План-конспект урока
план-конспект урока технологии (7 класс) на тему

Стрельцова Наталья Николаевна

Раздел "Материаловедения", тема урока "Мыла".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материаловедение79.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

ТЕМА : « МОЮЩИЕ СРЕДСТВА»

ТЕМА УРОКА:  «МЫЛА»

ЦЕЛИ  УРОКА:

ОБУЧАЮЩИЕ:  продолжить знакомить уч-ся с моющими средствами, их

                            классификацией, ассортиментом и особенностями.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:  формировать у учащихся умения  и навыки грамотного и

                               разумного поведения  при выборе туалетного мыла.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  воспитывать у учащихся  аккуратность, уверенность  в своей

                                     привлекательности.

ТИП  УРОКА:    урок   комбинированный.

МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ:   словесные (беседа, объяснение),  демонстрация,

                                          самостоятельная работа.                                      

МАТЕРИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УРОКА:

1.Раздаточный материал: «Классификация мыла по составу и качеству»

2.Таблицы с формулами щелочей и щелочных растворов.

3.Образцы туалетного мыла различного качества.

4.Карточки – задания.

5.Задания для самостоятельной работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Н.П.Алешина «Материаловедение», Москва -1992г., «Высшая школа», стр.47.

2.«Косметика для всех», Смоленск – 2000г., «Русич», стр.49.

3. Детская энциклопедия  «Я познаю мир» - Химия, Москва – 2000г., «АСТ», стр.287.

 

                                                  ХОД  УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.  Проверить  присутствие уч-ся на уроке и  

                                                                     готовность их к уроку.

2.ПОВТОРЕНИЕ  РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

По карточкам заданиям – 4 уч-ся.

                                             КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ №1

1.Укажите назначение мыльных кремов.

2.Укажите требования к мыльным кремам и порошкам.

                                             КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ № 2

1.Укажите состав мыльных кремов.

2.Укавжите % отдушек в мыльных кремах.

                                             КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ № 3

1.Укажите состав мыльных порошков.

2.Почему нужно хранить мыльные порошки в закрытых коробочках и не пересушивать?

                                             КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ № 4

1.Укажите достоинства бритья с мыльным кремом.

2.В какой упаковке выпускают современные мыльные кремы?

                                   ДИКТАНТ (выполняют остальные уч-ся)

1.Моющее средство, улучшающее внешний вид волос и применяемое после

     каждого  мытья.                                                                                     (кондиционер)

2.Комбинированное моющее средство.                                     (шампунь + кондиционер)

3.Моющее средство, укрепляющее структуру волос и заполняющее повреждения.

                                                                                                                                                       (бальзам)

4.Назначение ланолина в составе мыльных кремов.         (смягчать и увлажнять кожу)

5.%  влаги в мыльных кремах.                                                                         (6 - 8%)

6.Роль хвойно-хлорофилло-каротиновой пасты в составе мыльных кремов.

                                                                                                                   (заживляет раны)

7.Калийные и натриевые  мыла в мыльных порошках являются …                (щелочами)

8.Вещества, повышающие срок годности ПКТ.                                          (консерванты)

9.Назначение крахмала в составе мыльных кремов.                   (создает устойчивую пену)

10.Вещество, создающее охлаждающий эффект в мыльных кремах.    (ментол)

СООБЩИТЬ ТЕМУ И ЦЕЛЬ УРОКА!

3.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ  НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Вопросы для актуализации знаний уч-ся.

1.Какие особенности жиров вы знаете?  (способны поглощать из воздуха, растворять и удерживать различные пахучие вещества; способны омыляться при действии на них щелочей)

2.Как называются соли  жирных кислот, образованные при действии на жиры водных и спиртовых растворов щелочей?                                                               (мылами)

3.Какие еще вещества могут входить в состав мыла?   (БАВ; АДРВ; консерванты; красители)

4.Как вы думаете, нужно ли парикмахеру изучать мыла?

