Сценарий школьного спектакля. Затерянные в лесах.
материал
Предварительный просмотр:
(Деревенский домик на лесной опушке. У домика на скамеечке сидит пожилая женщина, чистит картошку. Рядом с ней кастрюля. Она что-то говорит едва слышно. Пение птиц. Внезапная тишина. Вдруг автоматная очередь. Лай собак. Тишина. Старушка прислушивается. Лицо становится суровым. Губы сжимаются. Продолжает чистить картошку.) Звучит Журавли (минус)
Старушка. Ишь, что удумали. Супостаты. Наедятся земельки нашей.
(На опушку выходят две девочки. Одна плачет, другая пытается ее успокоить. Старшая садится перед младшей, вытирает ей слезы.)
Яна. Ну, не плачь. Мы же убежали. Все будет хорошо. А помнишь, ты хотела лесничей стать? Зверюшек от плохих людей защищать? Вот мы и в лесу! Ты же этого хотела.
Даша. Я к маме хочу! Не хочу в лагерь!
Яна. Да. В лагерь мы не попадем. Это точно. Только вот как нам к маме вернуться? Она-то в городе осталась… Мы на поезде со вчерашнего дня ехали. Не понимаю, что случилось…
Даша (плачет). К маме хочу. Мне страшно. Там (показывает рукой)- собаки. Злючие! Тетеньку, которая нас в лагерь везла, убили. Столько крови… Яна, зачем нас ловили?
Яна. Не знаю, Дашенька. Нам бы спрятаться. Но с собаками быстро найдут.
Даша. Я есть хочу, мне холодно. (плачет). Яна успокаивает, гладит по голове.
Яна. Надо на дерево залезть, чтоб собаки не достали.
Даша. Я не умею по деревьям лазать. Домой хочу!
Яна. Надо идти. Как можно дальше. Но куда? (Смотрит вокруг. Замечает домик и старушку). Дети бегут к бабушке.
Обе. Бабушка, бабушка…
Яна. Там поезд разбомбили. А потом- потом… Дядьки какие-то чужие, в форме… стреляли. Взрослых всех убили. Машиниста застрелили. Мы в лагерь ехали. Детей на машины сажали и увозили куда-то. Мы испугались, убежали.
Старушка. (Смотрит внимательно на детей. Качает головой. Задумалась.) Ну, ну… Будет, будет…Господь не оставит, а я помогу. По-городскому вы одеты. Это плохо. Надо переодеть. Сейчас… (выносит косынки, юбки, переодевает детей).
Зовут-то как вас?
Яна. Яна я, а она Даша.
Старушка. А я, стало быть, баба Клава. Угу. Ты, значит, постарше… Нюшей будешь. А ты Дуняшей. Внучками моими. Метрики остались. Вчера на поезде их в Москву отправила, а метрики остались. Сумку с метриками забыли. Запомните, вы мои внучки…и бумаги на это есть. Поняли? Не забудете? Лыковы мы.
Обе. (Закивали головами.) Поняли, поняли. Дуняша заплакала.
Старушка. (Обнимает обеих). Ну, будет, будет… Господь не оставит, а я помогу. (Сурово сдвинув брови, оглядывается вокруг).
Дуняша. А кто такой Господь?
Старушка. Неужто не знаешь? Господь все знает, все умеет. Помогает слабым. Ну, будет… Сейчас картошка сварится. Поедите. (Уносит кастрюлю. Возвращается. Достает ружье. Чистит.) Слава Богу, что Господь научил помогать ему. Достает фотографию. Звучит «Тачанка». На экране фотография старушки в буденовке.
Дуняша. Баба Клава, а тебе зачем ружье? Зверушек убивать?
Старушка. Что ты? Зверушек я люблю. Сама их от дурных людей защищаю всю жизнь. А вот зверей…посмотрим… В лесу живу. Мало ли кто дурной забредет. Эх! Будь я помоложе…
Нюша. Баба Клава, а что случилось? Что происходит? Почему бомбы сбросили на поезд, стреляют…собаки… дядьки не по-нашему говорят?
Старушка. Война, деточки. Война. Вчера внучата мои отсюда уехали. Доехали? Неизвестно. По радио передали. Вчера на станции была. Говорят, уже 2 дня война.
Дуняша. А что такое война?
Старушка. Плохо это, детки. Звери хороших людей убивают, земли их захватывают, из домов выгоняют. (Пауза) Запомните, детки, кто бы ни пришел, вы мои внучки. Что бы я ни сказала, не выдавайте себя. Мало ли что я говорить буду…не слушайте никого. И меня тоже. Запомните хорошенько. А теперь в дом. Картошка уже сварилась. (Девочки уходят.)
(Тишина. Птичьи голоса. Старушка чистит ружье. Убирает ружье. Поднимается тяжело. Держится за спину. Оглядывает все кругом.)
Ох! Едоков-то прибавилось. Надо идти за грибами. Уже сыроежки пошли. Да и земляника появилась. Сахара вот только нет. Варенья не сварить. Ну, да ладно, сушить будем.
