Сценарий речевого праздника "Путешествие в Лукоморье"
материал

Ассаулова Оксана Юрьевна

Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_lukomore.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

                   

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО

ПРАЗДНИКА

«Путешествие в Лукоморье»

                             

                                                                 

                                                                           

                         

Подольск

2024 г.

Сценарий школьного праздника:  «Лукоморье»

Цель: приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Задачи:

 - познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;

 - изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры;

 - формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

- развивать интерес к художественной литературе;

- развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику;

 - прививать художественный вкус;

 - обогащать и активизировать словарный запас;

 - развивать связную речь;

 - развивать творческие способности детей;

- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);

- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

 - воспитывать активность и самостоятельность;

 - воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;

Оборудование: портрет А.С. Пушкина,  Рисунки героев произведений А.С. Пушкина, аудио записи "Колыбельная" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского, оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, костюмы  сказочных героев.

Действующие лица:

Пушкин

Лена (маленькая девочка),

Мама девочки Лены,

Кот ученый,

Старик,

 Старуха,

Золотая рыбка,

Королевич Елисей,

Три девицы

Шамаханская царица.

Звездочет,

Ветер,

Дадон.

Оформление:

Елена Дмитриевна:

    - Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей)

А.С. Пушкин –  один из самых любимых писателей  в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.

      С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна.

Оксана Юрьевна:

      Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. Сказки Арины Родионовны запали в душу маленького Саши на всю жизнь. Став взрослым, Пушкин некоторые сказки записал в стихах, и теперь их читают все, кто знает и любит русский язык.

       Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну «Лукоморье» (Звучит  музыка).

На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа.Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет:

По цепи ходит кот кругом –

Не схожий ни с одним котом,

Направо – сказочку мурлычет,

Налево – песнь мяучит он…

Секунду помедлив, жирно перечеркивает написанное, улыбается и начинает с новой строки:

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том…

Скрипит дверь, входит большой серый кот и присаживается на край стола… Пушкин смотрит на него и продолжает писать:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Вдруг комната наполняется неясными звуками. Входят все действующие лица, встают полукругом за столом, за которым сидит Пушкин.

Золотая рыбка:

Боже мой! Опять про него, как надоело!

Шамаханская царица обиженно:

А почему обо мне ни слова?

Королевич Елисей:

Злая ты, про тебя никто читать не захочет!

Три девицы хором:

Ах, какой красавец!

Старик и старуха:

Что мы здесь делаем? Кто все эти люди?

Дадон:

Я думаю неспроста все это!

Звездочет:

Сейчас звезды нам все расскажут.

Пушкин поворачивается к персонажам своих сказок:

Не надо звезд, я обо всех напишу, никого не забуду. Дайте срок.

Все уходят со сцены. Выходит Леночка с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную(импровизация).

С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.

Лена:

Мамочка! Ты все свои дела закончила?

Мама:

Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.

Лена:

Ну, мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать...

Мама:

Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка, напомни, какие сказки Пушкина мы читали.

Лена:

О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о золотом петушке... (задумывается). А еще, а еще...

Мама:

Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. "Белка песенки поет..."

Лена:

"Да орешки все грызет!" Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!

Мама:

Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Александра Сергеевича, которая называется "Руслан и Людмила", а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: "У лукоморья дуб зеленый..."

Лена:

Мама, а что такое "лукоморье"?

Мама:

Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвятил ему чудесные стихи...

Лена:

А "Сказка о рыбаке и рыбке" тоже про море. Я помню, как она начинается:

Жил Старик со своею старухой

У самого синего моря...

Лена:

Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.

Мама:

У лукоморья дуб зеленый

(звучит музыка);

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны... (Лена засыпает)

.

Мама выходит из комнаты. Звучит "Колыбельная" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой. Лена открывает глаза.

Кот ученый:

Мур-р-р-р! Здравствуй, Лена!

Лена:

Здравствуй, а ты кто?

Кот:

Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.

Лена:

А где же твоя цепь золотая?

Кот:

Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Русалку посторожить мою цепь. Скажи ка, мне лучше, Лена, хочешь ли ты побывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которых придумал Александр Сергеевич Пушкин?

Лена:

Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться.

Кот:

Что ты! Мы мигом - туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.

