Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Для школ VII-VIII вида с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_6_klass_fgos.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №1

от 30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 110

от 01.09.2021 г.

Адаптированная рабочая учебная программа по предмету

Математика

(наименование учебного предмета/курса)

6 класс

2021   -   2022 уч. год

срок реализации программы  

                                                                    Составил:

учитель Марченко О.Е

2021 г.

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная рабочая программа ФГОС УО (ИН) Вариант 1 по предмету «Математика» разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 19.12.2012;
  • Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2014;
  • Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Учебным планом СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2021-2022 учебный год;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи”»    

В рабочей программе по предмету «МАТЕМАТИКА» (5-9 класс) отражено содержание программы, определены современные подходы к личностным и предметным результатам освоения учебного предмета, дана система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определены направления программы формирования базовых учебных действий.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на формирование преодоления недостатков умственного, эмоционально-волевого развития школьников, подготовки их к социальной адаптации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета, способствует умственному развитию обучающихся, их подготовке к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Математика является одним из важных предметов в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Цель: 

  • подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости к жизни   в современном обществе, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками, а также учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание положительных качеств личности, в частности трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца; любознательности, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  •  развитие пространственных представлений и ориентации;
  •  развитие основных мыслительных операций;
  •  развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  •  коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  •  обогащение словаря;
  •  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 578 ч из расчета: 

Класс

Часов в неделю

Часов в год

5 класс

4 ч

136 ч

6 класс

4 ч

136 ч

7 класс

3 ч

102 ч

8 класс

3 ч

102 ч

9 класс

3 ч

102 ч

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Технологии обучения:

  • коррекционно-развивающего обучения;
  • проблемного обучения;
  • групповые технологии и коллективное творческое дело;
  • игровые педагогические технологии; проектного метода обучения;
  • технология модульного обучения.

Методы обучения:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
  • практические – решение примеров и задач, работа с карточками, тестами;
  • самостоятельная работа;
  • устная работа, письменные работы (самостоятельные, контрольные работы и т.д.).

            

Формы обучения:

  • фронтальное, групповое и индивидуальное обучение.

       

Приемы коррекционной направленности:  

  • задания по степени нарастающей трудности;
  • включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;
  • разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности обучающихся;
  • задания предполагающие самостоятельную обработку информации;
  • дозированная поэтапная помощь педагога;
  • перенос только что показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание;
  • включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов; постановка законченных инструкций;
  • включение в урок материалов сегодняшней жизни;
  • создание условий для «зарабатывания», а не получения оценки; проблемные задания, познавательные вопросы;
  • игровые приемы, призы, поощрения, развернутая словесная оценка деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Формирование базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью (далее БУД) реализуется в 5-9 классах, конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами формирования и развития БУД являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

- определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающегося;

- определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

 На уроках математики формируются следующие базовые учебные действия:

- личностные учебные действия: готовность ребёнка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

- коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик – класс, учитель - класс), использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

- регулятивные учебные действия: соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, входить и выходить из учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью, работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарём) и организовывать рабочее место, передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения), принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, относительно активно участвовать  в деятельности, стараться контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

- познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, устанавливать отношения предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями, читать, писать, выполнять арифметические действия, наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)..

В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы:

Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценки.

Балл

Показатель

0 баллов

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла,  не включается в процесс выполнения вместе с учителем

1 балл

Смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи

2 балла

Преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно

3 балла

Способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя

4 балла

Способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя

5 баллов

Самостоятельно применяет действие в любой ситуации

Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Согласно требованиям Стандарта, уровень сформированности БУД обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Планируемые личностные результаты

6 класс

У обучающегося будут сформированы:

• проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;

• желание и умение выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;

• умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при организации собственной деятельности по выполнению учебного задания;

• умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности;

• умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя);

• навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики (с помощью учителя);

• умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении математического задания и принять ее;

• умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность по выполнению математического задания;

• знание элементарных правил безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных), следование им при организации собственной деятельности;

• навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;

• навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;

• понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);

• элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.

Планируемые предметные результаты

6 класс

Минимальный уровень:

• знание числового ряда 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя);

• умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора);

• получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 10 000; определение разрядов в записи четырехзначного числа, умение назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы);

• умение сравнивать числа в пределах 10 000;

• знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;

• выполнение преобразований чисел (небольших), полученных при измерении стоимости, длины, массы;

• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;

• выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений;

• выполнение сложения и вычитания чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя);

• умение прочитать, записать смешанное число, сравнить смешанные числа;

• выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа (в знаменателе числа 2—10, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности;

• выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного слагаемого;

• узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

• выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса;

• знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;

• умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;

• вычисление периметра многоугольника.

