План-конспект урока
план-конспект урока технологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
ТЕМА : « МОЮЩИЕ СРЕДСТВА»
ТЕМА УРОКА: «МЫЛА»
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩИЕ: продолжить знакомить уч-ся с моющими средствами, их
классификацией, ассортиментом и особенностями.
РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать у учащихся умения и навыки грамотного и
разумного поведения при выборе туалетного мыла.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать у учащихся аккуратность, уверенность в своей
привлекательности.
ТИП УРОКА: урок комбинированный.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные (беседа, объяснение), демонстрация,
самостоятельная работа.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
1.Раздаточный материал: «Классификация мыла по составу и качеству»
2.Таблицы с формулами щелочей и щелочных растворов.
3.Образцы туалетного мыла различного качества.
4.Карточки – задания.
5.Задания для самостоятельной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Н.П.Алешина «Материаловедение», Москва -1992г., «Высшая школа», стр.47.
2.«Косметика для всех», Смоленск – 2000г., «Русич», стр.49.
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» - Химия, Москва – 2000г., «АСТ», стр.287.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Проверить присутствие уч-ся на уроке и
готовность их к уроку.
2.ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
По карточкам заданиям – 4 уч-ся.
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ №1
1.Укажите назначение мыльных кремов.
2.Укажите требования к мыльным кремам и порошкам.
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ № 2
1.Укажите состав мыльных кремов.
2.Укавжите % отдушек в мыльных кремах.
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ № 3
1.Укажите состав мыльных порошков.
2.Почему нужно хранить мыльные порошки в закрытых коробочках и не пересушивать?
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ № 4
1.Укажите достоинства бритья с мыльным кремом.
2.В какой упаковке выпускают современные мыльные кремы?
ДИКТАНТ (выполняют остальные уч-ся)
1.Моющее средство, улучшающее внешний вид волос и применяемое после
каждого мытья. (кондиционер)
2.Комбинированное моющее средство. (шампунь + кондиционер)
3.Моющее средство, укрепляющее структуру волос и заполняющее повреждения.
(бальзам)
4.Назначение ланолина в составе мыльных кремов. (смягчать и увлажнять кожу)
5.% влаги в мыльных кремах. (6 - 8%)
6.Роль хвойно-хлорофилло-каротиновой пасты в составе мыльных кремов.
(заживляет раны)
7.Калийные и натриевые мыла в мыльных порошках являются … (щелочами)
8.Вещества, повышающие срок годности ПКТ. (консерванты)
9.Назначение крахмала в составе мыльных кремов. (создает устойчивую пену)
10.Вещество, создающее охлаждающий эффект в мыльных кремах. (ментол)
СООБЩИТЬ ТЕМУ И ЦЕЛЬ УРОКА!
3.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Вопросы для актуализации знаний уч-ся.
1.Какие особенности жиров вы знаете? (способны поглощать из воздуха, растворять и удерживать различные пахучие вещества; способны омыляться при действии на них щелочей)
2.Как называются соли жирных кислот, образованные при действии на жиры водных и спиртовых растворов щелочей? (мылами)
3.Какие еще вещества могут входить в состав мыла? (БАВ; АДРВ; консерванты; красители)
4.Как вы думаете, нужно ли парикмахеру изучать мыла?
5.ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ВОПРОСЫ:
1.Сырье для производства мыла.
2.Классификация мыла по составу и качеству. Ассортимент мыла.
3.Выбор мыла.
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Самостоятельная работа.
Вариант I (ответьте на вопросы)
1.% свободной щелочи в лучших сортах мыла. < 0,025%
2.% жирных кислот в пережиренных мылах. 72 – 80%
3.Устраняет прозрачность, придает светлый тон мылу. TiO2
4.Na2CO3 кальцинированная сода
5.Смягчает кожу (воски) ланолин, спермацет
6.Назначение специального мыла. дезинфекция
7.Синтетические жирные кислоты получают из …… нефти
Вариант II (решите кроссворд)
1 Л | А | Н | О | Л | И | ПО ГОРИЗОНТАЛИ 1.Смягчает кожу (воск). 2.Группа мыла, содержащая < 0,025% щелочи. 3.Содержится в золе. 4.Щелочные соли высших жирных кислот. 5.Древнегреческий медик, ценивший мыло. 6.Мыло III группы, предназначенное для мытья тела. 7.В этом мыле всегда присутствует ланолин. Н |
| 2 Э | К | С | Т | Р | А |
3П | О | Т | А | Ш | ||
4 М | Ы | Л | А | |||
5 Г | А | Л | Е | Н | ||
6 Б | А | Н | Н | О | Е | |
7 Д | Е | Т | С | К | О | Е |
Вариант III (установите соответствие)
1.I группа мыла а) содержит не > 0,025% щелочи
2.II группа мыла б) содержит 80 % жирных кислот
3.II группа мыла в) основу мыла составляют синтетические жирные кислоты
4.Экстра г) применяют меньше жиров и кокосового масла
Ответ: 1б 2 г 3 в 4 а
7.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ,
Выводы:
1.Мыла - это щелочные соли высших жирных кислот.
2.Мыла - прекрасное гигиеническое средств; залог чистоты, а значит в какой-то степени и здоровья человека.
