Сценарий речевого праздника "Путешествие в Лукоморье"
материал
Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_lukomore.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»
СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО
ПРАЗДНИКА
«Путешествие в Лукоморье»
Подольск
2024 г.
Сценарий школьного праздника: «Лукоморье»
Цель: приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;
- изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры;
- формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
- развивать интерес к художественной литературе;
- развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- прививать художественный вкус;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать творческие способности детей;
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);
- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать активность и самостоятельность;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Рисунки героев произведений А.С. Пушкина, аудио записи "Колыбельная" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского, оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, костюмы сказочных героев.
Действующие лица:
Пушкин
Лена (маленькая девочка),
Мама девочки Лены,
Кот ученый,
Старик,
Старуха,
Золотая рыбка,
Королевич Елисей,
Три девицы
Шамаханская царица.
Звездочет,
Ветер,
Дадон.
Оформление:
Елена Дмитриевна:
- Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей)
А.С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.
С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна.
Оксана Юрьевна:
Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. Сказки Арины Родионовны запали в душу маленького Саши на всю жизнь. Став взрослым, Пушкин некоторые сказки записал в стихах, и теперь их читают все, кто знает и любит русский язык.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну «Лукоморье» (Звучит музыка).
На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа.Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет:
По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо – сказочку мурлычет,
Налево – песнь мяучит он…
Секунду помедлив, жирно перечеркивает написанное, улыбается и начинает с новой строки:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том…
Скрипит дверь, входит большой серый кот и присаживается на край стола… Пушкин смотрит на него и продолжает писать:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Вдруг комната наполняется неясными звуками. Входят все действующие лица, встают полукругом за столом, за которым сидит Пушкин.
Золотая рыбка:
Боже мой! Опять про него, как надоело!
Шамаханская царица обиженно:
А почему обо мне ни слова?
Королевич Елисей:
Злая ты, про тебя никто читать не захочет!
Три девицы хором:
Ах, какой красавец!
Старик и старуха:
Что мы здесь делаем? Кто все эти люди?
Дадон:
Я думаю неспроста все это!
Звездочет:
Сейчас звезды нам все расскажут.
Пушкин поворачивается к персонажам своих сказок:
Не надо звезд, я обо всех напишу, никого не забуду. Дайте срок.
Все уходят со сцены. Выходит Леночка с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную(импровизация).
С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.
Лена:
Мамочка! Ты все свои дела закончила?
Мама:
Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.
Лена:
Ну, мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать...
Мама:
Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка, напомни, какие сказки Пушкина мы читали.
Лена:
О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о золотом петушке... (задумывается). А еще, а еще...
Мама:
Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. "Белка песенки поет..."
Лена:
"Да орешки все грызет!" Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!
Мама:
Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Александра Сергеевича, которая называется "Руслан и Людмила", а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: "У лукоморья дуб зеленый..."
Лена:
Мама, а что такое "лукоморье"?
Мама:
Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвятил ему чудесные стихи...
Лена:
А "Сказка о рыбаке и рыбке" тоже про море. Я помню, как она начинается:
Жил Старик со своею старухой
У самого синего моря...
Лена:
Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.
Мама:
У лукоморья дуб зеленый
(звучит музыка);
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны... (Лена засыпает)
.
Мама выходит из комнаты. Звучит "Колыбельная" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой. Лена открывает глаза.
Кот ученый:
Мур-р-р-р! Здравствуй, Лена!
Лена:
Здравствуй, а ты кто?
Кот:
Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.
Лена:
А где же твоя цепь золотая?
Кот:
Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Русалку посторожить мою цепь. Скажи ка, мне лучше, Лена, хочешь ли ты побывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которых придумал Александр Сергеевич Пушкин?
Лена:
Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться.
Кот:
Что ты! Мы мигом - туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.
Открывается занавес. Звучит музыка. Кот и Лена подходят к дубу и садятся.
У моря стоит Старик, чешет затылок, потом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.
Старик(растерянно):
Я сегодня поймал было рыбку.
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Кот:
Вот пошел он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
(Музыка.Море волнуется.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила...
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик (с поклоном):
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает Старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Старик уходит. Рыбка уплывают.
Кот:
Что скажешь, Леночка? Узнала героев этой сказки?
Лена:
Конечно, это же Старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая Рыбка.
О.Ю.
А вы, ребята, знаете название этой сказки?( Сказка о золотой рыбке.)
Кот:
Молодцы! А теперь смотри те и слушайте. Кто-то приближается к синему морю. Похоже, что он кого-то ищет...
Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей.
Елисей:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.
Ветер:
Постой...
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.
Елисей медленно опустив голову, уходит. Леночка плачет, трет глаза.
Кот:
О чем ты плачешь, Леночка?
Лена:
Царевну жалко. У-у-у!
Кот:
Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и преданность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет, и закончится сказка свадебным пиром.
Лена(улыбается)
Е.Д.:
Ребята, напомните, Лене какими словами заканчивается эта сказка.
(Дети из зала:)
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Кот:
Тише, тише, смотрите:(водят хоровод три девицы под музыку из оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица:
Кабы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я девица:
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3-я девица:
Кабы я была царица,
Я б для батюшки царя родила богатыря.
О.Ю.: Ребята, кого же выбрал царь из трех сестер?
Ответы из зала.
Лена:
Это самая прекрасная сказка на свете! Сказка о царе Салтане.
Кот:
А что тебе больше всего в ней нравится?
Лена:
Ну, конечно, чудеса всякие…
Ведущие: Какие вы помните чудеса из этой сказки?
