План-конспект урока в 8 классе "Вышивка лентами"
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
Конспект урока по технологии, в котором дети знакомятся с приемами вышивки шелковыми лентами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_shelkovymi_lentami.doc | 98 КБ |
prilozhenie_1.xls | 140 КБ |
prilozhenie_4prezentaciya___garmoniya_cveta.ppsx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края
План - конспект открытого урока по технологии
для девочек, учащихся 8-х классов.
Раздел: Рукоделие. Декоративно – прикладное творчество.
Тема урока: Вышивка шелковыми лентами
Творческое название темы: « Подарок к празднику»
Учитель технологии: Ромах Александра Ивановна
Тема урока: Вышивка шелковыми лентами
Творческое название темы: « Подарок к празднику»
1.Дидактическое обоснование урока
Цель урока: создать условия и способствовать формированию у учащихся качеств, творчески думающей, с эстетическим вкусом личности.
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с историей появления вышивки ленточками, её применении в современной моде
- обобщить знания о стежках и строчках, применяемых в вышивке.
- Научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением
- Способствовать всестороннему развитию личности учащихся,
- Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Материально-техническая и дидактическая база:
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Графопроектор
- Рабочая тетрадь;
- Дополнительная литература;
- Презентация учителя и учащихся
- Учебно-техническая документация:
- Технологические и инструкционные карты (ТК, ИК) ;
- Образцы изделий, декорированных вышивкой лентами
- Для учащихся – пяльцы, кусочки тканей нужного размера, нитки мулине, иглы вышивальные, ленты различных цветов и ширины.
- Образцы рисунков вышивки, фотографии, схемы композиционного построения.
- Инструменты, материалы, приспособления: гобеленовая или шенильная иглы, ткань и ленточки, карандаши, копировальная бумага, пяльцы, ножницы.
- Мониторинг и актуализация знаний, умений, навыков учащихся
- Методы обучения: Объяснительно – иллюстративный. Частично, поисковый (работа учащихся по самостоятельному созданию композиции, нахождению цветового решения работы, подбору цветовой гаммы вышивки, и выполнению вышивки лентами).
- Беседа с объяснением нового материала
- Выступление учащихся с презентациями
- Практическая работа по технологическим картам
- Демонстрация трудовых приёмов
- Интегрирование с предметами
- Историей
- Биологией
- ИЗО
- МХК
- Информатикой и ИКТ
- Занятие по видам вышивки - 3, по вышивке ленточками - 1
- Урок комбинированный, продолжительность – 90 минут
План проведения урока.
- Организация класса.
- Приветствие.
- Проверка присутствующих
- Проверка готовности к уроку
II Мониторинг знаний, умений, навыков учащихся.
Учитель: Сегодня мы повторим все, что вы узнали раньше, проведем практическое занятие, применяя компьютер и технологии с его использованием. Выполненим схемы для вышивки, а также попробуем увеличить или уменьшить рисунки, познакомимся с технологией выполнения вышивки ленточками в изготовлении подарков к праздникам.
Учитель: «Скажите, пожалуйста, что же такое вышивка?»
Учащиеся: Вышивка - один из наиболее распространенных видов украшения изделий из различных материалов орнаментальным или сюжетным изображением, выполненными нитками или другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с понятиями о вышивке, как традиционно русском виде рукоделия, узнали историю различных видов вышивок, их классификацию, познакомились с оборудованием и инструментами, материалом для занятия вышивкой.
Для проверки ваших знаний, основных понятий о вышивке, мы поступим следующим способом. Большую помощь в рукоделии оказывает нам компьютер:
- Можно воспользоваться интернетом
- Поработать в программе EXCEL, разработать или разгадать кроссворд, в программе Paint нарисовать узор выполнить его в цвете.
- Понравившуюся картинку, портрет друга, родственников отсканировав можно превратить в схему для вышивки крестом с помощью программы Photoshop, наложив невидимую сетку , вывести на принтер.
- C готовых дисков “Вышивка крестом» можно вывести на бумагу понравившуюся схему.
