Использование разнообразных технологий. Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности
статья по географии по теме

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2011.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа»

Выступление учителя географии Смирновой Г.И. на методическом объединении учителей естественного цикла

Тема: «Использование разнообразных технологий. Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности»

2011 год

Проектная деятельность на уроках географии.

Одним из приоритетов современного образования  является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения,  непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.  

Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи. Способом организации предложенной Дж. Дьюи деятельности учащихся стал метод проектов, разработанный В.Х.Килпатриком.

Проект - идеальный образ того, чего нет, но что может или должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию обязательно в позитивном направлении или содержании.

Метод проекта – это система обучения (технология) при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.

Педагогическое проектирование – это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической деятельности.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

    Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках.становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.

   Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда, учит по -  настоящему мыслить.

   В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно,  чтобы  эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если  творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.

Этапы действий по выполнению проекта урока.

1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.

2. Планирование проекта:

- Создание рабочих групп;

- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;

- планирование работы групп.

3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).

- Поиск информации;

- обработка полученной информации;

- представление материала, наработанного в группах;

- оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;

- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и т.п.)

- оформление слайд-проекта.

- анализ по выполнению задач проекта.

4. Защита проекта.

В какой бы форме мы не проводили урок, он должен нести здоровьесберегающую направленность.

Только комплексный подход к планированию урока, любой дисциплины поможет развивать и сохранять здоровье школьников.

Цели и задачи проекта

1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint, обобщение и систематизация знаний по природным зонам России.

2. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;

3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;

5. Продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом;

6. Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;

7. Уметь слушать и уважать мнение товарища;

8. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.

Проекты представлены в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала.На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Грамотное ведение дискуссии поможет гражданам нашей страны в решении многих национальных проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых.Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения.

   Навыки проектно-исследовательской деятельности формируются  постепенно. На начальных этапах эффективными  являются различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников то же связано с экспертизой, активным поиском правильного и более точного ответа.

   Каждая творческая работа ученика – это положительные эмоции, ощущение себя в  качестве первооткрывателя, исследователя, новый стиль общения. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только  иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

   В своей практике я использую различные формы организации проектно–исследовательской деятельности  учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Использование проектной деятельности на уроках географии – это современный и эффективный метод обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной дея...

Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое.В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполн...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»

Выступление на заседании ШМО  Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»...

Работа по самообразованию: "Развитие творческих способностей детей, посредством проектной деятельности"

Тема  работы  по самообразованию была выбрана в связи накоплением опыта проектной деятельности воспитанников в коллективе дополнительного образования. Проектная деятельность воспитанников яв...

"Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность с использованием информационных технологий"

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям....