Дети Блокаты
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Дети блокады"
1. Звучит песня «Священная война»
слайд1
СЦЕНА 1
В начале войны мне было 12 лет. Вместе с папой и братом Алёшей мы пришли в зоосад. Мы стояли в очереди на карусели, ели мороженое…И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну.
. Мне было шесть лет. Я с мамой собиралась ехать в деревню к бабушке. Мы уже стояли на платформе, папа говорил, что скоро приедет, и мы будем кататься на лодке и плавать в реке.... И вдруг по радио объявили, что началась война. Мы с мамой вернулись домой, а папа отправился в военкомат, записываться на войну добровольцем.
. Мне было пять лет. Я играл с мальчишками во дворе. Вдруг выбежала мама, она было чем-то очень сильно напугана. Она постоянно твердила: «Война! Война! Сынок, война!»
выключается свет, зажигаются свечи
Звучит песня «Зажгите свечи»
Учитель: Страшней того, что было в Ленинграде,
Сегодня в мире больше не найти!
Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!
Сегодня с вами нам представить сложно,
Что испытали ленинградцы в той войне.
Понять и осознать нам невозможно,
Что миллионы погибали на Неве!
слайд2 Учитель: Сегодняшнее мероприятия мы посвящаем детям блокадного Ленинграда..
Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
А уже 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда. Началась блокада нашего города, которая длилась долгих 900 дней
слайд3. Учитель: На начало блокады в городе оставалось около 2,5 млн. человек, из них 400 тыс. детей.
Но с каждым днем жителей становилось все меньше и меньше.
Город оставался без электричества, запасов продовольствия.
Но ленинградцы продолжали сражаться и работать.
Мужчин в городе почти не осталось, и работали, в основном, женщины и дети.
Учитель:
слайд4. Рассказ наш о девчонках и мальчишках…
Они ведь были такими же, как вы.
Веселые и бойкие, любили книжки,
И перед трудностями не склоняли головы.
Сцена 2
Висит вывеска «Штаб МПВО». Стоят скамейки и стол. На столе табличка "Сентябрь 1941 года". Сидят мальчишки и девчонки и поют песню "Катюша"
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой
Сигнал тревоги
Входит начальник штаба МПВО. Ребята вскакивают и строятся. Раздается команда:
«Взвод, смирно! По порядку номеров рассчитайсь!» Ребята: «Первый, второй…»
Затем начальник штаба говорит:
«Ребята, вы теперь бойцы МПВО и вам доверено очень почетное задание: охранять
Смольный от пожаров. Работа будет у вас тяжелая, но вы должны помнить, что охранять вы
будете сердце нашего города. Мы, взрослые, надеемся на вас и уверены, что нас не
подведете».
бомбёжка и стрельба
зениток. Начальник штаба кричит: «За мной, на крышу!»
Ребята вместе с нач.штаба убегают
Учитель: Первый сбитый самолет упал на Таврический сад.
Вбегают двое ребят. Они возбуждены, тяжело дышат.
Один (Коля), отдышавшись, говорит другому
Паша (ТИМе):
Ты знаешь, что видел я сейчас?
Наш истребитель "мессершмидта" сбил!
Взорвался немец в Таврическом у нас…
Ведь он, гаденыш, город наш бомбил!
ТИМа:
Да, наши летчики – герои,
Пощады немцу не дадут!
А немцы сами себе яму роют:
Услышат победный наш салют!
Паша:
Эх, хорошо б увидеть «мессера» остатки!
Но сил уж нет, нырну сейчас в сон сладкий.
Хоть пару часиков ещё поспать бы надо,
А то не сможем ведра тяжеленные таскать.
Я так мечтаю о простой награде:
Чтоб вволю дали, наконец, поспать!
И Паша тут же, зевая, укладывается на скамейку. Тимая ложится на другую. Звучит
сигнал тревоги. Ребята тут же вскакивают, и едва проснувшись, с
полузакрытыми глазами, бегут на свои посты.
Учитель: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Учитель: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
слайд5. Учитель: Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах.
Кириллу. Ребенок: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
слайд6. Сцена3(Элина и Эвелина)
-Катя Как кушать хочется
-ВаряПотерпи, скоро мама придет, она за пайком пошла
--Катя Давай хоть водички попьем, кушать меньше будет хотеться
у нас ведь кроме водички нет ничего
- Эвелина А ты представь, что мы пьем гранатовый сок
(наливает и говорит)-помнишь, как мы с мамой и папой ходили в парк гулять и пили гранатовый сок
пьют
-Ккатя -ммм, какой вкусный у меня сок
- Эвелина -у меня еще вкуснее
(пьют, ставят чашки и рисуют)
-- Эвелина Ты, чего рисуешь
- -Катя Я хлебушек с хрустящей корочкой
хочу много хлебушка
-- Эвелина Я тоже хочу хлебушка, но больше всего хочу, как раньше
Я-ты-мама-папа идем гулять и пьем гранатовый сок
Катя
Мой город – не сдастся! Не погибнет от бед!
Он доживёт до Победной весны!
Я – девочка Катя, мне восемь лет…
И я не хочу войны!
слайд7. сцена4
учитель: Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. .
Катя Исаенко.
: Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Учитель: В ноябре хлеб в Ленинграде выдавался только по карточкам.
С утра, спозаранку, вставали
И к булочным молча спешили.
Голодные думы им спать не давали,
О хлебе лишь мысли их были
(Л.Деулина)
слайд8. Сцена 5 ( саша, Вика, Аля, настя, Сергей)
Звуки бомбёжки и стрельбы зениток. Тепло одетый мальчик (Рома) в валенках,
обмотанный шарфом, тяжело переваливаясь, бежит и вдруг, обо что-то споткнувшись,
падает. Рядом падает бежавшая за ним женщина в платке и полушубке. Она лежит
без сознания. Пальцы рук ее разжались и из них выпадают карточки. Рома увидел это,
моментально схватил карточки и бросился бежать домой. Дома Рома 630 разделся и стал
рассматривать карточки, а потом схватился за голову.
САША:
О, боже! Карточки на хлеб украв,
Обрек на смерть я целую семью!
Я понимаю же, конечно, что неправ,
Но так мне жаль румяную буханочку мою.
Что совершил я преступленье, знаю,
Но не могу я карточки отдать.
На хлеб их завтра поменяю…
А что же маме мне сказать?
(Л.Деулина)
Кирилл встает, одевается и идет в булочную. На сцене вывеска «Булочная».
За столом стоит продавец и выдает по карточкам хлеб. Саша протягивает карточки
и получает свой хлеб. Он отходит от продавца и тут видит ту женщину, у которой он
украл карточки. Ее провалившиеся,блуждающие глаза остановились на буханке хлеба,
которую держит Кирилл. Рядом с ней ребенок. Он серьезно, не мигая, смотрит на хлеб.
Женщина протягивает руку за подаянием. Саша застыл как вкопанный и несколько
секунд смотрел на ребенка. Затем быстро сунул в руки женщины хлеб и выбежал из
булочной.
Учитель: Саша ведь был совсем ребенок,
Но мужества ему не занимать.
И он впитал в себя с пеленок:
Нельзя ведь беззащитных обижать.
И он голодным не остался:
Приехал с фронта в тот день отец.
Счастливый случай тут вмешался
И голоду пришел конец!
Учитель: Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки , были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.
На тарелочках выносят хлеб, разрезанный на кусочки по 125 граммов. Хлеб раздают детям , которые стоят на сцене.
слайд9Учитель: Главным подвигом юных жителей города была учеба. 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.
Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах… Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. Но они продолжали учиться!
Катя Зиновьева
Да, учиться – блокаде назло,
Даже если замёрзли чернила,
Если голодом мысли свело,
Если встать из-за парты нет силы,
Учитель: У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…
Учитель: Все эти нечеловеческие лишения и тяготы переносили дети. Мы хотим рассказать об одной девочке Тане Савичевой. Она жила в большой семье.
Сцена 6
слайд10.Сценка «Таня Савичева»
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится
очень скромный
дневничок
Его писала
Савичева Таня.
На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет
Таня Савичева: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра.
Таня Савичева:
Тетрадка, тетрадка
В линеечку косую.
Одни примеры пишут,
А я войну рисую.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
Таня Савичева:
Коптилка – мой фонарик.
Лица не различишь.
Да здравствует сухарик!
Но он мне сниться лишь.
Ни маковой росинки.
Зато дают бурду.
И плавают крупинки
В тарелке, как в пруду.