Сегодня на уроке вам, девочки, самостоятельно предстоит поработать с этими программами по ИК «Алгоритмы выполнения рисунка в программе Pover Paint», решение кроссворда в программе ExceL
Результатом вашей работы будет готовая схема, которую вы получите и примените для своей практической работы. Решенный или разгаданный кроссворд, разработанный праздничный буклет.
Задание 1. «Разгадай кроссворд» . Карточка –задание которую я вам предлагаю, содержит вопросы по теме «Вышивка». (использование комьютера)
В верхней части кроссворда по горизонтали имя рукодельного монарха Франции, назвавший, это имя (если не ответит уч-ся) получит специальный приз. ( Набор ленточек для вышивок)
Задание 2. Разработать схему для вышивки . Составить клаузуру.
Задание 3.Ваш праздничный буклет. Каков он?
Практическое задание 1. Запялить ткань в пяльцы. Пояснить, почему рисунок должен быть нанесён на ткань до её натяжения на пяльцах или рамке?
Практическое задание 2. Выполнить вышивку стебельков стебельчатым швом, а цветы и листья петелькой «вприкреп»(схему разработать самостоятельно).
Фронтально.
- Что обозначают слова «дизайн и декор»?
- Каково назначение вышивок?
- Перечислите виды вышивок, применяемые в декоре изделий.
- Какие виды вышивок относятся к счетным?
- Назовите разновидности вышивок.
- Стежки и швы, применяемые в вышивке.
- Как правильно подобрать иглы для вышивания?
- Какие инструменты кроме игл нужны при выполнении всех видов вышивок?
Подвести итог и сделать обобщение работы над заданиями, оценить работу учащихся и перейти к работе над новым материалом, начиная словами:
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой, маяться, в безделье,
Займитесь лучше рукодельем!
- Сообщение темы урока, определение целей и задач, методов и форм обучения (слайды из презентации учителя)
Диалог учитель - ученик: На протяжении последних занятий по вышивке вы интересовались, какие нетрадиционные материалы применяют мастера для создания вышитых композиций, декорирования изделий. Поэтому, тема сегодняшнего нашего занятия неслучайно, выбранная и её звучание – «Вышивка шелковыми лентами», а его творческое название «Подарок к празднику».
- А что такое подарок, презент? (Из толковых словарей и словарей иностранных слов уч-ся дают определение)
- Какой подарок или презент хотели бы вы для себя? ( практичный, красивый, нужный и т. д.)
- Что нужно учитывать при выборе подарка? (его нужность, эстетичность, экологичность, и, конечно, стоимость).
- Какой подарок больше всего ценится? Почему?(тот, который выполне своими руками, потому что он сделан с любовью).
- Какой вид искусства, изученный вами, вы можете применить для изготовления подарочной работы?
- Что такое жанр и, какие жанры можно применить в работах декоративно прикладного творчества?
- Какой закон надо всегда соблюдать, чтобы вышивка смотрелась как единое целое? (Закон художественного конструирования, и коротко об этом законе)
- Какие инструменты и материалы необходимы в работе над вышивкой?
- Расскажите о процессе подготовки к вышивальным работам ( рассказ ученицы, которая работала по карточке-заданию)
Учитель: На протяжении последних занятий по вышивке вы интересовались, какие нетрадиционные материалы применяют мастера для создания вышитых композиций. Итак, тема сегодняшнего нашего занятия – «Вышивка шелковыми лентами», его творческое название «Подарок к празднику».
- Как вы думаете, какие вопросы необходимо нам рассмотреть сегодня на занятии, чтобы освоить технику вышивки шёлковыми ленточками?
Предполагаемые ответы учащихся:
- познакомиться с историей данного вида вышивки, раскрыть секреты старинного ремесла.
- Применение и назначение изделий, вышитых ленточками
- Приемы вышивки лентами
- работу с творческой стороны, работу с фантазией и выдумкой, совершенствование своего мастерства и умения.
Учитель: Узнать историю появления вышивки нам поможет Уско Даша (рассказ сопровождается презентацией)
Немного истории
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже, около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех.
Учитель: Все виды рукоделия имеют между собой тесную связь. Многие приемы одинаково применяются в различных видах вышивки.
- Как вы думаете, что необходимо знать и уметь для того, о чём помнить, чтобы освоить этот новый для вас вид рукоделия?