Открывается занавес. Звучит музыка. Кот и Лена подходят к дубу и садятся.

 У моря стоит Старик, чешет затылок, потом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.

Старик(растерянно):

Я сегодня поймал было рыбку.

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море.

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Кот:

Вот пошел он к синему морю;

Видит - море слегка разыгралось.

(Музыка.Море волнуется.)

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила...

Рыбка:

Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном):

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает Старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто.

Старик уходит. Рыбка уплывают.

Кот:

Что скажешь, Леночка? Узнала героев этой сказки?

Лена:

Конечно, это же Старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая Рыбка.

О.Ю.

А вы, ребята, знаете название этой сказки?( Сказка о золотой рыбке.)

Кот:

Молодцы! А теперь смотри те и слушайте. Кто-то приближается к синему морю. Похоже, что он кого-то ищет...

Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей.

Елисей:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее.

Ветер:

Постой...

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

Елисей медленно опустив голову, уходит. Леночка плачет, трет глаза.

Кот:

О чем ты плачешь, Леночка?

Лена:

Царевну жалко. У-у-у!

Кот:

Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и преданность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет, и закончится сказка свадебным пиром.

Лена(улыбается)

Е.Д.:

 Ребята, напомните,  Лене какими словами заканчивается эта сказка.

(Дети из зала:)

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Кот:

Тише, тише, смотрите:(водят хоровод  три девицы под музыку из  оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девица:

Кабы я была царица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2-я девица:

Кабы я была царица,

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3-я девица:

Кабы я была царица,

Я  б  для батюшки царя родила богатыря.

О.Ю.: Ребята, кого же выбрал царь из трех сестер?

Ответы из зала.

Лена:

Это самая прекрасная сказка на свете! Сказка о царе Салтане.

Кот:

А что тебе больше всего в ней нравится?

Лена:

Ну, конечно, чудеса всякие…

Ведущие: Какие вы помните чудеса из этой сказки?

( витязи морские, белочка певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь)

Звучит восточная музыка. Вбегает Шамаханская  царица, исполняет  восточный танец.

За сценой слышится голос: «Кири–ку –ку, царствуй, лежа  на боку!» Царица убегает.

Входит звездочет. В руках держит мешок.

Шамаханская царица:

 Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил – бал славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он…

Дадон:

Я соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали грозного царя,

Страшный вред ему творя.

Кот:

Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед  Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Звездочет:

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

Коль кругом все будет смирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,-

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

Дадон:

За такое одолженье

Волю первую твою

Я исполню, как мою.

Е.Д.: Из какой сказки эти герои?

Ответы из зала.

Лена: Ой, котик, поздно уже. Возвращаться мне пора.

Кот: Понравилось тебе, Лена, в сказочном царстве-государстве?

Лена: Понравилось. Спасибо тебе, котик, за такое интересное путешествие.

Утро. Звенит будильник. Входит мама.

Мама:

Девочка моя, пора вставать.

Лена:

Мамочка, ты даже представить себе не можешь, где я была!

Мама:

Очень интересно. Где же это?

Лена:

У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.

Мама:

Каким еще котом?

Лена:

Ну,тем самым, который и днем и ночью все ходит по цепи кругом.

О.Ю.:

Ребята,с кем из героев сказок Пушкина вы сегодня встретились?

Ответы из зала. Дети называют героев, названные персонажи выходят на сцену.

(Стихи читают дети 1-го класса).

Сказки Пушкина всем нужны до сих пор.

Приходит к ребятам его Черномор,

Лебедь-Царевна плывет по волнам,

Князь комаром летит к небесам.

Все интересно читателям нашим.

В сказках его поем мы и пляшем.

В сказках его живут радость и горе.

Вот бочка скатилась в синее море.

Что же мы сказки рассказывать стали?

Мы ведь сегодня их здесь повстречали.

Пусть Пушкина сказки читают всегда!

Пусть на полках они не стоят никогда!

Е.Д.:

- Мы надеемся, что книги со сказками А.С. Пушкина не будут скучать на полках. Вы, ребята будите их читать и перечитывать.

О.Ю:

- А то, как внимательно вы следили за путешествием Лены, мы сейчас проверим.  Ученики 1-го класса проведут викторину.

