необъятное -  и от времени не отстать, и программу пройти, и качество знаний обеспечить, и при этом сберечь здоровье детей?! Решить это противоречие, на мой взгляд, помогает блочно-модульная технология, которая способствует глубокому усвоению базовых знаний школьного курса и умению анализа и обобщения изучаемого материала.  <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА, КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ БЛОЧНО- МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Каменнова Галина Андреевна, МКОУ Глазуновская СОШ,

 учитель физики ,Волгоградская область

Теоретическая значимость блочно- модульной технологии состоит в том, что она рассматривает в комплексе:  целевой компонент; принципы, способы проектирования   содержания обучения; систему задач и упражнений; Технология- система методов, осуществляемых последовательно в каком либо процессе.

Педагогическая технология -  это процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленной цели.

Блочно- модульная технология -педагогическая технология, направленная на повышение качества образования, на мотивацию и активизацию деятельности учащихся .        Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать  уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся. Это совокупность приемов, методов и форм инновационной деятельности, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания.            
Основной целью блочно – модульного обучения  является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода

обучения. Реализация данной цели позволяет: повысить уровень УВП, качество знаний, мотивацию изучения предмета.

Отдельные, даже очень хорошо подготовленные  и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь результатов, когда речь идет об обучении физики на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом. Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, то есть уметь выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения различны, то и педагогическая технология  должна быть гибкой, вариативной, вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую определяет целеполагание, организация обучения, конструирование системы уроков.

Что мне дает применение  блочно- модульной технологии:

Создание  целостного представления об изучаемом материал ,

 Создает возможность маневрирования учебным временем,

Позволяет высвободить время на отработку знаний и умений,

 Создает условия для развертывания групповой работы в классе

Для более эффективной работы по данной технологии веду работу с алгоритмической  технологической картой урока, которую разрабатываю и  конструирую  для различных модулей обучения. Технологические карты урока выдаются в печатном виде каждому ученику. Существенной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).В процессе обучения учащихся физике технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одного урока. Использование алгоритмической технологической карты урока позволяет  научить учащихся оценивать дозированную достижимую учебную задачу, принимать ее и уметь формулировать собственную конкретную цель на определенном  этапе деятельности, развивает алгоритмическое мышление учащихся, повышает вероятность успеха слабого ученика.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам, она включает более полную информацию об уроке .

Технологическая карта урока это:

1.Способ мотивации самостоятельной деятельности обучающихся.

2.Представление образовательного  процесса на уровне технологии

3.Проектирование и  конструирование на уроке.

4.Своеобразный стимул самообразования

5.Самооценка уровня сформированности своих  знаний.

6.Особая форма изложения учебного материала.

Типы заданий, используемых в технологических картах урока:

-задания со вспомогательными вопросами;

-задания с наличием  образца выполнения;

-задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;

-задания с  алгоритмическими предписаниями;

Активизации учебной деятельности школьников способствуют приемы, используемые в технологических картах: 

-ответы на вопросы параграфа (вопросы даются перед чтением материала);

-составление таблицы по теоретическому материалу;

-составление схем различного вида.

Особенности конструирования карты

-В каждом задании четко сообщается, в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы, таблицы, графика и т.д.).

-Изучаемый материал должен быть представлен зримо, наглядно, в виде схемы, таблицы.

-Сообщается ориентировочный срок работы, обозначенный с учетом уровня сложности материала.

Уроки с применением технологических карт можно проводить на разных этапах учебного процесса: при изучении, закреплении, обобщении материала. В какой именно этап вписать такой урок, зависит от возраста учащихся, степени их подготовки и готовности работать самостоятельно, а также содержания учебного материала. В своей работе   составляю и использую  карты на разных модульных уроках.

Приведу пример применения   технологической карты на уроке физики в 7 классе по теме

« Плотность вещества»,  при подготовке к лабораторной работе

« Определение плотности вещества»

Этапы работы:

1.Учащиеся класса были распределены на  3 группы:

1). « Строители»

2).« Сельское хозяйство»

          3). « Металлообработка»

Каждой  группе были   даны задания: Придумать или найти в задачниках такие задачи,  в содержании  которых  использовались  расчеты массы и объема по его плотности, нахождение плотности по известной массе и объему  различных тел и веществ  на практике в  народном хозяйстве.

3.Работа учителя с каждой группой в отдельности по  отбору задачи и подготовке         лабораторного оборудования.

4.Составление учителем технологических карт урока  для каждой группы в отдельности

5.В ходе работы группы распределили задания следующим образом :

«Строители»-получили задания  группы « Сельское хозяйство»

« Сельское хозяйство»-задания группы « Металлообработка»

« Металлообработка»-задания группы  « Строители»

6. Выполнение  лабораторной работы.

7.Отчет каждой группы : (ответ на вопрос) «Нужно ли знать определение плотности, формулы массы , объема для работы  :

-инженера- строителя

-инженера, который работает на заводе по производству деталей

-для работника сельского хозяйства и зачем?

(Конспект урока и технологическую карту  вы можете найти по ссылке:

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,64017/)

Большинство моих карт представляет собой полную инструкцию выполнения того или иного задания, в других картах присутствуют несколько тренировочных заданий, а в – третьих и задания для самостоятельной работы. В любом случае работе по карте предшествует детальное её изучение, формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Работа по картам – алгоритмам обеспечивает достаточно высокий темп работы учащихся и активную работу всего класса. Данная  методика реализуется на протяжении нескольких лет.

О том, что методика  имеет успешное воплощение на практике можно судить по результатам анкет, проведенных с учащимися .

На вопрос: «Нравиться ли тебе работа с технологической картой на уроке?», 90% ответили- «да».Также учащиеся отметили, что урок с использованием ТК проходит для них понятнее и интереснее. На вопрос : «Испытываешь ли ты трудность в работе с ТК?» -75%  ответили « нет». Ребятами также было отмечено, что   материал  темы на таком уроке изложен более наглядно ,просто и доступно.  80% учеников ответили, что используют карту после  урока для повторения, закрепления и решения задач, подготовке к экзаменам.

Главная задача урока-  обеспечение оптимального развития каждого ребенка. Создание условий для ученического труда с максимальной производительностью для каждого сидящего в классе. Важно, чтобы ученик знал, в чем, должен заключаться его собственный конечный результат обучения на данном уроке и видел как его можно достичь

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Э.М. Браверман «Урок физики в современной школе», Москва «Просвещение»,1993г.

2.Ю.Ю Максимова «Технологическая карта урока как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников» http://festival.1september.ru/articles/501368/ 2010 г.

3.Г.С. Польская «Роль технологических карт и оценочных листов в преподавании математики»  http://festival.1september.ru/articles/410753/ 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

материал излагает особенности проблемно-диалогического обучения на уроках физики...

Технология деятельностного метода обучения на уроках физики.

Данный материал может быть использован в учебной деятельности педагогов....

Дьячкова Н.Л. Реализация исследовательской технологии обучения на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения.

Дьячкова Надежда Львовна,  учитель физикиГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи Выборгского  района  Санкт-Петербурга  На современном этапе в области образования...

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...