Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
К технологической документации учителя относятся:
l Учебная (рабочая) программа курса обучения
2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета
3 Технологические карты (курса, разделов, модулей, тем, поурочные)
Технологическая документация разрабатывается учителем в соответствии с нормативными документами и технологическими рекомендациями:
l Закон «Об образовании»;
2 Федеральный государственный стандарт общего образования образовательной области «Технология;
3 Примерные программы образовательной области «Технология»;
4 Учебники по преподаваемому предмету, рекомендованные к использованию МО и Н РФ в соответствующем учебном году и имеющие соответствующий гриф;
5 Методические рекомендации МО и Н РФ и региональные «О преподавании предметов образовательной области «Технология» в соответствующем учебном году.
Разработка технологических карт
Индивидуальная работа учителя над проектированием отдельных тем учебного года по схеме: цель, задачи, детские и педагогические действия, формы, результат и «контрольная» задача и их рефлексивное описание.
Цель разработки технологических карт
Освоение разнообразных способов, форм, приёмов деятельности педагога в условиях урока, учебных и консультативных занятий в условиях обучения в основной школе и соотнесения их основным целям и задачам учебных курсов.
Технологическая карта
Изображение хода образовательного процесса за конкретный промежуток времени (тему) с обозначением всех связей и отношений между предметным содержанием, способами и формами достижения результата изучения темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_sayta.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта раздела материаловедение - 4 часа 5 класс .
Тема урока . | Изготовление и отделка ткани. | Свойства ткани из растительных волокон . | |
Обязательный минимум содержания программы . | Знать | Производство ткани .Понятие о прядении ,ткачестве и отделке тканей . Определение направления долевой нити в ткани . Виды переплетения нитей в ткани .Определение лицевой стороны ткани . | Виды растительных волокон .Свойства тканей из натуральных растительных волокон .Виды хлопчатобумажных и льняных тканей .Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических , гигиенических и эксплуатационных свойств . |
Уметь | Определять долевую нить в ткани . Определять лицевую сторону ткани . | Определять хлопчатобумажные и льняные ткани по их виду и свойствам . Выбор материалов для проектного изделия . | |
Использовать в повседневной жизни . | Использование пряжи и нитей для изготовления различных изделий с применением ручных инструментов , машин ,оборудования и приспособлений | Изготовление изделий из различных материалов . Построение планов профессионального образования . |
Технологическая карта поурочного планирования раздела «Материаловедение» 5 класс
Учебный элемент | Урок №1 | Урок № 2 |
Тема | Изготовление ткани . | Свойства тканей из натуральных растительных волокон |
Тип учебного занятия | Урок освоения новых знаний ,формирования умений и применения полученных знаний | Урок освоения и применения полученных знаний |
Цели учебного занятия | 1. Освоение знаний о производстве пряжи , нитей ,ткани , способах отделки тканей. | 1 . Освоение знаний о производстве и свойствах тканей из растительных волокон 2. Формирование умений в определении волокнистого состава тканей |
Форма организации познавательно – трудовой деятельности | Частично – поисковая , индивидуальная | Проектная деятельность в микрогруппах. |
Методы обучения | Исследовательский . | Метод проектов |
Планируемые результаты : 1 .метапредметные | Работать с источниками информации о волокнах и изделиях из них , исследовать ,сравнивать , делать выводы . | Исследовать свойства тканей органо –лептическим методом ,сравнивать , находить решения ,проектировать ,работать в группе . |
2. предметные | Знать общее понятие о пряже ,нитях , процессах производства ткани в домашних условиях и на ткацких фабриках ,способы отделки тканей , свойства нитей основы и утка , структуру полотняного переплетения .Уметь определять направление нитей в тканях , лицевую и изнаночную стороны . | Знать классификацию текстильных волокон , способы получения и свойства тканей из хлопка и льна . Уметь распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани по внешним признакам ,выбирать ткани для рабочей одежды . |
3. личностные | Развивать познавательный интерес , формировать трудовую активность , аккуратность . | Формировать творческое отношение к работе ,умение работать в коллективе . |
Лабораторно –практические проектные работы | Лабораторные работы : 1 .Определение направления нитей в ткани . 2 .Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях . | Учебный проект «Хлопчатобумажные и льняные ткани для рабочей одежды. . |
Оценка и контроль образовательных результатов | Само. и взаимоконтроль в сравнении с тех . документацией . | Взаимоконтроль в процессе защиты проекта по критериям . |
План урока 5 класс ( 2часа)
Тема урока: Изготовление и отделка ткани
Цели урока: - систематизировать и углубить знания учащихся о производстве
пряжи и тканей;
- ознакомить со способами отделки тканей;
-сформировать умения в определении направления нитей
основы и утка, лицевой стороны тканей;
- способствовать воспитанию трудовой активности,
самостоятельности, аккуратности.
Методическое оснащение:
1.Дидактическое обеспечение:
- учебник «Технология» , 5 класс, В. Д. Симоненко
- рабочие тетради;
- раздаточный материал ( образцы тканей, инструкционные
карты, таблицы, лупы, клей, линейки, карандаши).
2.Материалы для контроля знаний учащихся:
- таблицы, кроссворд.
Методы обучения: коммуникативно-диалоговый, частично поисковый.