(Пение птиц. Автоматная очередь. Лай собак. Автоматная очередь. Лай собак.)
Пожалуй, сегодня не пойдем за грибами. Завтра уж. Утро вечера мудренее.
(Уходит. Звучит музыка «Вставай, страна огромная». Очень тихо, затем громче. Громко. На экране горящие деревни, взрывы, солдаты уходят в бой, расстрелы. Наступает утро. Выходит старушка и девочки с корзинками. На экране лес. Пение птиц. Девочки и бабушка ходят по лесу и собирают грибы).
Дуняша. (радостно) Я нашла!
Старушка. Ну-ка покажи. Э…так не пойдет. Поганка это. От нее умереть можно. Нам хороших насушить надо. Землянику знаете? Вот она. Попробуйте.
Нюша. (кричит) Сюда, сюда!!! Здесь много!
Старушка. Да тише ты! Детки, нельзя кричать. Мы же не знаем, где звери. Надо тихо, как мышки. Ясно? (Девочки кивают) Звери разные бывают. Есть добрые, а есть и злые. (Продолжают собирать грибы и ягоды).
(Вдруг Нюша находит ботинок)
Нюша. (Испуганно) Что это? Откуда в лесу ботинок?
Старушка. Ну-ка, покажи (внимательно рассматривает) … недавно кто-то потерял… детский ботинок. Так, детки, а не поискать нам хозяина этого ботинка? Думаю, далеко не ушел. (Дети внимательно оглядывают кусты.
Дуняша. (Шепотом) Баба Клава, там кто-то есть. (Показывает на кучу веток. Тихо! Сопит. Бабушка прячет детей за спину. Тихонько подходит к веткам. Поднимает их. Под ветками лежит мальчик в одном ботинке. Бабушка тихонько будит его. Мальчик пугается, вскакивает.).
Старушка. Тщ…не бойся. Мы свои. Ты чей?
Андрей. Я свой.
Старушка. Зовут тебя как? Откуда ты?
Андрей. Андрей. С поезда. В лагерь ехал. Нас разбомбили. Слышал, что война началась. Фашисты многих расстреляли. Я убежал. Второй день в лесу прячусь. Что делать, не знаю…
Старушка. Я знаю. Внуком моим будешь. Петькой. Метрика Петькина у меня есть. Помалкивать будешь, выживешь. Может, местных не тронут они. У меня тут в кармане кусочек хлеба есть. На, поешь. (Мальчик с жадностью хватает хлеб, ест его.) А сейчас все собирать грибы и землянику. Едоков-то прибавилось. (Дети собирают грибы.)
(Звучит музыка «Мы – дети военной поры». На экране дети военной поры.) Дети идут домой. Старушка сзади. Приходят домой.)
Ну-ка, несите в сарай грибы. Разложите на верстаке ровным слоем, чтоб высыхали. (Дети уходят.)
Петя! Иди-ка сюда! (Приходит Петя). Слушай меня внимательно. Мы Лыковы, ты мой внук. А я баба Клава. Что бы я ни сказала, не выдавай себя. Мало ли что я говорить буду…не слушай никого. И меня тоже. Запомни хорошенько. Понял?
Петя. Понял. Баба Клава, а соседнюю деревню фашисты сожгли. Только один дом оставили. Я лежал в канаве и все видел. Там дядька один командовал. В том доме остался жить.
Старушка. А люди где?
Петя. В амбаре все. Фашисты всех там заперли, а потом, а потом… (Петя плачет, закрыв лицо руками). Всех, до одного. Сеном обложили. Этот главный поджег. Я слышал, как они кричали.
Старушка. Ну, будет, будет… Господь не оставит, а я помогу. (Выходят дети) Так, идите ешьте. Щи сварила. Нюша, хозяйничай. Ты старшая. Поздно уже. Поешьте и спать. (Дети уходят в дом. Старушка достает ружье, берет канистру. Сидит и прислушивается к звукам в лесу.)
Пока дойду, стемнеет. Пора. (Поднимается. Выходит Петя.)
Петя. Баба Клава, ты куда?
Старушка. Да надо на заимку сходить, там у меня припасы остались. Едоков прибавилось, надо забрать.
Петя. А керосин зачем?
Старушка. Так темно ж. Лампа там керосиновая. (Петя уходит. Уходит старушка. На экране темный лес. Вдалеке дом с темными окнами. Старушка останавливается. Стоит некоторое время. Подходит к дому. Летние звуки, сверчки, лягушки. Старушка подпирает дверь шестом, поливает вокруг дома керосином, поджигает. Уходит подальше. На экране горящий дом.)
Ну, будет, будет… Господь не оставит, а я помогу.
(Старушка уходит. Зарево освещает лес. Фонарик освещает лежащую на земле девочку. Бабушка подходит к ней. Девочка спит. Бабушка будит ее.)
Ты что здесь делаешь?
Настя. Это моя деревня. Я в том доме жила (замечает горящий дом), который горит. Но там нет моих папки и мамки. Я за ягодами ходила, когда дома жгли. Я не знаю, где мои мама и папа.