5.ИЗЛОЖЕНИЕ  НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ВОПРОСЫ:

1.Сырье для производства мыла.

2.Классификация мыла по составу и качеству. Ассортимент мыла.

3.Выбор мыла.

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

Самостоятельная работа.

                                                  Вариант I  (ответьте на вопросы)

1.% свободной щелочи в лучших сортах мыла.                                < 0,025%

2.% жирных кислот в пережиренных мылах.                                        72 – 80%

3.Устраняет прозрачность, придает светлый тон мылу.                       TiO2

4.Na2CO3                                                                                                                                        кальцинированная сода

5.Смягчает кожу (воски)                                                              ланолин, спермацет

6.Назначение специального мыла.                                               дезинфекция

7.Синтетические жирные кислоты получают из ……                нефти

                                                 Вариант II  (решите кроссворд)

 

1 Л

А

 Н

О

Л

И

               ПО    ГОРИЗОНТАЛИ

1.Смягчает кожу (воск).

2.Группа мыла, содержащая  <  0,025% щелочи.

3.Содержится в золе.

4.Щелочные соли высших жирных кислот.

5.Древнегреческий медик, ценивший мыло.

6.Мыло III группы, предназначенное для мытья тела.

7.В этом мыле всегда присутствует ланолин.

Н

                                   

2 Э

К

С

Т

Р

А

3П

О

Т

А

Ш

4 М

Ы

Л

А

5 Г

А

Л

Е

Н

6 Б

А

Н

Н

О

Е

7 Д

Е

Т

С

К

О

Е

                                             

                                                  Вариант III  (установите соответствие)

1.I  группа мыла          а) содержит не > 0,025% щелочи

2.II группа мыла         б) содержит 80 % жирных  кислот

3.II группа мыла         в) основу мыла составляют синтетические жирные кислоты

4.Экстра                       г) применяют меньше жиров и кокосового масла

Ответ:  1б   2 г   3 в   4 а

7.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА  И  ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ,

Выводы:

1.Мыла - это щелочные соли высших жирных кислот.

2.Мыла  - прекрасное гигиеническое средств; залог чистоты, а значит в какой-то степени и здоровья человека.

3.Лучшее мыло – это мыло, в котором меньше щелочи.

8.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ:

Запишите в тетрадь  название, назначение, состав  и фирму –производитель  туалетного мыла, которым вы пользуетесь.  

                                         ПЛАН – КОНСПЕКТ К УРОКУ № 47:  «МЫЛА»

ВОПРОСЫ:

1.Сырье для производства мыла.

2.Классификация мыла по составу и качеству.

3.Выбор мыла.

Мыло вошло в число предметов первой необходимости каждого человека.

Оно – залог чистоты, а значит в какой-то степени и здоровья человека.

Мыло было известно человеку еще в IV веке до нашей эры. Древние люди научились варить его из козьего жира и древесной золы.

В золе содержится много поташа – карбоната калия  - К2 СО3, что создает в ее водном растворе  щелочную среду и способствует расщеплению жиров, загрязняющих волосы и кожу.

О ценности мыла в качестве очищающего средства высказывался  Гален – древнегреческий медик.

! В Западной Европе до ХVII  века мыло производили только в домашних условиях или в аптеках. Поэтому оно не было широко распространено.

начало мыловаренной промышленности в Европе (Италия, Греция, Испания, Германия, Франция) относится к   1791 г.

Тогда был открыт способ производства кальцинированной соды -  Na2 CO3, из которой стали получать каустическую соду.

!!! Это и создало возможность организовать промышленное производство мыла в крупных масштабах.

Применение каустической соды удешевило мыло и сделало его доступным более широкому кругу потребителей.

МЫЛА  - это щелочные соли высших жирных кислот, а именно  жирнокислые  калий и натрий.

                                   

                                          СЫРЬЕ  ДЛЯ  ПРОИЗВОДСТВА  МЫЛА

1.Натуральные жиры:  

говяжий; норковый; кокосовое, хлопковое, соевое, подсолнечное, оливковое масла.

