Сценарий "День родного языка" для учащихся 7-9 классов
классный час (8 класс)
Внеклассное мероприятие «День родного языка» для учащихся 7-9 классов
Цель:
познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка, развивать устную связную речь учащихся, память, воображение, внимание; расширять их кругозор, прививать любовь и интерес к родному языку, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.
Оборудование: мультимедийная презентация; государственная символика, музыкальное сопровождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_den_rodnogo_yazyka_.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «День родного языка»
Цель:
познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка, развивать устную связную речь учащихся, память, воображение, внимание; расширять их кругозор, прививать любовь и интерес к родному языку, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.
Оборубование: мультимедийная презентация; государственная символика, музыкальное сопровождение
Ход мероприятия:
Звучит «Песня о русском языке» Г.Гладкова
- Вступление.
Ведущий 1 Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,
Ведущий 2 В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Цель - способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля.
Ведущий 1 Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Ведущий 2 В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.
Что же говорят классики о русском языке? Предоставим слово ребятам.
- Основная часть
Учащиеся:
1-й учащийся: «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - писал Белинский.
А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной...»
2-й учащийся: А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».
3-й учащийся:
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
4-й учащийся: Когда писателю Алексею Николаевичу Толстому был задан вопрос: «Что такое Родина?» Он ответил: «Это весь народ. Это его культура, его язык.»
Международный день родного языка - это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.
5-й учащийся:
Каждый житель коренных народов России, с уверенностью может сказать:
Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.
6-й учащийся: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
7-й учащийся: Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине,
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер…
Мне не узнать всех языков Земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали…
Безмолвны горы долгие года:
О чем они, возвысясь, замолчали?
Все в языке: рожденье, первый шаг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете,
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдете…
Ведущий 2 Русский язык помогает нам расширить кругозор, познакомиться с различными понятиями, различными литературными жанрами. А сейчас для вас «Блиц-опрос»:
- Назовите православных святых, которые придумали древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
- Сколько букв в русском алфавите?
- Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Сколько падежей в русском языке?
- Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» К.И.Чуковский )
- Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
- Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Предприятие, где делают машины (завод)
- Место, где продают билеты (касса)
- Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
- Аппарат для полета в космос (ракета)
- Главный город в стране (столица)
- Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
- Закончите пословицу: «терпение и труд …? (все перетрут)
Ведущий 1
Пословицы не даром молвятся, Без них прожить нельзя! Они великие помощницы И в жизни новые друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут.
Предлагаю вам поиграть в игру «Мы тебя знаем». Я называю начало пословицы, а вы ее продолжаете.
- Поспешишь — …людей насмешишь.
- Что посеешь, … то и пожнешь.
- Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
- Семь раз отмерь, … один отрежь.
- Глаза боятся, … а руки делают.
- С кем поведешься … от того и наберешься.
- Век живи - …(век учись).
- Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
- Землю солнце красит, а человека - …(труд).
- Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
- Человек без Родины, … (что соловей без песни).
- Язык мой - …(враг мой).
- Семеро одного … (не ждут).
- Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).
- Делу время … (потехе час).
- Друзья познаются в …(беде).
Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.
Ведущий 2. А теперь, ребята, дайте ответ, про каких животных говорится:
- голоден, как …
- упрям, как …
- колючий, как…
- изворотлив, как…
- надут, как...
- здоров, как…
(Слова для справок: волк, осёл, ёж, уж, индюк, бык)
1-й ведущий. Конкурс «Крылатые выражения»
- Ребята, что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения - попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).
2-й ведущий. Раскройте смысл этих выражений.
Во весь дух. (Быстро)
Сесть в лужу. (Быть обманутым)
Прикусить язык. (Замолчать)
Знать на зубок. (Выучить)
Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)
В час по чайной ложке. (медленно)
Водить за нос.(обманывать)
Зарубить на носу. (запомнить)
Чесать языком. (болтать)
Делать из мухи слона. (преувеличивать)
Белая ворона. (о лишнем человеке)
За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)
Молодцы!
Ведущий 1 Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
1-й учащийся
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Свой великий язык!
Ведущий 2 Предлагаем вам ответить на «Весёлые вопросы»:
- Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
- Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
- Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
- Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
- Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
- За чем во рту язык? ( За зубами)
- Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
- Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
- Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
- У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
- Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
Ведущий 1 . Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя
Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично,
полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить
собственную речь мы можем.
Ведущий 2 Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной,
вежливой?
Заповеди речевого этикета
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень
тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно
понятно.
Ведущий 1 Стихотворение «В день родного языка» читает ученик ….)
2-й учащийся
«В день родного языка»
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследие живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть наша страна всегда процветает!
- Заключение
2-й ведущий Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы
пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.
1-й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно
сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть
родным словом.
2-й ведущий
Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.
3-й учащийся
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
(хором) Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
(хором) Выучи русский язык!
4-й учащийся
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
(хором) Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
(хором) Выучи русский язык!
Музыка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"
Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...
Викторина для учащихся 5-х классов "Мой край родной."
Цель викторины: Привить любовь к родному краю, познакомить учащихся с природой родного края, изучить историю, культуру, традиции родного края....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»
мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....