Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 0 байтов |
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках физики
(из опыта работы учителя)
физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
№ п/п | Название | Цель использования | Описание порядка использования | Результат использования |
Технология проблемного обучения (Джон Дьюи) | Цель: активизация и развитие качеств продуктивного мышления. Задачи: 1.активизировать мыслительную деятельность и индивидуальные способности обучающегося; 2.воспитать активную творческую личность учащегося, умеющую видеть и разрешать нестандартные ситуации; 3.расширить, углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или рассмотреть новое применение прежних знаний. 4.побудить учащихся к нахождению нового фактического материала для вывода новых теоретических положений, к формулированию своей точки зрения на изучаемое событие. | 1.Создаю проблемную ситуацию и определяю познавательную задачу. Цель урока ставлю через проблемную ситуацию, мотивируя и организуя учащихся на поиск решения. 2. Создаю условия для активного мыслительно-познавательного поиска учащихся под руководством учителя, самостоятельного подхода к выводам. Актуализируя усвоенные ранее знания, создаю педагогические условия для активной самостоятельной деятельности учащихся с целью поиска необходимого решения. В ходе решения проблемы учебный материал конкретизирую серией проблемных вопросов, используя практические задания, работу с текстом, видео- и аудио- ресурсы. 3. Использую тренировочные задания, создаю ситуацию применения знаний в новых условиях, мотивирую мыслительные процессы. Использую простые диагностирующие вопросы, отражающие ключевые положения темы. Задаю конкретные вопросы на обобщение, обоснование. 4. Мотивирую творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие. Даю задания на применение полученных знаний в новой ситуации. Закрепление материала происходит индивидуально или в малых группах. 5. Подвожу итоги. | 1. Есть победители и призеры олимпиад различных уровней; 2. Творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей отразилось в повышении качества знаний и результатах предметных олимпиад. 3. В работе учащихся чаще стала появляться самостоятельность решения проблемных заданий. В ответах учащихся более ярко стала просматриваться собственная позиция и желание аргументировано доказать свою точку зрения. 4.Сформировано умение ставить цель. |
Мастер класс. Проблемное обучение.
Цель: презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы, обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога.
Оборудование:
1) 6 мензурок, 2 бутылки спирта, 2 бутылки воды.
2)2 стакана, бутылка холодной воды, термос с кипятком, крупинки марганцовки.
3) бумажная коробка на нитях для подвеса, штатив старый, спиртовка, спички, сосуд с водой.
Содержание мастер – класса:
Вступительное слово учителя.
- В жизни у человека бывает очень много проблем. Давайте перечислим несколько из них. Какие проблемы можете назвать?
- Поступить учиться, купить автомобиль, построить дом, вырастить детей…
- Как вы думаете, какие качества характера необходимы для решения этих проблем?
- сила воли, целеустремлённость, терпеливость…
- Уроки физики воспитывают в детях именно эти качества. Возникает вопрос: как? При каких условиях? Ответ, конечно, один: через проблемное обучение. Проблемное обучение это эффективная технология, позволяет лучше понять сложную физику. И я хочу поделиться своим опытом применения проблемного обучения.
Да, физика сложный предмет, поэтому я учу своих детей отнестись к ней с пониманием, не зубрить, а понять. Для этого мы на уроках применяем примеры из жизни.
Следовательно, для учителя важно создавать проблемные ситуации. Эти проблемы должны разрешаться учениками при их активной самостоятельной деятельности.
Создание проблемных ситуации – самый ответственный момент урока. Удачно выбранная проблемная ситуация повышает результативность урока.
При решении проблем ученики выдвигают гипотезы, доказывают правоту своих гипотез, для этого добывают нужные знания, делают сравнения, анализы и выводы.
Тема: Строение вещества.
Пример 1.
Берём 2 мензурки. В одной мензурке находится 40мл спирта, в другой – такой же объём воды. Если эти жидкости поместить в третью мензурку, какой будет объём смеси?
