Конспект урока по технологии 5 класс.
методическая разработка (технология, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
5 класс. Тема урока. «Блюда из яиц»
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цель урока.
Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека.
Задачи урока.
- Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и приготовлению блюд из яиц.
- Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Создать условия для выполнения самостоятельной деятельности.
- Воспитывать взаимодействие в коллективе.
Необходимое оборудование и материалы.
- Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.
- Куриные яйца для лабораторной и практической работы.
- Набор продуктов для практической работы.
- Компьютер, проектор, экран.
- Слайдовая презентация.
- Инструкционные карты для лабораторной работы.
- Технологические карты. Яйца «Сюрприз» (приложение №2)
Для учащихся:
- Рабочая тетрадь, кулинарная энциклопедия, письменные принадлежности.
- Таблица «ЗУХ» (приложение №1)
Подробный конспект урока (90 минут).
1. Организационный момент
Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы (до занятия).
Проверка готовности к уроку.
Учитель: (звучит медленная музыка.)
В некотором царстве, Кулинарном государстве, был объявлен конкурс на замещение вакантной должности придворного повара. Всем желающим занять это место предлагалось отгадать загадку и приготовить блюдо.
«Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли. Сварю, стану есть – несолено».
(Фунт – единица измерения массы 1 фунт - 450 грамм)
Трудная загадка! Многие пытались её разгадать, но ни у кого не получалось.
Однако нашёлся повар, настоящий профессионал, который справился с заданием!
Что же приготовил повар? (ребята высказывают своё мнение) Повар сварил яйцо, разумеется, в скорлупе.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Кулинария. (Слайд № 1)
Добро пожаловать в «Мир солнышка в скорлупке».
Сегодня мы побываем в гостях у придворного повара Калорьевича и узнаем всё о яйце и яичных продуктах,
научимся готовить блюда из яиц.
Знакомьтесь! (Слайд № 2)
Повар у плиты творит
Как на крыльях он парит.
Каждое его творенье -
Просто сказка, объеденье,
Мысли, творчества полёт,
Тот, кто пробовал, поймёт.
Поварское дело не ремесло, а искусство.
У древних римлян существовали поговорки: «Жизнь – из яйца», «С яйца – с самого начала», потому что свою трапезу они всегда начинали с яйца, которое они не варили, а выпивали сырым.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: В каждом маленьком яйце скрыто столько загадок!
Раскроем их и станем настоящими экспертами в области яиц. (Слайд № 3)
Свои знания по теме будем сохранять в таблице «ЗУХ».
Таблица «ЗУХ» | ||
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
- Яйцо – пища, приготовленная природой в идеальных пропорциях.
А вот и первая загадка. Какие полезные вещества содержатся в 45 граммах яйца?
Работа с текстом кулинарных энциклопедий.
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
(приём «Инсерт»). (Слайд № 4)
Задание: вчитываемся в текст и делаем пометки: " V " - уже знал, " + " – новое,
" ? " - есть вопросы (хочу узнать).
Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод по прочитанному. Таблица «ЗУХ».
Вывод. (Слайд № 5)
Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины А, D, Е и В.
Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.
Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени).
Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется.
Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.
- Чтобы разгадать вторую загадку, отправимся с поваром Калорьевичем в магазин.
Просто поразительно, как много информации содержится на яйце!
Какую информацию содержит штамп на яйце?
Беседа (ребята высказывают своё мнение).
Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.
По истечении 7 суток они становятся столовыми.
Работа по учебной таблице. (Слайд № 6)
(Схема зарисовывается учащимися в рабочую тетрадь)
- Крупные яйца массой 45 г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.
- Яйца массой 40 г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.
К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.
Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.
Советы повара Калорьевича. (Слайд № 7)
- Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
- При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.
Стадия осмысления.
Учитель: Начинаем заполнять таблица «ЗУХ».
- Раскроем ещё одну загадку и познакомимся со строением яйца.
(работа по учебной таблице) (Слайд № 8)
.
Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток.
Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.
- Очень важно, чтобы яйца были свежими, а как это узнать, вот так загадка?
Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)
Вывод.
Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.
1. Просвечивание (с помощью овоскопа)
2. Погружение в воду.
4. Лабораторная работа.
Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде. (Слайд № 9)
(работа выполняется в парах по инструкционной карте)
Ход работы.
1. В стакан с водой всыпьте столовую ложку соли и размешайте. |
2. Опустите в стакан яйцо и определите его качество в соответствии с таблицей. |
3. Оформите результаты опыта: зарисуйте положение яйца в стакане с водой и охарактеризуйте его качество. |
Качество яйца | Положение яйца |
Яйцо свежее | Опустилось на дно стакана |
Недостаточно свежее | Плавает чуть выше дна |
Недоброкачественное | Находится на поверхности жидкости |
Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.
Советы повара Калорьевича. (Слайд № 10)
- Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)
- Соблюдать режим тепловой обработки яиц.
- Опять загадка, какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?
Предлагаю принять участие в игре «Яичный аукцион» (кто последний назовёт блюдо из яиц).
Вывод. (Слайд № 11)
Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать. Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий.
В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.
В русской национальной кухне, например, яйца готовили, как отдельное блюдо.
Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.
- Как же правильно варить яйца? (ребята высказывают своё мнение)
Рассмотрим способы варки яиц (работа с таблицей). (Слайд № 12)
Способ приготовления | Время приготовления, мин | Готовность |
Всмятку | 2 | Белок свернулся наполовину, желток не свернулся |
«В мешочек» | 4 - 5 | Белок свернулся, желток не свернулся |
Вкрутую | 7 - 10 | Желток и белок свернулся |
- Подготовка к практической работе.
Учитель: Мы переходим к практической работе, но сначала запомним несколько правил!
Советы повара Калорьевича (Слайд № 13)
- Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
- Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
- Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг об друга и потрескаться.
- Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
- Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
- Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.
Стадия осмысления.
Учитель: Заполним таблицу «ЗУХ».
Вводный инструктаж.
Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по правилам техники безопасности:
- при пользовании электронагревательными приборами;
- при работе с горячей жидкостью.
Разбирается схема приготовления и требования к качеству блюда.
6. Практическая работа. Выполняется в соответствии с графиком работы с использованием технологической схемы и рецептуры.
Технологическая карта. Яйца «Сюрприз». (Слайд № 14)
Наименование продукта | Кол-во | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Яйца | 1 шт. | Сварить вкрутую. Очистить. Разрезать пополам. Вынуть желток | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Паштет | 2 ч. ложки | Смешать с желтком | Тарелка, вилка |
Соль | По вкусу | Добавить в паштет с яйцом. Смешать. | Ложка |
Майонез | 1 ст. ложка | Наполнить половинки яйца полученным фаршем и сверху залить майонезом. Украсить зеленью. | Ложка, сервировочное блюдо |
Варка яиц идёт полных ходом, но не все загадки ещё разгаданы.
- Как культурно съесть яйцо на завтраке?!
Учитель: Для этого надо знать некоторые тонкости яичного этикета (сообщение готовится ученицей)
Ученица: Помните, почему началась война между лилипутами (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»). Так вот, для тех, кто этого не знает: война началась из-за разного подхода к разбиванию яйца. Одни говорили, что надо бить яйцо с тупого конца, другие – с острого. Разногласия были настолько остры, что привели к войне.
Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки. Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.
Определение качества.
- Оценка сервировки стола.
- Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль).
- Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.
Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).
7. Подведение итогов занятия.
Учитель: Заполним таблицу «ЗУХ». Проанализируем нашу работу, подведём итог.
Обобщение знаний учащихся.
Домашнее задание: повторить изученный материал (стр.145-147, вопросы для самопроверки).
Интересная информация от повара Калорьевича (Слайд № 15)
Всемирный день яйца — неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.
Учитель: Обыкновенное яйцо – пищевой продукт, но его воспевают в песнях, сочиняют сказки (Курочка Ряба). Форма яйца вдохновляет художников, дизайнеров, архитекторов.
«Яйцо в искусстве» (сообщение готовится ученицей) (Слайд № 16, 17)
Ученица:
- В городе Коломыя находится архитектурное сооружение в форме яйца, сюда
приезжают посетители из разных стран.
- В Москве на улице Маликова стоит удивительный Дом – яйцо (архитектор С. Ткаченко).
- Театр – музей Сальвадора Дали уникальное здание в Испании.
- Памятник «Колумбово яйцо» стоит в городе Сан – Антонио – Абад.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Синквейн: существительное; два прилагательных; три глагола в неопределённой форме; пословица, фраза или крылатое выражение; синоним.
Составление учащимися синквейна. (Слайд № 18)
- Яйцо;
- таинственное, хрупкое, полезное;
- купить, варить, угощать;
- «солнышко в скорлупке», «в доме еда, а дверь заперта», «яйца курицу не учат».
- жизнь, здоровье.
(Слайд № 19)
Учитель: Уважаемые эксперты в области яиц, я благодарю вас за активную работу. Новых вам открытий и побед в стране Кулинария. Урок окончен.
В помощь учителю.
Использованные источники и литература. |
http://kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm - Информационный банк современного учителя. http://www.1001recept.com/recipes/eggs/index.html#Кулинарно http://obozrevatel.com/news/2009/10/5/325169.htm http://www.mega.km.ru/Health/encyclop.asp?topic=STAT_FOODDOC_111&rubr=STAT_FOODDOC_111 http://ru.wikipedia.org/wiki/Яйцо_(еда) http://www.dobrieskazki.ru/povar.php http://www.rian.ru/society/20091009/188120863.html http://moikompas.ru/compas/bluda_s_yazamy
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии в 7 классе « Технология изготовления швейных изделий»
разработка урока...
Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.
Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...
План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»
Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...
Конспект урока по технологии 6 класс. Тема урока: Мясо. Пищевая ценность, технология первичной и тепловой кулинарной обработки мяса.
Технологическая карта урока...
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6 классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...
Конспект урока по технологии по теме: «Технология обработки древесины на токарном станке». 6 класс.
Цели урока:Закрепить знания по устройству токарного станка для обработки древесины СТД-120 М.Познакомить с видами и назначением стамесок для обработки древесины.Закрепить знани...
Комментарии
конспект Яковлевой Н.В.