Старушка. Поднимайся, со мной пойдешь. Машей будешь. Никому не говори, что видела. (Уходят. Идут через лес. Приходят домой.) Иди спать. Утро вечера мудренее. (Прячет ружье и канистру). Я баба Клава, Лыковы мы.
Светает. Выходят дети.
На заимку ходила, набрела на Машу. Потерялась она. Пусть поспит. (Уходит).
Петя. Война идет. Мы так и будем сидеть?
Нюша. А что мы можем сделать?
Петя. Надо ружье у бабы Клавы взять и фашистов бить.
Дуняша. А ты стрелять умеешь?
Петя. Научусь.
Выходит Маша. Я все слышала. Нам с ними не справиться просто так. Надо сначала понаблюдать. Пошли на станцию, пока баба Клава спит. (Дети уходят. На экране кадры войны). К дому подходит девочка.
Ульяна. Эй, есть кто дома? Тишина. Эй! (Выходит старушка).
Старушка. Ты кто?
Ульяна. Ульянка я. Со станции. Одна я осталась. Жила у дяди. Его полицай убил. Меня тоже хотели убить. Убежала я.
Старушка. Ну, будет, будет… Господь не оставит, а я помогу. Баба Клава я. А ты Нюсей будешь. Не рассказывай больше никому. Знаешь, где полицай живет?
Нюся. Знаю. Рядом со школой. Дом номер 6.
Старушка. У меня жить будешь. (Приходят дети) А вы где были?
Маша. Гуляли. Я эти места хорошо знаю.
Старушка. И что видели? Пока гуляли…
Маша. На хуторе дяденьку повесили. Табличку на него повесили «Партизан». Предатель на хуторе живет. Я его знаю.
Старушка. Кто такой?
Маша. Дядька Тарас. Он пришлый. Приехал туда из Львова. Злючий, как зверь.
Старушка. И я его знаю. Подлый, каких свет не видывал. Спать идите. Вот Нюся со станции к нам пришла. Тоже внучкой будет. (Дети уходят). Старушка достает ружье, заряжает его. Уходит в темноту. Фонарик выхватывает из темноты ее, лежащую на горке. Она целится, раздается выстрел. Звучит музыка. Второй раз, третий. Поднимается и уходит. Все повторяется на другой горке. Уходит к дому. Прячет ружье. Утро. Пение птиц.
Нюся. Я видела, куда баба Клава ружье спрятала. Давайте возьмем и пойдем фашистов бить. (Достают ружье и замечают на прикладе царапины.)
Маша. Царапины какие-то.
Нюша. Раньше их не было.
Петя. Один, два, три…восемь. Что бы это значило?
На экране годы войны 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. Звучит музыка «Если завтра война».
(Звуки выстрелов, взрывов, дети прислушиваются)
Петя. Папа… Я знаю, это мой папка… Он за мной пришел! Это он! Точно! Папочка, мы с бабой Клавой и ребятами тебе немножко помогли. (Продолжает считать) Один, два, три… 46.
Дуняша. Так что же это?
Нюша. Ты не догадалась? Каждый раз, когда мы бабе Клаве рассказывали о том, что видели, появлялась новая царапина.
Музыка все громче и громче. Все герои, взявшись за руки, выходят к зрителям и поют финальную песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий школьного спектакля "Камень искусств", к 25 летию школы
Методическая разработка школьного спектакля " Камень искусств", посвященная празднованию 25 - летия школы № 4 г. Радужный....
Сценарий школьного спектакля "101 дапматинец" на английском языке с презентацией
Сценарий "101 далматинец" по книге Доди Смит может быть использован в начальной школе и в 5 классе средней школы. Сценарий составлен на основе книги "101 Dalmatians" изд-ва Pearson-Longman (Penguin Ki...
Сценарий школьного спектакля на английском языке "Рождественская история"
Данная творческая работа может быть использована для внеклассных мероприяти как в средней, так и в старшей школе. Сценарий составлен на основе оригинального текста повести ...
Методическая разработка по английскому языку на тему: Сценарий школьного спектакля на английском языке «Happy Prince».
Данная творческая работа может быть использована как сценарий заключительного мероприятия недели английского языка в средней школе или как сценарий видеофильма. При составлении сценария использован ра...
Сценарий школьного спектакля по мотивам "Маленького принца" Экзюпери.
Этот спектакль был мною "подсмотрен" в замечательной частной московской школе НГШ и переделан под моих учеников и возможности нашей гимназии. С радостью делюсь сценарием и надеюсь, что кто-нибудь...
Сценарий школьного спектакля по книге Памелы Линдон Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!»
Данная музыкально-театральная постановка предназначена для проведения мероприятий по внеурочной деятельности в 4-5 классах...
сценарий школьного спектакля "Декабристы"
К восстанию декабристов можно относится по-разному: можно принимать его или не принимать. но нельзя не согласиться с тем, что это часть нашей истории, и уж никак нельзя отрицать вклад декабристов в ра...