Достаточный уровень:

• знание числового ряда 1 — 10 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000;

• умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000 (в том числе с использованием калькулятора);

• знание разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел: чертить нумерационную таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в нее числа и читать их, записывать вписанные в таблицу числа вне ее;

• получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые;

• умение сравнивать числа в пределах 1 000 000;

• выполнение округления чисел до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;

• умение прочитать и записать числа с использованием цифр римской нумерации в пределах XX;

• записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей (с помощью учителя);

• выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000 000 приемами устных вычислений;

• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;

• выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; деление с остатком в пределах 10 000 с последующей проверкой;

• выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно;

• знание смешанных чисел, умение получить, обозначить, сравнить смешанные числа;

• умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;

• выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;

• знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем;

• выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа; на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше) ... ?»; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя);

• выполнение решения и составление задач на встречное движение двух

тел;

• узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выполнение построения перпендикулярных прямых, параллельных прямых на заданном расстоянии;

• умение построить высоту в треугольнике;

• выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и бруса.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы призвана решить следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
  • описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяющей вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

   Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

  • дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью;
  • динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
  • единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.

  Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

  Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования детей с умственной отсталостью, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

   В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.  

   Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

   Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытам.

  Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы бальная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике: прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно»/«неверно» свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные: хорошие и очень хорошие (отличные).

   Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

   Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачет)

если обучающиеся верно выполняют от 35%  до 50% заданий

«хорошо»

от 51% до 80% заданий

«очень хорошо» (отлично)

свыше 80%

    Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 бальной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.

     В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

     Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.

     

Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучающихся по математике является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умения практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:

      Оценка «5» ставится ученику, если он:

 а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

 в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

     Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу;

д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

    Оценка «3» ставится ученику, если он:

а) при незначительной помощи учителя или обучающихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.

     Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других обучающихся.

Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

       По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.); либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса, и объема проверяемого материала.

     Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимся требовалось 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.

     В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная или 2 составные задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

     При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

     Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.)

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы в виде самостоятельных и контрольных работ и тестов.

Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти и года в форме разноуровневых контрольных работ.

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Беседа, наблюдение, математический диктант.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы.

Диагностические задания: опросы, сам. работы, карточки, математические диктанты.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Тест, наблюдение, консультация.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Контрольная работа за курс учебного года.

Содержание учебного предмета «Математика»

6 класс

Нумерация

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч.

Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые. Чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе чисел в пределах 1 000 000.

Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч. Нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.

Сравнение чисел в пределах 1 000 000.

Числа простые и составные.

Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.

Единицы измерения и их соотношения

Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей.

Арифметические действия

Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, устно и письменно.

Дроби

Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей (включая смешанные числа) с одинаковыми знаменателями.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа.

Простые арифметические задачи на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время.

Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

Геометрический материал

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве (наклонные, горизонтальные, вертикальные). Знаки: ||. Уровень, отвес.

Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.

Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.

Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с.
  2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под общей редакцией И.М. Бгажноковой. – М: «Просвещение», 2005
  3. «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Эк, Москва «Просвещение», 2005.
  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).

Дополнительная литература

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под общей редакцией И.М. Бгажноковой. – М: «Просвещение», 2005.
  2. Алышева Т.В. Рабочая тетрадь по математике для 6 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2005.
  3. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001

 Тематическое планирование

№ п\п

Наименование тем

Кол- во часов

Дата

Дата по факту

День Знаний.

1

1.09.

1

Повторение. Нумерация, разряды классы

2

2,3.09.

2

Устное и письменное вычитание в пределах 1000.

2

6,8.09.

3

Сравнение чисел, соседних разрядов, класс тысяч и единиц

2

9,10.09.

4

Простые и составные числа.

1

13.09.

5

Вводная контрольная работа

1

15.09.

6

Анализ контрольной работы.

1

16.09.

7

Округление чисел до десятков и сотен

2

17,20.09

8

Сложение  в пределах 1000 с переходом через разряд

1

22.09.

9

 Вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

1

23.09.

10

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании

2

24,27.09

11

Умножение целых чисел на однозначное число

2

29,30.09

12

Деление целых чисел на однозначное число

2

1,4.10.

13

Умножение и деление целых чисел на однозначное число

1

6.10.

14

Преобразование чисел полученных при измерении длины, массы, времени

1

7.10.

15

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины

массы, времени.

2

8,11.10.

16

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого,

уменьшаемого, вычитаемого.

2

13,14.10

17

Контрольная работа. «Арифметические действия с целыми числами

в пределах 1000»

1

15.10.

18

Анализ контрольной работы

1

18.10.

19

Все действия с целыми числами в пределах 1000(повторение)

2

20,21.10

20

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1000000.

1

22,25.10

21

Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (лёгкие

случаи)

1

27.10.

22

Получение четырех, пяти, шестизначных чисел из разрядных

слагаемых

1

28.10.

23

Разложение четырех, пяти и шестизначных чисел на разрядные

слагаемые (десятичный состав числа).

1

29.10.

24

Чтение, запись под диктовку многозначных чисел, изображение на

калькуляторе.