Предполагаемый ответ учащихся: Что такое композиция, цветовое решение работы, виды вышивальных швов, терминологию вышивальных работ, необходимые инструменты и материалы,процесс подготовки ткани к вышивальным работам и т.д. (слайд №
Давайте же вспомним отдельные приемы вышивки и вышивальные швы, которые мы изучали на предыдущих занятиях по рукоделию.(слайд №
- (уч-ся перечисляют)
Учитель: Вышивальные работы предполагают, прежде всего, работу с цветом. С помощью цвета можно связать композицию воедино или же разбить ее на отдельные части.
- Знаете ли вы, кто впервые открыл теорию цвета?
- А каковы основные законы цветовых сочетаний?
Сообщение Ильченко Марины о «Теории и гармонии цвета». Просмотр презентации №2.
Главную роль в составлении любой композиции играет цвет. Нам для грамотной работы необходимо знать основные сочетания цветов. Основы теории цвета были заложены известным ученым – физиком Исааком Ньютоном. Он расположил в замкнутом круге цвета спектра и добавил к ним недостающий пурпурный. Такое расположение цветов показало, что один цветовой тон постепенно переходит в другой. Существует 7 основных цветов. Давайте назовем их (обращается к классу). Красный, оранжевый, желтый (теплые цвета), зеленый, голубой, синий, фиолетовый (холодные цвета). Каждый цвет имеет множество оттенков. Этот цветовой круг поможет нам ориентироваться в подборе нужных цветовых сочетаний, чтобы они гармонировали и звучали в наших изделиях. Диаметрально противоположные цвета и цвета , расположенные под углом 1200 , как правило, сочетаются. Сочетаются также цвета, родственные по тону. Кроме того, здесь нужна собственная фантазия, выдумка, художественное воображение, чтобы создать красивую вещь
- Цветовые сочетания. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит — гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит изделий является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.
Все многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). К хроматическим относятся цвета солнечного спектра: основные — красный, желтый, синий и промежуточные — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Промежуточные, или дополнительные, цвета получаются при смешивании двух основных: оранжевый — из красного и желтого, зеленый — из синего и желтого, фиолетовый — из красного и синего. Есть также бесцветные, или нейтральные, цвета, то есть такие, которые не имеют ярко выраженных признаков. К ним относятся белый, черный, серый цвета и все их оттенки.
Хроматические цвета, в свою очередь, делятся на теплые и холодные. К теплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь — желтый, оранжевый, красный, к холодным — синий, зеленый, фиолетовый и все их оттенки. Самый теплый цвет — красный, а самый холодный — синий. В зависимости от насыщенности цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетание называется контрастностью.
Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном — отношением одного цвета к его оттенкам, а также различных цветов друг к другу; насыщенностью или густотой и светлотой или яркостью — степенью освещенности того или другого цвета. - Ахроматические цвета определяются только светлотой или относительной близостью данного цвета к белому.
В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но и промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойны, лучше воспринимаются.
Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток или лент в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. - Если в работе присутствуют оттенки одного цвета – это монохромная схема( слайд №
- Хорошо сочетаются:
красный — с черным, желтым, серым, коричневым, бежевым,'оранжевым, синим, белым;
синий — с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
желтый — с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
зеленый — с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
фиолетовый — с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Учитель:прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте вспомним о чём надо помнить и что нужно знать, чтобы работа была в радость- (слайды № Т/Б)
- Практическая работа: вышивка лентами.
Дифференцированная самостоятельная работа учащихся по составлению композиции, вышивке фрагментов, с применением технологических карт. Работа по группам, парам, либо индивидуальная.
- Вводный инструктаж учителя строится на основе презентации
- Сообщение названия практической работы;
- Разъяснение задач практической работы;
- Ознакомление с объектом труда (образцом);
- Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание ( оборудование, инструменты, приспособления );
- Ознакомление с учебно-технической документацией ( инструктаж по ТК, ИК, ИТК );
- Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
--- напомнить о соблюдении т/б
- Приемы выполнения швов «навивные или французские узелки», «прямой ленточный стежок», «роза по паутинке», « роза плиссе», «петля вприкреп», выполненные шелковыми лентами.