3.Лучшее мыло – это мыло, в котором меньше щелочи.
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Запишите в тетрадь название, назначение, состав и фирму –производитель туалетного мыла, которым вы пользуетесь.
ПЛАН – КОНСПЕКТ К УРОКУ № 47: «МЫЛА»
ВОПРОСЫ:
1.Сырье для производства мыла.
2.Классификация мыла по составу и качеству.
3.Выбор мыла.
Мыло вошло в число предметов первой необходимости каждого человека.
Оно – залог чистоты, а значит в какой-то степени и здоровья человека.
Мыло было известно человеку еще в IV веке до нашей эры. Древние люди научились варить его из козьего жира и древесной золы.
В золе содержится много поташа – карбоната калия - К2 СО3, что создает в ее водном растворе щелочную среду и способствует расщеплению жиров, загрязняющих волосы и кожу.
О ценности мыла в качестве очищающего средства высказывался Гален – древнегреческий медик.
! В Западной Европе до ХVII века мыло производили только в домашних условиях или в аптеках. Поэтому оно не было широко распространено.
начало мыловаренной промышленности в Европе (Италия, Греция, Испания, Германия, Франция) относится к 1791 г.
Тогда был открыт способ производства кальцинированной соды - Na2 CO3, из которой стали получать каустическую соду.
!!! Это и создало возможность организовать промышленное производство мыла в крупных масштабах.
Применение каустической соды удешевило мыло и сделало его доступным более широкому кругу потребителей.
МЫЛА - это щелочные соли высших жирных кислот, а именно жирнокислые калий и натрий.
СЫРЬЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МЫЛА
1.Натуральные жиры:
говяжий; норковый; кокосовое, хлопковое, соевое, подсолнечное, оливковое масла.
.
4.Добавки (для улучшения товарных свойств и внешнего вида):
а) Ti O2 – устраняет прозрачность, придает мылу светлый тон;
б) красители;
в) отдушки;
г) воски – ланолин, спермацет, которые смягчают кожу;
д) БАВ
3.Щелочи:
КОН, Na OH , Na 2 CO3, К2 СО3,
2.Синтетические жирные кислоты (получают из нефти):
пальмитиновая, стеариновая, олеиновая
.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЫЛА ПО СОСТАВУ
Твердые туалетные (72 – 80% жирных кислот) Жидкие туалетные
водно-спиртовые растворы калиевого мыла,
1.Собственно туалетные – для мытья тела приготовленные из растительных масел::
(Банное, семейное, хвойное, люкс, земляничное) кокосовое, подсолнечное + вода + спирт +
глицерин + канифоль + поташ + КОН
2.Пережиренные – смягчают, питают, оказывают
лечебное действие.
(Дельфин (БАВ) , балет, зодиак, консул – норковый жир)
3.Спец.назначения – дезинфекция рук.
(Гигиеническое)
При уходе за кожей лица, рук и тела большое значение имеет качество мыла.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ МЫЛА
1.Хорошо растворяться в воде.
2.Не содержать лишней щелочи.
3.Обладать устойчивостью при хранении ( не плесневеть и не прогоркать)
КЛАССИФИКАЦИЯ МЫЛА ПО КАЧЕСТВУ
ЭКСТРА – не более 0,025% щелочи.
«Диво», «Ночная фиалка», «Камей»,…
I группа – содержит 72-80% жирных кислот; изготавливается из высококачественного сырья и является лучшими мылами. О
ни экономичны в применении, имеют высокую моющую и пенообразующую способность. «Балет», «Консул», «DOVE», «84»,…
«Балет», «Консул», «Зодиак».
Детское экстра: изготавливают по лучшей рецептуре с добавлением ланолина; в их составе меньше всего щелочи.
«Тик-так», «Зайчик», «Малышам»
III группа – содержит синтетические жирные кислоты и минимум натуральных жиров.
«Банное», «Земляничное», «Семейное».
II группа - применяют меньше натуральных жиров и кокосового масла, которые заменяют синтетическими жирными кислотами.
«Лаванда», «Хвойное», Косметическое», «Спермацетовое».
ВЫБОР МЫЛА
Мыло – прекрасное гигиеническое средство. Однако у некоторых людей оно вызывает раздражение кожи лица и рук.
В зависимости от содержания свободной щелочи, мыло может быть:
а) щелочным; б) нейтральным; в) пережиренным.
В лучших туалетных мылах % свободной щелочи не должен превышать 0,025%.
Чтобы нейтрализовать и это незначительное количество едкого вещества, в туалетные мыла добавляют ланолин, спермацет или питательный крем.
!!!Если у вас жирная кожа, то можно пользоваться любым туалетным мылом.
При намыливании щелочь, соединяясь с кожным жиром, дает мощный моющий эффект. Мыло, образуя обильную пену, которая обволакивает кожу, удаляет с нее пот и грязь.
!!!Если у вас сухая кожа, то щелочь еще более высушивает ее и вызывает раздражение. Поэтому для сухой кожи следует выбирать пережиренные сорта мыла.
!!! Необходимо отметить, что бытующее мнение о полезности детского мыла ошибочно: содержащийся в нем ланолин делает волосы тусклыми, липкими и не способствует удалению загрязнений.
Для мытья головы лучше всего пользоваться шампунями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...