(Учащиеся первого класса начинают цитату, обрывают ее и предлагают не только продолжить, но и сказать из какой сказки эти строки)

1-й ученик:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На … (раздутых парусах). «Сказка о царе Салтане».

2-й ученик:

Чутьопасность где видна,

Верный сторож, как со сна.

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке … (обернется). «Сказка о золотом петушке».

3-й ученик:

А царевна молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла, да шла

И … (на терем набрела). «Сказка о мертвой царевне».

4-й ученик:

Жил старик со своею старухой

У самого… (синего моря). «Сказка о рыбаке и рыбке»

5-й ученик:

Ты волна моя, волна,

Ты гуллива и вольна,

Плещешь ты куда захочешь,

Ты … (морские камни точишь). «Сказка о царе Салтане».

6-й ученик:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи

Кто… (на свете всех милее…) «Сказка о мертвой царевне».

7-й ученик:

Вот пошел он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла… (к нему рыбка и спросила…) «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ведущие :Молодцы, ребята! Вы внимательно читали сказки А.С. Пушкина и следили за путешествием наших героев.  Встреча со сказками заканчивается. Нам вместе свами было приятно побывать в «Лукоморье» и встретится с героями сказок Пушкина. До свидания! До новых встреч!

Общее исполнение песни о сказках.        

Если вы не очень боитесь Кощея

 Или Бармалея и Бабу Ягу,

 Приходите в гости к нам поскорее,

 Там, где зеленый дуб на берегу.

 Там гуляет черный котище ученый,

 Пьет он молоко и не ловит мышей,

 Это настоящий кот говорящий,

 А на цепи сидит Горыныч-змей.

 Приходите в гости к нам,

 Поскорей приходите в гости к нам!

 Кот про все расскажет вам,

 Потому что он видел все сам.

 Ах, как тихо и темно!

 Ах, как чудно и чудно!

 Ах, как страшно и смешно,

 Зато в конце все будет хорошо!

 Ты узнаешь много волшебных историй:

 Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.

 Тут и Черномор, тот самый, который

 Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

 После приключений, сражений и драк,

 Станешь ты веселый, как Буратино,

 И умный-умный, как Иван-дурак!

 Приходите в гости к нам,

 Поскорей приходите в гости к нам!

 Кот про все расскажет вам,

 Потому что он видел все сам.

 Ах, как тихо и темно!

 Ах, как чудно и чудно!

 Ах, как страшно и смешно,

 Зато в конце все будет хорошо!

Артем:

Сказки Пушкина всем нужны до сих пор.

Приходит к ребятам его Черномор,

Лебедь-Царевна плывет по волнам,

Князь комаром летит к небесам.

Все интересно читателям нашим.

В сказках его поем мы и пляшем.

В сказках его живут радость и горе.

Вот бочка скатилась в синее море.

Что же мы сказки рассказывать стали?

Мы ведь сегодня их здесь повстречали.

Пусть Пушкина сказки читают всегда!

Пусть на полках они не стоят никогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий речевого утренника "Волшебница Осень" для начальной школы

Данное мероприятие направлено на обобщение знаний детей об осени. Ребята с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении утренника....

Сценарий речевого праздника "Я могу, хочу говорить красиво" ( для учащихся 5-9 классов школ I и II вида)

Наша школа для слабослышащих детей. Ежегодно в  школе  проводятся речевые праздники  в классах, но учителя- дефектологи решили проводить ещё и общешкольные мероприятия по рсв. На уроках...

Сценарий речевого праздника "Игрушки"

Дидактический спектакль для учащихся начальных классов с нарушением слуха...

"Осенняя сказка" (Сценарий речевого праздника для разновозрастной дошкольной группы учреждений II вида)

"Осенняя сказка"-это сценарий речевого праздника для детей с ограниченными возможностями по слуху. Это не просто сценарий праздника, это обобщение знаний дошкольников  по теме "Осень".Материал мо...

Сценарий речевого праздника, посвященного Дню матери.

Методическая разработка предназначенна для педагогов, работающих с глухими и слабослышащими детьми....

Сценарий речевого праздника "Заочное путешествие по реке "Енисей".

Методическая разработка предназначенна для педагогов, работающих с глухими  и слабослышащими учащимися....

Сценарий Литературного Фестиваля У Лукоморья

Сценарий Литературного Фестиваля для учеников начальных классов...