- Требования, предъявляемые к работе:
- Технологические
- Эстетические
- Эксплутационные
- Экологические
- Экономические
Учитель: сейчас вы приступите к работе. Этот вид рукоделия предполагает составление свободной композиции. В зависимости от того, как вы расположите на ткани рисунок вышивки, зависит внешний вид и форма вашей работы.
Композиция – это умение красиво и правильно расположить фрагменты или детали рисунка.
Обратите внимание на ритм рисунка. Это определенное чередование деталей. В вышивке данного вида не должно быть прямых линий. Веточки цветков красиво изогнуты. Всю композицию воедино связывают листья. Каждый элемент должен повторяться. В зависимости от формы лоскута ткани мы располагаем рисунок вышивки по кругу, по диагонали, в выделенном поле, с краю, в углах.
- Распределение по группам, парам, работа индивидуальная (по желанию).
Требования, которые будут учтены при оценке ваших работ:
- правильность выполнения трудовых приемов,
- самостоятельность при выполнении работы,
- правильность композиционного построения рисунка,
- объем выполненной на уроке работы,
- гармония цветового сочетания,
- соблюдение правил техники безопасности,
- организации рабочего места.
По необходимости учащиеся могут обратиться к компьютерной презентации, просматривая ее на мониторе компьютера. Учитель контролирует и координирует работу.
Подведение итогов урока учителем: Меняются времена, меняется мода, но неизменными должны оставаться добрые отношения между людьми. Вышивка актуальна и в наши дни, поэтому ваш подарок, всегда порадует тех, кому он будет предназначен. Вы так же можете пополнить свой гардероб и дополнить интерьер вышитыми вещами. Для этого надо совсем немного: научиться вышивать. Даже двумя самыми распространенными швами можно создавать замечательные узоры.
- Сообщение учителя о достижении целей урока;
- По окончании работы каждая группа представляет и анализирует работы, самостоятельно дают оценку своей деятельности, получают оценку работы учителя. Затем учащимся предлагается поделиться впечатлениями об уроке, узнать, какой новый опыт работы приобрели они в процессе урока, что получилось особенно хорошо, узнать, возникло ли желание продолжить изучение темы самостоятельно, порекомендовать, где можно приобрести литературу или получить информацию по данной теме, предложить принять участие в проведении следующего урока.
Задание на дом: оформить работу с учётом эстетики, для участия в выставке с названием «Подарок к празднику»
.
Информационные ресурсы
- Мелинда Косс . Искусство вышивки. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128с.
- Донателла Чотти. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия./ Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. – (Энциклопедия).
- Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ. Н. Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128 с. (Серия «Школа изящных рукоделий»)
- http://www.silk-ribbon.ru/stich_.html
- http://www.webposidelki.ru/VL2.htm
Инструкционная карта
Общие правила работы с лентами
- Для работы используется лента длиной 30-35 см.
- Чтобы лента легко проходила в игольное ушко, ее кончик надо срезать под углом 45 градусов.
- Если игла плохо проходит сквозь ткань, то можно сделать прокол деревянным колышком, спицей или шилом.
- Закреплять ленту нужно на изнаночной стороне ткани швейной ниткой.
- Готовую вышивку не стирать и не гладить. Но если это необходимо, то утюжить с изнанки, стараясь не заходить утюгом, на заполненные вышивкой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория гармонии цвета Очень часто за событиями И за сутолокой дней, Старины своей не помним Забываем мы о ней! Заслуга физика Исаака Ньютона в разработке теории цвета
Цвета Хроматические Ахроматические
Однотонная гармония
Контрастное сочетание цветов
Выбор сочетания цветов
Выбор сочетания цветов
Вышивка выполнена по монохромной схеме
Работы выполнена по комплиментарной схеме
Работы выполнены с применением смежной схемы
Час- для души За окном мой март порошит, В доме тикают часы, А в моих руках иголка, Вышивает для души. Говорят совсем не модно Напрягать свои глаза – Никого теперь не тронет Полотняная краса . Только я хочу сквозь иглы Ленты яркие вдевать, С наслажденьем и забвеньем Вышивать и вышивать!!!
Спасибо за внимание
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...