.

4.Добавки (для улучшения товарных свойств и внешнего вида):

а) Ti O2 – устраняет прозрачность, придает мылу светлый тон;

б) красители;

в) отдушки;

г) воски – ланолин, спермацет, которые смягчают кожу;

д) БАВ

 

3.Щелочи:

КОН,  Na OH , Na 2 CO3,  К2 СО3,

2.Синтетические жирные кислоты (получают из нефти):  

пальмитиновая, стеариновая, олеиновая

.

                                КЛАССИФИКАЦИЯ МЫЛА  ПО СОСТАВУ

Твердые туалетные (72 – 80% жирных кислот)                             Жидкие туалетные

                                                                                           водно-спиртовые растворы калиевого мыла,

1.Собственно туалетные – для мытья тела                  приготовленные из растительных масел::    

(Банное, семейное, хвойное, люкс, земляничное)        кокосовое, подсолнечное + вода + спирт +  

                                                                                           глицерин + канифоль + поташ + КОН

2.Пережиренные – смягчают, питают, оказывают

                                 лечебное действие.

(Дельфин (БАВ) , балет, зодиак, консул – норковый жир)    

3.Спец.назначения – дезинфекция рук.

(Гигиеническое)                      

При уходе за кожей лица, рук и тела большое значение имеет качество мыла.

                                       ТРЕБОВАНИЯ  К  КАЧЕСТВУ  МЫЛА

1.Хорошо растворяться в воде.

2.Не содержать лишней щелочи.

3.Обладать устойчивостью при хранении ( не плесневеть и не  прогоркать)

                                 КЛАССИФИКАЦИЯ  МЫЛА  ПО  КАЧЕСТВУ

ЭКСТРА – не более 0,025% щелочи.

«Диво», «Ночная фиалка», «Камей»,…

I группа – содержит 72-80% жирных кислот;  изготавливается из высококачественного сырья и является лучшими мылами. О

ни экономичны в применении, имеют высокую моющую и пенообразующую способность. «Балет», «Консул», «DOVE», «84»,…

«Балет», «Консул», «Зодиак».

Детское экстра: изготавливают по лучшей рецептуре с добавлением ланолина; в их составе меньше всего щелочи.

«Тик-так», «Зайчик», «Малышам»

III группа – содержит синтетические жирные кислоты и минимум натуральных жиров.

«Банное», «Земляничное», «Семейное».

II  группа  - применяют меньше натуральных жиров и кокосового масла, которые заменяют синтетическими жирными кислотами.

«Лаванда», «Хвойное», Косметическое», «Спермацетовое».

                                                         ВЫБОР  МЫЛА

Мыло – прекрасное гигиеническое средство. Однако у некоторых  людей оно вызывает раздражение кожи лица и рук.

В зависимости от содержания свободной щелочи, мыло может быть:

а) щелочным;  б) нейтральным; в) пережиренным.

В лучших туалетных мылах  % свободной щелочи не должен превышать  0,025%.

Чтобы нейтрализовать и это незначительное количество едкого вещества, в туалетные мыла добавляют ланолин, спермацет или питательный крем.

!!!Если у вас жирная кожа, то можно пользоваться любым туалетным мылом.

При намыливании щелочь, соединяясь с кожным жиром, дает мощный моющий эффект. Мыло, образуя  обильную пену, которая обволакивает кожу, удаляет с нее пот и грязь.

!!!Если у вас сухая кожа, то щелочь еще более высушивает ее и вызывает раздражение. Поэтому для сухой кожи следует выбирать пережиренные сорта мыла.

!!! Необходимо отметить, что бытующее мнение о полезности  детского мыла ошибочно: содержащийся в нем  ланолин  делает волосы тусклыми, липкими и не способствует удалению загрязнений.

Для мытья головы лучше всего пользоваться шампунями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...