Таня Савичева:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
Очень трудно писать слово «умер».
Голос за кадром : Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.
Таня Савичева :
Расскажи нам, старая чернильница,
Как в тебе чернила застывали.
Расскажи, как можешь, печка бывшая,
Как мы в дни блокады горевали.
Но молчит чернильница.
Печь к теплу дорогу не покажет,
Про огонь забывшая.
Только хлеб живой. Он все расскажет.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Голос за кадром :
Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.
слайд11. Таня Савичева:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
слайд12.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»
Звучит фонограмма «Взрывы»
Голос за кадром
За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.
Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.
Таня Савичева:
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.
Голос за кадром : Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.
Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.
«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»
Голос за кадром
Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушенные, охрипшие:
Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…
слайд13Кира стих
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
минута молчания
слайд14Слова победы
Свершилось! Прорвана блокада!
Перед истории лицом
Мы знаем : дети Ленинграда
Достойны города во всём.
: «Ура, блокаде конец!» и бросают вверх шапки.
Раздаются звуки салюта.
Все встают. Через минуту чтение стихотворения.
Люди!
Покуда сердца
стучатся,-
помните!
Какою ценой
завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Помните!
Через века, через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придёт никогда,-
помните!..
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт никогда,-
заклинаю,-
помните!
Сцена 3
На сцене стоит печка-буржуйка (на ней стоит чайник и кружка),
стол, стулья. На столе табличка "Декабрь 1941 г.". Толя что-то рисует
на большом листе бумаги, рядом с ним сидит Марина и разговаривает с ним.
Входят две девушки: Лиза и Кристина.
Лиза:
Ребята, где у вас чайник горячий?
Насквозь мы промерзли совсем.
Ходили в театр, там холод собачий,
Но оперетта понравилась всем.
(Л.Деулина)
Кристина:
Артисты так вдохновенно играли,
Так пели, что просто нет слов!
И так грациозно они танцевали,
Как будто нет войны и холодов!
(Л.Деулина)
И она поет: «Красотки, красотки, красотки кабаре…»
Толя
(отрываясь от рисования):
Ты все пела, это дело,
Так пойди же попляши!
Согреешь танцем ноги, тело,
Да и тепло добавишь для души.
(Л.Деулина)
Коля:
А ну-ка нам спляши сначала,
Ты ноженьки не все стоптала?
Тебе, моя душа, я обещаю:
Получишь после танца чаю.
(Л.Деулина)
Кристина берет за руки Колю и Лизу, и они начинают выделывать
"па" под мелодию оперетты "Сильва" (Без женщин жить нельзя на свете, нет…)
Остальные ребята хохочут.
Затем Кристина и остальные садятся за стол. Тут Толя и Коля,
нахохотавшись, вдруг встают и, подбоченясь, выдают частушки
Коля
На осине две веревки,
Любо-дорого смотреть.
Скоро Гитлер с Муссолини
Будут рядышком висеть.
Толя:
Русский веник крепко парит,
Хлещет немцев между глаз:
Раз - ударит, два - ошпарит,
Спустит шкуру в третий раз.
Коля:
Ой, на улице туман,
Полное затмение.
Глянул Гитлер на Москву
И лишился зрения.
Толя:
Лез к Москве фашист-мошенник
Через надолбы и рвы -
Крепкий русский подзатыльник
Получил взамен Москвы
Коля:
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!
Толя:
Что вы, фрицы, приуныли?
Что носы повесили?
Видно, жарких оплеух
Наши вам отвесили.
Все ребята хохочут, притопывают, присвистывают, прихлопывают в ладоши.
Отсмеявшись, Лиза спрашивает: «А где обещанный чай?»
Коля подходит с чайником к столу, наливает всем чай. Ребята пьют, разговаривают,
смеются. Снова сигнал тревоги. Все вскакивают и бегут на свои посты.
2-й ведущий:
Они ребятами простыми были
И им хотелось петь и танцевать.
Но очень они город свой любили,
Готовы были жизни за него отдать.
Еще душою детскою стремились
Туда, где взрослые фашистов бьют.
На фронт не брали их, они сердились,
Боялись, что без них фашистов перебьют.
Но вот и очередь до них дошла,
Со Смольным наши мальчики прощались.
Судьба не всех их до победы довела,
Не многие из них в живых остались.
(Л.Деулина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...