Ответ однозначный: 80мл.
Учитель показывает в опыте, что объём меньше 80мл.
Почему так получилось? Как объяснить это явление?- таким образом, возникла проблема.
Ученики самостоятельно ищут ответ, советуются, обсуждают, выдвигают гипотезы, при решении проблемы, они обращаются к строению вещества:
Вывод:
Вещества состоят из частиц, которые беспорядочно движутся и между которыми есть промежутки. Следовательно, молекулы двух веществ перемешались, поэтому общий объём стал меньше.
Похожий пример из жизни: ящик, заполненный яблоками, можно заполнить одновременно и песком (чтобы лучше понять, похожий пример с видимыми телами, ведь молекулы невидимы).
Пример 2. Связь физики с географией.
Летом в озере Байкал вода бывает только при температуре плюс 10 градусов Цельсия. Но при этом озеро замерзает очень поздно, только в январе. Как это объяснить?
Пример 3.
Представьте себе, в солнечную погоду в комнате хорошо видны пылинки, взвешенные в воздухе. Пылинка под действием силы притяжения Земли должна падать на поверхность Земли. Но вместо этого они могут долгое время беспорядочно кружиться в воздухе. Почему?
Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).
Нужно прийти к выводу, что на пылинку действуют молекулы воздуха.
Пример из жизни, позволяющий лучше понять ситуацию при сравнении. Как на футбольный мяч действуют футболисты.
Пример 4. Связь физики со спортом.
Зима, каток, коньки. Почему коньки легко скользят по льду? Ведь во время хоккея, фигурного катания лёд бывает шероховатой, не гладкой?
Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).
Вывод: чтобы коньки хорошо скользили по льду, трение должно быть мало. Следовательно трение нужно уменьшить. Трение можно уменьшить смазкой. При движении коньков по льду лёд нагревается и плавится, образовавшаяся вода и является смазкой, что уменьшает трение.
Пример 5.
Чем отличается горячая вода от холодной? (предположения учеников)
Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).
Опыт с марганцовкой: какая вода быстрее окрашивается в фиолетовый цвет?
Почему? Нужно найти причину.
Вывод:
Молекулы горячей воды движутся быстрее, быстрее идёт процесс диффузии, молекулы воды и краски быстрее перемешиваются.
Похожий пример из жизни: в горячем чае сахар быстрее растворяется.
Пример 6.
Можно ли в бумажной коробке вскипятить воду?
Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).
Опыт: демонстрация кипения воды в бумажном сосуде.
Вода кипит, бумага не возгорается. Почему?
Вывод: тепло от пламени передаётся воде, теплопроводность.
Похожий пример из жизни:
Чайник с водой если поставить на газовую плиту и забыть, сначала вода нагреется, дойдёт до температуры кипения, закипит, интенсивно испарится, когда вся вода перейдет в пар, чайник всё тепло берёт себе, повышается температура до температуры плавления, чайник расплавится, может начаться пожар. Опасно чайник оставить на плите без присмотра (безопасность).
Вывод, рефлексия.
Проблемные ситуации должны быть такими, при их решении ученик должен почувствовать нехватку знаний, у него должно возникнуть желание добывать, получить эти знания.
Что интересно в физике, всё можно связать с жизнью, с практикой, можно доказать, обосновать с помощью примеров из жизни. Так лучше предмет воспринимается, и при этом изучение физики становится удовольствием.
Создавать проблемные ситуации нелегко, это требует от учителя серьёзного труда. Но если учесть результативность проблемных уроков, то увидим, что труд учителя зря не теряется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.
Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....
Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики
Проблемное обучение предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...
"Использование технологии проблемного обучения на уроках физики"
В данной презентации показано, как используется технология проблемного обучения на уроках физики в современной школе....
Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...
Технология проблемного обучения на уроках биологии (из опыта работы)
В статье описываются приемы,которые можно использовать на уроках биологии в системе СПО, в рамках проблемного обучения...