( витязи морские, белочка певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь)
Звучит восточная музыка. Вбегает Шамаханская царица, исполняет восточный танец.
За сценой слышится голос: «Кири–ку –ку, царствуй, лежа на боку!» Царица убегает.
Входит звездочет. В руках держит мешок.
Шамаханская царица:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – бал славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он…
Дадон:
Я соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали грозного царя,
Страшный вред ему творя.
Кот:
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Звездочет:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Коль кругом все будет смирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,-
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
Дадон:
За такое одолженье
Волю первую твою
Я исполню, как мою.
Е.Д.: Из какой сказки эти герои?
Ответы из зала.
Лена: Ой, котик, поздно уже. Возвращаться мне пора.
Кот: Понравилось тебе, Лена, в сказочном царстве-государстве?
Лена: Понравилось. Спасибо тебе, котик, за такое интересное путешествие.
Утро. Звенит будильник. Входит мама.
Мама:
Девочка моя, пора вставать.
Лена:
Мамочка, ты даже представить себе не можешь, где я была!
Мама:
Очень интересно. Где же это?
Лена:
У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.
Мама:
Каким еще котом?
Лена:
Ну,тем самым, который и днем и ночью все ходит по цепи кругом.
О.Ю.:
Ребята,с кем из героев сказок Пушкина вы сегодня встретились?
Ответы из зала. Дети называют героев, названные персонажи выходят на сцену.
(Стихи читают дети 1-го класса).
Сказки Пушкина всем нужны до сих пор.
Приходит к ребятам его Черномор,
Лебедь-Царевна плывет по волнам,
Князь комаром летит к небесам.
Все интересно читателям нашим.
В сказках его поем мы и пляшем.
В сказках его живут радость и горе.
Вот бочка скатилась в синее море.
Что же мы сказки рассказывать стали?
Мы ведь сегодня их здесь повстречали.
Пусть Пушкина сказки читают всегда!
Пусть на полках они не стоят никогда!
Е.Д.:
- Мы надеемся, что книги со сказками А.С. Пушкина не будут скучать на полках. Вы, ребята будите их читать и перечитывать.
О.Ю:
- А то, как внимательно вы следили за путешествием Лены, мы сейчас проверим. Ученики 1-го класса проведут викторину.
(Учащиеся первого класса начинают цитату, обрывают ее и предлагают не только продолжить, но и сказать из какой сказки эти строки)
1-й ученик:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На … (раздутых парусах). «Сказка о царе Салтане».
2-й ученик:
Чутьопасность где видна,
Верный сторож, как со сна.
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке … (обернется). «Сказка о золотом петушке».
3-й ученик:
А царевна молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла, да шла
И … (на терем набрела). «Сказка о мертвой царевне».
4-й ученик:
Жил старик со своею старухой
У самого… (синего моря). «Сказка о рыбаке и рыбке»
5-й ученик:
Ты волна моя, волна,
Ты гуллива и вольна,
Плещешь ты куда захочешь,
Ты … (морские камни точишь). «Сказка о царе Салтане».
6-й ученик:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи
Кто… (на свете всех милее…) «Сказка о мертвой царевне».
7-й ученик:
Вот пошел он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла… (к нему рыбка и спросила…) «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущие :Молодцы, ребята! Вы внимательно читали сказки А.С. Пушкина и следили за путешествием наших героев. Встреча со сказками заканчивается. Нам вместе свами было приятно побывать в «Лукоморье» и встретится с героями сказок Пушкина. До свидания! До новых встреч!
Общее исполнение песни о сказках.
Если вы не очень боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И умный-умный, как Иван-дурак!
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Артем:
Сказки Пушкина всем нужны до сих пор.
Приходит к ребятам его Черномор,
Лебедь-Царевна плывет по волнам,
Князь комаром летит к небесам.
Все интересно читателям нашим.
В сказках его поем мы и пляшем.
В сказках его живут радость и горе.
Вот бочка скатилась в синее море.
Что же мы сказки рассказывать стали?
Мы ведь сегодня их здесь повстречали.
Пусть Пушкина сказки читают всегда!
Пусть на полках они не стоят никогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий речевого утренника "Волшебница Осень" для начальной школы
Данное мероприятие направлено на обобщение знаний детей об осени. Ребята с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении утренника....
Сценарий речевого праздника "Я могу, хочу говорить красиво" ( для учащихся 5-9 классов школ I и II вида)
Наша школа для слабослышащих детей. Ежегодно в школе проводятся речевые праздники в классах, но учителя- дефектологи решили проводить ещё и общешкольные мероприятия по рсв. На уроках...
Сценарий речевого праздника "Игрушки"
Дидактический спектакль для учащихся начальных классов с нарушением слуха...
"Осенняя сказка" (Сценарий речевого праздника для разновозрастной дошкольной группы учреждений II вида)
"Осенняя сказка"-это сценарий речевого праздника для детей с ограниченными возможностями по слуху. Это не просто сценарий праздника, это обобщение знаний дошкольников по теме "Осень".Материал мо...
Сценарий речевого праздника, посвященного Дню матери.
Методическая разработка предназначенна для педагогов, работающих с глухими и слабослышащими детьми....
Сценарий речевого праздника "Заочное путешествие по реке "Енисей".
Методическая разработка предназначенна для педагогов, работающих с глухими и слабослышащими учащимися....
Сценарий Литературного Фестиваля У Лукоморья
Сценарий Литературного Фестиваля для учеников начальных классов...