Формы организации познавательно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, частично-поисковая, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа урока | Содержание | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Актуализация знаний | Определить исходный уровень знаний о понятиях: «волокно», «пряжа», «ткань» | Беседа с учащимися по вопросам: 1. Из чего изготавливают одежду? 2.Какие еще изделия изготавливают из ткани? 3.Какое сырье используют для получения тканей? | Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. Метапредметные: способность к рассуждению. |
Освоение новых знаний | Способствовать освоению новых понятий: «волокно», «пряжа», «прядение», «ткань», «ткачество», «нити основы и утка», «лицевая сторона ткани». | Рассказ учителя: - история ткачества; -процессы прядения и ткачества; -определение нитей основы и утка; -полотняное переплетение в тканях; -отделка тканей; -признаки определения сторон тканей. 2. Организует самостоятельную работу по решению кроссворда. | 1. Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия. 2. Определяют направление нитей на образцах. 3. Определяют лицевую сторону в образцах. 4. Решают кроссворд. 5. Проводят взаимопроверку решения кроссворда. | Личностные: - умение понимать смысл поставленной задачи Метапредметные: - умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Предметные: -сформированность понятий, -владение способами определения направления нитей основы и утка в тканях, лицевой стороны ткани, распознавания тканей полотняного переплетения. |
Лабораторно-практическая работа | Способствовать закреплению освоенных понятий; применению умений в определении нитей основы и утка, лицевой стороны в тканях. | Учащимся выдаются наборы для лабораторных работ, инструкционные карты, таблицы. | Выполняют работу по инструкционным картам, записывают результаты в тетрадь, вклеивают образцы, подводят итоги. | Личностные: - трудовая активность, -аккуратность. Метапредметные: умение применять полученные знания на практике, - исследовать, сравнивать, анализировать, делать вывод. Предметные: -знание понятий, - умение определять направление нитей и стороны тканей. |
Рефлексия, подведение итогов. | Осознание значимости изучаемых технологических знаний в будущей жизни. | Вопросы: 1.Пригодятся ли вам полученные знания и умения в будущей жизни? 2. Для каких профессий важны эти знания? 3.Дает домашнее задание на заучивание основных понятий. Учебник « Технология», стр.5-11. | Рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы. | Личностные: - адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией Метапредметные: - осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека Предметные: сформированность интереса к изучаемому предмету. |
План урока 5 класс (2 часа)
Тема урока: Свойства ткани из натуральных волокон.
Цели: создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из растительных волокон;
создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей;
создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать выводы.
Оснащение урока: учебник «Технология» 5 класс, рабочие тетради, раздаточный материал (коллекция образцов хлопчатобумажных и льняных тканей, чашки с водой, иголка).
Методы обучения: проблемный и частично – поисковый.
Форма организации: парная.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Содержание. деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Планируемый результат |
1. Актуализация. | Повторение пройденного материала | Предлагает тестовое задание для учащихся | Решают кроссворд | Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения. Метапредметные: способность к рассуждениям. Личностные: умение ясно излагать свои мысли. |
2.Освоение новых знаний | Способствовать освоению знаний о производстве ткани и их использование в быту. | 1. Ознакомление со свойствами ткани: хлопчатобумажной и льняной. .2.Ознакомление с темой проекта по изготовлению рабочей одежды (фартука). |
| Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку. Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи. |
3. Лабораторно – практическая работа | Формирование умений в определении свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. |
| Исследование образцов ткани, определяем ткани на сминаемость, осыпаемость, запах при горении, заполняют таблицы свойств . | Предметные: определение свойств ткани Метапредметные: умение сравнивать , делать выводы. Личностные :воспитывать аккуратность, умение работать в парах. |
4. Рефлексия | Осознание значения знаний о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей в будущей жизни. | Вопрос: для чего вам необходимо знание о свойствах ткани.? |
| Предметные: формирование интереса к предмету «Технология» Метопредметные: Умение анализировать и делать выводы. Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу. |
Список используемой литературы
- Программы начального и основного общего образования. «Технология»- М., 2010г., «Вентана-Граф».
- Лютикова Н.Н. Учебно – методический комплект. «Развитие компетентности учителя образовательной области «Технология» в условиях новой модели образования» - Хаб., 2010г.
- Методические рекомендации к 2011-2012уч.году «Роль технологического образования в развитии личных качеств современного школьника – Хаб., 2011г.
- Лютикова Н.Н «Пути совершенствования преподавания предмета «Технология» с позиций государственных образовательных стандартов второго поколения.» - Хаб., 2011г.
- Учебник «Технология» 5 класс под редакцией В.Д.Симоненко – М., «Вентана-Граф» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая документация учителя технологии
Пакет технологической документации учителя по теме уроков «Изготовление и отделка ткани» для учащихся 5-х классов, соответствующий современным требованиям к проектированию деятельности учителя т...
Компетентно- деятельный подход в профессиональной деятельности учителя
доклад на актуальную во все времена тему...
"Современные подходы к проектированию урока математики"
Материал содержит описание основных учебных технологий, применяемых учителем при проектировании современного урока математики....
"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"
Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....
Технология педагогических мастерских как современный подход к образовательной деятельности педагога
Здесь представлено обобщение педагогического опыта...
Современные подходы к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности
Требования к организационно-содержательной модели методического сопровождения.Изучение основных подходов к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности....
Современные подходы к проектированию коррекционно-развивающего занятия
Презентация к семинару методического объединения учителей индивидуального обучения...
Комментарии
ОГ