1

8.11.

25

Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч,

нумерационная таблица.

1

10.11.

26

Сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.

1

11.11.

27

Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч

1

12.11.

28

Определение количества разрядных единиц и общего количества

единиц, десятков, сотен тысяч в числе.

1

15.11.

29

Простые и составные числа.

1

17.11.

30

Обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX.

1

18.11.

31

Сложение и вычитание устно в пределах 10 000(легкие случаи).

1

19.11.

32

Письменное сложение и вычитание в пределах 10 000.

1

22.11.

33

Письменное сложение и вычитание в пределах 10 000.

1

24.11.

34

Вычитание двух и трехзначных чисел из круглых тысяч.

1

25.11.

35

Проверка сложения вычитанием, вычитания сложением.

1

26.11.

36

Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 10 000».

1

29.11.

37

Анализ контрольной работы.

1

1.12.

38

Умножение многозначных чисел на однозначное число.

3

2,3,6.12.

39

Умножение многозначных чисел, где в одном из разрядов 0.

3

8-10.12

40

Порядок действий в составных примерах.

1

13.12.

41

Умножение многозначного числа на круглые десятки.

1

15.12.

42

Контрольная работа «Умножение многозначных чисел на однозначное число».

1

16.12.

43

Анализ контрольной работы.

1

17.12.

44

Письменное сложение и вычитание в пределах 10 000(повторение).

4

20,22-24.12.

45

Деление многозначных чисел на однозначное число.

3

10,12,13.01.

46

Деление многозначных чисел (случаи, где в частном 0).

2

14,17.01

47

Деление многозначных чисел на однозначное число в составных примерах.

1

19.01.

48

Решение задач на нахождение части числа.

2

20,21.01

49

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число в составных примерах.

2

24.26.01

50

Деление с остатком.

2

27,28.01

51

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины.

1

31.01

52

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

стоимости, массы.

1

2.02

53

Контрольная работа по пройденным темам. Анализ контрольной работы.

2

3.4.02

54

Обыкновенные дроби. Образование, чтение и запись обыкновенных дробей.

1

7.02

55

 Основное свойство обыкновенных дробей.

1

9.02

56

Образование смешанного числа.

2

10.11.02

57

Замена неправильных дробей целыми и смешанными числами.

2

14.16.02

58

Сравнение смешанных чисел.

1

17.02

59

Преобразования: замена мелких долей более крупными.

2

18,21.02

60

Нахождение части от числа.

Нахождение нескольких частей от числа.

2

24,25.02

61

Проверочная  работа «Обыкновенные дроби».

1

28.02.

62

Сложение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем.

2

2,3.03

63

Вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем.

2

4,7.03

64

Вычитание дроби из целых единиц.

2

9,10.03

65

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

1

11.03

66

Контрольная работа «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

1

14.03

67

Анализ контрольной работы.

1

16.03

68

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении(повторение).

2

17,18.03

69

Сложение смешанных чисел.

3

28,30,

31.03

 

70

Вычитание смешанных чисел.

4

1,4,6,

7.04

71

Сложение и вычитание смешанных чисел.

2

8,11.04

72

Решение задач на нахождение смешанных чисел.

2

13,14.04

73

Контрольная работа «Сложение и вычитание смешанных чисел».

1

15.04

74

Анализ контрольной работы.

1

18.04

75

Соотношение: скорость, время, расстояние.

1

20.04

76

Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние.

1

21.04

77

Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние.

1

22.04

78

Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние.

1

25.04

79

Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние.

1

27.04

80

Решение задач на встречное движение

2

28,29.04

81

Арифметические действия в пределах

10 000.

4

4,5,6,

11.05

82

Нахождение дроби от числа.

1

12.05

83

Решение уравнений.

1

13.05

84

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

2

16,18.05

85

Преобразование, сложение и вычитание чисел ,полученных при измерении.

3

19,20,

23.05

86

Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

3

25,26,

27.05

87

Итоговый обобщающий урок

1

30.05

   

Геометрия

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

Дата по факту

1.

Геометрия. Повторение.

1

2.

Геометрия. Построение треугольников по трём сторонам.

1

3.

Геометрия. Повторение. Фигуры на плоскости

1

4.

Взаимное положение прямых на плоскости.

2

5.

Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярных

прямых

1

6.

Высота в треугольнике. Построение высоты в остроугольном

треугольнике

1

7.

Параллельные прямые. Обозначение параллельных прямых.

1

8.

Построение параллельных прямых.

1

9.

Взаимное положение прямых в пространстве.

2

10.

Куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; количество, свойства.

3

11.

Геометрические тела и фигуры.

1

12.

Масштаб.

4

13.

Перпендикулярные, параллельные, пересекающиеся прямые.

2

14.

Высота треугольника. Построение высоты треугольника.

4

15.

Построение треугольника по трем сторонам.

2

16.

Построение квадрата, прямоугольника,.

2

17.

Уровень, отвес.

2

18.

Повторение.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...